Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новоульяновский детский сад общеразвивающего вида «АБВГДейка»
Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»
Казанцева Татьяна Александровна
МДОУ Детский сад «АБВГДейка»,воспитатель
г.Новоульяновск, 2015 г.
Проект : Создание мини-музея «Загадочный мир камня».
Вид проекта:
групповой, информационно-познавательно-исследовательский.
Форма презентации
: оформление мини-музея камня, экскурсия в музей (проводят дети старшей группы)
Направление
— естественно-научное, с элементами краеведения.
Продолжительность проекта:
долгосрочный .
Сроки и место проведения проекта:
сентябрь -март., МДОУ Д/С «АБВГДейка»
Участники проекта:
Дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность проекта.
Еще в дошкольном детстве ребенок должен научиться ориентироваться в природе, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения живой и неживой природы, экосистемы региона, страны в целом. А давайте мы внимательно посмотрим под ноги, поднимем и рассмотрим одно из загадок природы – камень. Мало кто задумывался о том, что земля состоит только из двух компонентов, камня и воды. С древних времен известна связь человека с природой и с камнем. Камни и минералы- это удивительные дары природы .Люди с большим уважением относились к загадочным и таинственным силам камней.
Знакомство детей с полезными ископаемыми Ульяновской области, добываемыми в карьерах города Новоульяновска , просто камнями, найденными на берегу нашей реки Волги, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей. Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам.
Цель проекта:
создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников ,для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента, итог- создание мини-музея «Загадочный мир камня».
Задачи проекта:
Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира; Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.
Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.
Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам Ульяновской области и родного города.
Содержание проекта:
Проект создания мини-музея «Загадочный мир камней» знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием и свойствами разных камней, их особенностями, значением и многообразном использовании их человеком. У детей развивается интерес к объектам неживой природы, формируются нравственно- патриотические чувства по отношению к малой Родине.
Ход проведения проекта
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность Познавательное развитие Исследовательская деятельность Речевое развитие Продуктивная деятельность Работа с родителями | Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук: «Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь», «Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону». Настольно-печатные игры: «Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней). Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», « Мы- шахтеры». Строительные игры: «В Новоульяновском карьере», «Добыча полезных ископаемых». Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». Цикл тематических занятий на тему: « «Камни- это интересно», «Что такое полезные ископаемые и как их добывают?», «Полезные ископаемые Ульяновской области», «Знакомьтесь-аммониты», «Симбирцит- камень, который приносит удачу», « Камни, которые пишут», «Вулканические камни», « Камни, рожденные морем». «Значение камней и их польза для людей», «Наш цемзавод». Изготовление и оформление экспозиций мини-музея «Загадочный мир камня». Знакомство с профессиями родителей: каменщик, экскаваторщик в карьере (приглашены с выступлениями в группе). Создание альбомов «Мир камней», «Камни из которых строят», «Камни, которые лечат» Сбор коллекции камней. Рассматривание коллекций камней. Опыты с камнями: Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?. Рассматривание камней через лупу -Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.) . Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня (ТРИЗ), «Если б я стал камнем». «Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня. Создание и иллюстрирование альбома «Сказания о камнях». Видеофильмы и диафильмы: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»,«Серебряное копытце»; Чтение книги «Приключения Мелочка »-авторская книга Романовой .В.Н .г. Новоульяновск ; Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге» Заучивание детских стихотворений о камнях, авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова, С.Островский. Изо-деятельность: «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу) , рисование камешком на песке, рисование сюжета на камне, рисование песком,солью, мелками на асфальте, простыми карандашами. Составление панно и коллажа из камней. Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа». Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты». Оформление мини -энциклопедии “Мир камней” для детей- дошкольников. Изготовление поделок из природного камня «Что из чего?» Изготовление настольных игр с использованием камней «Крестики-нолики», «Пятнашки». Выставка совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры». Встречи с интересными людьми. Рассказ о профессии. Экскурсия к реке Волга. Оформление в группе мини-музея «Загадочный мир камней» (активная помощь родителей) Презентация музея (представляют дети). |
Ожидаемый результат:
У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия ,Ульяновская область,г.Новоульяновск. Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воплощают идеи в творческой деятельности.
Использование результатов:
Результатом этого проекта стало приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, новых знаний ,что позволило сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
1.Голицын.М.С. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
2.Дыбина. О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.
3. Дыбина. О.В. Ребенок в мире поиска / О.В.Дыбина.-Москва. Творческий центр 2007
4.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.
5.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
6.Рыжова Н.А. «Мини музей в детском саду» М,Линка – Пресс, 2008г.
6.Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет)- Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
7.Материалы интернет-сайтов.
Конспект «Камни и их свойства»
МАДОУ «Стрельский детский сад «Сказка»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Камни и их свойства»
2018г.
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
Цель:
ознакомление со свойствами камня.
