Мастер – класс «Использование метода «синквейн»
Мастер – класс «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
Иванова Людмила Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с «Золотая рыбка» с. Печерск Смоленского района Смоленской области
Цель: дать представление об инновационном методе развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.
План проведения мастер-класса
- I. Теоретическая часть:
- —Что такое «Синквейн».
- —Актуальность «Синквейна»;
- —Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.
- II. Практическая часть:
- —Совместная работа с педагогами с показом на экране.
- —Обсуждение полученных результатов.
III. Подведение итогов.
Рекламное сообщение
Добрый день уважаемое жюри, коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.
1 слайд
Я хотела бы задать вам загадку:
Творческий, активизирующий.Развивает, обогащает, уточняет.Помогает учиться.Метод.
Это синквейн. И я вам предлагаю поиграть в синквейн, как в детстве. Для этого я приглашаю сидящих на первом ряду коллег.
На листе заготовлены вопросы. Каждый игрок пишет, любой ответ, затем заворачивает и игроки меняются листочками (чтобы не запутаться, передают по кругу). По окончании игры каждый разворачивают листок, оказавшийся у него и по очереди зачитывают.
Вопросы, которые предварительно написанные на листочке.
- – Кто?
- – С кем?
- — Где?
- — Когда?
- — Что делали?
- — Что им сказали?
- — Чем все закончилось?
(зачитывается «чепуха» которая получилась в процессе игры).
Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места.
- Теоретическая часть.
Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с методикой синквейн. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
2 слайд
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- – открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- – способствует обогащению и актуализации словаря;
- – является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;
- – носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- – используется для закрепления изученной темы;
- – является игровым приемом;
- – составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
3 слайд
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Самое главное: Синквейн – получается у всех!
Когда же начинать знакомство с этим приемом?
– С детьми старшего возраста.
4 слайд
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.
В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году.
5 слайд
Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.
- строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?);
- строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?);
- строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?);
- строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
- строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.
Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Давайте поговорим о личном. Что волнует каждую женщину? Фигура, вес……
(тему и ответы записываю на доске)
Зачитываю весь сиквейн.
- Практическая часть.
Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах.
(Приглашаю 6 человек за столы). Я вам предлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.
Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас – уважаемые зрители отгадать загадки-синквейны.
А наше компетентное жюри составит загадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать.
Я надеюсь, наши коллеги готовы. Пожалуйста, проходите.
Давайте поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.
Все синквейны зачитываются.
Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.
Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.
Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс».
( на доске нарисованная заранее схема синквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)
Мастер-класс
Актуальный, творческийВолнует, объединяет, дисциплинируетНа других посмотреть, да себя показатьОпыт работы
Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми. Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем с Вами не одного поэта.
Спасибо за внимание!
Материал представлен на конкурс “Веселая логика”
Памятка по составлению синквейна
Понравилась конкурсная работа?
На забудьте нажать кнопочки соцсетей
и оставить комментарий!!!
Что такое синквейн?
Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Античная поговорка
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Дети Любимые, ласковые Играют, радуют, умиляют Дети — цветы жизни Счастье
Эти строчки похожи на японские лирические стихи хоку и танка. Хоку – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
Карээда ни карасу но томарикэри аки но курээ. На голой ветке / ворон сидит одиноко. / Осенний вечер.
Синквейн, как и хоку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным. Кроме традиционного, существуют разные виды синквейнов:
- обратный синквейн,
- синквейн-бабочка,
- зеркальный синквейн.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
1. Котёнок Чёрненький, пушистенький Играет, спит, ест Он мой друг Домашнее животное
2. Дом Большой, красивый Защищает, греет Нужен всем людям Убежище
3. Арбуз Круглый, вкусный Катится, растёт, зреет Арбуз – это большая ягода. Лето
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
- Семья
- Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
- Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
- Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
- Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!
Выводы о синквейне:
- Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Составить синквейн получается у всех.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Правила составления синквейна:
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Пример синквейна «Наша группа».
Наша группа Весёлая, дружная Учимся, играем, танцуем Наш любимый край Мы — дружные!
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные)
- слова-признаки (прилагательные)
- слова-действия (глаголы)
- слова-предметы (существительные)
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..
Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.
Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».