Обобщение опыта работы»Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование инновационных педагогических технологий в ДОУ с учетом ФГОС

С каждым годом дошкольные учреждение все больше совершенствуются и развиваются.

В настоящее время все больше дошкольных учреждений внедряет в практику новейшие разработки и инновационные технологии. Благодаря этому качеству образовательная деятельность улучшается. Это и есть основное направление для модернизации всего детского сада и педагогического состава.

Положительные стороны нестандартных методик выражаются в следующих факторах

  • Множество положительных отзывов от родителей
  • Улучшение психоэмоционального фона и обучаемости у детей
  • Высокая результативность педагогического труда, оцененная профессионалами

Коллектив в ДОУ становится сплоченным, взаимоотношения между педагогами и малышами улучшаются. Воспитатели постепенно оттачивают профессиональное мастерство. Большое количество научной литературы и отзывы лучших педагогов говорят о том, что нестандартный подход в обучении приносит только пользу, воспитатели быстро осваивают новые техники. Однако при массовом опросе было выявлено, что это не совсем корректно. Благодаря анонимным отзывам многие воспитатели определили трудности с работой. Адаптация к новейшим технологиям происходит с трудом, так как подобная деятельность для них непривычна. Выделяют отраслевые направления технологии, улучшающие педагогическую, кадровую деятельность в ДОУ:

  • создание новых проектов;
  • исследовательская активность;
  • совершенствования направлений по улучшению состояния здоровья в детском коллективе;
  • игровая активность;
  • поиск индивидуального подхода к каждой личности в отдельности;
  • информационно-коммуникационное направление.

Чтобы понять сущность всех методик, требуется рассмотреть отдельно каждую из них.

Здоровьесберегающие технологии.

В дошкольном учреждении используется принцип мер и направлений, помогающих улучшить состояние здоровья каждого ребенка в отдельности:

  • Привычки по поддержанию здорового образа жизни
  • Увеличение уровня физической активности
  • Профилактические меры по предупреждению вирусных заболеваний

Это лишь основные ориентиры в работе педагогов по улучшению состояния здоровья детей. Эти действия реализуются посредством нескольких методов:

  • формирование здоровой среды, в которой каждый воспитатель направляет свою деятельность на прививание ребенку правильных привычек (закаливание, выполнение физической нагрузки);
  • контроль питания;
  • мониторинг физических и психических показателей у детей;
  • применение новейших видов терапии — цветовая, артистическая, сказкотерапия.

С детства детям прививают любовь и здоровое отношение к спорту и любой физической активности.

Информационно-коммуникационные технологии.

Так как различные виды информационно-коммуникационных технологий становятся неотъемлемой частью жизни, они распространяются и на воспитательные учреждения. Это усиливает педагогическую стратегию, делает ее эффективной за счет следующих принципов:

  • дети всю жизнь копируют модель поведения родителей, поэтому так же, как и они хотят использовать новейшие гаджеты и разработки;
  • благодаря интерактивному оборудованию усиливается результативность и эффективность уроков;
  • новейшие технологии помогают сконцентрировать внимание детей дошкольного возраста на передаваемой информации, вовлечь их в образовательный процесс;
  • расширение традиционной педагогической практики, улучшение содержания предоставляемой информации.

Информационно-коммуникационная практика внедряется в дошкольное учреждение только при условии выполнения требований:

  • воспитатели, другие работники ДОУ владеют приемами по работе с компьютерами, хорошо осведомлены в разных видах технологий;
  • каждый работник знает положительные и отрицательные стороны нового метода, поэтому комбинируют его в своей деятельности с другими подходами;
  • родители поддерживают внедрение новых технологий в воспитательный процесс, понимают их эффективность.

Родители и воспитатели должны понимать, что информационно-коммуникационные методы — это не единственный подход. Он успешно комбинируется с другими видами деятельности для расширения познания детей.

Технологии проектной деятельности.

Каждый проект, который разрабатывается в дошкольном учреждении, проходит под контролем воспитателя.

Основные цели работы:

  • новое познание детей в отношении явлений окружающего мира;
  • появление взаимосвязи между малышами в группе;
  • успешная взаимосвязь между ребенком и воспитателем, другим взрослым человеком;
  • тренировка коммуникативных навыков;
  • появление оценки в своей деятельности или других детей в коллективе;
  • формирование познаний о творческом процессе.

