Коментарий к презентации Метод наглядного моделирования
Метод наглядного моделирования
Слайд 1
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина — это наглядность. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Слайд 2
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Слайд 3
«МОДЕЛИРОВАНИЕ» — исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«МОДЕЛЬ» — это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Слайд 4
Л.А.Венгера выделял 3 этапа моделирования:
1. Использование готового символа или модели.
На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
Где педагог учит выделению признаков различия и сходства, одновременно даёт задание последовательно отбирать и выкладывать модели, замещающие эти признаки, организует сравнение двух объектов между собой, постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех; обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.
3. Самостоятельное составление моделей
.
Педагог руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.
Слайд 5
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду
требований:
— Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
— Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
— Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
— Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах.
Слайд 6
В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:
— Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;
— Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;
— Следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;
— Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;
— Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;
— Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.
Слайд 7
В дидактике выделяют 3 вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов — заместителей и графических знаков. Например, полоски бумаги разного цвета, изображения геометрических фигур.
3. Графические модели (графики, формулы, схемы). (Где передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения каких-либо явлений или модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма и размер тела, покров тела, строение конечностей и т.д.
Слайд 8
В основе моделирования лежит принцип замещения
. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
Слайд 9
Средства наглядного моделирования используют при обучении детей:
— пересказу;
— составлению описательного рассказа о единичных предметах;
— составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; — составлению рассказов из личного опыта;
— рассказыванию (с элементами творчества);
— составлению сравнительного описательного рассказа;
— составлению рассказа по плану;
— составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям;
— составлению и отгадыванию загадок; — умению вести беседу, диалог.
На первом этапе обучения роль моделей выполняют конкретные предметы, а потом можно использовать символические заменители.
Слайд 10
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются
геометрическиефигуры
, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона.
Элементами плана рассказа, составленного по картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
Пересказ
– наиболее легкий вид монологической речи. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа с помощью метода моделирования предполагает формирование следующих умений:
— усвоение принципа замещения героев или действий сказки, рассказа различными предметами или cхематическими изображениями;
— развитие умения передавать сюжет повествования с помощью предметов-заместителей.
Начинать обучение приему наглядного моделирования надо с коротких русских сказок
: «Маша и медведь», «Три медведя», «Белка и волк» Л.Н. Толстого, «Галка и кувшин», «Лес и мышонок» В. Бианки, «Три котенка» В. Cутеева.
Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители. Например, сказка « Репка», взрослый рассказывает, а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.
На данном этапе учат детей, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть каждый фрагмент сказки показывали и выставляли на доску в процессе чтения.
Слайд 11
Затем переходим к пересказу с помощью графических схем
.
Имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составлял логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством обучения.
Слайд 12
При обучении пересказу можно использовать пиктограммы. С их помощью обучают детей пересказу с опорой на картинку, которую можно рисовать самой по мере рассказывания сказки, а потом можно попросить детей нарисовать и пересказать по своему рисунку.
Слайд 13 Разновидностью схематических моделей является
мнемотаблица.
Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. Когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Слайд 14
Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам.
Слайд 15 Опорные картинки
К ним относятся предметные картинки, сюжетные, серия сюжетных картинок.
Слайд 16
Составление рассказа по сюжетной картинке
– значительно более сложный этап по сравнению с пересказом готового текста, но при этом ребенок овладевает навыками пересказа. Ребёнку трудно «сконструировать ситуацию», изображённую на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. Можно использовать такой приём: раздать детям карточки с фрагментами картины и предложить им составить предложения, затем выставляется большая картина, дети находят по ней свои фрагменты. Дети по картинкам-символам составляют отдельные предложения. В итоге получается связный рассказ.
Слайд 17
Предлагаю Вам рассмотреть на примере картины «Зимние забавы».
Наступила зима./ Солнце светит редко,/ на улице кружатся и падают на землю лёгкие снежинки/. Снег лежит на земле/, на крышах домов./ На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры./ Но дети не боятся мороза/ и холодного ветра./ Они катаются на санках/, на коньках,/ лепят снеговиков
./
Слайд 18
Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки.
Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
Слайд 19 По серии картин
Прежде чем давать детям задание составить рассказ по серии картин
,
надо внимательно рассмотреть все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию. А потом попросить ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Слайд 20 Составление описательных рассказов.
При обучении детей составлению описательных рассказов можно использовать различные схемы для описания овощей и фруктов, одежды, посуды, животных, времен года, в том числе и «Схемы для составления описательных рассказов» Т.А. Ткаченко. Их много разновидностей, вот некоторые их них. Сначала используем схемы для описания отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе, а затем переходим к схемам сравнительного описания. Использование схем заметно облегчает детям овладению связной речью, наличие плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Слайд 21, 22
Слайд 23, 24, 25
В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз: /-
цепная связь
(предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого); /-
параллельная связь
(предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу); /-
лучевая связь
(называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).
Слайд 26
Рассказ с элементами творчества
– это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Это придуманные рассказы, представляющие собой результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, способности самостоятельно моделировать схему рассказа. Конкретные персонажи здесь можно заменить силуэтными изображениями (возможно из черной бумаги), что позволяет проявить творчество в описании внешнего вида героев, их характеров и действий, выполняемых этими героями;
Детям демонстрируются силуэты зверей, птиц, растений, которые могут быть вырезаны из бумаги или картона. Можно дать начало сказки: «Однажды, в далеком лесу и так далее». Дети сами сочиняют последовательность сюжета, определяют его начало и конец, придумывают характеры, внешний вид своим героям. На последующих этапах ребенок самостоятельно выбирает силуэты для модели и составляет рассказ самостоятельно.
