Конспект театрализованной игры по русской народной сказке «Теремок» ( Вторая младшая группа)


Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет

Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру. В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов.

Это интересно. В методической литературе понятия «театрализованная игра» и «театрализованная деятельность» часто рассматриваются как синонимы.

В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей

Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ

Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:

  • развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ),
  • обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике),
  • воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения),
  • развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым),
  • даёт физические нагрузки, развивает координацию движений,
  • воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).

    Театрализованные игры в первой младшей группе помогают ребятам научиться сотрудничеству

Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:

  • обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный),
  • активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его),
  • развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»),
  • повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение),
  • тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу),
  • эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию),
  • развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников).

    Театрализованные игры помогают задействовать одновременно многих малышей

Принципы проведения игр

Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет. Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:

  • разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений),
  • включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках),
  • минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например),
  • раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности),
  • создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу).

Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника

Приёмы, используемые в театрализованных играх с детьми 1,5–3 лет

Для занятий с детьми 1,5–3 лет используются те же приёмы, что и с ребятами постарше, но в доступной для данного возраста интерпретации.

Словесные приёмы

Поскольку речевое развитие является одним из приоритетных направлений в работе с малышами первой младшей группы, то и в театрализованных играх словесные приёмы активно используются. Дети должны слышать звучащую речь, чтобы вырабатывать собственные речевые навыки и формировать свой языковой образ.

Объяснение и беседа

Уже на уровне знакомства с персонажем, обстоятельствами его действий, ребята постигают театральную тему. Кроме того, педагог знакомит детей с такими понятиями, как «театр», «актёр», «режиссёр». При этом объяснение обязательно сопровождается беседой, в которой воспитатель задаёт вопросы репродуктивного характера, то есть по сути рассказа. Например, «Как называют людей, которые приходят в театр смотреть спектакль?».

Наглядные приёмы обязательно сопровождаются словесными пояснениями

Загадки и стихотворения

Одним из самых продуктивных мотивационных приёмов являются загадки. Именно с их помощью педагогу легче ввести новый материал, представить героев театрализованной игры. В первой младшей группе загадки лучше подбирать с договорками по рифме — так малышам проще включиться в работу.

Так, при изучении сказки «Теремок» в своей практике я предлагаю ребятам такие загадки:

  • Звери жили в доме том, Но медведь сломал их дом, Он залезть в него не смог. Это сказка … («Теремок»).
  • С длинным хвостиком малышка. Любит сыр и зёрна … (Мышка).
  • Всех боится он в лесу: Волка, медведя и лису. Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами … (Заяц).

На своём опыте я убедилась, что стихотворения, используемые для театрализованных игр, не должны быть слишком длинными. Лучше использовать хорошо знакомые детям рифмовки. Например, перед сюжетно-ролевой сценкой «Кухня» малыши с удовольствием повторяют вместе со мной стихотворение, которое мы проговариваем каждый раз перед завтраком:

  • Утро ясное пришло, Завтрак утро принесло. У пушистой белочки Орехи на тарелочке. У котёнка и щенка Два стакана молока. У мышонка вкусный сыр, У лисы густой кефир. У зайчат печенье, У пчелы варенье. А в тарелку нашу Мы положим кашу!

Короткие истории

Рассказы или сказки являются иллюстрацией к театрализованным играм. С их помощью происходит оформление набора действий в единый сюжет. Но также короткие зарисовки могут быть самостоятельным мотивационным приёмом. Например, в своей работе я его использую при изучении темы «Простейшие геометрические фигуры. Круг» перед режиссёрской настольной игрой, в которой артистами выступают каштаны. История такая: «Жил-был треугольник. Но он был таким длинным, с такими острыми углами, что вечно всех колол, и никто не хотел с ним дружить. И вот однажды проснулся треугольник и увидел, что углы исчезли, он стал гладким со всех сторон, круглым. Перестал он колоть окружающих и нашёл много друзей».

Наглядные приёмы

Наглядно-образное восприятие мира дошкольниками возводит данный вид приёмов в ранг незаменимых.