Проектная деятельность отличается по нескольким категориям:

Количество участников

Проекты делятся на индивидуальные, парные, групповые.

Продолжительность выполнения

Срок бывает коротким, средним, продолжительным, долгим.

Выбор метода

Проекты делятся на игровые, творческие, информационные, исследовательские.

Выбор темы

Исследование проводят для познания семейных отношений, социальных аспектов, экологических факторов, культурных особенностей.

Выполнение проекта — наиболее значимая сфера в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Если метод становится неэффективным, это значит, что он не был реализован в соответствии со всеми запросами. Например, выбор темы проектной работы не подходит по возрасту учеников. Или методика внедрения проекта не соответствует личностным интересам воспитанников. Результат появляется, если тема работы становится интересной каждому ученику, тогда процесс обучения протекает намного эффективнее.

Технологии исследовательской деятельности.

Благодаря образовательным исследованиям в ДОУ, у детей появляются навыки в различных сферах жизни. Каждый ребенок учится выявлять проблему и определять подход по ее решению.

Это осуществляется благодаря следующим направлениям:

  • соответствие выявленной проблемы с возрастом участника отношений (для решения проблемы у ребенка должна сформироваться определенная база знаний и навыков);
  • возможность выявления самими детьми не только проблемы, но и результата ее устранения;
  • творческий подход к решению выявленной проблемы, применение моделирования, звукоподражания, дидактических навыков;
  • способность ребенка выполнять трудовые поручения не только в группе детского сада, но и дома.

Благодаря полученным навыкам развивается психоэмоциональная сторона, деятельностный подход.

Личностно-ориентированные технологии

В основе подхода лежит индивидуальная личность ребенка. Образовательный комплекс должен быть полностью переосмыслен, чтобы найти подход ко всей группе и каждому индивиду в отдельности.

Выделяют много программных разработок, чтобы успешно выполнять эту методику:

  • «Радуга»
  • «Детство»
  • «От рождения до школы»

Каждую из выбранных методик дополняют личностным подходом. Это помогает воспитанникам в познании окружающего мира. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья, нестабильной психикой и другими проблемами. Благодаря сотрудничеству каждого ребенка с воспитателем происходит улучшение психоэмоциональной сферы, образования, взаимоотношения друг с другом.

Игровые технологии

Чтобы сделать процесс обучения благоприятным для ребенка, применяют игру. Во время активности расширяется кругозор, появляется способность ребенка выполнить любые задачи.

Педагог выбирает оптимальный игровой материал, соответствующий следующим факторам:

  • возраст детей;
  • степень адаптации в группе;
  • индивидуальные особенности каждого малыша;
  • интересы коллектива.

Благодаря игровой форме воспитатели внедряют дополнительные инновации для улучшения процесса обучения:

  • проекты;
  • исследовательская деятельность;
  • обучение дидактической работе;
  • творческие эксперименты.

Благодаря инновационным технологиям в дошкольных образовательных учреждениях улучшается деятельность всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. На это требуются материальные, временные, интеллектуальные затраты. Но это обеспечивает весь коллектив необходимыми навыками, реализацией технической сферы. Иначе качественный переход детского сада в новую информационную сферу будет затруднен.

Следующая >

Инновационный педагогический опыт воспитателя Юркиной Наталии Александровны

Инновационный педагогический опыт

воспитателя МБДОУ «Булгаковский детский сад «Теремок» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия

Юркиной Наталии Александровны

по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность и перспективность опыта

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро.

В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают мне строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Условия формирования опыта

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач:

  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
  3. Тренировать мелкую моторику.
  4. Способствовать развитию творческих способностей.
  5. Развивать память, мыслительную деятельность, речь.
  6. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
  7. Создание картотеки дидактических и пальчиковых игр для детей младшей группы.
  8. Разработать программу кружка «Оригами для самых маленьких».

Я считаю, что решению задач по развитию мелкой моторики ребенка будут способствовать:

  1. Разработка системы работы по продуктивным видам деятельности: традиционное и нетрадиционное рисование, работа с бумагой (оригами), работа с пластилином (пластилинография).
  2. В работу по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, занятия, прогулка, продуктивная деятельность.

Развитие мелкой моторики должно осуществляться не периодически, а систематически.

