Конспект занятия по конструированию из природного материала в детском саду. Старшая группа


Художественное конструирование из природного материала в детском саду

В конструктивной деятельности детей дошкольного возраста широко используется разнообразный природный материал. Основная задача педагога – научить чувствовать специфику природного материала, видеть разнообразие его красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные образы.

Реализация задач, с одной стороны, развивает воображение, творчество, с другой стороны, подводит детей к овладению обобщенным способом построения образа с опорой на наглядность.

В исследованиях развития соображения детей дошкольного возраста О. М. Дьяченко выделяет два основных качественно различных способа действия по построению воображаемого образа:

1) «опредмечивание», когда в незавершенном рисунке ребенок усматривает определенный предмет;

2) «включение», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа.

Для развития творческого воображения принципиально важно:

— развивать у детей умение анализировать материал вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивание», затем – как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включение»;

— сформировать такие навыки и приемы конструирования, как «достраивание» образа, «изменение пространственного положения», «убирание лишнего», «комбинирование».

Основные задачи первого этапа обучения

конструктивным умениям изготовления поделок из природного материала:

— формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки (отбирать корни, ветки, сучки);

— обучать трем основным приемам построения образа способом «опредмечивание»: умение изменять пространственное расположение, достраивать, убирать лишнее.

Способ «опредмечивание» — основополагающий, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей.

1-2-е занятия:

— рассматривание природного материала;

— выделение в конфигурациях всевозможных образов;

— конструирование на одной основе двух-трех образов.

3-4-е занятия:

— даются задания проблемного характера: ставится задача создать поделки с опорой на заданную основу;

— предлагаются новые материалы: куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы (в качестве основы).

5-6-е занятия:

— проводится конструирование по замыслу.

Определив замысел, дети самостоятельно отбирают природный материал: крупный используют как основу поделки, мелкий в качестве деталей.

На втором этапе

решаются следующие основные задачи:

— формировать умение строить образ способом «включение»;

— анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения целостного образа (один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью).

1-е занятие: конструирование по собственному замыслу из собранного на экскурсии материала.

2-е занятие: конструирование по собственному замыслу из полученного определенного природного материала в качестве элемента будущей поделки;

3-е занятие: достраивание фигуры на основе крестообразно скрепленных палочек-веточек;

4-е занятие: достраивание фигуры на основе двух соединенных желудей, ольховых шишек на ветке, соломы, перетянутой в определенном месте, кусочков коры с закрепленной в центре палочкой.

Основные задачи третьего этапа

:

— расширять основные способы и приемы построения образа;

— формировать умение воплощать замысел, учитывая общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ, специфику природного материала.

Обучение конструированию по собственному сюжету является основной целью.

1-2-е занятия:

— конструирование по сюжету придуманной сказки или истории.

Художественное конструирование из природного материала

Средняя группа

Основные задачи

— формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки;

— обучать трем основным приемам построения образа способом «опредмечивание»: изменение пространственного расположения, достраивание, убирание лишнего.

Технические умения детей

Крепление пластилином; крепление клеем.

Помощь педагога

Помогает отломать, отрезать лишние части; помогает прикрепить дополнительные детали, углубить щель (пасть, клюв).

Материал для работы

Корни, ветки, сучки, куски древесной коры, сухие древесные грибы, мелкий природный материал.

Старшая группа

Основные задачи

— формировать умение строить образ способом «включение»;

— формировать умение анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения целостного образа, путем ее включения в эту целостность;

— расширять основные способы и приемы построения образа;

— формировать умение воплощать замысел.

Технические умения детей

Крепление пластилином; крепление клеем; крепление цветной тонкой проволокой.

Помощь педагога

Работа с шилом; работа с ножом; лакировка.

Материал для работы

Шишки, желуди, каштаны, ракушки, ольховые шишки на ветке, солома, кора, мелкий природный материал.

Этапы введения природного материала

Этапы введения природного материала в средней группе:

1-й этап

Вид материала:

корни, ветки, сучки, мелкий природный материал.

2-й этап

Вид материала:

куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы, мелкий природный материал.

Способ действия

«Опредмечивание»: изменение пространственного расположения; достраивание; убирание лишнего.

Этапы введения природного материала в старшей группе:

3-й этап

Вид материала:

шишки, желуди, каштаны, ракушки, мелкий природный материал.

Способ действия

«Включение»: использование природного материала не только как основы будущей поделки, но и как части целого; многофункциональное использование.

4-й этап

Вид материала

: две палочки-веточки, скрепленные посередине.

Способ действия

Достраивание фигуры.

5-й этап

Вид материала: два соединенных желудя, ольховые шишки на ветке, солома, перетянутая в определенном месте, кусочки коры с закрепленной в центре палочкой.

Способ действия

Достраивание фигуры.

6-й этап

Разнообразный природный материал.

Способ действия

Применение всех способов.

Конструирование в детском саду: примерное перспективно-календарное планирование / под общей ред. Т. А. Кругленя. – 2-е изд. – Минск: Зорны Верасок, 2022. – 67 с., стр. 12-14.

Сова

Задачи: Расширять представление детей об использовании нетрадиционного природного материала — шишки для изготовления разнообразных поделок в сочетании с другими традиционными материалами; способствовать развитию стремления к самостоятельному конструированию поделки; использовать оценку детских работ, как средство обучения.