Картинки и фото

Поскольку речь идёт именно о театрализованных играх, то логично, если в группе будут представлены:

  • фотографии разных видов театра и актёров,
  • картинки с изображениями костюмов, театральных атрибутов (париков, накладных носов, ушей и пр.),
  • буклеты (раскладные книжечки с сюжетами историй и картинками),
  • рисунки (раскраски) детей по сюжетам сказок.

Если театрализованная игра связана со сказкой, стихотворением, то необходимо показать ребятам картинки по сюжету истории

Приём демонстрации

В качестве наглядного материала можно предложить:

  • просмотр видео со сценками кукольного театра (например, постановка сказки «Репка»),
  • проигрывание воспитателем действий всех персонажей,
  • посещение театра и просмотр «живых» театральных спектаклей.

Атрибуты для театрализованных игр

Реквизит для игр — очень важный наглядный элемент успешной образовательной деятельности. Обычно все атрибуты, связанные с театрализацией, размещены в специально оборудованном театральном уголке, об оформлении которого более подробно можно прочесть в статье «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду».

Если же говорить в целом, то реквизитами театрализованных игр для воспитанников первой младшей группы являются:

  • маски животных (сделанные из картона, папье-маше, плотной бумаги),
  • шапочки (например, изготовленные из вырезанного конусом картона и украшенные так, как того требует образ),
  • куклы пальчикового театра,
  • природный материал, используемый в качестве «артистов» (каштаны, жёлуди),
  • фигурки на липучках для фланелеграфа и на магнитах для магнитной доски,
  • персонажи из бросового материала (одноразовых стаканчиков, баночек и пр.)

Если в группе предполагается работа с инсценировками, то в театральном уголке должны быть костюмы.

Одним из видов практических приёмов является помощь ребят в изготовлении атрибутов для игры

Практические приёмы

В театрализованных играх эта группа приёмов немного отличается от других видов игр. Кроме рисунков, аппликаций и поделок по теме игры, также применяются упражнения на социально-эмоциональное развитие и психогимнастика.

Упражнения на социально-эмоциональное развитие

Дети учатся взаимодействовать с окружающим миром в условно заданных ситуациях.

Например, чтобы показать ребятам, что есть животные, с которыми человек мирно сосуществует, я использую упражнение «Смотри, кто идёт!». Его суть заключается в том, что педагог называет животное, например, «собака», а ребёнок должен к этому зверю обратиться («гав-гав») и сказать, можем ли мы встретить собаку на улице, дома. Или «волк», который иллюстрируется характерным воем: можем ли увидеть его во дворе, какое это животное — дикое или домашнее.

Социально-эмоциональные упражнения помогают ребятам научиться взаимодействовать с окружающим миром в условных ситуациях, например, имитируя лепку, делать снеговика

Психогимнастика

Это рефлексивный приём, который обычно применяется в виде элемента физкультминутки или для завершения активной игры, проводится под успокаивающую музыку.

Своим детям я предлагаю закрыть глазки, представить себя в лесу и прочувствовать такие эмоции, впечатления: необычно, интересно, затем пошёл дождь — мокро, неприятно, закончился дождь, вышло солнышко, добрались до дома — рядом с мамой хорошо, спокойно.

Вопросы индивидуализации в театрализованных играх

Реализация индивидуального подхода в работе с детьми — важная составляющая методической работы педагога. Если говорить об этом направлении в контексте театрализованных игр в первой младшей группе, то реализовать его можно с помощью:

  • распределения ролей (как уже отмечалось, каждый ребёнок должен прочувствовать ситуацию успеха, поэтому если малыш хочет быть Репкой из сказки, то стоит пересмотреть условия игры так, чтобы каждый участник смог побывать в роли другого),
  • выбора реквизита (если малыш интроверт и не слишком любит публичные представления, то ему можно давать задания «околопостановочного» характера, например, отобрать фигурки диких зверей для фланелеграфа),
  • заучивания стихотворений (каждая группа индивидуальна, поэтому и ситуация с большим количеством неговорящих или плохо говорящих малышей может быть обратной — наличие ребят, которые отлично разговаривают, вот им как раз можно давать задания на заучивание стихотворений).