В нашей группе для этого созданы следующие условия:

  1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.
  2. Создана предметно-развивающая среда.
  3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.
  4. Ведется кружок «Оригами для самых маленьких»
  5. Используются разные виды продуктивной деятельности.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики рук, проводимые в воспитательно-образовательном процессе, позволят детям почувствовать свою успешность.

Теоретическая база опыта

Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Мелкую моторику рук развивают:

— различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

— игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

— игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать,

— песочная терапия (созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом);

— насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

— рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

— застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;

— выполнение аппликаций;

— выполнение оригами;

— лепка из пластилина и соленого теста;

— шнуровки

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Технология опыта

Для решения задач по развитию мелкой моторики использую разнообразные методы.

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использую: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Домик», «Прятки» «Зайчики» «Котёнок», «Здравствуй, пальчик», «Мы плывем на лодочке» и др.), пальчиковый театр.

Разработала перспективный план кружка «Оригами для самых маленьких». Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках — это оригами. Эти занятия способны пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. Тематика оригами очень разнообразна и идёт от простого к сложному. С детьми выполнили следующие работы «Автобус», «Грибок», «Листья». «Яблочко», «Ежик». Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Свою работу по развитию мелкой моторики рук начала с использования продуктивных видов деятельности. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является рисование.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

В своей работе использую традиционное и нетрадиционное рисование. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости.

Детям нравится рисовать пальчиками и ладошками. Таким способом мы рисовали на самые разнообразные темы: «Гусеница», «Кто пробежал по дорожке», «Ветка рябины», «Бабочка», «Цветочек для папы» и т.д.

Интересны и эффективны занятия с использованием пластилина – пластилинография. Пластилинография хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Многократные повторения однородных движений способствовало развитию и усвоению разных движений, что в свою очередь развивало координацию движений обеих рук и мелкую моторику.

В своей работе я практикую дидактические игры по развитию мелкой моторики. Мной разработана картотека дидактических игр.

1.Игры с прищепками: «Волшебные прищепки», «Хвостики у фруктов», «Колючий ежик».

  1. Игры со счетными палочками: «Выложи солнышко из палочек», «Собери палочки».
  2. Игры на наматывание: «Шаловливый котенок», «Разноцветные ленточки».
  3. Игры с бросовым материалом: «Сюрприз», «Собери бусы».
  4. Игры с природным материалом: «Угадай, что в мешочке», «Шишки на тарелке».

Анализ результативности

Разные виды продуктивной деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении способствовали развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

При обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений обеих рук, зрительно — двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе продуктивных видов деятельности и дидактических игр.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

— продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;

— продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

— пополнять копилку пальчиковых игр;

— пополнить картотеку дидактических игр;

— следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

— осуществлять взаимодействие с семьей.

Трудоемкость опыта

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:

  1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
  2. Совершенствование и оттачивание, и индивидуальный подбор приемов, форм и методов педагогического искусства.

Адресность опыта

Данный инновационный педагогический опыт «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.

Проработав по данной теме я осознала, что проблемы развития мелкой моторики не возможно решить без единства с семьей, в следующем году я решила уделять особое внимание работе с родителями. Я планирую подготовить родителям практический материал – пальчиковые игры, физкультминутки, загадки, стихи. Проводить с родителями индивидуальные беседы, консультации о развитии мелкой моторики. Также провести родительские собрания по ознакомлению с различными техниками, где бы родители сами попробовали рисовать пальчиками, ладошками, ватными палочками.

Приложение 1

Кружок для детей младшей дошкольной группы

«Оригами для самых маленьких»

Таинственный мир превращенья бумаги. Здесь все чародеи, волшебники, маги. Творят они сказки своими руками. И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Цель: познакомить детей с техникой оригами.

Задачи: — знакомить детей с геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

— учить детей различным приемам работы с бумагой.

Программа составлена на основе методического пособия для воспитателей «Оригами для самых маленьких» Соколовой С.В.

Расписание кружка 1 раз в неделю

Возраст детей 2-4 года.