Слайд 27 Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод:
применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. В целом, работа с моделями – это своего рода творческий процесс, многовариативный, включающий в себя огромный развивающий потенциал. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов.
Метод моделирования можно с уверенностью назвать технологией развивающего обучения, так как для него характерны все признаки технологии:
1. Обучение посредством метода моделирования осуществляется в совместной деятельности взрослого и ребенка, носит характер взаимосвязанной деятельности и предполагает активное участие обеих сторон в образовательном процессе;
2. Обучение посредством данного метода предполагает применение определенных, конкретных приемов и способов организации образовательной деятельности.
3. Моделирование предполагает четкое проектирование, планирование, четкую организацию процесса обучения.
4. Использование данного метода диктует необходимость создания специальных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала ребенка.
Моделирование
основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественные для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование.
Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков, чем могут быть:
графические схемы
, какие-либо
предметные образы-заместители
или
знаки.
Моделирование
, как активная самостоятельная деятельность, используется воспитателем наряду с демонстрацией модели. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному
моделированию.
Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:
- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
- использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).
Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.
Моделирование
рекомендуется использовать
при чтении художественной литературы
. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными).
Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.
Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги и психологи С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, Л.А. Венгер. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П.
Учеными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи. Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина — это наглядность. Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.
«МОДЕЛИРОВАНИЕ» — исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«МОДЕЛЬ» — это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты.
В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Модель – это объект,
который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью. Моделью называют объект, имеющий существенные признаки объекта оригинала. Можно создавать и использовать разные модели объекта. Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации
. Модели бывают: образные, знаковые, смешанные, натурные.
Метод наглядного моделирования включает следующие этапы
:
Усвоение и анализ сенсорного материала;
Перевод его на знаково-символический язык;
Работа с моделью и позволяющие максимально активизировать детей в речевой деятельности, сохраняя при этом их интерес.
Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:
1.замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
3.построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).
Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.
В обучении связной речи метод наглядного моделирования использован со всеми видами связного высказывания:
описательный рассказ;
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Эльконин, Венгер, Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен детям и , а также развивает умственные способности, т.к. дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Венгер, Дьяченко специалисты по моделированию выделили 3 этапа: 1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель. 2. Составление модели педагога совместно с детьми. 3. Самостоятельное составление моделей.
Приведённые факты направили моё внимание на разработку и применение предметных моделей в обучении, что, безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.
Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность
. Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.
Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания
. На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.
Но у детей возникают затруднения в следующем:
— самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;
— установлении последовательности изложения выявленных признаков;
— удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;
Во-избежании этих затруднений, я использовала модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.
Вывод:
Приведённые факты направили моё внимание на разработку и применение предметных моделей в обучении, что, безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.
Обучение рассказыванию
1. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.
Ребенку дается инструкция, (Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч)остальные дети смотрят, что он делает и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются. дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение.
2. Рассказы описания.
А) Описание предмета по предметной картинке.
Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности.
— Что это?
— Форма, размер, цвет.
— Добавляются (материал, вкус, ощупь)
— Составляющие части.
— Применение.
Б)
Рассказы по сюжетной картинке
рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи.
В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (ответ вопрос).
Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности:
— Время, место.
-Действующие лица.
— Окружающие предметы.
- Действия, взаимоотношения.
Затем составляется рассказ по вопросам:
— Когда это было? Где?
— Кто находится на горке (справа, слева, в центре)?
— Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около
детей? Какое настроение у детей?
3. Рассказы по серии сюжетных картинок.
Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа.
Виды работ:
По разложенным сюжетным картинкам.
— Рассматривание
-Чтение рассказа
-Придумывание рассказа к серии картинок.
- Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту.
- Иллюстрация рассказа выполненная детьми
- Работа по каждой картинке.
4. Пересказ художественных текстов
Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные ) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения.
До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет. На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа:
— Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет
— Рассказывание по плану или с использованием схем.
— Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д.
- Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.
Для детей у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно проводить и другие виды работ:
Выборочный пересказ
. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою.
Краткий пересказ.
Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное.
Творческое рассказывание.
— пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов,
событий из жизни героев.
— составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему.
— составление рассказа с продолжением.
— составление рассказа на основе своего личного опыта по
аналогии с услышанным.
Инновационные формы работ над составлением рассказа.
Описание предмета по схеме.
1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется на отдельно взятый предмет)
2. Описание предмета по общей схематической зарисовке (используется при описании предметов
относящиеся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.)
3. Описание предметов по обобщающей схематической зарисовке
чаще используется относящееся к определенному классу: живое – рыбы,
животные, птицы, насекомые; неживые предметы – посуда, одежда, игрушки и т. д.)
4. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке.
(вместо вопросительного знака помещается две предметных картинки, которые сравниваются по
схематической зарисовке.
Пересказ по схематичным сюжетным картинкам
- Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки.
Многие предметы и их количество изображаются схематично).
2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением
схематической зарисовки.
Подвижное рассказывание с использованием модернизации.
1. Составление рассказа в динамике с применением сюжетных картинок.
2. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания.
3. Составление линейного рассказа с различными видами его прочтения.
Использование круговых диаграмм при составлении рассказа.
(Использование круговых диаграмм в работе над рассказом очень удобно при сложных темах: Родина, Москва, Эвенкия, космос, армия и т. д.)
Составление комбинированных рассказов.