Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Перелетные и зимующие птицы»


Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца,

Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/. — А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/. — Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/. — Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома — Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным. Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. — Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/. — У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/ — Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/. — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Перелетные птицы

Набытнова Алла ВасильевнавоспитательГБДОУ №85 «Пчелка»г. Санкт Петербург

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫконспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Цель:

Создание условий для формирования и закрепления знаний дошкольников о перелетных птицах, их особенностей.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с перелетными птицами. Выяснить почему они улетают, и какие птицы улетают первыми.
  • Выявить особенности строения разных видов птиц (клюв, лапы)
  • Формировать умение делать выводы в ходе экспериментальной деятельности.
  • Активизировать умение употреблять в речи имена существительные, глаголы, прилагательные.
  • Формировать навыки словообразования.

Рекламное сообщение

Предварительная работа:

  • Беседа о перелетных птицах
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение рассказов и стихов
  • Наблюдение за птицами
  • Подвижные и дидактические игры

Оборудование: презентация со слайдами, демонстрационные картинки «Перелётные птицы», звукозапись «Голоса птиц», мяч, игровой кубик, баночка с жиром, тазик с водой.

Приветствие.

Доброе утро, мы рады видеть вас. Пусть будет добрым все, что касается нас! Дружно за руки беремся И гостям мы улыбнемся!

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Я хочу прочитать вам одно очень интересное стихотворение Александра Измайлова «Встали птицы на крыло»

Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели В край далёкий, где тепло Стаей длинной полетели. -Наступают холода,-Криком птицы сообщают. -Мы летим не навсегда. -Мы вернёмся, обещаем. -До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем! За небесной пеленой В небе сером птицы тают.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, какое время года описывает автор? Куда улетают птицы? Почему ты так думаешь? (доказать)

Дети: Про осень, птицы улетают на юг (в теплые страны)

Воспитатель: Правильно! Предлагаю вам направиться в осенний лес и попрощаться с птицами. (слайд «Осенний лес»)

  1. Беседа.

Воспитатель: Ребята оглянитесь, что за красота. Что изображено на экране? Ответы

Воспитатель: А какое время года? Какие признаки осенние приметы вы знаете?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, а почему птицы улетают именно осенью?

Дети: Отвечают.

Воспитатель. Правильно. А самая важная причина, им нечего кушать.

Воспитатель. Кто-нибудь знает, какие птицы улетают первыми?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, таких птиц называют насекомоядные. Клюв у них прямой, вытянутый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Давайте посмотрим на этих птиц. (Слайд 2. Трясогузка, ласточка, жаворонок, дрозд, кукушка, соловей)

Потом в путь отправляются птицы, которые питаются семенами растений и плодами. Они называются зерноядные. Посмотрим кто же это. (Слайд 3. Зяблик, чиж, овсянка)

Давайте подумаем, почему они улетают вторыми?

Дети: собран урожай. Ягоды и семена покрылись первым снегом.

Воспитатель: Самыми последними покидают нас водоплавающие птицы. Назовите каких водоплавающих птиц вы знаете. (На экране: гусь, утка, лебедь).

Дети: Ответы.

Воспитатель: А какая главная особенность в строении тела есть у водоплавающих птиц?

Дети: У водоплавающих птиц лапы с перепонками. Чтобы быстрее плавать.

Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете. Давайте с вами отдохнем.

Физкультурная минутка. Утром встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)Приседанье сделал справно, (Приседания.) Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)Поскорее в воду — плюх! (Присели.)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды?

Дети: Ответы. Перья у водоплавающих птиц покрыты жиром.

Опыт.

Давайте проверим с вами это и проведем опыт с водой и жиром. (воспитатель намазывает уточку жиром, опускает в воду на несколько секунд, затем вынимает и дети делают выводы).

Воспитатель: Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. Тоже самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко стекает.

Воспитатель: (Слайд: лес). Ребята, а вы заметили, что в лесу не видно не слышно птиц? Может что-то случилось? Давайте посидим тихо. Кажется, к нам кто-то идет.

На экране появляется старичок-лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Ой Вы знаете какая у нас беда в лесу! Баба Яга всех птиц заколдовала. Сказала, если найдутся смельчаки, да умники, то расколдует птиц обратно. Да только где мне в лесу таких сыскать то?

Воспитатель: Ребята, как мы поступим? Поможем? Не печалься Старичок-лесовичок, наши ребята тебе с радостью помогут расколдовать птиц.

Лесовичок: Вот здорово! Баба яга оставила первое задание, которое надо выполнить.

Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например, «У меня два аиста», «У меня пять грачей». Находим конверт с деревьями.

Дыхательная гимнастика: «Перышко»

Воспитатель: Ребята, смотрите, птички выронили перышки. Надо положить эти перышки в гнездышко. Давайте положим перышко на ладошку. Глубоко вздохнем носиком и сдуем перышко с ладошки, выдыхая воздух до конца, аккуратно, чтобы перышко попало в гнездо. (Находим конверт со вторым заданием).

Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание.

Упражнение «Скажи одним словом»

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий). У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый). У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый). (Находим облако, озеро и солнце) и конверт под №3.

Воспитатель: Ребята, а сколько мы уже заданий выполнили? Какие вы молодцы. Читаем третье задание?

Игра «Птицы перепутались»

Баба Яга перепутала всех птиц. Надо разобраться какие птицы должны

улетать первыми.

Картинки с птицами, тарелочки с нарисованными насекомыми, зернами, озером. Дети рассматривают птиц, выделяют характерные признаки и раскладывают по нужным тарелочкам.

Баба Яга не только птиц перепутала, она еще и рассыпала слова с названиями птиц. Давайте поможем собрать!

Игра «Рассыпалось слово».

Рассыпалось слово Как семечки в грядке. Составить слова Помогите ребятки. (Находим птиц)

Лесовичок: Молодцы!! Осталось последнее задание. Четвертое. Баба Яга украла фрагменты с картины. Надо помочь ее восстановить и заново раскрасить. Справитесь?

Дети: Да.

Воспитатель: А чтобы нам все аккуратно сделать, надо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Перелет.

Раз, два, три Улетают соловьи. А за ними два грача, Улетают в след крича. Обогнали трех скворцов. Помахали на прощанье, Мы вернемся. Обещаем!

Воспитатель: Ну вот пальчики размяли. Теперь можно приступать к выполнению последнего задания.

Выполняют работу, намазывают клеем фрагменты картины и приклеивают. После к концу работы звучит аудиозапись «Пение птиц»

Лесовичок: Спасибо вам большое ребята за помощь! Птицы теперь улетят на зимовку. А за вашу помощь птицы передали вам угощение. До свидания!

Рефлексия занятия.

Воспитатель: О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? Какие задания выполняли? Что понравилось?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]