Срок реализации 1 год

Месяц Тема
Октябрь 1. «Автобус»

2. «Грибок»

3. «Палатка»

4. «Яблочко»

Ноябрь 1.«Листья»

2. «Листопад»

3. «Домик»

4. «Ежик»

Декабрь 1. «Флажок»

2. «Конфетка»

3. «Елочка»

4. «Елочная игрушка»

Январь 1.«Снежинка»

2. «Рыбка»

Февраль 1. «Зонтик»

2. «Платочек»

3. «Мышка»

4. «Открытка папе»

Март 1. «Открытка маме»

2. «Лисичка»

3. «Котенок»

4. «Собачка»

Апрель 1. «Цветочек»

2. «Груша»

3. «Дерево с листочками»

4. «Птичка – невеличка»

Май 1. « Кораблик»

2. «Бабочка»

Приложение 2

Пальчиковые игры

  1. «Домик»

Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше. (Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

  1. «Прятки»

В прятки пальчики играются, Открываются, (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закрываются. (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

  1. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять… (Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать. (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак.)

  1. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.

  1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи! Лучше маму поищи.

  1. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

  1. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал, Указательный — скакал, Средний палец — приседал, Безымянный — всё кружился, А мизинчик — веселился.

  1. «Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

  1. «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни ел.

  1. «Мы плывем на лодочке»

Кто там в лодочке плывет, Прижимают ладони друг другу,

Кто там песенку поет? слегка приоткрывая их и отводя

-Я на лодочке плыву, большие пальцы в стороны.

Звонку песенку пою.

  1. «Подарки для ежиков»

Вот свернулся ежик в клубок, Дети соединяют ладони, переплетая пальцы

Показал колючий бок. Положение рук то же, но дети выпрямляют пальцы.

Приложение 3

Дидактические игры в младшей группе

  1. «Волшебные прищепки»

Дети берут предметы: тучку, солнышко, ёлочку, ежа и т.д. и подбирают по цвету к предметам прищепки.

  1. «Угадай, что в мешочке»

В непрозрачный мешочек кладём семена или плоды деревьев. Предварительно обговорив и показав детям эти семена и плод. Дети должны на ощупь определить, что это за семечко или плод.

  1. «Цветик семицветик»

На столе у детей лежит цветок с лепестками, на каждом лепестке задание: лепесток с молнией, пуговицей, кнопками, липучками, шнуровками, крючками, дети должны всё расстегнуть и застегнуть самостоятельно.

  1. Самомассаж шестигранным карандашом

Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню (ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая, (катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я! (катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)

  1. «Шаловливый котёнок»

Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.

  1. Самомассаж крупными бигуди

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

  1. «Собери бусы»

Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

  1. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

  1. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

  1. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом.

  1. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

  1. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

  1. «Шишки»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки между ладонями. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

  1. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

  1. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок с яркой ниткой.

  1. «Выложи солнышко из палочек»

Дети изображают солнышко с помощью круга и палочек.

  1. «Разноцветные ленточки»

Намотать ленточки на катушки.

Иванушкина Валентина Михайловна,

старший воспитатель детского сада №114 ОАО «РЖД»

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

В настоящее время происходит модернизация всей системы общего образования в направлении формирования развитой социально-ориентированной личности, способной адаптироваться в сложных социально-экономических условиях жизни общества и готовой к творческому их преобразованию. Обновление содержания образования заключается в приведении его в соответствие с современными тенденциями развития науки, социальным заказом, а также необходимостью повышения общего культурного уровня подрастающего поколения. Приоритетной задачей образования становится создание оптимальных условий для развития творчества как образовательной системы в целом, так и каждого ее субъекта.

Иван Бунин писал: «Детский сад — это сад, где расцветают детские души». Скрытые в каждом человеке таланты и творческое начало можно сравнить с сокрытыми в человеке семенами, которые либо растут и впоследствии приносят плоды, либо вянут и умирают. Все зависит от почвы, в которую они посеяны, то есть от той культурной, социальной среды, в которой родился и продолжает расти, развиваться ребенок. Раскрыть детскую душу по силам только интеллигентному, грамотному, творческому педагогу.

Первостепенная цель образовательного учреждения, как на федеральном уровне, так и в ОАО «РЖД» — развитие активной, интеллектуально развитой, неординарной творческой личности со способностью нестандартного поведения. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей, что требует высокой квалификации педагогов, являющихся непосредственными организаторами образовательного процесса в учреждении. Педагог — организующее начало в становлении и развитии личности каждого ребенка, и его компетентность, личностные качества являются решающим условием успеха инновационных преобразований образовательных учреждений ОАО «РЖД». Чтобы получить наилучшие показатели в работе с детьми, необходимо максимально содействовать развитию инновационного потенциала каждого педагога.

