Развитие эстетического восприятия, вкуса, чувства и представлений детей

  • Когда начинать развивать?
  • 6 советов по развитию эстетического вкуса
  • Как рисование развивает эстетический вкус

Что такое эстетическое восприятие — умение понимать искусство, тяга к красивым вещам, умение гармонично сочетать цвета? Этим вопросом задаются многие родители. Однозначного ответа нет, но одно ясно точно: эстетическое восприятие предполагает эмоциональный отклик на прекрасное. В художественной школе для детей развитие такого отклика является одной из задач программы, но важно развивать его и в домашней среде.

Когда начинать развивать?

С самого рождения ребенок учится различать прекрасное и некрасивое. Яркие, красочные и блестящие предметы вызывают у него интерес, он тянется к красивым игрушкам, внимательно слушает музыку, которую включают родители, на прогулке разглядывает небо и деревья. Родители обращают внимание малыша: «смотри, какое красивое облако», «какой яркий цветочек» — и этим закладывают базу для формирования эстетического мышления в будущем.

Первый отклик на прекрасное у детей идет безотчетно, интуитивно. Однако в дальнейшем эстетическое восприятие нужно развивать. В детских центрах его включают в программы комплексного развития.

Эстетическое восприятие мира связано с чувством радости, вдохновения, душевного подъема, это сильное чувство глубокого приобщения к прекрасному. Люди, в которых воспитали такое чувство, тоньше чувствуют искусство. В них нет разрушительного желания испортить, погубить чужой труд. Они восхищаются красотой природы и искусства, а значит, относятся к ним бережнее.

Полезные советы

  • поддерживайте интерес ребенка к искусству;
  • не используйте негативные установки;
  • занимайтесь совместной деятельностью; подавайте пример.

Для развития творческих навыков можно использовать разные способы рисования. Например, купите пальчиковые краски и рисуйте ладошками. Еще один вариант — фронтаж. Под лист бумаги кладут рельефный предмет, например, монету и штрихуют.

Можно купить готовые наборы для творчества и вместе их разбирать. Например, подойдет раскрашивание картин по номерам или аппликация, валяние игрушек.

Обязательно хвалите ребенка за проявление интереса. Не мешайте ему созерцать окружающий мир и старайтесь разнообразить обстановку. Например, ходите в музей, парки, ботанический сад и другие культурные места.

Рассуждайте с ребенком на абстрактные темы: о красоте, добре, любви, морали, эстетике. Не отвечайте за дошкольника — дайте ему возможность сформировать свое мнение. Подсказывайте по мере беседы.

Как рисование развивает эстетический вкус

Один из лучших способов развить эстетический вкус у ребенка — отдать его на курсы рисования для детей. В процессе обучения ребенок учится не только воспроизводить на бумаге или холсте реальные образы, но и видеть суть, характер, настроение создаваемой картины. Кроме того, восстанавливается контакт со своими собственными чувствами и эмоциями. Он может проявлять их через рисунки и безопасно проживать их в своем творчестве.

А еще на занятиях педагог знакомит учеников с произведениями классиков и современных художников. Сравнивая, находя похожее, формируя свои предпочтения, ребенок глубже проникает в искусство, пробуждает любовь к прекрасному в своей душе.

Обучение рисованию для детей в Детском Продюсерском построено таким образом, чтобы раскрыть художественный талант в каждом ученике, сформировать образное мышление, развить мелкую моторику и развить эстетическое отношение к окружающему миру.

Мы ждем ваших детей в «Имена Продакшн»!

Составляющие воспитания

Для развития эстетических представлений ребенка нужно знакомить с музыкой, литературой, фольклором, картинами и другими. Хорошо, если все это будет окружать его каждый день.

Например, можно вешать репродукции картин. Выбирайте соответствующие определенному времени года. Например, для лета подойдут соответствующие пейзажи и натюрморты с цветами. Рассматривайте их, анализируйте, рассказывайте о деталях.

