Катотека развивающих игр для детей 4-5 леткартотека (средняя группа) на тему


Познавательные задания для детей 4-5 лет

1. «Домашние и дикие животные». Подготовить карточки с различными животными: волк, заяц, мышь, лиса, корова, лось, крот, кошка, енот, олень, собака и другие. Ребенку предложить разделить животных на две группы: домашние и дикие. Хорошо проводить такие игры после похода в зоопарк. Такие задания развивают кругозор и понимание окружающего мира, а также речь (если правильно задавать вопросы и рассказывать о животных, для этого можете ориентироваться на логопедические карточки ниже).

Тема: Домашние животные

2. «Профессии». Распечатать картинки с изображением людей различных профессий: повар, капитан корабля, водитель, продавец, учитель, садовник, врач, судья, пожарник и другие. Для того, чтобы малыш мог искать обобщающие свойства и называть их, необходимо подготовить отдельно предметы (или картинки): поварешку, указку, руль, мантия, шланг и другие. Ребенок выбирает картинку с профессией человека и ищет подходящий предмет для него.

3. «Весна». В 4 года малыш уже знает основные цвета и формы, поэтому в продолжение развития этой темы можно организовать игру с крышками от детского питания «Фруто-няня». Колпачки прекрасно соединяются между собой и имеют различные цвета. Соединять их между собой достаточно просто, чтобы создавать интересные предметы. На альбомном листе можно нарисовать круг, квадрат, цветок, облако. Из крышек собрать фигуры такой же формы, чтобы можно было приложить к листу бумаги.

Домашние задания для родителей детей 4-5 лет с ОНР

Лексическая тема «Лето. Летние изменения в природе». Звук[с].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2. Какое это время года? Почему ты так думаешь?(Стало тепло. Солнце светит и греет. Деревья и кусты зеленые.
В лесу и на лугу много цветов).
3. Послушай рассказ:

Наступило лето, стало жарко. Вода в реке теплая. Петя и Коля катаются на лодке. Дима и Митя плавают. Тима и Катя играют в мяч. Лена и Маша загорают. Вика и Толя собирают землянику. Как хорошо летом!

4.Ответь на вопросы:

Что наступило? Как на улице? Какая в реке вода? Что делают Петя и Коля? Покажи их.

Что делают Дима и Митя? Покажи их. Что делают Тима и Катя? Покажи Тиму, Катю.

Что делают Лена и Маша? Покажи их. Что делают Вика и Толя? Покажи Вику, Толю.

5.Перескажи рассказ. (Если ребенок не смог пересказать рассказ, то прочитайте его повторно.Предложите ребенку пересказать еще раз.)

6. Предложите ребенку отгадать загадку.

Пахнет в роще земляникой, солнце щеки обжигает. Догадайся и скажи-ка: это все когда бывает? (Летом)

7. Закрепить артикуляцию звука [с].

8. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [с]:маска, молоко, киска, ласточка, сон, мышонок, нос, колесо, сапоги, скамейка, аквариум, весы, корзина, пылесос, коза, ананас, сода, машина, усы, роза, осы, космонавт.

9. Проговаривать фразу со звуком [с] за взрослым несколько раз четко, спокойно, выразительно (громко, тихо, шепотом):

Ночью тихо в старом доме, только мышь шуршит в соломе.

Обобщение по лексической теме «Осень». Звуки[а], [у],[и].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2. Закрепите с ребенком время года —осень

и попросите его произнести это слово несколько раз. Закрепите в речи ответ на вопрос: какое сейчас время года?
(Сейчас осень.)
Потренируйте ребенка в произнесении этого словосочетания.Закрепите приметы осени. Расскажите ребенку, что на улице
стало холодно,
часто
идут до­жди, листья
на деревьях
стали красными или желтыми,
они
опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы,
в садах и огородах
убира­ют овощи и фрукты.
Произнесите вместе с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

3.Рассмотрите вместе с ребенком картинку «Осень». Объясните ему, почему на картинке нарисована осень. Обратите его внимание на хму­рое небо, темные тучи, мелкий дождик, разноцветные листья

на деревьях,
улетающих птиц, одежду детей.
Попросите ребенка рассказать об осени по картинке. Если он затрудняется, помогите ему, задавая вопросы:

• Какое время года на картинке? (Это осень.)