Те дети, которые боятся публичных выступлений, обычно с удовольствием выполняют индивидуальные задания по мотивам игры

Виды и формы театрализованных игр в первой младшей группе ДОУ

Театрализованные игры делятся на 2 группы:

  • те, в которых дети организуются взрослым и выступают артистами в образах с помощью вербальных и невербальных способов выражения, то есть драматизации,
  • те, в которых ребята сами являются организаторами игрушек, кукол для создания условной ситуации, то есть режиссёрские игры.

Игры с пальчиковыми куклами развивают мелкую моторику

Таблица: виды драматизаций и режиссёрских игр в первой младшей группе

Группа игрВидОписание
ДраматизацияИмитацияДети воплощают образы животных, персонажей сказок.
Сюжетно-ролевые сценкиМалыши разыгрывают короткие диалоги (1–2 реплики) на основе прослушанной сказки, просмотренного мультфильма или предложенной воспитателем ситуации.
ИнсценировкиМалыши представляют заученные сценки, например, на утренниках, развлечениях. Такие драматизации используются нечасто из-за того, что многие дети в силу возраста плохо разговаривают и ещё не выработали навык запоминания текстов.
Режиссёрские игры (деление на виды основывается на типах театра, с которыми знакомятся воспитанники первой младшей группы)НастольныйВ качестве артистов выступают игрушки, каштаны (например, в роли машинок), жёлуди, осенние листья и пр.
СтендовыйДети производят действия фигурками на липучках на фланелеграфе или картинками на магнитах на специальной доске. Эти виды игр у детей 1,5–3 лет носят несколько иной характер, чем режиссёрские в прямом смысле: в них малыши выполняют действия по указанию воспитателя. Например, отправляют зверушек по подходящим домикам: собачку — в будку, кошку — в корзинку и т. д.
КукольныйВ первой младшей группе дети осваивают пальчиковые куклы, пытаясь ими проиллюстрировать услышанный сюжет. Манипуляции малыши производят только после того, как педагог детально продемонстрировал все действия персонажа.
КулачковыйПрезентация сюжета идёт от имени разрисованных или одетых в ткань кулачков. В первой младшей группе это обычно животные, которых малыши иллюстрируют подходящими звуками.
Баночный«Артисты» сделаны из баночек, одноразовых стаканов и прочего бросового материала. Как правило, такие театрализованные игры вводятся во втором полугодии, когда ребята уже более или менее говорят и могут сами придумывать сюжеты на основе личного опыта.

Это интересно. В первой младшей группе могут вводиться невербальные импровизации (танцевальные, с помощью мимики, жестов), так как для полноценного использования театрализованных игр необходимо хорошее владение речью.

Видео: сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела» в первой младшей группе

Формы организации

С воспитанниками первой младшей группы могут проводиться разные формы организации театрализованных игр:

  • Игра вместе со взрослым на занятиях, утренниках. Это наиболее привычный для малышей 1,5–3 лет способ организации игровой деятельности.
  • Мини-игры. Эта форма театрализованных игр применяется на занятиях для решения познавательных задач. Например, на уроке рисования малыши, познакомившись с геометрической фигурой «круг», не просто повторяют её очертания на листочках, а рисуют бублик для голодной кошечки, которая заглянула к ним в гости, и показывают, с каким аппетитом кошка съедает эту еду.

    Мини-игры — наиболее распространённая форма театрализованной деятельности воспитанников первой младшей группы

  • Самостоятельная деятельность. Эта форма театрализованных игр в первой младшей группе является, скорее, исключением, ведь такая активность подразумевает включение малышей в театрализованную деятельность без участия педагога, например, разыгрывание новогоднего утренника в образах без взрослого в качестве координатора действий каждого участника. Самостоятельная деятельность возможна только в том случае, если уровень общей подготовки ребят позволяет её осуществить.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]