Творческий проект по техническому конструированию во второй младшей группе «Техно-детки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино» города Когалыма
Творческий проект по техническому конструированию во второй младшей группе «Техно-детки»
Подготовила Воспитатель:
Ястребова Галина Николаевна
Г. Когалым, 2020
Актуальность:
Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным. Конструктивная деятельность важна для гармоничного развития дошкольника: совершенствует мелкую моторику; формирует у ребёнка самостоятельность: стремление к достижению цели, креативность; воспитывает эстетические чувства; малыш получает важный опыт исследовательского поведения
Цель проекта:
Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения
Задачи:
Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования,
обыгрывания построек;
Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
Учить рассматривать и анализировать образец.
Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.
.Воспитывать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам
Охват проекта:
В проекте участвуют- воспитатели, дети и родители младшей группы
Описание проекта
Проект состоит из III этапов.
I этап — сентябрь -декабрь 2022г.
Начало работы по конструированию с малышами детского сада заключается в обучении детей выполнять статистические постройки: башня, домик, заборчик, кроватка, стол, стул. Маленькие конструкторы ориентируются на показ взрослого, делают постройку по готовому образцу. Здесь используются детали только кубики или только кирпичики, бруски, а также сочетание двух разных геометрических фигур кубика и кирпичика, кубика и призмы, кирпичика и призмы.
II этап — январь -март 2022г.
На втором этапе проекта ведется обучение конструированию построек, обладающими некоторыми признаками динамизма: машина, самолет, лодочка, поезд. Дети рады тому, что на этих конструкциях можно катать игрушки. Детали — брусок и кубик, 2 бруска или 2 пластины, брусок и треугольная призма. Из деталей: 2 цилиндра, пластин, кубик и брусок дети смогли соорудить машину.
III этап — апрель, май.
Конструирование ведется по инициативе педагога, дети подают детали, необходимые для той или иной постройки. Обыгрывание конструкции «Путешествие в город игрушек».
Достигнутые результаты:
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
Дети приобретают:
1.Конструктивно-технические умения: сооружать отдельные предметы из строительного материала по образцу.
2.Обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений: — речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; — дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
-трудолюбие, -самостоятельность, -инициатива, -упорство при достижении цели, -организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
-умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
-работать дружно, не мешая друг другу.
Социальная значимость проекта:
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.
Раннее развитие у дошкольников интереса к конструированию, моделированию, стимулирует детское научно-техническое творчество.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
1. Консультация для родителей «Игры детей с использованием конструктора»
2. Коллективная работа детей по безопасности движения: конструирование дороги, машины. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное. Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей. Цель:
Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Задачи: 1. Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности 2. Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; 3. Приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; 4. Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Перспективный план работы по
О.Э.Литвинова
Сентябрь
«Высокие разноцветные башенки из кубиков»
Программные задачи.
Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по цвету. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
Тема «Пирамидка из кубиков»
Программные задачи.
Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по величине. Приучать аккуратно, убирать детали после занятия, разбирая постройку сверху.
«Поможем Пете построить забор для огорода»
Программные задачи
— формировать представления о высоте предметов (высокий -низкий); — прослеживать связи между конструкцией забора и его назначением; — познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей; — обучить детей соотносить свои постройки с имеющимся образцом.
«Построим в саду дорожку красного цвета»
Программные задачи
-Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету; -Формировать восприятие цвета, помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет; -Учить называть предмет по форме (кубик); -Развивать воображение, память, образное мышление; — Развивать мелкую моторику рук.
«Учимся, играя!»
Программные задачи
Знакомство с Лего — конструктором. Развивать наглядно-действенное мышление. Познакомить с Лего- конструктором.
«Башенка, мост»
Программные задачи
Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору
Октябрь
Тема «Дорожки широкая и узкая»
Программные задачи.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу ,используя полученные ранее умения. Приучать аккуратно разбирать постройки, складывая детали в коробки
«Дорожки»
Программные задачи
Формировать умение строить дорожки, изменяя их длину надстраивая или заменяя детали. Развивать интерес к конструированию
«Избушка для трех медведей
»
Программные задачи
-Развивать конструкторские навыки детей; -Упражнять в сооружении прочных построек; — Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур; — Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий.
Ноябрь
«Построим шкаф для одежды
»
Программные задачи
-Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу (шкаф); -Обучить детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки
Тема «Кровать»
Программные задачи.
Формировать умение изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в ширину (узкая и широкая кровати). Развивать желание сооружать постройки самостоятельно.