Кадровая политика негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №114 ОАО «РЖД», направленная на развитие инновационного потенциала педагогов, ведется на основе диалогового взаимодействия и заключается в развитии профессиональной компетентности и создания условий для проявления творческой активности педагогов.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

Анализ исследований, касающихся инновационных процессов в образовании, свидетельствует об устойчивом интересе к изучению различных аспектов инновационной деятельности образовательных организаций. Вместе с тем практически отсутствуют работы, посвященные исследованию проблем развития инновационного потенциала педагогического коллектива.

Эффективность развития инновационного потенциала педагогического коллектива будет достигнута, если целенаправленно его развивать, совершенствовать подготовленность педагогов к внедрению инноваций. Цель работы: создать в дошкольном учреждении необходимые психолого-педагогические и организационно-педагогические условия для эффективного развития инновационного потенциала каждого педагога.

В соответствии с целью были определены конкретные задачи:

  • выявить сущность инновационного потенциала педагога;
  • проанализировать уровень инновационного потенциала коллектива;
  • определить методы и формы развития инновационного потенциала педагога дошкольного учреждения;
  • разработать систему методической работы детского сада по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива.

Теоретическая база опыта.

Инновационный потенциал педагога – это совокупность профессиональных, социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность педагога совершенствовать профессиональную деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Это — желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании, реализовывать инновационные идеи, проекты и технологии, проявлять себя как исследователь и разработчик.

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

Технология опыта. Содержание, методы, приемы обучения.

С целью выявления уровня инновационного потенциала был разработан и апробирован комплект анкет для педагогов (Приложения 1,2).

В качестве базовых составляющих общей профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения выделены следующие виды компетентности:

  • нормативно-методическая компетентность;
  • личностно-гуманистическая компетентность;
  • проектно-исследовательская компетентность;
  • информационно-коммуникативная компетентность.

Двигатель развития инновационного потенциала – мотивация. Инновационная деятельность педагога общественно мотивирована, но она побуждается и личными внешними и процессуально-содержательными мотивами, детерминирована множеством потребностей (от физиологических до потребности в самоактуализации). Развитие инновационного потенциала педагогических кадров достигается посредством использования таких форм взаимодействия с педагогами, которые будут способствовать раскрытию их внутренних возможностей.

Для каждого вида профессиональной компетентности были определены формы и методы работы с кадрами:

  • нормативно-методическая компетентность: семинары с использованием активных методов обучения, мастер-классы;
  • личностного-гуманистическая компетентность: тренинги, психолого-педагогические лектории;
  • проектно-исследовательская компетентность: реализация проектов, творческие лаборатории, организация опытно-экспериментальной работы;
  • информационно-коммуникативная компетентность: долгосрочный семинар-практикум «Комп и Я».

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду, каждый педагог здесь – активный участник коммуникации. Семинар не только повышает уровень знаний и умений, но и побуждает педагогов к инициативности, творческому подходу и активной позиции в своей деятельности. Педагоги приобретают опыт коммуникативных умений, коллективных обсуждений и публичных выступлений, в зависимости от фазы семинара каждый педагог занимает то позицию докладчика, то понимающего, то позицию критика.

Мастер-класс предполагает демонстрацию педагогических способностей, общую культуру, компетентность, образованность, педагогическую и методическую грамотность. Основная его цель – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок. Мастер-класс состоит из двух частей: ½ — показ работы с детьми; ½ — работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта. Важно умело показать работу с детьми и обсудить с коллегами полученные результаты.

Формированию личностного-гуманистической компетентности способствует тренинг — форма групповой работы, которая учит работать с жизненными ситуациями. В ходе тренинга группа педагогов оказывает тройное воздействие на каждого члена группы:

  • познавательное – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций;
  • эмоциональное – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка;
  • поведенческое – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.