Задачи:
- Учит детей распознавать на ощупь свойства вещества: твёрдость, мягкость, плавучесть;
- Учит сравнивать и различать вещества по их состоянию;
- Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом эксперимента и сравнивать её с результатом;
- Воспитывать интерес к дарам кладовых Земли.
Материал и оборудование:
письмо, шкатулка с украшениями и разными камнями, макет горы, фартуки, верёвка, цветные карандаши, таблица — «Алгоритм описания камня» на каждого ребёнка, лупы, стаканы с водой, иллюстрации различных домов, красивых зданий, дворцов из камня.
Предварительная работа:
сбор различных камней для коллекции, чтение сказок П.Бажова, беседы по содержанию.
Стук в дверь, в гости приходит гном, приносит шкатулку и письмо от братьев-гномов. Читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. Рядом с нами течёт горная река. В горах всё так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землёй. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно только уметь раскрывать его тайны. В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни – геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может они и правы. Чтобы суп был солёным, нужна соль, а соль – это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятали много разных камешков. Пусть каждый из вас найдёт свой камень и узнает его секрет. Удачи вам!
Гномы – хранители камней»
Воспитатель с детьми рассматривают содержимое шкатулки гномов. Беседуют.
— Для чего нужны эти предметы? (для украшения, для красоты)
— Из чего они сделаны? (из разных камней)
-Похожи ли они на те камни, которые мы находим на улице? (нет)
— Могут ли они быть родственниками?
-Для чего камни нужны в природе?
-Где можно обнаружить камни?
Воспитатель предлагает детям стать геологами и отправиться в горы на поиски камней, которые спрятали гномы.
Дети направляются к макету горы, где спрятаны различные камни и ищут их. Найдя, рассматривают.
— Вы нашли разные или одинаковые камни? (разные)
— Ваши камни это объект природы или нет? Почему вы так считаете?
— Камни это живая или неживая природа?
Дети складывают камни в рюкзаки и отправляются в лабораторию. На пути им встречаются преграды: перепрыгнуть через ручей, пройти по камушкам, держась за верёвку. (Физкультминутка)
В лаборатории дети становятся учёными и исследуют камни с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследований заносят в таблицу. Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.
Опыт №1.
— Рассмотрите камни через лупу и отметьте в таблице, какого цвета ваш камень. (Дети делают зарисовку цветными карандашами)
Опыт №2.
— Потрогайте камень. Какой он на ощупь: гладкий или шероховатый? Занесите результат в таблицу.
Опыт №3.
— Что ещё можно обнаружить на камне? (сколы, трещины, рисунки, узоры) Если они есть – поставьте (+), если нет ( -) . Поцарапайте ваш камень ногтем. Если царапина осталась – ваш камень мягкий, поставьте букву «М», если царапины нет ваш камень твёрдый, поставьте букву «Т».
Опыт №4.
— Опустите камень в воду. Что произошло? (утонул) отметьте результат в таблице.
— Все ли камни утонули? (не утонул керамзит) Изменил ли камень цвет?
Опыт №5.
— Прислоните камень к щеке. Какой он: тёплый или холодный? Подержите камень в руке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли он теплее?
После окончания экспериментирования дети с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.
Далее дети рассматривают иллюстрации различных построек и поделок из камня: дома, дворцы, шкатулки, статуэтки, сувениры.
Беседа «Что мы знаем о камнях»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №9 г. Карабаша»
Проект
Познавательно — исследовательской деятельности
«Каменная сказка»
Для детей старшей группы
Подготовила: Димитрина Ирина Вячеславовна,
воспитатель
2017г
Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой
Продолжительность: среднесрочный -1 месяц
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Структура проекта.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным,а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах. Актуальность: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности являетсясредством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством. Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников. Задачи проекта: Обучающие:1.Познакомить детей с природным материалом — камень. 2.Формировать умение определять свойства и качества камня. 3.Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека. Развивающие:1. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение. 2. Побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности. Воспитательные:1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом. 2.Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.
Ожидаемый результат: Для детей: Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования. Выполнение детьми естественно — научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, лепка из соленого теста).
