Конспект занятия в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг» Социальный мир.


Конспект занятия в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг» Социальный мир.

Конспект занятия в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг» Социальный мир.

Цели:

1 .Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.

3. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.

Методические приемы:

Игровой;

Наглядный;

Словесный.

Оборудование:

знак опасности, символ огня, сказка «Огонь – друг, огонь – враг», картинки, презентация.

Предварительная работа: экскурсия в пожарное депо, дидактическая игра «Кому что нужно», чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

Словарная работа:

пожарные, языки пламени, задымление, ожог.

Ход занятия

Педагог. Дети, сейчас я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется. Правильно, это знак опасности. А сейчас давайте поиграем. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую – нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.

Дети по очереди перечисляют: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы и ягоды, опасные животные и люди, и т.д.

Педагог. Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать:

Он друг ребят,

Но когда с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает все кругом.

(Огонь.)

Верно, это – огонь (показывает символ огня).

А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь – друг, огонь – враг».

Жил – был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь, где хотел – по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

Как вы думаете, почему?

Дети. Он сжигал все подряд.

Педагог. И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Давай, Огонь померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой» мериться». А человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой за языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

Скажите, для чего человеку нужен огонь?

Дети. Для того чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.

Педагог. Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по марям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.

Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.

Скажите, от чего может возникнуть пожар?

Дети. От спички, непотушенного окурка, невыключенной газовой плиты и электроприборов.

Педагог. А что может загореться дома, в лесу?

Чем кроме огня еще опасен пожар?

Дети. Дымом – им можно задохнуться.

Педагог. А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки, вверх, изображая языки пламени, а если не горит – руки нужно опустить.

Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья, бензин, краска.

Педагог. Молодцы, садитесь. А сейчас поиграем в игру «Кросс – вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сожжем назвать, что там изображено.

Вопросы к детям:

  1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
  2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
  3. Какая у них работа? (Трудная, тяжелая, нужная людям.)
  4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, решительными.)
  5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
  6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
  7. По какому номеру вызывают пожарных? («01».)
  8. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес.)

Педагог. Молодцы ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка – это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.

А теперь встаньте, мы с вами поиграем с мячом. Игра называется «Лови – бросай, сразу отвечай».

Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)

Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный — цвет огня.)

Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)

Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)

Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)

Педагог. А что нужно обязательно знать, чтобы не случилось беды? Нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается – запрещается».

Возьмите в руки свои знаки – светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый – если это делать можно:

  • В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
  • Бросать горящие спички;
  • Кричать и звать на помощь взрослых;
  • Оставаться в помещении, где начался пожар;
  • Открывать окна и двери во время пожара;
  • Закрывать рот, нос и голову мокрым полотенцем;
  • Прятаться в угол под шкаф под кровать;
  • Оставлять без присмотра включенные электроприборы;
  • Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
  • Обливать водой стены и пол во время пожара;
  • Пользоваться лифтом;
  • Не бояться слушаться во всем пожарных;
  • Тушить водой горящие электроприборы;
  • Обращаться к соседям за помощью;
  • По возможности пытаться тушить пожар;
  • Включать газ электроприборы и свет.

Педагог. Молодцы, все правила назвали.

Огнь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

Дети. Он получает ожоги, задыхается от дыма.

Педагог. Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что нужно делать, если у вас небольшой ожог.

Педагог. Вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все – таки пользы от него больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.

Детский сад «Калинка», Волгодонск

Программное содержание

: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по социальному миру:

— правильно вести себя на улице, в общественном транспорте;

— представлять возможные травматические ситуации, опасные для здоровья;

— правильно ориентироваться, действовать в сложившейся ситуации;

— о семье, родственных отношениях, выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким;

— элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

— понимать, как образуется взрослое имя и отчество;

— проявлять интерес к городу, в котором живут; знать некоторые сведения о его достопримечательностях, главных улицах; выражать свое отношение к городу, свои чувства;

— классифицировать транспорт по видовым признакам.

Приветствие:

Здравствуй солнце золотое (соед. раскр.лад.)

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок (качают руками)

Здравствуй, маленький дубок (имитируют дерево)

Здравствуй утро, здравствуй день (разводят поочередно руки в стороны)

Нам здороваться не лень (показывают на себя и делают поклон).

В: Дети, улыбнитесь друг другу. В нашей группе стало светлее от ваших улыбок. Пусть это радостное настроение останется на весь с нами. Скоро вы пойдете в подготовительную группу, но для этого надо получить пропускной билет от «Королевы страны Знаний». А чтобы его получить, необходимо выполнить задания, которые она нам приготовила. И сегодня я предлагаю отправиться в страну Знаний. Как вы думаете, на чем мы поедем? (ответы детей). Послушайте загадку: «Что за чудо – синий дом? Окна синие кругом. Носит обувь из резины и питается бензином? (Автобус)». Да мы поедем на автобусе, но сначала скажите мне, какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, водный, наземный).

Д/И: «Разложи правильно»

Молодцы, справились с заданием. Пора ехать, но вот беда, я не знаю, откуда нам отправлять. Давайте вспомним, кто на какой улице живет.

Вы живете на разных улицах, поэтому я предлагаю отправиться в страну «Знаний» от нашего д/сада, как он называется? Пойдемте на остановку. Как же надо вести себя на остановке, ожидая автобус (ответы детей). а вот и наш автобус. Предлагаю считалкой выбрать шофера:

Стоп, машин, стоп, мотор, тормози скорей шофер.

Красный глаз глядит в упор – это строгий светофор!

Заходите в автобус, садитесь. (правила поведения в автобусе)

Теперь мы хорошие пассажиры. Пока мы будем ехать, я буду экскурсоводом. Итак, мы отъезжаем от нашего детсада, который находится на самой главной улице города. Как называется главная улица?( Ленина). По правую сторону от Калинки располагается известное вам здание, как оно называется?(муз. Школа им. Шостаковича). Едем мимо нее, по левую сторону- 5-я гимназия, станция юного техника. Подъезжаем к улице 30 лет Победы, по правую сторону- площадь, на ней расположен памятник Молодову — герою Афганской войны. Пересекаем улицу 30 л. Победы и продолжаем ехать по главной улице. По левую сторону расположены поликлиника, аптека ,сеть магазинов, назовите, каких, Сбербанк. Продолжаем движение и вот мы уже проезжаем Почтамт — одно из первых зданий города. Выезжаем на главную площадь, а как она называется , вы мне сейчас скажете, глядя на этот памятник-Стелла- погибшим солдатам в ВОВ( Площадь Победы).

Напротив памятника Стеллы находится кинотеатр, назовите какой(Октябрь). Кто из вас ходил в этот кинотеатр? Еще здесь есть парк, как он называется?(Парк Победы). В этом парке находится аллея Славы. Она тоже посвящена героям ВОВ. Кто знает, как называется вот этот памятник ( памятник Воинской Славы на Бульваре Великой Победы). Мы продолжаем нашу экскурсию и теперь мы едем в город Цимлянск. Переезжаем через мост. Какая река протекает под мостом?(Дон) Какие еще реки вы знаете?(ответы). Вот мы и приехали, Остановка «Страна Знаний». В какую дверь будем выходить? Выходите. Нам надо перейти дорогу. С какой стороны будем обходить автобус? Почему?(ответы). В пешеходном деле самое главное и трудное- переходить дорогу. У пешеходов есть свои помощники при переходе улицы. ЗАГАДКИ: Чтоб тебе помочь путь пройти опасный- гори, ты день и ночь — зеленый, желтый, красный(светофор). Посмотри, силач, какой- на ходу одной рукой останавливать привык пятитонный грузовик(регулировщик). Здесь нет ни светофора, ни регулировщика. Как же нам перейти дорогу?(посмотреть налево ,и, убедившись, что поблизости нет машин, начинать движение). А вот и страна «ЗНАНИЙ». Королева страны «Знаний» хочет выяснить, знаем ли мы, как надо действовать, когда горит красный, желтый, зеленый свет светофора. Д/И «Красный, Желтый, Зеленый». Молодцы, справились на отлично! Посмотрите, ребята, какое необычное дерево. Я догадалась: ствол-это наша группа, ветви — это ваши семьи, а листья, которых нет — это вы. Королева хочет с вами познакомиться. Мы каждый день приходим в детский сад, мы друг друга любим и уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Прикрепите листик к ветке дерева и расскажите о себе и о своей семье.(рассказы детей). В семье вас любят. Ваши поступки могут радовать и огорчать близких.

Д/И « Радость или огорчение». У меня два кружка-красный и черный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость(кр.) ,а какой огорчение(черн.) Раздаю кружки, называю поступки, дети с помощью кружка показывают, порадует или огорчит этот поступок близких:- Вы съели на завтрак всю кашу. Подрались с другом. Разбросали по комнате игрушки. Помогли маме мыть посуду. Нагрубили бабушке. Нарисовали и подарили папе красивый рисунок. Перед сном пожелали всем спокойной ночи. Порвали новую книжку. Хорошо вели себя в детском саду. Я надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки?!

Д/И: «Игровизор» Найди лишнюю картинку.

