Рабочая программа кружка «Шашки» (для детей 4-6 лет)


Годовой план кружка настольные игры. «Чудо Шашки»,«Тырыынка» Старшая подготовительная группа. на г.

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида«солнышко». Утверждено От 2022г. Заведующая: Никитина С.П. Годовой план кружка настольные игры «Чудо Шашки»,«Тырыынка» Старшая подготовительная группа. на г. Руководитель: Черкашина Г.Н. Воспитанников 5 детей.

2 План работы кружка «Чудо Шашки», «Тырыынка» Пояснительная записка. «Чудо Шашки» Виды игр для детей очень разнообразны. В детском саду используются игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей детей совершенствования и тренировки их памяти, мышления. Одной из такой игр является игра «Шашки». Шашки — увлекательная игра, развивающая усидчивость и умение сосредоточиться, тренировать гибкость ума. Правила игры несложные, если ее не превращать в скучную игру. Знакомство со своеобразным миром шашек поможет подготовить разум ребенка к восприятию абстрактных логических категорий. Увлеченным «сражением» ребенок в «Стране шашек» сумеет заставить себя усидеть на месте, постарается сосредоточить свое внимание на событиях, происходящих на доске. Кружок познавательно- речевой направленности с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическая культура, художественно-эстетическое развитие, социальнокоммуникативное развитие, для детей возраста 5-6 лет. Настольная игра народов Саха «Тырыынка» — настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт народа Саха. — они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности. -они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям. — преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый. — народные настольные игры — лучший способ совместного досуга детей иродителей. Цель:Обучение дошкольника принципам игры, воспитаниеу них интерес и любовь к этим играм, подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития. Заинтересовать и увлечь детей к настольным играм. Задачи: Обучающие: — обучить основам настольных игр; — обучить простым комбинациям, теории и практике игры.

3 Воспитательные: — воспитывать отношение к играм как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; — воспитать: настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности; — выработать у детей умение применять полученные знания на практике. — воспитание уважения и любви к якутским настольным играм; Развивающие: — развивать стремление детей к самостоятельности; — развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, развитие мелкой моторики Физическое: — осуществлять всестороннее физическое развитие детей. Основными формами работы и средствами обучения являются: — практическая игра; — решение задач, комбинаций; — дидактические игры и задания, игровые упражнения; — развлечения, познавательные досуги, игры в шашки и Тырыынка. Ожидаемые результаты: — играть в настольные игры«шашки», «Тырыынка» — правилами хода, ориентироваться на шашечной доске — решать простые шашечные задачи — знание основы настольных игр — выполнять технические приемы игры «Тырыынка» Организационно-методические указания по проведению кружковых занятий «Чудо Шашки», «Тырыынка». — Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня, по мин., состоят из трех частей: вводной, основной, заключительной. — Занятия по Якутской народной игре «Тырыынка» проводятся в конце каждого месяца. — Перед образовательной деятельностью проводится малоподвижная игра.

4 — Занятия в игре постепенно усложняются. Раздаточный материал: шашечные доски и наборы шашек, палочки для игры Тырыынка Привлечь к работе кружка родителей, для изготовления атрибутов. Работа с родителями: Познакомить родителей с программой кружка. Провести анкетирование родителей на тему «Играем в шашки вместе с детьми». Обновить шашечные доски и наборы шашек, палочки к игре «Тырыынка» Помощь родителей изготовлений шашечных досок, фишек для игры (совместно с детьми), палочек. Список воспитанников: 1. Пудов Альберт Стручков Артур Сосин Паша Павлова Регина. 5. Черкашина Вероника. Перспективное планирование работы кружка «Чудо Шашки» «Тырыынка». Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами, научить играм в «Шашки», «Уголки», «Поддавки», учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику, координации движения, смекалки, ловкость. Сентябрь Знакомство с «Горизонталь». шахматной доской. Знакомство с игрой народов Саха «Тырыынка». Подготовка игровой зоны для детей. Цель: научить детей обращаться с шахматной доской и фигурами. Цель: Научить заполнять одну из горизонтальных линий шахматной Цель: научить детей правилам обращения с палочками. Цель: создание условий. Разучивание пальчиковой гимнастики с

