ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Кораблик»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Вострякова Е.Н. г. Удомля
Цель:
Развивать у детей умение строить простое перекрытие: ставить опоры (точно одну против другой) и аккуратно накладывать на них перекладины. Развивать у детей умение анализировать образец постройки.
Задачи:
- Воспитывать желание сооружать постройки.
- Вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом.
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы.
- Совершенствовать конструктивное умение.
Материалы:
Иллюстрация ворот детского сада, машинки разных размеров, схемы ворот
Раздаточный: три мелких кирпичика, один длинный кирпичик, два высоких бруска. Демонстрационный – такой же.
ХОД:
1 Этап: мотивационный.
- Цель воспитателя на данном этапе НОД: мотивировать детей на игровую деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость, познавательную активность.
Цель, которую должны поставить перед собой дети: построить для машин ворота.
Звучит анимация песни «Би-би-би», в гости к детям приезжают машинки. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Дети входят в групповую комнату, здороваются с гостями и садятся на стульчики рядом с воспитателем.
— Ребята посмотрите, к нам сегодня в группу приехало много машин. Они не пустые, а нагружены строительными деталями.
- Побуждать детей к самостоятельному рассуждению, поощрять детей положительными комментариями «Умница» — для девочек, «Молодец» — для мальчиков.
2 этап с опорой на личный опыт детей (опрос детей):
Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их умение узнавать и называть строительные детали.
Цель, которую должны достигнуть дети: Вспомнить и назвать строительные детали.
Воспитатель:
— Давайте посмотрим, какие строительные детали лежат в наших машинках.
— Что это? (кирпичик)
— Что из кирпичиков можно построить? (домик, дорожку)
— А вы когда утром шли в детский сад видели ворота. Они у нас красивые, широкие. (показ ворот)
— А как вы думаете, для чего нужны ворота? (заходить, выходить)
— А вы хотите научиться строить ворота? (да)
3 этап – основной.
Педагогическая цель: Развивать у детей умение строить простое перекрытие: ставить опоры (точно одну против другой) и аккуратно накладывать на них перекладины. Развивать у детей умение анализировать образец постройки.
Цель, которую ставят дети: Построить ворота.
Воспитатель дает простейшие пояснения. Все детали разные, они отличаются друг от друга или по форме, или по цвету или по размеру.
- Знакомство и обследование (обследование и выделение сенсорных признаков строительных деталей)
— Посмотрите, как я буду строить ворота (показ)
Опоры я буду строить из кирпичиков, ставлю их вот так друг напротив друга. Перекладину я буду строить тоже из мелкого кирпичика. Кладу его на опоры широкой стороной.
- Демонстрация поэтапного строительства ворот.
— Получились у нас ворота?
— Как вы думаете, какие машины могут проехать в такие ворота, маленькие или большие машинки?
— Ребята. Через эти ворота могут проехать маленькие машинки.
— Посмотрите. Как я нарисовала эти ворота. (показ на схеме)
— А теперь вы сами построите ворота.
— Давайте с вами представим. Что мы сели в машины и поедим на стройку строить ворота. Но прежде чем наши машинки поедут нам надо накачать шины (Имитация) и завести моторы (Имитация).
- На данном этапе НОД снятие мышечного напряжения.
Примечание: дети работают за столами.
— Молодцы, какие красивые ворота у вас получились. Теперь возьмите машинку и провезите ее в ваши ворота. Получилось? (Ответы детей).
- На данном этапе НОД самостоятельная деятельность детей по созданию и обыгрыванию построек.
4 этап: закрепление полученного опыта на новом материале.
Педагогическая цель: Закрепить полученный детьми опыт на новом материале.
Цель, которую должны поставить дети: Построить большие ворота.
— Ребята я вам принесла еще и большие машинки. Скажите, может ли эта машина проехать в ваши ворота? (Дети пробуют).
- Создание проблемной ситуации, Побуждать детей к самостоятельному рассуждению.