• Какое небо? (Небо хмурое.)

• Какие тучи? (Тучи темные.)

• Какой дождик идет? (Идет мелкий дождик.)

• Какие листья на деревьях? (На деревьях разноцветные листья.)

• Что делают птицы? (Птицы улетают.)

• Как одеты дети? Почему? (На улице холодно.Дети одеты тепло.)

4. Упражнение для пальчиков «Осенние листья».

Сопровождать речь с движением пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки).

Листья березы, листья рябины,
(Загибать пальчики, начиная с боль­шого, на обеих руках).
листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем,

маме осенний букет отнесем. («Шагать» по столу средними и указательными пальчиками обеих рук).

5. Закрепить артикуляцию звуков [а], [у],[и]. Поиграть в игру«Назови первый звук». Взрослый называет разные слова, ребенок называет первый гласный звук в слове: аист, утка, ива, индюк, укроп, азбука, аквариум, избушка, утюг, улица, игрушки, индюк, аптека, адрес, автомобиль, уши, Ира, улитка.

Обобщение по лексической теме «Зима». Звуки[а], [у],[и], [о].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2.Побеседуйте с ребенком о времени года — зиме. Закрепите приметы зимы: зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, метели, люди тепло одеваются, дети катаются на лыжах и санках.

Закрепите ответ на вопрос: какое сейчас время года?
(Сейчас зима.)
1. Рассмотрите с ребенком картинку «Зима». Задайте ребенку вопросы и помогите ответить на них полными ответами, давая, если нужно, образец:

Какое время года на картинке? (На картинке зима.)

Почему ты так думаешь?
(На земле лежит снег. В воздухе кружатся снежинки. На дереве сидят снегири.)
Как одеты дети? Почему?
(Дети тепло одеты.На улице холодно.)
Что делают дети?
(Дети лепят снеговика.)
3. Во время прогулки побеседуйте с ребенком о зиме, вместе с ним назо­вите приметы зимы (они выделены во втором пункте). Рассмотрите, какими разными бывают снежинки. Покажите ребенку и помогите ему запомнить: снег белый, пушистый, холодный, мягкий; лед твердый, гладкий, блестящий.

Произнесите эти словосочетания несколько раз.

4. Помогите ребенку составить рассказ о зиме с помощью вопросов:Какое время года наступило? (Наступила зима.)

Что лежит кругом?
(Кругом лежит снег.)
Что на реке?
(На реке лед).
Что на улице? Почему холодно?
(На улице мороз.)
Какое все вокруг?
(Все вокруг белое.)
Что делают дети?
(Дети катаются на санках…)
Повторите рассказ сами: «Наступила зима. Кругом лежит снег. На реке лед. На улице мороз. Все вокруг белое. Дети катаются на санках».

Затем рассказывает ребенок.

5. Потренируйте ребенка в произнесении слов:сугроб, снежинка, сосуль­ка, снегопад, хлопья.

6. Прочитайте ребенку стишок и попробуйте выучить его:

Я песком посыплю густо всю дорожку у ворот,

а еще ступеньки, спуски, потому что гололед.
(В.Нищев)
7. Упражнение для пальчиков «Прогулка». Сопровождать речь с движением пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

5. Закрепить артикуляцию звуков [а], [у], [и], [о]. Поиграть в игру«Назови первый звук». Взрослый называет разные слова, ребенок называет первый гласный звук в слове: аист, утка, ива, облако и т.д.

Обобщение по лексической теме «Весна». Звуки[а], [у],[и] [о], [ы].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2.Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Произне­сите вместе с ребенком слово весна,

научите отвечать на вопрос: какое сей­час время года?
(Сейчас весна.)
Обратите внимание ребенка на то, что весной
тает снег, появляются проталинки, начинается ледоход, прилетают птицы, пригревает сол­нышко, бегут ручейки.
Отработайте с ребенком произношение этих словосо­четаний. Помните, что ваша речь должна быть образцом для него. Настаивайте на том, чтобы он старался говорить как можно более четко.

3. Рассмотрите вместе с ребенком картинку по теме «Ранняя весна». Помогите ему составить рассказ по картинке из нескольких предложений. Наступила весна. Ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручейки. Де­ти пускают кораблики.