Сложнее дело обстоит с прослушиванием музыки. Детям сложно долго воспринимать ее на слух. Можно включать детские инструментальные произведения во время чистки зубов или после пробуждения. Рассказывайте ребенку о разных музыкальных инструментах и сравнивайте разные типы звучания.

Знакомьте ребенка с разными видами народного творчества. Можно попробовать повторять их в творчестве. Например, сделать гжельскую роспись или дулевские игрушки.

Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы

Гимнастические композиции в школе

Давайте разберемся, что же мы можем применить для эстетического развития детей. Конечно же, в первую очередь — это возможность создавать комбинации (композиции, соединения). Самыми удобными для этого являются гимнастические композиции. Чтобы детям было понятнее, надо объяснить им основные правила составления комбинации, дать хорошие примеры и не очень.

В первую очередь ученики должны понимать два момента:

1. Элементы композиции должны плавно переходить один в другой.

2. Использовать необходимо только те элементы, которые уже хорошо известны и которые ребята могут выполнить красиво, а не кое-как.

Вот пример гимнастической композиции:

Сделать «Ласточку» — из ласточки наклониться вперед и сделать кувырок вперед (с одной ноги из равновесия на левой (правой) правая (левая) назад) в упор присев — перекат назад в группировке, выпрямить ноги, коснуться носками мата за головой — перекат в упор присев — прыжок вверх прогнувшись.

Это пример довольно простой композиции, где все элементы плавно перетекают друг в друга.

А теперь представим, что мы что-то перепутали:

Выполняется «ласточка», затем пытаемся выполнить перекат назад, а для этого нам приходится сначала присесть (выполнив лишнее, некрасивое движение), выполнив перекат назад, возвращаемся в сед, после чего пытаемся выполнить кувырок вперед и т. п.

При таком построении последовательности элементов композиция уже не будет композицией, она превратится в обычный набор элементов. В этом случае, если даже каждый отдельный элемент будет выполнен красиво и эстетично, все вместе они окажутся в весьма непривлекательном виде.

Младшим школьникам хватит и вышеназванных ориентиров, а вот ребят постарше можно попробовать познакомить и со всем остальным спектром условий, при которых комбинация будет выглядеть великолепно и привлекательно, причем не только для судей (если таковые будут), но и для зрителей.

Как мы уже разобрались, процесс составления хорошей гимнастической комбинации — это сложный творческий процесс. Это своего рода короткая театральная постановка, для этого можно даже использовать какой-нибудь образ, например, животного — ежик (который особенно хорошо будет смотреться в группировке, свернувшись клубочком) при выполнении кувырка вперед. Еще интереснее, если будут участвовать двое, один выполняет упражнения, допустим, ёжик, а второй — лиса, который за ним гонится. Что может получиться? Давайте посмотрим:

Ежик бежит к мату, лиса за ним, там ежик «спотыкается» — выполняет кувырок вперед с разбега в упор присев, лиса на мат не наступает, а оббегает его и «ловит» ежика с противоположной стороны. Тот, спасаясь от лисы, выполняет перекат назад (лиса хватает воздух), слегка покачавшись на спине, как кресло качалка, ежик видя, что лиса успокоилась, «расслабляется» и выпрямляет ноги (лежит прямым телом на мате). Лиса «неожиданно» пытается схватить ежика за ноги. Тот выполняет стойку на лопатках (такую любимую всеми «березку»), лиса оббегает сбоку и снова пытается поймать ежика за ноги, тот опускает ноги на себя и касается мата у себя за головой. Лиса оббегает мат по кругу, в это время ежик выпрямляется (снова лежит на мате). Лиса пытается схватить ежика за туловище, но тот выполняет мостик (лиса хватает воздух под спиной-мостиком). Затем ежик «падает» спиной на лапы лисы. Лиса отдергивает лапы и машет ими, как будто ей больно, а ежик выполняет переворот назад (кувырок), только не из приседа, а заведя ноги за голову, завершает переворот полностью перевернувшись через голову (если этот элемент вызывает затруднения, то можно после касания мата ногами за головой не переворачиваться дальше, а выполнить перекат вперед в упор присев), в упор присев. После чего выполняет прыжок прогнувшись. Красиво приземлившись и сделав «страшное» лицо, ежик угрожающе поднимает руки. Лиса боится и убегает, ежик за ней. Конец.