Воспитатель открывает ширму, показ больших ворот.
-Посмотрите как я построила. У этих ворот есть опора, перекладина и строить их будем из других строительных деталей. Опоры из брусков, перекладина – из длинного кирпичика.
— Я вам предлагаю построить такие же ворота для больших машин. Подходите, берите большие машинки и стройте для них большие ворота.
- На данном этапе НОД самостоятельная деятельность детей.
— Проехали ваши машины в ворота? У вас получились такие же ворота, как у меня?
- На данном этапе НОД сравнение своей постройки с образцом.
5 этап – итоговый:
Педагогическая цель: Нацелить на обобщение полученного опыта и применение его в игре.
Цель, которую ставят дети: сейчас поиграть с машинами, а завтра построить ворота для других машин.
— Ребята скажите, что вы сегодня строили? (Ответы детей). Понравилось ли вам строить? (Да).
— Молодцы, какие красивые и прочные ворота у вас получились. Мы ещё с вами будем играть и завтра, обязательно построим ещё ворота для других машин. А сейчас давайте пригласим машинки погостить у нас в группе и вы с ними и поиграете. (Дети соглашаются).
Включается анимация, дети обыгрывают постройки.
Следующая > |
Организация строительных игр во второй младшей группе
Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность, в которой дети отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними.
Воспитательное и развивающее влияние
строительно-конструктивных игр на ребёнка
Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребёнка:
- творчества,
- конструктивного мышления,
- пространственного воображения,
- фантазии,
- создавать различные модели,
- знаний цвета, величины, формы.
В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство.
В процессе строительно-конструктивных игр взрослый учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя её в целом, осуществляют анализ и синтез постройки.
Строительные игры способствуют формированию положительных взаимоотношений между сверстниками. Строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, умения доводить начатое дело до конца; видеть результат коллективного труда, его пользу.
Строительно-конструктивные игры – это возможность овладеть точным словарём (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко — низко, направо — налево, вверх — вниз, длинный — короткий и т. п.
В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.
Таким образом,
строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребёнка-дошкольника.
Условия для игр со строительными материалами
Для строительно-конструктивных игр должны быть созданы специальные условия: наличие необходимого строительного материала. Различаются следующие виды строительного материала:
- природный (песок, снег);
- подсобный (доски, ящики, коробки и др.);
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Лего»; мозаика:
- геометрическая,
- круговая,
- мелкая
Необходимо обеспечить время в режиме дня и место для данных игр. Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, устойчивым, соответствовать возрасту детей.
- Мелкий строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже доступно для детей.
- Крупный строительный материал располагается вдали от столов, т. к. строительные игры требуют большего пространства, так как дети часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.
Обычно для хранения строительного материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети младшего возраста берут материал и укладывают его после игры с помощью взрослого, а старшие дошкольники все это делают самостоятельно.
Детей нужно обязательно познакомить с порядком хранения строительного материала, требовать аккуратного с ним обращения и бережного отношения к постройкам.
Для обыгрывания построек необходимо создавать условия, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т. д.). Важным условием для строительно-конструктивных игр является их тема
.
Например: во второй младшей группе(3-4 года)
– ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т. д.;
в средней группе (4-5 лет)
– двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, железная дорога и поезд и т. д.;
в старшей группе (5-6 лет)
– самолёт, разные автомобили, улица, детский сад, зоопарк, пароходы разные, мосты пешеходный и автомобильный и т. д.;
в подготовительной группе (6-7лет)
— сказочные домики, речной и железнодорожный вокзалы, театр, многоэтажные дома, самолёты разные, метро, теремок по сказке и т. д.
Руководство строительно-конструктивными играмисо строительным материалом
Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причём эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребёнка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.
Основные умения дети приобретают:
- в процессе обучения на занятиях по конструированию;
- в совместной деятельности со взрослым;
- а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры.
Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приёмы: