Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет
Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру. В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов.
Это интересно. В методической литературе понятия «театрализованная игра» и «театрализованная деятельность» часто рассматриваются как синонимы.
В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей
Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ
Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:
- развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ),
- обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике),
- воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения),
- развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым),
- даёт физические нагрузки, развивает координацию движений,
- воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).
Театрализованные игры в первой младшей группе помогают ребятам научиться сотрудничеству
Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:
- обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный),
- активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его),
- развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»),
- повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение),
- тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу),
- эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию),
- развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников).
Театрализованные игры помогают задействовать одновременно многих малышей
Принципы проведения игр
Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет. Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:
- разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений),
- включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках),
- минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например),
- раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности),
- создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу).
Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника
Приёмы, используемые в театрализованных играх с детьми 1,5–3 лет
Для занятий с детьми 1,5–3 лет используются те же приёмы, что и с ребятами постарше, но в доступной для данного возраста интерпретации.
Словесные приёмы
Поскольку речевое развитие является одним из приоритетных направлений в работе с малышами первой младшей группы, то и в театрализованных играх словесные приёмы активно используются. Дети должны слышать звучащую речь, чтобы вырабатывать собственные речевые навыки и формировать свой языковой образ.
Объяснение и беседа
Уже на уровне знакомства с персонажем, обстоятельствами его действий, ребята постигают театральную тему. Кроме того, педагог знакомит детей с такими понятиями, как «театр», «актёр», «режиссёр». При этом объяснение обязательно сопровождается беседой, в которой воспитатель задаёт вопросы репродуктивного характера, то есть по сути рассказа. Например, «Как называют людей, которые приходят в театр смотреть спектакль?».
Наглядные приёмы обязательно сопровождаются словесными пояснениями
Загадки и стихотворения
Одним из самых продуктивных мотивационных приёмов являются загадки. Именно с их помощью педагогу легче ввести новый материал, представить героев театрализованной игры. В первой младшей группе загадки лучше подбирать с договорками по рифме — так малышам проще включиться в работу.
Так, при изучении сказки «Теремок» в своей практике я предлагаю ребятам такие загадки:
- Звери жили в доме том, Но медведь сломал их дом, Он залезть в него не смог. Это сказка … («Теремок»).
- С длинным хвостиком малышка. Любит сыр и зёрна … (Мышка).
- Всех боится он в лесу: Волка, медведя и лису. Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами … (Заяц).
На своём опыте я убедилась, что стихотворения, используемые для театрализованных игр, не должны быть слишком длинными. Лучше использовать хорошо знакомые детям рифмовки. Например, перед сюжетно-ролевой сценкой «Кухня» малыши с удовольствием повторяют вместе со мной стихотворение, которое мы проговариваем каждый раз перед завтраком:
- Утро ясное пришло, Завтрак утро принесло. У пушистой белочки Орехи на тарелочке. У котёнка и щенка Два стакана молока. У мышонка вкусный сыр, У лисы густой кефир. У зайчат печенье, У пчелы варенье. А в тарелку нашу Мы положим кашу!
Короткие истории
Рассказы или сказки являются иллюстрацией к театрализованным играм. С их помощью происходит оформление набора действий в единый сюжет. Но также короткие зарисовки могут быть самостоятельным мотивационным приёмом. Например, в своей работе я его использую при изучении темы «Простейшие геометрические фигуры. Круг» перед режиссёрской настольной игрой, в которой артистами выступают каштаны. История такая: «Жил-был треугольник. Но он был таким длинным, с такими острыми углами, что вечно всех колол, и никто не хотел с ним дружить. И вот однажды проснулся треугольник и увидел, что углы исчезли, он стал гладким со всех сторон, круглым. Перестал он колоть окружающих и нашёл много друзей».
Наглядные приёмы
Наглядно-образное восприятие мира дошкольниками возводит данный вид приёмов в ранг незаменимых.