Материал: Сосновые шишки, цветная бумага: жёлтого, черного, белого цвета, краска гуашь красного или жёлтого цвета, картонная бумага черного цвета, небольшой отрезок шерстяной нити, ветка (для подставки).

Птицы Задачи: Развивать умение работать над одним творческим заданием в группе или подгруппе, но при этом выполнять одно определённое задание; формировать умения наблюдать и анализировать предлагаемый педагогом, наглядный демонстрационный материал; На основе анализа и наблюдения определить (наметить) порядок выполнения предстоящей работы; способствовать воспитания у детей чувства коллективизма; формировать позитивное отношение друг к другу и живой природе.

Материал: Еловые и сосновые шишки, перья, цветная бумага, краска гуашь, пенопласт для крылышек, веточки, грецкий орех, пластилин.


Топиарий «Осень»

Задачи:

Дать представление о последовательности выполнения работы по изготовлению топиария; научить подбору материалов для выполнения «осеннего дерева»; продолжать вырабатывать навыки работы с различными природными и сопутствующими материалами:

развивать у детей художественный вкус, аккуратность, точность, внимание и творческое искание; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность; закрепить знания о времени года – Осень

Материал: Сосновые шишки, осенние листья деревьев, шиповник, репешок, цветочный горшок.

Улитка

Задачи: Закреплять навыки и умения работы с природным и бросовым материалом; развивать воображение, желание сделать поделку красивой; способствовать развитию желания выполнять несложную поделку последовательно и аккуратно; создать условия способствующие развитию художественного, эстетического вкуса, цветовосприятия; продолжить учить планировать свою работу и анализировать процесс.

Материал: Сосновая шишка, картон от упаковочной коробки, краски гуашь, шерстяные нитки или готовые помпоны.

Значение конструирования из природного материала

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в это мир, раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу — задача и долг взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологического образования — со сферы дошкольного образования.

Актуальность выбранной мной темы заключается в следующем: человечество является главным фактором в появлении экологических проблем на планете.

Только сейчас общество начинает понимать, что появившиеся проблемы возникли вследствие его же неправильной деятельности на Земле, и они не исчезнут сами собой.

Что необходимо направить все силы на ликвидацию этих проблем, на сохранение природных ресурсов, тех богатств природы, без которых человек просто не сможет обойтись. А для того, чтобы грамотно помочь природе, прежде всего, нужна экологическая образованность.

Без определённых знаний экологических основ и законов природы человек не сможет помочь природе, а то и вовсе навредить ещё больше своей безграмотностью.

Именно поэтому так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибок современного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в норму нынешнее состояние природной среды для наших же детей.

Можно сказать, что всё это составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическую культуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самое главное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

Большое значение придавал природе и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста,

Е.Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступное средство ознакомления маленьких детей предметами и явлениями окружающей природы. По её мнению, наблюдение для детей даёт богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств.

Е.И. Тихеева видела в природе средство сенсорного воспитания детей. Ведь действительно, природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Комплексное исследование вопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности, осуществленное под руководством А.В. Запорожца и А.Г. Усовой показало, что обучение и соответствующая организация изобразительной деятельности, конструирования, труда в природе, дидактические игры дают эффект в сенсорном развитии ребенка. Дошкольники последовательно и целенаправленно познают свойства предметов — форму, размер, цвет, плотность и пр., соответствует навыки восприятия.

В ряде научных трудов (А.И. Васильева, Н.К. Постникова, И.А. Хайдурова и др.) косвенно касающихся вопросов сенсорного развития детей показано значение анализирующего восприятия (умение видеть признаки объектов природы) для развития деятельности детей в процессе познания старшими дошкольниками взаимосвязей в природе. Т.о. педагогические работы по ознакомлению дошкольников с природой раскрывают возможность и необходимость формирования сенсорных навыков у детей.

Лебеди

Цель: Способствовать формированию умений сотрудничества у детей; способствовать развитию их стремления сосредотачиваться сообща на единой теме, выполняя при этом, одно конкретное задание; совершенствовать умения по конструктивно – модельной деятельности с использованием природного и сопутствующего материала; продолжать работу по совершенствованию умений планировать последовательность действий при выполнении творческого задания. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Материал: Сосновая шишка, краска гуашь белого цвета, пластилин: белого, красного, чёрного цвета, картонная бумага или дощечка (подставка).


Подготовка к работе: Некоторые природные материалы требуют предварительной подготовки, которую родители, выполняют заранее, но можно привлечь к этой работе детей, предварительно объяснив им, что конкретно нужно делать, и как.

Надеюсь, что представленный материал окажется Вам полезным.

Баба – Яга

Задачи: Научить, как использовать природные материалы для изготовления поделок; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать творческие способности; развивать воображение, фантазию; формировать композиционный и эстетический вкус; способствовать формированию любознательности, самостоятельности; воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе; формировать умение доводить начатое дело до логического завершения;

обеспечить условия для воспитания интереса у детей к декоративно-прикладному творчеству и русской народной сказке.

Материал: Сосновые шишки, сосновые иголки, ветки, жестяная баночка от кофе, шпагат, бумага белого и черного цвета, небольшой кусочек ткани.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]