Семинар, мастер-класс, тренинг становятся эффективными формами работы с педагогами при использовании активных методов обучения. Активные методы обучения учат получать новые знания и опыт не путём пассивной фиксации получаемой информации, а в ходе устойчивой и непрерывной мыслительной деятельности, опираясь на собственный опыт и взаимодействие с коллегами. При этом мотивами, которые используются для побуждения педагогов к активности, является профессиональный интерес, творчество, игровой состязательный подход и различные виды эмоционального воздействия.

В негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №114 ОАО «РЖД» апробированы такие активные методы развития инновационного потенциала, как: проблемный метод (мозговой штурм, кейс-метод, дискуссия), деловая игра, проект. Значимостью данных инновационных методов явилось формирование новой культуры мышления, обеспечивающей осуществление процессов творческих преобразований.

Общая схема проблемных методов следующая: описывается проблемная ситуацию, затем организуется поиск решения, затем выбираются оптимальные.

Один из наиболее продуктивных методов активизации коллективной творческой деятельности — «Мозговой штурм». В основе этого метода лежит свободное высказывание участниками самых разных идей, которые могут способствовать разрешению проблемы.

«Мозговой штурм» проводится в несколько этапов:

1 этап — генерирование способов решения проблемы, когда участник штурма предлагает свой вариант, пока на уровне идеи. Регламент на каждую идею отводится в пределах 1-2-х мин., доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на магнитофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Общее число предложений не должно превышать примерно половины числа участников. Чем больше идей, тем лучше! Пусть это будут даже абсурдные идеи.

2 этап — поиск аргументов в поддержку предложенных способов решений. По числу зафиксированных идей создается несколько малых групп, путем жребия распределяются идеи между группами; далее в течение 8-10 минут каждая группа нарабатывает как можно большее число аргументов в пользу доставшейся ей идее, даже если сам способ решения и не очень нравится участникам.

3 этап — отбор наиболее аргументированных способов решения. Руководитель каждой группы излагает наработанные группой аргументы, а затем начинается обсуждение с целью отбора приблизительно половины из имеющихся вариантов для дальнейшей проработки.

4 этап — критика отобранных решений. Из карточек с идеями изымаются те, которые не прошли предыдущий этап. И далее вновь в групповой работе (аналогично второму этапу) идет острая, но доказательная критика доставшегося варианта.

5 этап — выбор наиболее продуктивных способов решения, для которых нашлось меньше всего критических суждений по методике третьего этапа.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» используются такие приемы, как: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

В итоге обсуждения находится решение проблемы (но будет неправильно, если оно будет единственным — желательно иметь два или три варианта). Педагогам надо привыкать к пониманию множественности истин, допустимости и естественности несовпадающих путей к одному и тому же результату.

Эффективен в работе с кадрами метод кейсов («case study») — анализ конкретных ситуаций. Кейс представляет описание конкретной ситуации («фотография действительности»), требующей практического разрешения.

Особенность и привлекательность метода кейсов в том, что он позволяет промоделировать реальную проблему, с которой возможно придется столкнуться на практике. Кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Педагоги, работая с ситуацией, учатся правильно ставить задачи, выявлять ключевые факторы, аргументировать свои позиции и решения.

Типы кейсов: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упреждение. Кейсы могут быть представлены в различной форме, от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Кейс может содержать описание одного события в одной группе или историю развития детского сада за многие годы. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио т.д.

Пример: кейс-ситуация структуры детского сада и его место в социуме представлена для обсуждения на семинаре «Детский сад – открытая развивающаяся система».

Схема использования метода «case study» в работе с педагогами:

  • Подготовительный этап (до семинара): педагоги получают задание познакомиться с ситуацией, уяснить суть дела — основные проблемные вопросы, мысленно сформулировать свою стратегию поведения в предстоящем обсуждении.
  • Работа в малых творческих группах (4-5 человек): в которых происходит первое обсуждение ситуации и коллективное решение поставленных задач.
  • Работа в большой группе (все малые группы собираются вместе) происходит в форме дискуссии (1,5-2 часа). Представители малых групп аргументируют свои позиции. Дается рациональная оценка различных ситуации, а на этой основе — выработка общего коллективного решения с учетом альтернатив.