Ребята, королева страны Знаний приготовила для нас картинки (УМК). Рассмотрите их внимательно. Что на них изображено?(различные опасные ситуации) Разложите эти картинки к тем номерам телефонов, по которым необходимо звонить в том или ином случае: 01;02;03. Проверьте друг друга. Вдруг в группе раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку и слушает. Затем говорит детям, что какой-то незнакомый человек приглашает всех детей покататься на машине, а потом поведет всех в кафе и угостит вкусным мороженным. Ребята обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Проводится игра « Вызови скорую помощь, полицию, пожарных.» Молодцы, ребята, теперь я за вас спокойна- вы знаете, как поступать в экстренных случаях. И я предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение.» : Где с огнем беспечны люди, там взовьется в небе шар, там всегда грозить нам будет злой(пожар). Красный отблеск побежал, кто со спичками (играл). Стол и шкаф сгорели разом, кто столько праздников такое сушил белье над(газом). Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил(утюг). Дым увидел, не зевай, и пожарных …(вызывай). Помни, каждый гражданин- это номер…(01).Какие вы у меня умницы и умники, все знаете! И нам предстоит выполнить последнее задание- разложить картинки соответственно праздиикам.( Новый год- елочку, елочные игрушки, подарки…). Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Все правильно. Наступил самый торжественный момент- вручение пропускных билетов в подготовительную группу от самой Королевы Знаний. (Вручение билетов). Я , мои, дорогие. Очень горжусь вами — такими умными, воспитанными и верю, что и в подготовительной группе вы будете так же стремиться к новым знаниям, которые обязательно пригодятся вам в жизни.

I

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

1. Продолжать учить понимать эмоции окружающих по выражению лица, жестам, движениям тела.

2. Развивать представления об индивидуальных особенностях людей, о том, что каждый человек уникален.

3. Продолжать воспитывать групповую сплоченность, внимание к себе и партнеру, способность преодолевать замкнутость, пассивность; желание участвовать в совместных играх.

Материал: ковер-самолет, аудиозапись грустной и веселой музыки: «Плакса» Д.Б.Кабалевского, «Чунга-чанга» муз.Шаинского, сл.Ю.Энтина, карандаши, альбомы.

Ход ООД

Воспитатель: Доброе утро и всем улыбнись,

Справа и слева друзьям поклонись.

Будем дружить, помогать всем всегда-

Вы согласны? Ответьте мне: «Да!»

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в необычное путешествие. Но прежде чем отправиться в путешествие, вам надо узнать, с кем вам предстоит долгий путь. (Дети в кругу, а ведущий на ощупь узнает ребенка. Всех узнали, а сейчас отправляемся в путешествие.

Воспитатель: А путешествовать мы будем на ковре самолете. Нужно встать на этот разноцветный ковер, закрыть глазки и полетели.

Мы попали на Северный полюс и здесь очень холодно. Как можно показать, что нам холодно, грустно и одиноко?

Выразительные движения: колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое, руки около рта – согреваются дыханием.

Воспитатель: На северном полюсе мы побывали. Продолжим наше путешествие. Теперь мы попали на волшебный остров, где живут одни плаксы. Люди этого острова все время расстроены и часто плачут. Изобразите жителей этого острова. (Звучит пьеса «Плакса» Д.Б. Кабалевского.)

Воспитатель: Что очень грустно жителям этого острова. Давайте попробуем развеселить плакс. Сейчас поделитесь на пары. Один из вас будет изображать грустного человека, другой должен развеселить его, вызвать улыбку, смех. Трогать руками нельзя. (Дети выполняют задание, когда задание выполнено – меняются местами.)

Воспитатель: А теперь встаем на наш ковер-самолет и полетели дальше. И попали на чудесный остров, где все всегда радостные и беззаботные. Давайте вместе с ними повеселимся под веселую музыку. (Звучит музыка «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского, сл.Ю. Энтина.)

Воспитатель: А сейчас полетели дальше и попали мы на остров Молчунов. На этом острове никто не разговаривает, все молчат, общаются друг с другом с помощью движения рук, тела, взгляда. Разделитесь на две группы. Одна должна вспомнить какую-нибудь известную сказку, распределить роли и попытаться разыграть ее без слов. Вторая группа должна будет догадаться, что эта за сказка и кто кого изображает. (Дети показывают сказку.)

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается. И наш ковер-самолет прилетел в детский сад. Вам понравилось в путешествии?

Воспитатель: А сейчас вам нужно нарисовать, что вам больше всего запомнилось в путешествии. (Дети проходят за столы и рисуют.)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Молодцы, вы сегодня были дружными, активными и справились со всеми заданиями. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу хорошие и добрые слова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]