Получается целое театральное представление. Затем бывшая лиса может показать что-то иное, а бывший ежик ей в этом помочь.

На первый взгляд, все написанное может показаться громоздким, но это не так, все выполнение займет очень мало времени. Тут получается всего 6 элементов, зато веселья будет намного больше. Кроме того, такая театральная композиция будет завершенным коротеньким представлением, здесь есть и завязка и кульминация и финал, всё как полагается.

Интересно использовать только один мат, а не дорожку из нескольких матов для композиции. Дорожка дает большую свободу действий, однако чаще всего дети увлекаются продвижением вперед и даже не пробуют сделать различные повороты и развороты. Один мат добавляет сложности, а заодно заставляет задуматься над тем, как же удобнее составить композицию так, чтобы и красиво получилось, и чтобы с мата не свалиться. Повороты — это тоже элементы, которые требуют некоторого умения и сноровки. Например, если мы выполняем кувырок вперед и приходим в упор присев, то затем нам намного труднее красиво повернуться, а если выполним кувырок вперед ноги скрестно, то затем повернемся довольно оригинально, просто раскручивая себя в нужную сторону (если скрестно правая нога оказывается впереди, то поворачиваемся налево, если левая, то, соответственно, направо). Такие маленькие хитрости могут не только помочь в красивом выполнении композиции, но и научат детей подбирать или придумывать нужные моменты, следить за мелкими, казалось бы, такими незначимыми деталями.

Сценка с ежиком и лисой вполне спокойно может выполняться на одном мате. А вот если будет использоваться дорожка из матов, то желательно обратить внимание и на силу инерции, так как большое пространство дает большие возможности для разгона.

Если брать более простой вариант, то вот что может получиться:

Начинаем с «Ласточки», переходим в упор присев, далее — кувырок вперед в сед ноги врозь — наклон вперед — перекат назад, коснуться носками мата за головой — стойка на лопатках — опустить ноги в положение лежа — «мост» — лечь на мат — снова поднимаем ноги в стойку на лопатках, но там не задерживаемся, а сразу выполняем перекат вперед в упор присев — кувырок вперед — прыжок прогнувшись. В конце не забываем фиксировать концовку — приземлились, встали ровно, стоим две-три секунды. Этим мы показываем, что мы встали ровно и никакая сила инерции нас никуда не толкает (мы четко зафиксировали позу).

Более сложный вариант:

«Ласточка» — стойка на руках или голове — перекат вперед в упор присев — кувырок назад в упор присев — отталкиваясь ногами вытягиваемся всем телом приземляемся в упор на руки — выполняем одно-два отжимания — отталкиваясь руками и ногами переходим в упор присев — кувырок вперед — переворот вперед — остановиться и зафиксировать приземление.

Конечно же, это только примерные варианты, которые необходимо дорабатывать и подстраивать под каждого ребенка. Но в расписанных вариантах показаны удачные переходы из одного упражнения в другое. В то время если обратиться к официальной программе по физкультуре, там есть такой переход:

И. п. — «мост», а из моста надо повернуться в упор лежа или просто на живот. Более корявый переход придумать сложно. Хорошо (так чтобы это эстетично смотрелось) выполнить такую смену позиции могут единицы, зато остальные «корячатся» так, что на это страшно смотреть. О какой эстетике при таком раскладе можно говорить? Просто попробовать такой переход для себя неплохо, но применять его в комбинации может только очень хорошо подготовленный ребенок. Помните о том, что каждый разученный элемент добавляет новый кирпичик в физическую базу умений и навыков ребенка. Но не надо приучать детей к «корявости». Этого они и без физкультуры нахватаются. Надо научить их использовать все то хорошее, что есть в нашей области умений и знаний.

Далеко не всегда получается подготовить большое количество детей для выступления да еще и с разными композициями (набор разучиваемых элементов все же ограничен). Но если дать ученикам задание самим придумать свою композицию, используя любые доступные им упражнения, элементы или движения, то вполне возможно, что все ребята сумеют подготовить что-то свое. Затем интересно провести мини-сорвенования (или просто показательные выступления — что еще лучше), в которых каждый ребенок будет показывать то, что он придумал, а другие участники (плюс родители, учителя, зрители) будут аплодисментами оценивать каждое выступление. Конечно же, все хоть немного постаравшиеся дети не должны быть обижены ни вниманием, ни, по возможности, подарками. Дети все же должны понимать, что оценивается в первую очередь красота выполнения, а не сложность элементов.

Мы разобрали композицию для младших школьников. Старшие ребята, обладая гораздо большей двигательной базой, могут разнообразить свои комбинации более сложными элементами. Кроме того им мы напоминаем еще несколько правил, которыми они должны руководствоваться при подготовке:

— оригинальность элементов — здесь надо пояснить, элементы совсем не обязательно должны быть сложными, это могут быть и простейшие движения руками или ногами, которые можно вставить в основные элементы (например, выполнив стойку на лопатках, можно сделать движения ногами (пошагать, развести-свести прямые ноги и т. п.); выполняя кувырок вперед, можно прийти в сед ноги врозь (или ноги вместе) и тут же сделать наклон вперед и т. п.). Кроме того, из обычных простых элементов можно сделать интересное соединение. Например, выполнив одно-два круговых движения руками вперед, упасть на мат (самортизировав падение руками), сделать одно-два отжимания, затем, опираясь на руки, прыжком перейти в упор присев и далее можно переходить уже и к кувыркам и перекатам и т. д.;

— попытаться выполнять элементы так, чтобы ритм и темп выполнения упражнения менялся. Это не значит, что ритм должен быть рваным, ни в коем случае, наоборот, все должно плавно перетекать из одного в другое. Например, статичное, медленное начало — равновесие на одной ноге, «ласточка», наклон вперед (здесь можно добавить движения руками). Затем динамичная часть — кувырок вперед, перекат назад и т. п. (у кого из учеников есть возможность, могут вставить элементы акробатического брейк-данса) и т. п. Затем можно снова дать статичную часть — стойка на лопатках, мост и т. д. Надо постараться дать динамичную концовку, это добавит выступлению зрелищности, а отсюда и положительных эмоций как участнику, так и у зрителям (болельщикам);

— элементы и соединения должны соответствовать индивидуальным двигательным особенностям ребенка. Надо предостеречь детей от попыток вставлять в свою композицию элементы, которые они выполнить не могут или выполняют с большим трудом: если у ребенка не очень хорошая гибкость и у него не получается наклониться так, чтобы коснуться руками носков ног, то, соответственно, нежелательно вставлять в его комбинацию кувырок вперед в сед с наклоном вперед. Со стороны такой «корявый» или «негибкий» наклон испортит все впечатление, даже если перед этим кувырок был выполнен замечательно. Если обратите внимания на соревнования, то заметьте, что лучше всего зрители, судьи (да и сами спортсмены) запоминают именно серьезные ошибки, которые были допущены во время выступления и лишь во вторую очередь те замечательные элементы, которые получились;

— желательно настроить детей на то, что у каждого из них может быть свой ярко выраженный индивидуальный стиль исполнения, собственная манера выполнения упражнений, собственная динамика — это в дальнейшем при желании может даже стать визитной карточкой ребенка; зрители будут его узнавать уже по началу выступления;