Если ребенок затрудняется, сначала помогите ему ответить на вопросы:

• Какое время года на картинке? (На картинке весна.)

• Что делает солнышко? (Солнышко ярко светит.)

• Что делает снег? (Снег тает.)

• Что делают ручейки? (Ручейки бегут.)

• Что делают дети? (Дети пускают кораблики.)

3.Прочитайте ребенку стишок о весне. Предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».

За окном веселых птичек стая, расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял — значит, к нам опять пришла… (весна).

(В.Нищев)

5. «Ответь правильно». Развитие слухового внимания.

Весной солнышко греет или морозит?

Игры на развитие внимания у детей 4-5 лет

В 4-5 лет активно формируется логическое мышление, требуется уметь сосредотачиваться на какой-либо определенной задаче. В дальнейшем это помогает выработать усидчивость.

1. На альбомном листе нарисовать различные предметы: цветок, воздушный шарик, машинку, солнце. Попросить ребенка обвести карандашом только воздушные шарики.

2. Зачеркнуть букву «Н». На альбомном листе распечатать вразброс буквы алфавита и попросить кроху зачеркнуть красным карандашом букву «Н», зеленым карандашом все буквы «А» и так далее.

3. «Листопад». На листе бумаге нужно найти одинаковые листочки. Попросить ребенка соединить карандашом одинаковые листики и раскрасить их. Игра учит определять схожесть предметов, развивает пространственное мышление.

Задания математического цикла

1. Приобрести магниты разных цветов в любом канцелярском магазине. С их помощью малышу удобно разобраться с числами и понятиями – больше и меньше. Задание: сколько у кошечки котят, а сколько у собачки щенков? У кого деток больше?

2. На листе бумаге нарисовать 5 звезд на небе. Предложить ребенку сосчитать и дорисовать столько же звезд. Сколько всего должно получиться?

3. На рисунке изобразить улиток, цветочки. Дать задание обвести цветочки зеленым карандашом, улиток сосчитать и подвести линией к цветочку (какой улитке нравиться какой цветочек, как ты думаешь?). Сколько лишних цветочков осталось?

4. На альбомном листе распечатать мухомор. Дать малышу задание сосчитать пятна на шляпке. Дорисовать рядом столько точек, сколько пятен на мухоморе. Сколько всего кружочков получилось?

5. Соединить по порядку точки от 1 до 15. Должен получиться рисунок. Такие задания очень нравятся детям и развивают мелкую моторику руки и учат правилам счета.

6. Соединить линиями группу цветочков по три штуки. На листе нарисованы цветочки в хаотичном порядке. Требуется проявить внимательность и распределить все цветы по группам.

Математический досуг «Знатоки математики» для детей средней группы

Математический досуг «Знатоки математики»

Средний возраст

Автор: Ваулина Татьяна Григорьевна- воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Новый Уренгой

Тема недели

«Специализированный транспорт»

Программное содержание:

Образовательные:

Закреплять и активизировать умения в количественном и порядковом счете в пределах 5; умение соотносить количество предметов с цифрами; упражнять в отборе предметов определенной формы; ориентировки в пространстве.

Развивающие:

Развивать логическое и пространственное мышление; умение слушать и выполнять инструкции.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность и чувство коллективизма в условиях командной работы.

Материал:

браслеты с обозначениями (красные – 01; синие-02; желтые – 03); 4 обруча (красный, синий, желтый, зеленый); наборы цифр от 1 до 5; геометрические фигуры: прямоугольник, круг, треугольник; деревянные фишки из «Лото» с изображением предметов разных форм (квадратная, круглая, прямоугольная, треугольная, овальная); медиа-презентации «Куда едут машины», «Сказочные герои»; детали конструктора «ЛЕГО» (красные, синие, желтые).

Ход досуга.

Воспитатель:

Ребята, какие специализированные машины вы знаете?

Как они помогают людям?

Кто на них работает?

По каким номерам мы можем их вызвать?

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, предлагаю вам проверить свои знания математики. Предлагаю вам разделиться на команды.

Жеребьевка: дети выбирают цветные браслеты с цифрами 01, 02, 03

У кого номер 01 – это … (ответы детей)

команда «Пожарных»

У кого номер 02 – это … (ответы детей)

команда «Полицейских»

У кого номер 03 – это … (ответы детей)

команда «Скорой помощи»

Ребята, как вы думаете, нужна ли людям, которые работают на специализированных машинах математика?

