Беседа о космосе (старшая группа)
автор: Аверинская Ирина Сергеевна
учитель-логопед МАДОУ детский сад «Звездочка»
Беседа о космосе (старшая группа)
Беседа на тему: «Космос» (старшая группа)
с использованием презентации «КОСМОС»
Цели:
Образовательная: формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.
Развивающая: расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.
Воспитательная: воспитать уважение к профессии летчика-космонавта, научить бережному отношению к планете Земля.
Словарь: Земля, небо, звезда, планета, солнце, луна, космос, ракета, космонавт.
Логопед:
Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, какой праздник празднуют в нашей стране 12 апреля?
Логопед:
вот сегодня мы с вами и узнаем, что это за праздник!
II слайд «Что такое космос?»
Логопед:
Очень часто люди, глядя на небо, задают себе вопрос: «А что там? За облаками?» — Космос. Что такое КОСМОС? — это пространство, которое окружает нашу планету Земля, в котором движутся звезды, планеты…
III слайд
Логопед:
Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. Но как это сделать?
IV слайд
Логопед:
почти 100 лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. В космическом пространстве много разных планет и звезд. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. К сожалению, у него не было возможности его построить.
И только через много, много лет группа ученых изготовили первый космический спутник.
V слайд
Логопед:
но первыми в космическое пространство полетели не люди, а животные, две собаки-лайки: Белка и Стрелка
(рассмотреть)
VI слайд
Логопед:
Они стали первыми живыми существами с планеты Земля, которые пробыли на орбите более суток и благополучно вернулись домой.
VII слайд
Логопед:
Первым космонавтом Земли был… Юрий Алексеевич Гагарин.12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» он впервые оправился в космос. С тех пор этот день отмечается в нашей стране как День космонавтики.
Логопед:
так какой праздник отмечают в нашей стране 12 апреля?
Дети:
День космонавтики.
Логопед:
Молодцы! День авиации и космонавтики. Повторите ещё раз, чтобы запомнить.
Дети повторяют:
12 апреля в нашей стране отмечают День авиации и космонавтики.
Логопед:
А почему именно в этот день – 12 апреля?
Логопед:
12 апреля впервые наш космонавт полетел в космос.
VIII слайд
Логопед:
Вы запомнили, как звали первого космонавта.
Дети:
Юрий Гагарин
Логопед:
Молодцы!
Физ. минутка «Космонавты»
(
координация речи с движениями
)
Логопед:
Давайте поиграем, на ракете полетаем
Космонавтом стать хочу, На ракете полечу, | Руки вверх над головой соединить. |
Облечу вокруг земли | Бежать по кругу – поворот в обратную сторону |
Приземлюсь от всех вдали. | Разбежаться по комнате, присесть. |
IX слайд
Логопед:
Как вы считаете, каким должен быть космонавт?
Дети:
сильным, смелым, выносливым, находчивым, трудолюбивым, умным, сообразительным, выдержанным и пр.
X слайд
Логопед:
Вы правильно сказали, что космонавт должен быть сильным, выносливым, потому что костюм, который он надевает в полёт весит почти 100 килограмм. Может вы знаете как он называется?
Да, он называется СКАФАНДР.
Рассмотреть костюм первого космонавта и современный скафандр (на слайде)
Рассказать, что скафандр необходим космонавту для дыхания (подача кислорода), поддержание необходимой температуры тела, радиосвязи.
XI слайд
Логопед:
А вот такой видят нашу планету космонавты из космоса. И называют её «Голубая планета». Подумайте – почему?
(коричневый цвет – это горы, земля; зелёный – леса, а синий – вода – моря, океаны…Большая часть на планете Земля занята водой – поэтому так много синего цвета – вот поэтому и называют ГОЛУБОЙ)
Логопед:
отгадайте загадку
загадку:
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
XII слайд
Логопед:
Давайте поделим на слоги слово КОСМОНАВТ
Дети:
(
делят на слоги)
– прохлопывая в ладоши, контроль подбородочком
(по выбору ребёнка)
Логопед: (слоговой анализ)
— Назовите 1-й слог?