— должна быть предусмотрена возможность дальнейшего совершенствования композиции. Так как все время выполнять одно и то же из года в год может и наскучить, то комбинации необходимо совершенствовать. Но так как постоянно придумывать новую композицию может быть весьма проблематично, можно использовать основной комплекс и вплетать в него новые элементы, которые должны будут идеально вписаться в уже имеющийся рисунок композиции. Так, например, если в предыдущий раз мы выполняли только перекат назад, то теперь можем сделать кувырок. Или из «ласточки» мы можем выполнить не наклон с последующим кувырком вперед, а стойку на руках или голове (при условии, что ребенок в состоянии выполнить эти элементы) и т. п. Нет предела совершенствованию. Кроме того, совсем не обязательно ориентироваться только на имеющуюся программу по физкультуре, надо придумать что-то свое или пользоваться тем, что нам может предложить разнообразная литература, телевизор, Интернет, различные спортивные секции и т. д. и т. п.;

— если решаем все же провести соревнование, то тогда должны быть определены все возможные ошибки, дети должны знать, за что снижается оценка, а за что она может быть повышена. Кстати говоря, такое отношение может быть полезно и при принятии любых элементов. Например, нужно сдать технику кувырка вперед, на что обращаем внимание: 1) группировка (она должна быть взята вовремя, ни до начала выполнения, ни после того, как перевернулся); 2) голова не должна касаться мата (объяснить это можно не только с технической точки зрения, но и с эстетической, ведь очень даже некрасиво получается, когда ребенок упирается головой в мат, а затем начинает переваливаться через голову пытаясь сделать кувырок. Так и шею себе повредить можно, да и смотрится со стороны такое выполнение страшно); 3) после кувырка следует тут же встать и остановиться, фиксируя завершение упражнения.

При выполнении композиции необходимо все делать четко, движения должны быть пластичными, ровными и отвечать задуманному действию. Необходимо соблюдать линию движения. Так, если необходимо руки выпрямить, то они должны быть действительно прямыми, а не согнутыми в локтях. Носки желательно оттягивать, спину не сутулить и т. п. А при выполнении прыжка прогнувшись надо постараться именно прогнуться, а не просто выпрыгнуть вверх и т. п. За каждую ошибку можно начислять один штрафной балл, в конце соревнования подсчитать, у кого этих штрафных балов было меньше (при условии равного количества элементов в комбинации у всех участников соревнования; в случае, если у кого-то элементов меньше, отсутствие этого элемента считается за две ошибки, в то же время можно добавить один балл тому, у кого элементов окажется больше);

— необходимо правильно распределять свои силы на всю комбинацию. Если сразу начать выполнять всю динамичную часть, то затем может не хватить сил на простые статичные элементы, ведь намного труднее будет удерживать равновесие (например, «ласточку» или стойку на одной ноге) после нескольких кувырков, чем в самом начале выступления, поэтому желательно чередовать динамичные элементы с элементами на гибкость или удержание позы;

— нужно сочетать уровень возможностей ученика и вероятность успеха при выполнении элемента. Это значит, что не надо стараться сделать что-то очень сложное (например, стойку на руках), но при этом не быть уверенным в том, что этот элемент получится (пару падений после неудачной попытки выполнить стойку на руках добавит в копилку больше ошибок, чем плюсов от ее выполнения на третий раз);

— должна существовать принципиальная возможность органичного соединения отобранных частей или элементов в одну связку (нужно уметь использовать связующие элементы). Если элементы никак связать не получается, то лучше придумать новое соединение, которое может казаться немного легче, но зато оно может быть выполнено максимально красиво и интересно;

— в композиции должна быть достижима непрерывность, динамичность, слитность выполнения упражнения.