Одним из методов группового взаимодействия является дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Этот метод обеспечивает активное включение педагогов в поиск истины, создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя такие методы, как «Мозговой штурм», кейс-метод.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс. Приемы активизации педагогов:

  • Подведение педагогов к противоречию с дальнейшим нахождением ими способа его разрешения.
  • Сталкивание противоречий практической деятельности.
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
  • Рассмотрение явления с различных позиций, например, воспитателя, заведующей детского сада, родителей и др.
  • Сравнение, обобщение, сопоставление фактов, выводы из ситуации.
  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование конкретизацию, логику рассуждения.

Вариативно, в расчете на хорошо подготовленных педагогов, умеющих работать творчески, используется театрализованная дискуссия. Дискуссия начинается с изложения «ведущим теоретиком » своей теории. Затем формулируются вопросы как самим теоретиком, так и «оппонентами», которые позволят закрепить знания. Успех зависит от готовности каж­дого к сотрудничеству, от умения сравнивать разные системы ценностей, вести диалог. В дискуссии «История изобразительного искусства» каждый из участников стал на некоторое время представите­лем какого-либо течения живописи, носителем определённых художественных ценностей и выразителем их в процессе диалога. Он вырабатывал своё собственное отношение как к «своей» теории, так и к другим школам. Смысл «диалога теоретиков» в том, чтобы оценить вклад каждой теории в художественную культуру.

Эффективным способом «выращивания» инновационной культуры педагогов выступают деловые игры. По определению игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

Проектирование деловой игры включает три этапа: подготовки, проведения, анализа и обобщения. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем, в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например, родительское собрание может быть разыграно за одно игровое занятие, а разработка программы развития дошкольного учреждения — до трех.

В работе с педагогами-дошкольниками используются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые и др. В имитационных играх имитируется деятельность педагога, ребенка, группы, их конкретная деятельность и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Операционные игры помогают отрабатывать конкретные специфические операции, например, методики рисования. В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между педагогами распределяются роли с обязательным содержанием. Например, воспитатель, инициатор конфликта, защитники.

Велением времени вызвана необходимость овладения проектно-исследовательской компетентностью. Педагог является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности, он активно вовлекается в инновационную деятельность в образовании, в процесс создания новых образцов педагогической практики и в их научное осмысление.

Важным в развитии инновационного потенциала является формирование способности педагога к проектной деятельности, когда надо не просто высказать идею, свой способ решения проблемы, а изложить его в виде полностью проработанного плана (проекта) и уметь оценить его конкурентоспособность. К тому же если воспитатель или специалист дошкольного учреждения будет обучен технологии проектирования, то он будет пользоваться этой технологией и в работе с детьми, а только при организации такого обучения возможно на самом деле обучение в сотрудничестве.

Виды проектов:

  • Исследовательские — полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
  • Творческие — не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности, подчиняются жанру конечного результата (газета, видеофильм, праздник и т. п.), но оформление результатов проекта требует четкой продуманной структуры в виде сценария фильма, праздника, дизайна рубрик газеты, альбома и т. п.
  • Информационные — направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении.
  • Социально-значимые — отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников проекта или какой-либо группы людей.

Большую часть проектирования (сбор информации, анализ, проведение исследований, экспертиза и т.д.) педагоги выполняют довольно длительное время. Некоторые проекты по социальной направленности приобретают большее значение для всего дошкольного учреждения в целом (такие как — выпуск буклета ДОУ; подготовка страниц газеты; оформление проведенных социологических исследований).

Проектно-исследовательская компетентность педагога может определяться как способность и готовность личности самостоятельно и эффективно выполнять научно- исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты и применять их на практике. Вовлечение максимального количества педагогов в научно-исследовательскую деятельность возможно при организации опытно-экспериментальной работы.

Анализ результативности

В методическую работу были внедрены разные формы и методы развития инновационного потенциала педагогов (мозговой штурм, кейс-метод, дискуссия и т.п.). Семинары, проводимые в детском саду, стали нести большую познавательную ценность.

Была активизирована опытно-экспериментальная деятельность по теме «Педагогическая модель художественно-эстетического образования в детском саду». В результате совместной работы педагогов детского сада и преподавателей Мордовского республиканского института образования была создана и отработана диагностическая программа художественно-эстетического образования дошкольников, построена модель художественно-эстетического образования дошкольников на основе сочетания разных видов искусств и самостоятельной творческой деятельности детей.

