ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИЕОВ
.
Евстафьева Любовь Григорьевна
Старший преподаватель кафедры “Методики дошкольного образования”Института переподготовки и повышения квалификации директоров и специалистов дошкольных образовательных организаций г. Ташкент (93 386 70 62)
Аннотация: В статье говорится об использовании в работе с дошкольниками наглядного моделирования, использования моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: Моделирование основа воспитания и обучения, символическая аналогия
Речь — величайшее богатство, данное человеку. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.
Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников Н.Н. Подьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.
Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Актуальность использования моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: ·
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;
· во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; ·
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.
Для того чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, необходимо использование оригинальных, творческих методик. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника произошло от греческого слова мнемоника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.
Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному:
• сенсорно-графическими схемами,
• предметно-схематическими моделями,
• блоками-квадратами,
• коллажем,
• схемой составления рассказа.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:
• развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания) ;
• умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
• развитие логики;
• развитие образного мышления;
• умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
• решение дидактических, образовательных задач;
• развитие смекалки;
• тренировка внимания;
• навык правильного графического изображения.
В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В старшей группе вводится моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и подготавливает ребёнка к определению звукового строения слова на этапе обучения звукобуквенному анализу.
Моделирование отвечает всем Государственным требованиям к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Моделирование относится к методам образовательной работы с детьми по реализации Государственной учебной программы «Илк кадам»: это простота, конкретность, доступность и четкость.
Практически во всех дошкольных образовательных организациях Узбекистана вводят изучение иностранных языков. В данном случае мнемотехника тоже может помочь. Этот метод последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты во многих дошкольных организациях.
Таким образом, использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.
Список литературы:
1. Сапогова Е.Е Моделирование, как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников. В.П. 5-6,1999 г.
2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты детей. – М.2003.
3. Ушакова О.С., А.Г.Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.2003.
4. Красильникова Л.В. Развития речевой активности детей 6-7 лет. М. 2010.
5. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
6. Ст.Пеушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М.1999.
7. Психология под редакцией Немова Р.С. 3 том. М.,1999 г.
8. https://www.maam.ru/obrazovanie/mnemotehnika
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д. Ушинский
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выгодский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности, процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого
текста;
- состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой
- уровень информативности очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития связной речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Наглядное моделирование облегчает детям младшего дошкольного возраста овладеть связной речью, увеличить объем памяти, расширить представления об окружающем мире, развитию воображения и мышления, умение пересказывать сказки, опираясь на заместители. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Схемы, символы, модели — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.
Новизна заключается в ведении наглядных моделей в образовательный процесс, что позволяет более целенаправленно развивать связную речь детей, обогащать их активный лексикон.
Научное философское обоснование свидетельствует об исследовании влияния обучения на умственное развитие ребенка, где занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике. При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания даются в виде действий с моделями.
Преемственность в том, что существует связь между возрастными группами и в каждой возрастной группе идет усложнение материала.
Анализ диагностических данных показал, что дети затрудняется в логическом оформлении своих высказываний. Осознание этого, позволило мне разработать цикл занятий и игр по обучению рассказыванию сказок с помощью метода моделирования с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Существует 3 вида моделирования сказки:
- сериационный
- двигательный
- временно-пространственный.
В средних и старших группах в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, я начала с простого – сериационного вида моделирования сказок. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок: «Репка», «Теремок» и «Колобок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. Сказка «Репка» — небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались очень подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной выразительности. В свободное время дети раскрашивали героев из сказок «Репка», «Теремок», лепили колобок. Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям условные заместители персонажей сказки – это модели героев. С помощью моделей дети составили сказки, последовательно и рассказали их. Далее, я перешла к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомнили с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина избушка». По этим сказкам была проведена большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки «Курочка – ряба».
Я использовала потешки – присказки:
Лиса по лесу ходила, Звонки песни выводила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела – это еще присказка.
А сказка дальше пойдет.
Под влиянием правильно организованной воспитательной работы, повседневного общения, игр и специальных занятий часть детей перешла к более совершенным формам построения связной речи и овладением правильным звукопроизношением. Речь детей стала более богатой по своему содержанию и приобрела более сложное строение к концу учебного периода. Значительно увеличился словарь, разговоры детей часто относятся уже не к данным, непосредственно воспринимаемым обстоятельствам, а к тому, что было воспринято раньше или же рассказано родителями и воспитателями и другими детьми. Такое расширение речевого общения привело к изменению строения детской связной речи. Это изменение в строении речи тесно связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка младшего дошкольного возраста наряду с новыми особенностями сохраняются черты предыдущего этапа развития. Несмотря на то, что его речь приобретает большую связность, чем у малыша, всё же в ней часто встречаются замещения недостающих существительных указаниями вроде тот, этот, там и т. д.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы составляли развёрнутые рассказы, пересказывали литературные произведения, сочиняли собственные, хорошо усвоили построение грамматических конструкций, понимали значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.
Следующая > |