Картинки и фото
Поскольку речь идёт именно о театрализованных играх, то логично, если в группе будут представлены:
- фотографии разных видов театра и актёров,
- картинки с изображениями костюмов, театральных атрибутов (париков, накладных носов, ушей и пр.),
- буклеты (раскладные книжечки с сюжетами историй и картинками),
- рисунки (раскраски) детей по сюжетам сказок.
Если театрализованная игра связана со сказкой, стихотворением, то необходимо показать ребятам картинки по сюжету истории
Приём демонстрации
В качестве наглядного материала можно предложить:
- просмотр видео со сценками кукольного театра (например, постановка сказки «Репка»),
- проигрывание воспитателем действий всех персонажей,
- посещение театра и просмотр «живых» театральных спектаклей.
Атрибуты для театрализованных игр
Реквизит для игр — очень важный наглядный элемент успешной образовательной деятельности. Обычно все атрибуты, связанные с театрализацией, размещены в специально оборудованном театральном уголке, об оформлении которого более подробно можно прочесть в статье «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду».
Если же говорить в целом, то реквизитами театрализованных игр для воспитанников первой младшей группы являются:
- маски животных (сделанные из картона, папье-маше, плотной бумаги),
- шапочки (например, изготовленные из вырезанного конусом картона и украшенные так, как того требует образ),
- куклы пальчикового театра,
- природный материал, используемый в качестве «артистов» (каштаны, жёлуди),
- фигурки на липучках для фланелеграфа и на магнитах для магнитной доски,
- персонажи из бросового материала (одноразовых стаканчиков, баночек и пр.)
Если в группе предполагается работа с инсценировками, то в театральном уголке должны быть костюмы.
Одним из видов практических приёмов является помощь ребят в изготовлении атрибутов для игры
Практические приёмы
В театрализованных играх эта группа приёмов немного отличается от других видов игр. Кроме рисунков, аппликаций и поделок по теме игры, также применяются упражнения на социально-эмоциональное развитие и психогимнастика.
Упражнения на социально-эмоциональное развитие
Дети учатся взаимодействовать с окружающим миром в условно заданных ситуациях.
Например, чтобы показать ребятам, что есть животные, с которыми человек мирно сосуществует, я использую упражнение «Смотри, кто идёт!». Его суть заключается в том, что педагог называет животное, например, «собака», а ребёнок должен к этому зверю обратиться («гав-гав») и сказать, можем ли мы встретить собаку на улице, дома. Или «волк», который иллюстрируется характерным воем: можем ли увидеть его во дворе, какое это животное — дикое или домашнее.
Социально-эмоциональные упражнения помогают ребятам научиться взаимодействовать с окружающим миром в условных ситуациях, например, имитируя лепку, делать снеговика
Психогимнастика
Это рефлексивный приём, который обычно применяется в виде элемента физкультминутки или для завершения активной игры, проводится под успокаивающую музыку.
Своим детям я предлагаю закрыть глазки, представить себя в лесу и прочувствовать такие эмоции, впечатления: необычно, интересно, затем пошёл дождь — мокро, неприятно, закончился дождь, вышло солнышко, добрались до дома — рядом с мамой хорошо, спокойно.
Вопросы индивидуализации в театрализованных играх
Реализация индивидуального подхода в работе с детьми — важная составляющая методической работы педагога. Если говорить об этом направлении в контексте театрализованных игр в первой младшей группе, то реализовать его можно с помощью:
- распределения ролей (как уже отмечалось, каждый ребёнок должен прочувствовать ситуацию успеха, поэтому если малыш хочет быть Репкой из сказки, то стоит пересмотреть условия игры так, чтобы каждый участник смог побывать в роли другого),
- выбора реквизита (если малыш интроверт и не слишком любит публичные представления, то ему можно давать задания «околопостановочного» характера, например, отобрать фигурки диких зверей для фланелеграфа),
- заучивания стихотворений (каждая группа индивидуальна, поэтому и ситуация с большим количеством неговорящих или плохо говорящих малышей может быть обратной — наличие ребят, которые отлично разговаривают, вот им как раз можно давать задания на заучивание стихотворений).