Побуждать к совместному обыгрыванию построек
Тема «На чем мы сидим (стул, диван, кресло)»
Программные задачи.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при самостоятельном создании постройки.
Приучать аккуратно, складывать детали в коробку
Декабрь
«Заборчик»
Программные задачи
Развивать умение возводить постройку без опоры на образец, по словесной инструкции. Побуждать к совместному обыгрыванию.
«Гараж для машины»
Программные задачи
Выявить умения детей сооружать постройку, анализировать образец, выделяя основные части конструкции, детали из которых эти части построены; изменять постройку в высоту. Выявить степень самостоятельности при сооружении постройки
Тема «Ворота»
Программные задачи.
Учить ставить кубики вертикально, делать перекрытия из кирпичиков. Учить дополнять постройку призмой или флажком. Закреплять знание названий деталей. Закреплять умения обыгрывать постройки.
Тема «Разные ворота» Программные задачи.
Закреплять умение строить ворота, дополнять их деталями. Побуждать преобразовывать постройку в высоту. Побуждать обыгрывать постройку
Январь
«Автобус для зверят»
Программные задачи
Учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой.
«Домик для игрушек»
Программные задачи
Формировать умение замыкать пространство. Продолжать развивать умение анализировать образец с помощью воспитателя, возводить постройку по показу способов конструирования. Приучать аккуратно разбирать постройку. сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать; развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
Февраль
Тема «Теремок для Снегурочки»
Программные задачи.
Продолжать учить устанавливать детали на узкую поверхность, делать перекрытия, украшая и обыгрывая постройку. Приучать аккуратно, разбирать постройку.
Тема «Кукла Катя ждет гостей»
Программные задачи.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), располагать кирпичики вертикально, ставить их на постройках детали разных цветов. Воспитывать доброжелательное, вежливое общение со сверстниками
«Машина для зайчат»
развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание трудиться; способствовать развитию творческого воображения; развивать память, образное мышление;
«Волшебные рыбки»
Программные задачи
Учить строить рыбок из конструктора
«Конструирование по замыслу»
Программные задачи.
Побуждать повторить знакомые постройки самостоятельно. Закрепить навыки установки деталей конструктора на широкую и узкую грани горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на расстоянии. Побуждать к совместному обыгрыванию.
Март
Тема «Автобус»
Программные задачи.
Закреплять представление об автобусе и его частях .Побуждать строить автобус ,плотно приставляя кирпичики друг к другу и накладывая их друг на друга. Познакомит с новой деталью цилиндром. Побуждать обыгрывать постройки. Развивать умение последовательно разбирать постройку, аккуратно складывать детали, желание оказывать помощь.
Апрель
Тема «Садик для матрешки»
Программные задачи.
Закреплять умение замыкать пространство, устанавливать кирпичики на узкую грань вертикально и горизонтально, чередуя по цвету. Закреплять употребление слов: большая, поменьше, самая маленькая. Закреплять название деталей строителя.
Вызвать желание обыгрывать постройки, побуждать к совместным играм.
Тема Загородка для домашних птиц и животных»
Программные задачи.
Упражнять в умении располагать кирпичики вертикально по периметру четырехугольника ,ставить их на определенном расстоянии (загородка)
«Конструирование по замыслу» Программные задачи
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
«Кораблик»
Программные задачи
Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования.
Май
Тема «Песочный дворик для большой и маленькой кукол»
Программные задачи.
Закрепить умение строить по условию.
Тема «Мой город»
Программные задачи.
Закреплять представление о ближайшем окружении .Учить строить многоэтажные дома, укрепляя основание постройки ,украшать дополнительными деталями. Закреплять знание деталей строителя.
Поощрять проявление инициативы, творчества.
Воспитывать вежливое доброжелательное отношение к сверстникам.
«Волшебная змейка»
Программные задачи
Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки. Развивать умение работать в коллективе.
«Конструирование по замыслу»
Программные задачи
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Конструирование предметов мебели по собственному замыслу
«Дорога для Машины» «Загон для домашних животных»
«Ворота для грузовичка»
«Машина» «Диван»
Лего Конструирование
Цель:
развитие первоначальных навыков инженерной деятельности, воображения, мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе игры с LEGO.
Задачи:
Создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по Лего-конструированию.
Список использованной литературы:
- Н.С.Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. Москва “Издательство CКИПТОРИЙ2003” 2016
- О.Э.Литвинова. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4лет. Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС2015
- И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа»
- Фишина Е.В. Лего – Конструирование в детском саду М…ТЦ»Сфера» 20012г.