— 2-ой слог?
— 3-й слог?
— Сколько всего слогов в слове КОСМОНАВТ?
Аналогично поделить на слоги и сделать слоговой анализ слова: КОСМОС, РАКЕТА, СПУТНИК, ПОСАДКА
XIII слайд
Логопед:
Я прочитаю стихотворение «Ракета», а вечером, чтобы порадовать маму с папой мы с вами его выучим.
Беседа о космосе (старшая группа)
Беседа в подготовительной группе на тему: «Этот загадочный космос»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 города Сычевки
Беседа в подготовительной группе на тему: Этот загадочный космос»
Воспитатель
Козлова Анна Сергеевна
Цель
:
- познакомить с символикой созвездий,
- вызвать интерес к космическому пространству;
- расширить представление детей о профессии космонавта,
- воспитывать уважение к этой профессии;
- развивать воображение, фантазию.
Ход занятия
Воспитатель: (вопросы воспитателя сопровождаются ответами детей)
Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
Воспитатель
: Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?
И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту — это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту — послать человека в космос.
12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.
Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт — Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт — С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.
Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают… но только во сне.
Воспитатель:
А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Ответы детей
: Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.
Воспитатель:
Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.
Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)
А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.
А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.
Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему?
Ответы детей
: Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.
Воспитатель
: Все космонавты — мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.
Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.
Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так…»
Воспитатель:
Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.
Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».
Воспитатель
: Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает?
Ответ детей: Ракеты.
Воспитатель: Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков.
Дети строят ракету, садятся на места.
Воспитатель:
Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.
(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают…)
Взвилась ракета в небеса
И в тот же миг умчалась.
Лишь в синем небе полоса,
Как снег, белеть осталась.
До свидания, ребята, счастливого пути!
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
Путешествие в космос
Конспект НОД, посвящённого Дню космонавтики, для детей старшего дошкольного возраста
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. Целую неделю, с детьми старшего дошкольного возраста педагоги организуют интересные познавательные мероприятия: занятия, викторины, развлечения. Они проводятся в игровой форме с использованием иллюстраций, плакатов, дидактических игр, игрушек и видеоматериалов, интерактивной доски. Дети знакомятся с понятиями: космос, космическое пространство, звезды, планеты, метеорит. Происходит знакомство со словами, связанные с космической тематикой: ракета, спутник, орбитальная станция, скафандр, космический корабль, центрифуга, космодром, иллюминатор, комета.
Цель
: формирование элементарных представлений о строении Солнечной системы, звёздах и планетах.
Задачи
:
- уточнять и обобщать знания детей о некоторых планетах солнечной системы;
- продолжать формировать у детей представления о летающих объектах;
- закреплять навыки счёта в пределах 5, обратный счёт (от 10 до 0);
- учить объединяться в игре, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом;
- воспитывать дружные взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Предварительная работа
: рассматривание фотографий, иллюстраций к книгам о космосе, беседы о планете Земля, строительство космических кораблей из модулей и разных видов конструкторов, загадывание загадок, рисование ракеты, чтение литературы по теме.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Проснулась я сегодня утром, а ко мне в оконце заглянул лучик солнца! Я подумала, а не слетать ли мне в космос! А вы хотите отправиться в космос? Совершить свой первый полёт в космические дали? Полюбоваться космическими просторами, побывать в состоянии невесомости, увидеть много интересных планет.
Дети:
Да!
Воспитатель:
Чтобы попасть в космос нам надо преодолеть испытания! Вы готовы?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Тогда приступим! На каком транспорте можно полететь в космос?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Правильно, на ракете! Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звёзд.