Ответы детей

Воспитатель:

Конечно же –
ДА.
Математика нужна всем. Мы с вами тоже знакомимся с математикой и сейчас мы узнаем, что вы уже знаете и чему еще надо поучиться. Работать нужно в команде дружно, сплоченно и тогда все получится. А итоги нам поможет подвести конструктор «ЛЕГО»: одна его деталь будет означать бал: красная – команде «Пожарных», синяя – «Полицейских», желтая – «Скорой помощи». У какой команды башня будет выше, та команда и победила. Начинаем!

Воспитатель раскладывает 4 обруча. В зеленый обруч раскладывает цифры от 1 до 5.

Задание № 1.

Командам нужно из общего количества цифр выбрать и выложить в обруч своего цвета цифры: 01 «Пожарные» —
1
; 02 «Полицейские»-
2
; 03 «Скорая помощь»-
3
.

Подведение итогов, анализ, исправление ошибок.

Задание № 2.

В обручи цвета команд выкладываются по одной геометрической фигуре: треугольник, прямоугольник, круг. В зеленый обруч раскладываются фишки от лото (или предметные картинки) с предметами нужной формы и несколько изображений овальной, квадратной формы. Командам необходимо в свой обруч отобрать предметы нужной формы.

Обучающие задания со словами

1. На листе в центре написаны слова печатными буквами: море, цветок, солнце, улитка. Соотнести слово и рисунок, провести линию.

2. На листе написаны разные слова: мама, кот, собака, папа, лето, весна, дерево, цветок. Нужно в словах зачеркнуть букву А. Кроха учится усидчивости и внимательности.

3. На альбомном листе нарисованы круги и треугольники. Ребенку дается задание нарисовать в каждом круге букву М, а в каждом треугольнике букву С.

4. «Наоборот». Взрослый называет любое слово, а малыш должен найти противоположное по смыслу. Например: взрослый называет «горячий», ребенок отвечает «холодный» и т.д.

5. «Ласковое слово». Назвать предмет, а малыш подбирает ласковое слово для его обозначения. Например: мяч – мячик, дом – домик, нога – ножка.

6. «Фрукты и овощи». Разложить перед ребенком различные картинки с фруктами и овощами. Вариантов игр много: попросить юного ученика сложить в корзинку фрукты. Попросить выбрать те овощи, из которых мама делает на обед салат.

7. «Найди лишнее». Говорить малышу набор слов, в котором слова относятся к одной группе, но одно слово лишнее. Ребенок должен на слух определить лишнее. Например: дерево, трава, цветок, улитка. Лишнее слово – улитка. Ребенок должен дать объяснение, почему именно это слово лишнее.

Картотека игр по областям. (средняя группа)

Зубкова Людмила Александровна

Картотека игр по областям. (средняя группа)

Картотека игры по социально-коммуникативному развитию

средняя группа

«Назови себя»

Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию)

ласково называя его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в

, а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка»

Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Замри»

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри»

, которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

«Волшебная палочка»

.

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

Один называет сказку, другой ее персонажей и т. д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Воспитатель:у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т. д.)

; ласковые обращения
(дорогая мамочка, милая мамочка и т. д.)
.

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

«Кузовок»

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель,обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово»

.

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

«Чудесный мешочек»

Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

«Добрые слова»

.

Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т. д.)

«Коврик примирения»

.

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения»

выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

«Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

«Вот какой Дед Мороз»

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ….

Особенно мне нравится, когда…

Однажды меня очень напугало то, что ….

«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает»

Участники игры хаотично двигаются, прыгают.Когда воспитатель произносит:
«Ночь наступает- все замирает»
, дети замирают в причудливых позах.

«Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Воспитатель берет себе медведя,а ребенку дает зайчика.

И начинает: «У меня медведь.»

Ребенок:
«А у меня заяц.»
и т. д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида.Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

«Вот какой папа»

.

Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Опиши друга»

.

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Вот какая мама»

.

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

Картотека дидактических игр по познавательному развитию

средняя группа

«Найди ошибку»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

«Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

«Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

«Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

«Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

«Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

«Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

«Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание.

«Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

«Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

«У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

«Кто (что)

летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

«Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

«Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию,закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

«Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

«Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

«Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

«Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

«Бывает — не бывает»
(с мячом)
Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

«Третий лишний»
(растения)
Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

«Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

«А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

«Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

«Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

«Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

«Кто кем (чем)

будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

«Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

«Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

«Брать — не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»

; развивать слуховое внимание.

«Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению)

; развивать быстроту мышления,

слуховое внимание.

«Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

«Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: — Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

«Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

«Отгадай — ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

«Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

«Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

«Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

«Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

«У кого какой цвет?»

Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

«Какой предмет»

Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма, закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления

«Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

«Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

«Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

«Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т. д., умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди друзей среди красок»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей»

желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт, выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

«Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры:на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.)

. Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного)

вырезанные бумажные скатерти и по 4 — 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т. д., умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди среди красок друзей»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей»

желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

1. «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

2. «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»

.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

4. «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

5. «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

6. «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

7. «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

8. «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

9. «Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

10. «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

11. «Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

12. «Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

13. «Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

14. «Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

15. «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

17. «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

18. «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

19. «Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

20. «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

22. «Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.

23. «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

24. «Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

25. «Близко-далеко»

Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

26. «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

27. «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

28. «Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Картотека игр по физическому развитию в средней группе.

«Мы ребята смелые»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске.

«Щенок»

Цель. Воспитывать желание оказывать помощь.

Упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой, быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу.

Формирование навыки безопасного поведения на гимнастической стенке.

Формировать зрительное восприятие предметов окружающей действительности.

Оборудование: гимнастическая стенка, игрушка – собачка.

«Зайчата»

Цель. Воспитывать умение подчиняться правилам игры.

Развивать быстоту реакции, ловкость, скорость, внимание.

Развивать ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Развивать ориентировку в пространстве.

«Ручеек»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Развивать умение ползать между предметами, пролезать под препятствиями (высота – 50см., не задевая предметы.

Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие предметов окружающей действительности.

«Пастух и кровы»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Совершенствовать навыки ползания на четвереньках.

Развивать ориентировку в пространстве.

«Лошадки»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Развивать навыки бега в среднем темпе.

Отрабатывать произношение звука – «ц»

.

Развивать ориентировку в пространстве.

«Меткие стрелки»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель.

Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

«Салют»

Цель. Воспитывать самостоятельность.

Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками.

Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.

«Крокодилы»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Развивать умение пролезать в обруч, лазать по наклонной лесенке, действовать в соответствии со словами текста.

«Хитрый лис»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Упражнять в лазании по гимнастической стенке.

Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке.

«Собираем урожай»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками.

Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

«Охотники и утки»

Цель. Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель.

Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

«Лиса в курятнике»

Цель: Развивать, внимание, ловкость, выполнение движений по сигналу. Упражнять в беге.

«Кто бросит дальше мешочек»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

«Зайцы и волк»

Цель: Развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве. Упражнять в беге и прыжках.

«Перелет птиц»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

«Гори, гори ясно»

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

«Два мороза»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге

«Лягушки и цапля»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

«Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

«Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге

Задания на развитие творческого мышления

1. Создание собственного журнала или книги. Для выполнения этого задания потребуется цветная бумага, вырезки из различных глянцевых журналов, цветной картон, клей, скотч. Слова для книги также можно вырезать из журналов. Получается совместная работа.

2. Театр. Предложить разыграть настоящий кукольный спектакль. Сделать костюмы, подобрать реквизит, подготовить приглашения для домочадцев. Можно выбрать любую русскую народную сказку, привлечь старших братьев и сестер.

3. «Интересное продолжение». Задание полезно для детей 5 лет, так как учит строить предложения, логически мыслить и развивает мышление. Следует придумать рассказ на определённую тему. Взрослый говорит первое предложение, малыш продолжает следующее предложение. Далее вновь придумывает предложение взрослый. Должен получиться связный текст. В заключение просим ребенка пересказать.

Задания для детей 4-5 лет должны быть комплексными и развивать логику, мышление, речь, мелкую моторику. Тематические занятия можно адаптировать под возрастные особенности малышей, разнообразить играми и научить сравнивать, анализировать, мыслить в увлекательной форме. Если заниматься с ребенком ежедневно, то ему будет нравиться знакомиться с основами математики, чтения и других предметов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]