Для педагога: Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей. Совершенствование предметно – развивающей среды. Для родителей:Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду; Развитие совместного творчества родителей и детей; Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;
Этапы | |
Подготовительный этап Цель: Повышение уровня знаний о натуральных камнях и их свойствах. | |
· Составление плана проекта. · Изучение материалов по теме на различных сайтах · Подбор литературы · Знакомство родителей с проектом. · Создание развивающей среды (тематический альбом «Камни», коллекция камней) · Пополнение уголка экспериментирования · Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы) · Проведение диагностики детей | |
Основной этап Цель: Формирование знаний у детей о камнях и их свойствах через экспериментально- исследовательскую деятельность. | |
Интеграция образоват. областей | Виды деятельности |
Познание: Опытно-экспериментальная деятельность | -Беседы «Что мы знаем о камнях» «Нужен ли камень человеку?» «Драгоценные камни» -Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.) -Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром камней: «Удивительные камни», «Простые и ценные камни в природе», «Камни, которые подарило море», Игровые эксперименты: «Какой камень тяжелее?» «Пирамида из камней» «Тонет — не тонет?» Опыты: -Может ли камень издавать звуки? -Меняют ли камни цвет? -Рисующие камни. -Прочный камешек. -Почему камни бывают разноцветными? -Как вода камень точит? |
Социально-коммуникативное развитие | -Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь»; — Пазлы: «Что из чего сделано»; — Сюжетно-ролевые игры: «Геологи» (знакомство с профессией «геолог») — Настольные игры: «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», -«Разложи по порядку» -Мытье камней. |
Речевое развитие: | П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»; И.Н. Рыжова «О чем шептались камни»; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами». Чтение стихов, сказок о камнях. |
Физическое развитие: | Хождение по каменной дорожке; Физминутки П\и«Гора и камешки». П\и«Разрушение горы» |
Художественно-эстетическое развитие: | Творческая мастерская (роспись камней). Лепка камней из пластилина Рисование мелками на доске, бумаге Выкладывание рисунков из камней |
Заключительный этап Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме. | |
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых» Проведение с детьми мини- викторины «Что мы знаем о камнях» Мини-опрос родителей по пройденному материалу проекта. |
Диагностика знаний детей по теме «Камни» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
· Где в природе можем увидеть камни?
· Для чего нужны человеку камни?
· Какие бывают камни?
· Как называют людей, которые ищут и исследуют камни?
· Что делают из камня?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 3 детей (12%), а после завершения проекта на те же самые вопросы 11 детей (44%) ответили правильно.
Список литературы
· Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004;
· Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004;
· Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. — Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;
· Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
· Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003;
· Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;
· Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;
· Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
· Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа «Что мы знаем о камнях»
Отгадайте загадку: В сережках у мамы огнем он горит В пыли на дороге ненужным лежит Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? В.Мирясова Давайте т о камнях и побеседуем. Дети садятся за столы. На них подносы (по одному на двоих детей) с камнями, деревянный брусочек, сосуд с водой, салфетки. Педагог. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка (Дети слушают). Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели? Дети. На берегу моря много камушков, море красивое… Педагог. Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни, и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? (Красивые, разного цвета) Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можно сказать про речные камни? Какие они? (Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами). Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы) Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево). А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает – не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то же). Давайте я еще раз попробую. Что получится? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод? Дети. Камень тверже дерева. Педагог. В как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет). Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды.) Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге.
НОД тема: «Коллекция камней»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Коллекция камней»
Участники:
старший дошкольный возраст.
Вид деятельности:
коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Цель:
расширять представления детей о свойствах камней, учить классифицировать камни по их внешнему виду.
Задачи
:
Обучающие:
Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать посредством собирания коллекции и ее описания.
Продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,
особенностями.
Формировать умение классифицировать камни по разным признакам.
Развивающие:
Развивать речь и мышление детей.
Обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
Предварительная работа:
Рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Уральского края и России. Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;
Демонстрационный материал и оборудование:
Камни на тарелках; пластилин; стаканы с водой; ложечки, коробочки; музыкальная запись; иллюстрации каменных построек; выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.
Используемые амо:
. «Ящик ощущений».
.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
(Дети входят в группу и здороваются с гостями)
2. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)
— А где можно их встретить? (везде)
— У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
3. АМО:
«Ящик ощущений»
Дети подходят к демонстрационному столу. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.
4. Показ приемов работы и объяснение:
Воспитатель: — А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)
Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.
— Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)
— Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
— Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
— Значит, какие могут быть камни?
Опыт №2. Цвет.
— Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
— Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?
Опыт №3.Самый большой и самый маленький.
-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)
— Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.
— Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
— А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)
— Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми
— Ребята, так какими ещё бывают камни?
5. Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»
(Дети стоят, прижавшись, друг к другу – это гора. Звучит музыка.)
Голос воспитателя:
«Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)
Воспитатель:
отдохнули, мы немножко продолжаем дальше.
Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
— Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
— Почему?
— Значит, камни какие?)
Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.
— А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
— Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.
Опыт №7. Цвет.
— Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.
Опыт №8. Звук.
— Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
Опыт №9. Рисование.
— Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?
6. Итог:
Воспитатель:
— Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)
— Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
— Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).
Опыты с камнями старшая группа (5-6 лет)
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности;
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Учебно-методический комплект:
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования П 56 «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2014
Экологическое воспитание дошкольников. Опыты с водой [Электронный ресурс]: Для дошкольника. — 2015.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
Полноценное переживание ребенком всех этапов детства, обогащение всех этапов детского развитие; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; формирование познавательных действий ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
принцип наглядности, принцип доступности, принцип деятельности (включают детей в активную деятельность).
Методы воспитания:
беседа, поощрение.
Методы обучения:
беседа, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием
Методы развития речи:
Словесные
(
беседа), практические (упражнение)
Оборудование: Емкость для воды, камни, салфетки, ложки, чашки с палочками длиной 6 см
Этап, задачи | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |