Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Что такое мнемотехника и как работать с мнемотаблицами для развития детей
Мнемотехника помогает маленьким детям:

  • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
  • Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
  • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
  • Обогащает словарный запас;
  • Помогает развивать мышление;
  • Развивает фантазию;
  • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему.

Различают такие мнемотаблицы:

  • Для стихов, загадок или сказок;
  • Для запоминания правил;
  • Для рассказов.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

Что такое мнемотехника

Понятие связывают с системой, которая помогает усвоить большие массивы информации. Это упражнения, которые помогают вызвать ассоциации и запомнить. Ассоциации бывают кинестетические (осязательные), визуальные (видимые), аудиальные (слуховые).

Как запомнить дату по истории?
Представьте, что это день и месяц «вашего знакомства» с историческим персонажем. Или день, когда «вы побывали» на месте исторического события.

Ассоциировать могут все по-разному. Задача родителей — научить ребенка самому отыскать ассоциацию на основе примеров и запомнить ее. А потом воспроизвести в памяти.

Обучение мнемотехнике школьников

Если у вас школьник или подросток, советуем вам обратиться к преподавателю, который подберет упражнения, подходящие типу личности вашего ребенка. Для самостоятельных занятий предлагаем вам следующие упражнения.

№1. Составление акростихов

Если необходимо запечатлеть в памяти ряд слов или цифр, попробуйте образовать из первых букв фразу. Помните, как запомнить цвета радуги? «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В этом упражнении принцип тот же.

№2. Рифмизация

Прием предлагает складывать сложные правила, списки слов, чисел в короткие стихи. Чем бредовее четверостишие, тем быстрее строки въедаются в память. Рифмизация наверняка знакома многим с уроков геометрии, объяснений сложных понятий стихами: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам, делит угол пополам».

№3. Метод историй

Когда необходимо запомнить ряд слов или то, что нарисовано на картине, составляется история из этих слов. Составляющие конструкции связываются единой смысловой цепочкой. Посмотрите в этом видео, как ассоциативные цепочки создают истории:

№4. Поиск созвучных слов

Этот прием мнемоники для начинающих позволяет легко запоминать иностранные слова.

  • Возьмем иностранное слово (например, английское «House» — «Дом»)
  • Находим созвучную ассоциацию в знакомом языке, представляем себе картинку (House похоже на «Хаос», вечно царящий дома.)
  • Повторяем 2-3 раза в день для запоминания (в голове вызываем ту же картинку для ассоциаций).

№5. Метод Цицерона

Цицерон запоминал информацию, раскладывая ее «по полочкам» в воображаемой комнате. Вы можете тоже воспользоваться таким способом. Прием удобен для быстрого усвоения огромного количества данных. Если освоите этот прием с ребенком, будете удивлять своими способностями запоминать информацию.

Представьте в сознании музей – детализированную комнату с полками, комодами, сундуками. Это ваша «система хранения» данных. То, что нужно запомнить (предмет, слово, цифру), мысленно «привяжите» к определенному предмету в вашей комнате. Ярко это представьте. Чтобы вспомнить, просто мысленно «возьмите это с полки».

№6. Метод Айвазовского

Айвазовский, известный художник, обладал отличной фотографической памятью. Запоминал пейзажи в деталях, а затем изображал их на бумаге. Такой прием мнемотехники разовьет фотографическую память.

  • Подойдет предмет, картина или часть пейзажа, где много деталей. Рассмотрите. Запомните ее.
  • Отметьте важные детали, где на картине они расположены.
  • Закройте глаза, воспроизведите образ во всех деталях.
  • Откройте, посмотрите на объект. Проверьте, все удалось вспомнить? Повторите еще раз, чтобы запомнить больше деталей.

Где и кому пригодится мнемотехника

  • Детям — для запоминания информации в школе и детском саду. Учить стихи с этой техникой — одно удовольствие и детям, и родителям.
  • Студентам — для эффективной сдачи сессии и зачетов. Повторить и запомнить годовой материал за неделю — да легко! Главное применять техники.
  • Взрослым — на работе, в проведении презентаций, в планировании дел, составлении списков покупок и еще много в чем.

Талант или особые способности в обучении мнемотехнике не нужны. Нужна системная, дисциплинированная тренировка. Есть информация, которую нужно запомнить? Вспомните одно из наших упражнений и применяйте на практике вместе с детьми.

Советы по использованию мнемотехники

  • Начинайте с элементарного. Не пытайтесь запомнить большие объемы данных сразу. Тренируйтесь на единичных изображениях, коротких списках слов, дат. Ориентируйтесь на приемы, которые предлагает мнемотехника для начинающих: метод историй или визуализации. Сложность увеличивайте постепенно, замечая прогресс на предыдущих ступенях.
  • Для тренировок выбирайте яркие изображения, для детей – обязательно цветные. Подобные иллюстрации лучше привлекают внимание, позволяют сосредоточиться на деталях, выделить больше ассоциативных связей.
  • Не перегружайтесь. Детям достаточно 2 мнемотаблиц на занятие, не более 9 квадратов на штуку. Большой объем данных вызывает скуку и в виде игры.
  • Делайте занятия мнемотехникой разнообразными. Меняйте упражнения, темы, запоминайте тексты, иллюстрации и цифры.
  • Помните, что заниматься нужно регулярно. Выполняйте 1-3 упражнения ежедневно, постепенно ограничивая время или повышая нагрузку.

Суть методики

У современных детей в силу их погружения в мир компьютерной техники и занятости родителей наблюдается немало речевых проблем:

  • неумение использовать в речи сложноподчиненные, длинные предложения,
  • отсутствие навыка формулировать мысли,
  • бедный словарный запас, использование в речи нелитературной лексики, сокращений,
  • неумение формулировать вопросы и ответы,
  • плохая дикция,
  • неумение строить утверждения и делать выводы.

Использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию:

  • слуховой и зрительной памяти,
  • воображения,
  • усидчивости,
  • интереса к учебе,
  • зрительного восприятия,
  • ассоциативного мышления,
  • логического мышления,
  • навыков анализа и синтеза.

В современной логопедии использование мнемотехники начинается уже с 4, иногда даже с 3 лет. При этом для устранения дефектов произношения используются также приемы артикуляционной гимнастики (о них можно прочитать здесь).

Мнемотехника, или техника запоминания, представляет собой цельную систему методов, которые направлены на максимальное запоминание и воспроизведение изучаемых материалов. Она основана на визуальном восприятии и дальнейшем воспроизведении информации при помощи определенных изображений (подробнее об этом – здесь).

При составлении мнемотаблиц для развития речи для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, малыш может легко запомнить и воспроизвести нужный текст.

При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации.

Другими словами, мнемотаблица – это определенная, конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную информацию.

Конспект НОД «Краски осени» по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе

людмила пархоменко

Конспект НОД «Краски осени» по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе

Образовательные области: «Речевое развитие»

,
«Познавательное развитие»
,
«Социально-коммуникативное развитие»
Технологии: игровые, речевые, здоровьесберегающие, сотрудничества, диалогового взаимодействия, коммуникативные.

Цель: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации «Особенности осени как времени года»

.

Обучающие: совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи и ознакомлению с окружающим;

-продолжать учить составлять рассказы по опорным схемам (мнемотаблицам)

об
осени;
-активизировать речь детей, обращая внимание на просодическую сторону речи.

Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, внимание, память, мышление;

-развивать поисковую деятельность для решения поставленной проблемы;

-развивать партнерские отношения, координацию речи и движения.

Воспитывающие: оживить эстетические впечатления, вызванные наблюдениями за осенними явлениями в природе, воспитывать чувство прекрасного;

-формировать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества, инициативу, умение слушать товарища.

Материал: письмо от Буратино, в котором загадка, картинки с приметами осени, мнемотаблицы; стихи об осенних месяцах, осенние листики по количеству детей.

Предварительная работа: экскурсии по территории детского сада;

-наблюдения за изменениями в природе;

-чтение художественной литературы: Н. Сладков «Осень на пороге»

, М. Пришвин
«Осинкам холодно»
, А. Плещеев
«Рябина краснеет»
,
«Осень наступила»
, В. Бианки
«Синичкин календарь»
;

-рассматривание картин и иллюстраций с изображением осеннего пейзажа;

-разучивание стихотворений на осеннюю тематику;

-аппликация «Дары осени»

, оригами
«Осенние дерево»
, рисование
«Осенние листья»
,
«Осень золотая»
,
«Поздняя осень»
.

Книги по мнемотехнике для детей

  1. «Учимся по сказке», Т.В. Большакова;
  2. «Суперпамять для всех», Е.Е. Васильева, В. Ю. Васильев;
  3. «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев;
  4. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп;
  5. «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания», Джоуа Фоер;
  6. А. Р. Лурия. «Маленькая книжка о большой памяти»;
  7. «Как развить суперпамять», Доминик О’Брайен.

Книги подробно описывают распространенные приемы, авторские методики, дают советы по освоению и демонстрируют работу на примерах.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]