Конспект занятия по методике развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по методике развитию речи
в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак»Задачи:
- Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку «Лиса и рак» без помощи вопросов воспитателя. Подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами».
- Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.
- Учить использовать слова с противоположным значением (большой-маленький, сильный-слабый, быстрый-медленный и пр.)
- Развивать голосовой аппарат и артикуляцию: учить произносить чистоговорки тихо, громко, шепотом.
Оборудование:
- Сказка «Лиса и рак»;
- Картина с изображением лисы;
- Картина с изображением лисы с лисятами.
- Игрушка лисы
Ход занятия
Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет.
Дети
: Лиса
Вопрос к детям:
«А почему вы думаете, что это лиса?»
Ответы детей.
— Дети, рассмотрите картину с изображением лисы с лисятами и ответьте на вопросы:
- «Кто здесь изображен?» (лиса и лисята, лиса с лисятами и т.п.)
- «Как можно назвать детеныша лисы ласково?» (лисенок, лисеночек, малыш)
- «Как можно сказать про лисенка, какой он?» (рыжий, маленький, крохотный – если дети не ответят маленький, воспитатель задает наводящий вопрос: он большой или маленький?).
- «Лисенок маленький, а лиса какая?» ( большая).
- «Лиса большая, сильная, а лисенок какой?» ( маленький, слабый).
- «Правильно, лисенок еще слабый, потому что маленький, а когда он подрастет, каким он будет?» ( большим, сильным)
—
«Лисята еще маленькие и слабые: не умеют охотиться, поэтому пищу им добывает мама-лиса. Она знает, что лисята голодные и бежит к ним. А как она бежит к ним? (быстро). А маленькие лисята не умеют быстро бегать.Как они бегают?» (медленно) Воспитатель вызывает 3-4 детей и предлагает им составить короткий описательный рассказ про лису с лисенком.
—
: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки, где лиса является героиней, знаете вы?»
Ответы детей:
«Лиса и волк», «Заюшкина избушка», Лиса и волк», и др.
—
: «Молодцы, много знаете сказок про лису».
Вопросы к детям:
- «Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса- Патрикиевна, Лисьюшка)
- «А какой лису в сказках изображает автор?» (хитрой, умной, увертливой, смышленой, ласковой, грубой, выдумщицей)
- «Можно ли лису назвать ласково лисенок?» (нельзя)
- «А почему?» (лисенок – это детеныш)
—
«Ребята, послушайте сказку, которая называется «Лиса и рак». Воспитатель рассказывает детям сказку, не читая.
Лиса говорит раку:— Давай перегоняться!— Что же, лиса, давай.Начали перегоняться.Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост.Лисадо места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом,ракотцепился и говорит:— А я уж давно тут тебя жду.Вопросы к детям:
- «Что предложила лиса раку? Как об этом можно сказать по-другому? (бежим на перегонки, кто быстрее прибежит).
- «Почему лиса предложила раку бегать?»
- «Почему лиса хитрая?»
- «А рак, какой он?» (еще хитрее: догадался прицепиться лисе за хвост. Рак хитрый-прехитрый, хитрющий).
Воспитатель
: «Ребята, послушайте сказку еще раз, а потом вы будете рассказывать ее сами». Воспитатель вызывает к себе троих детей и предлагает им рассказать сказку. Одному – за рака; другому – за лису; третьему – за автора. Затем вызывает других троих детей и предлагает им сделать тоже самое. Затем сказку рассказывает один ребенок целиком, по желанию, если желающих нет, выбирает воспитатель. Воспитатель проводит физкультминутку Я, лисичка-сестричка По лесу ходила. Я, лисичка-сестричка Голосом вопила. Я, лисичка-сестричка Лычки драла, Я, лисичка-сестричка Лапотки плела. Воспитатель продолжает занятие. На доске прикреплены картины с изображением лисы. Воспитатель предлагает 5-6 детям по очереди выбрать картинку и придумать короткий рассказ про лису (рассказать какая она).
Ответы детей:
«У меня лиса рыжая, хвост у нее золотистый и пушистый». «У меня лиса хитрая, хвост у нее тоже пушистый, а глаза черные-причерные». «У моей лисы хвост еще пушистее, у нее мягкие лапки, она умная». И т.п. Воспитатель разбирает с детьми слово лиса по частям. Воспитатель предлагает детям сказать слово лиса не сразу, а по частям. Если у них это вызовет сложности, дает образец такого произношения: «Послушайте, как я скажу слово «ли-са». Затем вызывает нескольких детей повторить.
Вопросы к детям:
- «На сколько частей делится слово лиса?» (на две).
- «Какая первая часть?» (ли).
- «Какая вторая?» (са).
Воспитатель сообщает детям, что части слова называются слогами, потому что слово слагается из них. В конце занятия воспитатель произносит чистоговорку: «Саша в лесу встретил лису» и предлагает детям повторить ее с разной интонацией: громко, тихо, шепотом. Подведение итогов занятия. Вопросы к детям:
«Понравилось ли вам занятие?» «Что нового вы узнали?» Ответы детей.
Ход занятия.
Воспитатель выразительно читает сказку «Лиса и козел«
Вопросы: о чем рассказывается в этой сказке? как она начинается? Какой показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какой ещё изображена лиса? Каким показан козёл? Почему вы так думаете? Какие слова и выражения вам больше всего понравились?
Воспитатель: послушайте сказку ещё раз, потом вы будете её рассказывать. Спросить 3-4 детей,в конце можно рассказать сказку по ролям. Дать оценку.
Воспитатель: все интересно и выразительно рассказали сказку. Кто может сказать, какой был козёл? И какими словами можно о нём сказать. (Примеры ответов-недогадливый,глупый,неумный,невнимательный)
.
Какая была лиса (рыжая,хитрая,красивая,умная,ловкая,быстрая)
.
Воспитатель:Какой был колодец (Глубокий, холодный, мутный, грязный)
.
Воспитатель: Что может быть холодным?О чем можно сказать «холодный»(снег,ветер,лёд)
Воспитатель:О чем можно сказать «холодная»(зима,сосулька,снежинка)
.
Воспитатель:А про что можно сказать «холодное»(мороженое,море,молоко)
.
Воспитатель:Про что можно сказать
Воспитатель:послушайте внимательно и отгадайте: холодный, голубой, прозрачный – это река или ручей? Коричневый, пушистый, меховой – это шапка или воротник? Голубая, стеклянная, хрустальная – чашка или блюдца?Воспитатель:а сейчас мы выучим скороговорку о лисе: «Бежит лиса по мосточку,лизни лиса песочку. «(произнесите громко,тихо,умеренно)
Методические указания: если дети затрудняется дать оценку сверстникам, воспитатель сам это делает, обращая внимание на передачу содержания сказки, Выразительность диалога использования разнообразных слов и выражений.
Театрализованный показ сказки «Лиса-сирота» Ведущий:Расскажем мы вам сказку не простую, а со смыслом глубоким: про дружбу и доверие зверей, взаимопомощь, взаимовыручку и про обман.
Конспект НОД по пересказу сказки в подготовительной группе «Лиса и Козел» Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: Пересказ сказки «Лиса и Козел» Интеграция ОО: социально-коммуникативное, физическое.
Конспект открытой НОД «Пересказ сказки «Хаврошечка» Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи».
Конспект проведения занятияпо развитию речи в страшей группе пересказ русской народной сказки лиса и волк Тема: «Пересказ русской народной сказки «»Лиса и волк» Програмное содержание: Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и Козёл» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и Козёл». Задачи: О- закрепить представления.
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе пересказ сказки «Лиса и рак» Старшая группа. НОД по речевому развитию пересказ сказки «Лиса и рак» Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать.
Сценарий башкирской народной сказки «Лиса-плотник». Роли: медведь, лиса, волк. Атрибуты: декорация «Лес», пенек, костюмы: медведь, лиса, волк, строительный материал, инструмента, бочонок.
Источник
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор: Педченко Анастасия Владимировна г.Усолье-Сибирское
Цель: Создать условия для формирования представлений детей об особенностях композиции сказок.
Задачи: Формировать представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания; учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.
Материал. Картинки с изображением лисы.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый — это про кого загадка?» (Про лису.) Показывает детям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще… у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще…»
Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Как она начинается? заканчивается?
— Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?
— А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?
— Какие слова и выражения вам больше всего понравились?
— Послушайте сказку еще раз, — предлагает воспитатель, — потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.
Заслушиваются 3—4 пересказа.
Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»).
Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.
Воспитатель обращается к детям:
— Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п.)
— Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)
— Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?
— Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)
— Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер…)
— А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка…)
— Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный — это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка?
Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными.
Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.
Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.
Следующая > |
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
ОО «Речевое развитие»