Занятия по познавательному развитию в средней группе ДОУ

Маленький ребенок, так или иначе, является неутомимым исследователем, которому интересно знать абсолютно все. Он везде сует свой нос и постоянно задает вопросы своим родителям о происхождении того или иного явления или предмета. От того, сколько разного и увлекательного увидит дошкольник, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Если карапуз не наблюдает и не знает ничего, кроме своего дома, его мышление будет довольно узким. С помощью познавательного развития по ФГОС ребенок начинает погружаться в самостоятельную деятельность, развивает свое воображение и любознательность.

Занятие по познавательному развитию в средней группе

Значение познавательного развития детей в средней группе ДОУ

В детских дошкольных государственных учреждениях все создано для того, чтобы дети имели возможность удовлетворить свою любознательность. Чтобы развитие познавательной сферы было эффективным, нужно организовывать специальные мероприятия.

Обратите внимание! Деятельность в любом своем проявлении — это важная составляющая для гармоничного развития дошкольников. Ведь в познавательной деятельности дети изучают окружающий мир, взаимодействуют с различными объектами и приобретают конкретные навыки.

Познавательное развитие в средней группе детского сада расширяет представления об окружающей среде и обогащает словарный запас. Опытные педагоги рекомендуют проводить занятия в природном уголке, музыкальной зоне или в месте для игр на полу. Все необходимые атрибуты размещают по методу мозаики, чтобы дети во время игры не мешали друг другу.

Основные цели и задачи познавательного развития у детей 4-5 лет

Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:

  • формирование знаний о себе, как о личности;
  • ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
  • дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.

Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.

Формирование математических представлений у детей

Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.

Познавательно-исследовательская деятельность и сенсорное развитие

Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.

Развитие сенсорики в саду

Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.

Знакомство с миром предметов

На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.

Как научить рисовать ребенка 4-5 лет

Важно! С помощью таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина, малыши сравнивают явления и предметы и объединяют их в группы по внешним характеристикам.

Ознакомление с социумом

Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.

Знакомство с миром природы и экологическое воспитание

Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ. Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно.

Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сандугач» село Шыгырдан, Батыревского района.

1.2.
Цель рабочей программы
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; творческой активности.

1.3. Задачи рабочей программы:

1. Формирование познавательных действий, становление сознания.

2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

3. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

4. Формирование знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

5.Формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

1.4. Принципы
и подходы к формированиюрабочей программы
При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)

Отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Какие виды деятельности помогают познавательному развитию

На сегодняшний день в педагогике существует множество приемов, которые используются во время занятий в детском саду. К основным методическим видам ознакомления с окружающей средой относятся:

  • рассказы;
  • чтение сказок и других художественных произведений;
  • беседы и пояснения.

Помимо этого, многие педагоги сегодня прибегают к комментированному рисованию и моделированию, позволяющему детишкам в простой форме увидеть то, о чем идет речь. В процессе планирования и проведения такого рода занятий воспитатель должен становиться волшебником, заставляющим объекты двигаться и преобразовываться.

Формы работы с детьми по познавательному развитию

Обратите внимание! Моделирование и комментированное рисование похожи на мультипликацию, когда картинки на бумаге или мониторе возникают постепенно, но связаны между собой сюжетной линией и логическим завершением.

Организация НОД по познавательному развитию в средней группе по ФГОС

Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду по ФГОС является формирование у дошкольников навыков исследования и умения самостоятельного поиска необходимой информации. Воспитатель должен прийти и пробудить в детишках мотивацию и желание находить ответы на интересующие вопросы, а также поощрять любознательность.

Для исследовательского воспитания можно применять как самостоятельные, так и групповые занятия, сопровождаемые игровой активностью. Если ребенок умеет ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного предмета или явления, а затем находит ответ, это указывает на его высокий уровень психического и умственного развития.

Дидактические игры по познавательному развитию в средней группе (картотека)

К популярным играм по познавательному воспитанию относится «Что кому», «Где это можно купить» и «Из чего сделано». В процессе проведения «Что кому» воспитанники должны называть профессию в соответствии с предметами труда, а также вспомнить, где они могли видеть такого работника.

Диагностика креативного развития детей дошкольного возраста

Для этого на столе нужно разложить игрушечные орудия труда людей разных профессий. Дидактические задачи такой игры заключаются в следующем:

  • воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых;
  • желание помогать своим родителям, примерять на себя роли людей разных профессий в игровой форме.

Во время занятия «Где это можно купить» воспитанники соотносят предметы с названием магазинов на бумажных карточках (принцип игры похож на лото). Дошкольникам раздают картинки, после чего каждый из них должен сказать, в каком магазине это можно приобрести и положить изображение на большую карту.

Обратите внимание! Дидактические задачи игры «Из чего сделано» заключаются в обучении детей объединять предметы по материалу (одежду, транспорт), из которого они выполнены, активизации всего словарного запаса, воспитании наблюдательности и способности четко следовать правилам игры.

Перед проведением игры педагог должен поговорить с детьми, уточнить, знают ли они о том, что все предметы сделаны из разных материалов. После этого малышам нужно на ощупь определить, из чего сделан тот или иной предмет, и немного рассказать о нем.

Шаблоны для игры «Из чего сделано»

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию

Дети:Нет, мы его не видим

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит какой воздух?

Дети:Воздух прозрачный, невидимый бесцветный.

Воспитатель: Да, воздух прозрачный, невидимый бесцветный.

Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами сможете убедиться.

Опыт №1. «Воздухоловители»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет? Что в нем?

Дети:Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полный воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как вы думаете почему?

Дети:В нем не воздуха, он пустой.

Воспитатель: Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом мы его выпустили.

Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (Предположения детей

). Правильно в воздушных шариках, игрушках. Давайте мы с вами пройдем к следующему столу поэкспериментируем.

Опыт №2. «Тонет, не тонет»

Воспитатель: На столе лежат игрушки. Вам юным экспериментаторам – задание: Нужно выяснить, какие игрушки утонут, а какие будут плавать. И разделить их на две части.

(ребята по очереди берут, опускают игрушки в воду)

Воспитатель: Молодцы, ребята, наш вывод, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадет вода, и вытолкает весь воздух, — предмет может утонуть.

Опыт №3. «Воздух-невидимка».

Воспитатель: Ребята, вы хотите увидеть воздух?

Дети:

Воспитатель: Следующее задание юным экспериментаторам. Возьмите в руки стаканчик. Переверните его вверх дном и медленно (стакан нужно держать ровно), аккуратно опустите его в воду. Есть ли вода в стакане? Как вы думаете почему?

Дети:Нет воды.

Воспитатель: А теперь аккуратно наклоните стаканчик, который находится в воде. Что происходит?

Дети:Появились пузыри. Это выходит воздух из стакана. Вода выталкивает воздух из стакана, и он наполняется водой.

Воспитатель: Наш вывод: В стакане был воздух. Воздух выходит из стакана, если его наклонить и вода занимает его место.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише.

Ветерок все выше, выше.

Опыт №4. «Ветер – это движение воздуха»

Воспитатель: Юным экспериментаторам следующее задание. Представьте, что в каждом тазике море, а вы ветер. Попробуйте подуть на воду. Что получается?

Дети:Волны.

Воспитатель: Чем сильнее дуть, тем сильнее будут волны. Возьмите наши импровизированные кораблики. Что с ними происходит?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]