Те дети, которые боятся публичных выступлений, обычно с удовольствием выполняют индивидуальные задания по мотивам игры
Виды и формы театрализованных игр в первой младшей группе ДОУ
Театрализованные игры делятся на 2 группы:
- те, в которых дети организуются взрослым и выступают артистами в образах с помощью вербальных и невербальных способов выражения, то есть драматизации,
- те, в которых ребята сами являются организаторами игрушек, кукол для создания условной ситуации, то есть режиссёрские игры.
Игры с пальчиковыми куклами развивают мелкую моторику
Таблица: виды драматизаций и режиссёрских игр в первой младшей группе
Группа игр | Вид | Описание |
Драматизация | Имитация | Дети воплощают образы животных, персонажей сказок. |
Сюжетно-ролевые сценки | Малыши разыгрывают короткие диалоги (1–2 реплики) на основе прослушанной сказки, просмотренного мультфильма или предложенной воспитателем ситуации. | |
Инсценировки | Малыши представляют заученные сценки, например, на утренниках, развлечениях. Такие драматизации используются нечасто из-за того, что многие дети в силу возраста плохо разговаривают и ещё не выработали навык запоминания текстов. | |
Режиссёрские игры (деление на виды основывается на типах театра, с которыми знакомятся воспитанники первой младшей группы) | Настольный | В качестве артистов выступают игрушки, каштаны (например, в роли машинок), жёлуди, осенние листья и пр. |
Стендовый | Дети производят действия фигурками на липучках на фланелеграфе или картинками на магнитах на специальной доске. Эти виды игр у детей 1,5–3 лет носят несколько иной характер, чем режиссёрские в прямом смысле: в них малыши выполняют действия по указанию воспитателя. Например, отправляют зверушек по подходящим домикам: собачку — в будку, кошку — в корзинку и т. д. | |
Кукольный | В первой младшей группе дети осваивают пальчиковые куклы, пытаясь ими проиллюстрировать услышанный сюжет. Манипуляции малыши производят только после того, как педагог детально продемонстрировал все действия персонажа. | |
Кулачковый | Презентация сюжета идёт от имени разрисованных или одетых в ткань кулачков. В первой младшей группе это обычно животные, которых малыши иллюстрируют подходящими звуками. | |
Баночный | «Артисты» сделаны из баночек, одноразовых стаканов и прочего бросового материала. Как правило, такие театрализованные игры вводятся во втором полугодии, когда ребята уже более или менее говорят и могут сами придумывать сюжеты на основе личного опыта. |
Это интересно. В первой младшей группе могут вводиться невербальные импровизации (танцевальные, с помощью мимики, жестов), так как для полноценного использования театрализованных игр необходимо хорошее владение речью.
Видео: сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела» в первой младшей группе
Формы организации
С воспитанниками первой младшей группы могут проводиться разные формы организации театрализованных игр:
- Игра вместе со взрослым на занятиях, утренниках. Это наиболее привычный для малышей 1,5–3 лет способ организации игровой деятельности.
- Мини-игры. Эта форма театрализованных игр применяется на занятиях для решения познавательных задач. Например, на уроке рисования малыши, познакомившись с геометрической фигурой «круг», не просто повторяют её очертания на листочках, а рисуют бублик для голодной кошечки, которая заглянула к ним в гости, и показывают, с каким аппетитом кошка съедает эту еду.
Мини-игры — наиболее распространённая форма театрализованной деятельности воспитанников первой младшей группы
- Самостоятельная деятельность. Эта форма театрализованных игр в первой младшей группе является, скорее, исключением, ведь такая активность подразумевает включение малышей в театрализованную деятельность без участия педагога, например, разыгрывание новогоднего утренника в образах без взрослого в качестве координатора действий каждого участника. Самостоятельная деятельность возможна только в том случае, если уровень общей подготовки ребят позволяет её осуществить.