Вот первое задание. Вам необходимо собрать ракету! (Педагог делит детей на команды, каждой из которой предлагается собрать ракету из разных материалов: пазлы, деревянный конструктор, ЛЕГО, счётные палочки
.) Молодцы! У всех получилось! Ребята, а кто управляет космическим транспортом? (
Ответы детей
.)
Воспитатель:
Правильно! Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт. А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (
Космонавт
.)
Воспитатель:
Все знают имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина! Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли. А каким должен быть космонавт? (
Здоровым, смелым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, отважным, храбрым, бесстрашным, наблюдательными, спортивными, умными, много знать и уметь управлять современными ракетами и космическими кораблями
.)
Воспитатель:
А что можно увидеть в космосе?
Дети:
Звёзды, солнце, комету…
Воспитатель:
А мы, на какой живем планете? (
Земля
.) Все правильно! А сейчас следующее задание! В шеренгу становись! На первый, второй рассчитайсь! (
Детям раздаются геометрические фигуры – это пассажирское место в ракете. Первые – занимают свои места (садятся на стульчики), затем – вторые
.) Садимся в ракету (
стульчики расставлены в виде ракеты
), занимаем кресла, пристёгиваем ремни! Мы в ракете. Испытание третье. Чтобы долететь до космоса мы должны правильно ориентироваться в пространстве. Знать где лево, где право, верх – низ! И посчитать от 10 до 0! (
Звучит музыка. Идёт обратный счёт
.) Взлетаем! Вправо! Влево! Вправо! Влево! (
Дети поворачиваются поуказанию воспитателя.
)
Дети с воспитателем:
Мы построим, мы построим Самый быстрый звездолёт. Всё проверим, всё устроим и отправимся в полёт! Вот готов ракетодром. Раздается шум и гром! Миг – и чудо корабли оторвались от земли!
Воспитатель:
Вот мы и в космосе. Давайте выйдем из корабля! (
Дети выходят на ковёр, изображая невесомость
.)
Воспитатель:
В космосе всего существует 9 планет. Меркурий – самая близкая планета к солнцу. Венера – планета любви и красоты. Земля – планета, на которой живем мы с вами. Марс – названная именем бога войны. Юпитер – самая большая планета. Уран – единственная планета, которая вращается вокруг солнца. Нептун – на этой планете самые сильные ветра. Плутон – самая отдаленная планета от солнца. Сатурн – эта планета состоит из воды. А ещё в космосе есть космические камни. Их называют космические метеориты, они все разного размера и разной формы. Вот сейчас мы поможем космосу навести порядок – собрать метеориты. (
Группы детей собирают метеориты – конусы, цилиндры, шары, призмы
.) Первая команда – сколько всего у вас камней? (
Так воспитатель спрашивает у каждой команды, спрашивает – у кого больше/меньше
.)
Воспитатель:
А теперь пора возвращаться на землю! Вот мы с вами снова в детском саду. (
Звучит музыка. Дети садятся в круг на ковре
.) Давайте вспомним, где мы сегодня побывали. (
Игра «Вопрос – ответ» с помощью мяча. Куда мы совершили путешествие? На чём? Кто такой Юрий Гагарин? На какой планете мы живём? Сколько планет в солнечной системе? Какие планеты ты запомнил?
)
Воспитатель:
Давайте, все вместе вспомним названия планет! На Земле жил звездочёт. Он планетам вёл отсчёт. Меркурий – раз. Венера – два. Три – Земля. Четыре – Марс. Пять – Юпитер. Шесть – Сатурн. Семь – Уран. Восьмой Нептун. Девятый дальше всех Плутон. Кто не видит? Выйди вон! Спасибо вам, ребята, за чудесное путешествие в космос! Вы первые ребята, которые побывали в космическом пространстве, и я вас поздравляю, вручаю медали за вашу смелость и отвагу!
Ольга Миронова, воспитатель,
Оксана Беляева, педагог-организатор
ГБОУ «Гимназия №1577» СП №6 г.Москва