5 доски кубиками (фишками). использованием палочек для игры. Октябрь «Вертикаль». «Диагональ».Определение Научить детей длинной и короткой самостоятельно и с диагоналей. удовольствием играть. Цель: Научить заполнять одну из вертикальных линий шахматной доски кубиками (фишками). Цель: развитие способностей. Обучение ходам при игре. Ноябрь Знакомство с шашечными фигурами. Начальная расстановка фигур Обучение игре. Ходы и взятие фигур. Объяснение положения в игре. Игра с соперниками. Цель: Поощрять умение самостоятельно расставлять фигуры в начальную позицию, определять направление ходов.. Цель: Познакомить с правилами хода и взятие фигур. Цель: продолжать учить играть в игру «Тырыынка». Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. Декабрь Задания и задачи развивающие логическое мышление. соперниками. соперниками. Соревнования по шашкам и «Тырыынка» на сладкий приз.

6 Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать свои знания… Цель: предоставить возможность выбрать игру пожеланию Январь Знакомство с игрой в поддавки. Продолжение ознакомления с играми народов Саха. детьми и взрослыми (воспитатели). Цель: научить играм в «Поддавки» Цель: развитие способностей. Февраль Кто проиграл, тот победил. соперниками в соперниками. Игра с соперниками. «Шашки» и «Поддавки». Цель: Продолжать отрабатывать на практике правила поддавков, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе. Цель: закрепление навыков игры в «Шашки» и «Поддавки».. Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. Март Развивающие игры. Показ и обучение игры «Уголки». Цель: Продолжение и обучение якутских игр. соперниками

7 формирование умения логически рассуждать, обобщать свои знания. Цель: знакомство с новой игрой, развитие способностей у детей. Цель: знакомство с новой игрой «Хабылык»- палочки, развитие способностей у детей. Апрель Соревнование игра «Поддавки» 1 тур Соревнование игра «Уголки» 2 тур соперниками. Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. соперниками Цель: развитие способностей у детей, воспитывать усидчивость и любознательность Май Соревнование по шашкам 1 тур Цель: учить детей пользоваться терминами при игре, воспитывать усидчивость Соревнование по настольной игре «Тырыынка» 1 тур Игра «Тырыынка» с родителями. Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремление преодолению трудностей, уверенности в себе.

8 Якутская настольная игра «Тырыынка» длядетей старшей группы Актуальность: — настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт народа Саха. — они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности. -они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям. — преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый. — народные настольные игры — лучший способ совместного досуга детей иродителей. 1. Тема: Якутская настольная игра Тырыынка (вытаскивание лучинок по одному). Цель: 1. Знакомить детей с якутской настольной игрой Тырыынка Задачи: 1. Научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. 2. Развивать внимание, мышление и ловкость у детей. 3. Привлечь и заинтересовать детей и родителей к настольной игре Тырыынка. — Основной этап: 1. Знакомство с правилами игры Тырыынка 2. Разучивание пальчиковой гимнастики с использованием палочек для игры. 3. Придумай и сложи игра — составление фигур с использованием палочек для игры Тырыынка 4. ОБЖ правила обращения с палочками. 5. Круглый стол для родителей Тырыынка Саха трт оонньуулара 6. Изготовление атрибутов для игры Тырыынка 7. Соревнование между детьми.

9 Ожидаемый результат: — В результате работы расширятся знание и интерес детей и родителей кякутской настольной игре Тырыынка. — Дети овладеют техникой игры Тырыынка — Для каждого ребенка родители изготовят набор палочек для игры. Литература: «Приключения на шашечной доске» -Л.; Ленинздат, 1969 г., «Учимся играть в шашки» — Василевский Р.Г. Киев: Здоровья, 1985г., «Книга о шашках» — Городецкий Б.Г. М.: Физкультура и спорт, «Шашки-это интересно» — Герцензон Б., Напреенков А. СПб.; Литера, 1992г. Dvorsportinfo.ru, ynqa.ucoz.ru- Тырыынка.

«Волшебный мир шашек»

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую в старшей группе детского сада (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления

, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному

. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки ( это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре ) и так далее .Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]