Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца,
Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла.
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/. — А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/. — Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/. — Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогда Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/
Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/
3. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома — Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/
Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным. Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. — Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/. — У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/ — Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/. — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Перелетные птицы
Набытнова Алла ВасильевнавоспитательГБДОУ №85 «Пчелка»г. Санкт Петербург
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫконспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Цель:
Создание условий для формирования и закрепления знаний дошкольников о перелетных птицах, их особенностей.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с перелетными птицами. Выяснить почему они улетают, и какие птицы улетают первыми.
- Выявить особенности строения разных видов птиц (клюв, лапы)
- Формировать умение делать выводы в ходе экспериментальной деятельности.
- Активизировать умение употреблять в речи имена существительные, глаголы, прилагательные.
- Формировать навыки словообразования.
Рекламное сообщение
Предварительная работа:
- Беседа о перелетных птицах
- Рассматривание иллюстраций
- Чтение рассказов и стихов
- Наблюдение за птицами
- Подвижные и дидактические игры
Оборудование: презентация со слайдами, демонстрационные картинки «Перелётные птицы», звукозапись «Голоса птиц», мяч, игровой кубик, баночка с жиром, тазик с водой.
Приветствие.
Доброе утро, мы рады видеть вас. Пусть будет добрым все, что касается нас! Дружно за руки беремся И гостям мы улыбнемся!
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Я хочу прочитать вам одно очень интересное стихотворение Александра Измайлова «Встали птицы на крыло»
Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели В край далёкий, где тепло Стаей длинной полетели. -Наступают холода,-Криком птицы сообщают. -Мы летим не навсегда. -Мы вернёмся, обещаем. -До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем! За небесной пеленой В небе сером птицы тают.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, какое время года описывает автор? Куда улетают птицы? Почему ты так думаешь? (доказать)
Дети: Про осень, птицы улетают на юг (в теплые страны)
Воспитатель: Правильно! Предлагаю вам направиться в осенний лес и попрощаться с птицами. (слайд «Осенний лес»)
- Беседа.
Воспитатель: Ребята оглянитесь, что за красота. Что изображено на экране? Ответы
Воспитатель: А какое время года? Какие признаки осенние приметы вы знаете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, а почему птицы улетают именно осенью?
Дети: Отвечают.
Воспитатель. Правильно. А самая важная причина, им нечего кушать.
Воспитатель. Кто-нибудь знает, какие птицы улетают первыми?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, таких птиц называют насекомоядные. Клюв у них прямой, вытянутый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Давайте посмотрим на этих птиц. (Слайд 2. Трясогузка, ласточка, жаворонок, дрозд, кукушка, соловей)
Потом в путь отправляются птицы, которые питаются семенами растений и плодами. Они называются зерноядные. Посмотрим кто же это. (Слайд 3. Зяблик, чиж, овсянка)
Давайте подумаем, почему они улетают вторыми?
Дети: собран урожай. Ягоды и семена покрылись первым снегом.
Воспитатель: Самыми последними покидают нас водоплавающие птицы. Назовите каких водоплавающих птиц вы знаете. (На экране: гусь, утка, лебедь).
Дети: Ответы.
Воспитатель: А какая главная особенность в строении тела есть у водоплавающих птиц?
Дети: У водоплавающих птиц лапы с перепонками. Чтобы быстрее плавать.
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете. Давайте с вами отдохнем.
Физкультурная минутка. Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)Приседанье сделал справно, (Приседания.) Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)Поскорее в воду — плюх! (Присели.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды?
Дети: Ответы. Перья у водоплавающих птиц покрыты жиром.
Опыт.
Давайте проверим с вами это и проведем опыт с водой и жиром. (воспитатель намазывает уточку жиром, опускает в воду на несколько секунд, затем вынимает и дети делают выводы).
Воспитатель: Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. Тоже самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко стекает.
Воспитатель: (Слайд: лес). Ребята, а вы заметили, что в лесу не видно не слышно птиц? Может что-то случилось? Давайте посидим тихо. Кажется, к нам кто-то идет.
На экране появляется старичок-лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Ой Вы знаете какая у нас беда в лесу! Баба Яга всех птиц заколдовала. Сказала, если найдутся смельчаки, да умники, то расколдует птиц обратно. Да только где мне в лесу таких сыскать то?
Воспитатель: Ребята, как мы поступим? Поможем? Не печалься Старичок-лесовичок, наши ребята тебе с радостью помогут расколдовать птиц.
Лесовичок: Вот здорово! Баба яга оставила первое задание, которое надо выполнить.
Словесная игра «Считай и называй»
Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например, «У меня два аиста», «У меня пять грачей». Находим конверт с деревьями.
Дыхательная гимнастика: «Перышко»
Воспитатель: Ребята, смотрите, птички выронили перышки. Надо положить эти перышки в гнездышко. Давайте положим перышко на ладошку. Глубоко вздохнем носиком и сдуем перышко с ладошки, выдыхая воздух до конца, аккуратно, чтобы перышко попало в гнездо. (Находим конверт со вторым заданием).
Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание.
Упражнение «Скажи одним словом»
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий). У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый). У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый). (Находим облако, озеро и солнце) и конверт под №3.
Воспитатель: Ребята, а сколько мы уже заданий выполнили? Какие вы молодцы. Читаем третье задание?
Игра «Птицы перепутались»
Баба Яга перепутала всех птиц. Надо разобраться какие птицы должны
улетать первыми.
Картинки с птицами, тарелочки с нарисованными насекомыми, зернами, озером. Дети рассматривают птиц, выделяют характерные признаки и раскладывают по нужным тарелочкам.
Баба Яга не только птиц перепутала, она еще и рассыпала слова с названиями птиц. Давайте поможем собрать!
Игра «Рассыпалось слово».
Рассыпалось слово Как семечки в грядке. Составить слова Помогите ребятки. (Находим птиц)
Лесовичок: Молодцы!! Осталось последнее задание. Четвертое. Баба Яга украла фрагменты с картины. Надо помочь ее восстановить и заново раскрасить. Справитесь?
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы нам все аккуратно сделать, надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Перелет.
Раз, два, три Улетают соловьи. А за ними два грача, Улетают в след крича. Обогнали трех скворцов. Помахали на прощанье, Мы вернемся. Обещаем!
Воспитатель: Ну вот пальчики размяли. Теперь можно приступать к выполнению последнего задания.
Выполняют работу, намазывают клеем фрагменты картины и приклеивают. После к концу работы звучит аудиозапись «Пение птиц»
Лесовичок: Спасибо вам большое ребята за помощь! Птицы теперь улетят на зимовку. А за вашу помощь птицы передали вам угощение. До свидания!
Рефлексия занятия.
Воспитатель: О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? Какие задания выполняли? Что понравилось?