Чтобы помочь детям сформировать свою композицию, учитель (воспитатель, родитель) должен постараться дать им максимально возможную базу различных элементов. Однако эти элементы должны быть разучены не просто для галочки, они должны выполняться очень хорошо. Разучивание сложных элементов (кувырок вперед, стойка на голове, стойка на руках и т. п.) может занять довольно продолжительное время, поэтому начинать готовиться необходимо заранее и без домашнего повторения этих сложных элементов обойтись будет трудно. Однако если у детей появляется заинтересованность, то они сами с удовольствием будут повторять понравившиеся элементы и двигательные действия дома без всякого напоминания. Тут скорее придется родителям быть повнимательнее и потратить свое личное время, помогая и подстраховывая своих детей.

Итак, сначала формируется база гимнастических элементов, из которых затем и будет составляться комбинация (композиция).

Когда база сформирована, можно приступить к выбору нужных (удобных, выигрышных) элементов. Подбор элементов осуществляется с использованием вышеперечисленных принципов. К этому вопросу необходимо подойти с особым вниманием, именно сейчас у детей появляется возможность проявить все свои творческие способности. Здесь уже не только физическая подготовка играет серьезную роль, но и правильный, логически обоснованный подбор элементов.

Когда нужный набор элементов подобран и учитель и ученик более-менее определились, необходимо все это распределить по всей комбинации. С одной стороны, сложные элементы можно попробовать сделать вначале, пока еще много сил, но с другой стороны, необходимо что-то оставить на эффектную концовку, как и в любом фильме, театральной постановке, даже в музыкальном произведении, всегда нужен завершающий аккорд, запоминающаяся точка. Кроме того, выполняя сложный элемент в начале композиции, ученик может совершить ошибку, что затем повлияет на дальнейшее выполнение комбинации. Например, попробовал выполнить стойку на голове, но у школьника не получается встать в нее с первого раза, он расстраивается и начинает совершать ошибки, делая другие, более легкие элементы. Так одна ошибка порождает множество других, что сильно портит все выступление. Так что здесь есть над чем подумать. Если, например, ребенок умеет выполнять подъем разгибом с пола, то (вспоминая сценку-комбинацию с «лисой» и «ежиком») его можно выполнить именно в конце. Тогда «ежик» встает с помощью подъема разгибом на ноги, а затем уже пугает и преследует «лису». Такая концовка может оказаться особенно эффектной, если никто из зрителей ранее с ней не был знаком.

Итак, отдельные элементы разучены, эффектная концовка придумана, теперь можно начинать весь набор имеющихся элементов распределять по всей комбинации. Не забываем использовать все перечисленные выше принципы построения композиции. Не забываем главное — связующие элементы, физические способности выступающего и зрелищность исполнения.

После того как композиция определена, все элементы нашли свое место, в последний разок нужно посмотреть, можно ли как-то эту комбинацию усложнить или сделать еще более зрелищной и, полностью определившись, начинаем разучивать. Во время разучивания могут всплыть различные нюансы, например, по отдельности элементы выполняются замечательно, а вот слитно не получается (такое может произойти с той же стойкой на руках: одно дело, когда стойку делать самостоятельно, отдельно от всего, а другое дело, когда выполняется кувырок вперед, а затем идет сразу переход в стойку на руках — тут и инерция добавляется и то, что голова слега закружиться может и т. п.), тогда приходится что-то корректировать, может быть, даже довольно сильно менять. А может случиться и наоборот: ребенок, плохо выполняющий кувырок вперед с места, может вполне прилично сделать его с разбега (сила инерции помогает), или наклон вперед в седе после кувырка вперед тоже может оказаться более глубоким. Попробовав всю придуманную комбинацию целиком и окончательно убедившись, что все элементы вписываются как надо, что нет нигде задержек, торможения или, наоборот, лишних переворотов, наклонов и т. п., только после этого начинаем повторять композицию в целях совершенствования и отработки целостного выполнения.

Все основные положения желательно давать постепенно по мере освоения программы по физической культуре, по мере разучивания новых упражнений и элементов.

Стоит только попробовать, и все обязательно получится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]