Воспитатели и специалисты апробировали методы, стимулирующие развитие творчества детей, внедрили интегрированные занятия, новую форму досуговой деятельности — Салон. В Литературном Салоне дети знакомятся с творчеством поэтов, писателей, читают стихи, играют в игры-рифмовки и прочее. В Художественном Салоне организуются встречи с живописцами и графиками, открываются Вернисажи творчества маленьких художников. В Музыкальном Салоне звучит классическая музыка. Очень интересны и содержательны интегрированные формы Салонов (литература и музыка, живопись и театр…) В уютной и торжественной Салонной обстановке дошкольники не только знакомятся с искусством, но и учатся хорошим манерам. Результат: раскрытие артистических, поэтических, художественных талантов; сближение и укрепление взаимопонимания между детьми и взрослыми.

В итоге опытно-экспериментальной работы по художественно-эстетическому образованию в дошкольном учреждении построена не только новая система работы с детьми, а и в целом педагогического коллектива. Отмечены позитивные результаты работы с одаренными детьми и кружков. Опыт детского сада по художественно-эстетическому образованию дошкольников обобщен, издано методическое пособие тиражом 250 экземпляров.

Педагоги дошкольного учреждения овладели различными компьютерными программами, информационно-коммуникативными технологиями. Используют их в образовательном процессе, для оформления документации, используют интернет-ресурсы в процессе самообразования, распространения своего опыта, общения с родителями воспитанников через виртуальные темы. Использование ИКТ позволило модернизировать образовательный процесс, повысило его эффективность, мотивировало детей на поисковую деятельность, дифференцировало обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Перечень задач, которые решает сайт учреждения, широк:

  • реклама, информирование общественности и родителей о детском саде;
  • консультирование по различным вопросам воспитания и образования дошкольника;
  • общение с воспитателем в удобное для родителей и самого воспитателя время (опция «Форум», «Вопрос-ответ», «Объявления»);
  • распространение опыта дошкольного учреждения в целом и отдельных педагогов.

Воспитатели и специалисты, работающие в негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №114 ОАО «РЖД» – люди увлеченные и творческие, готовые к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогических технологий, позволяющих совершенствовать образовательный процесс, заводилы, фантазеры и импровизаторы.

Наглядное приложение

Приложение 1

Анкета «Восприимчивость педагогов к новому»

Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?

  • Постоянно занимаетесь самообразованием?
  • Придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
  • Сотрудничаете с научными консультантами?
  • Видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
  • Открыты новому?

Оценочная шкала: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

Определение уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам: К = Кфакт : Кмакс,

где Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми педагогами; Кмакс – максимально возможное количество баллов.

К < 0,45 — критический уровень; 0,45 < К < 0,65 — низкий уровень; 0,65 < К < 0,85 — допустимый уровень; К > 0,85 — оптимальный уровень.

Приложение 2

Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов.

  • Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
  • Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
  • Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
  • Желание создать хорошее, эффективное образование детей.
  • Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
  • Потребность в лидерстве.
  • Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
  • Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
  • Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
  • Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
  • Потребность в риске, преодолении рутины.
  • Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
  • Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Результат: чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Приложение 3

Пример развития инновационного потенциала педагогов на семинаре «Детский сад – открытая развивающаяся система»

Цель:

  • включить педагогов дошкольного учреждения в поиск решения проблемы развития детского сада как открытой развивающейся системы;
  • активизировать инновационный потенциал педагогов с помощью активных форм и методов обучения;
  • учить общаться, вести дискуссию, вырабатывать единое мнение в микрогруппах;
  • определить инновационные технологии и методы для работы с детьми, родителями, социумом.

Первое занятие семинара было посвящено рассмотрению уровня развития дошкольного учреждения на данном этапе. Была представлена кейс-ситуация структуры детского сада и его место в социуме, после чего микрогруппы работали над схемой данной структуры и последующего развития учреждения.

На втором занятии семинара была начата разработка социально-значимого проекта «Детский сад – открытая развивающаяся система», намечена схема развития учреждения (договора с социальными институтами детства, издательская деятельность, совместные мероприятия). Разработка проекта продолжалась в группах между семинарскими занятиями.

Цель проектирования: определить наиболее значимые для коллектива дошкольного учреждения проблемы и постараться разрешить эти проблемы с использованием проектной технологии.

Задачи:

  • определить проблему, требующую разрешения
  • определить способы решения проблемы
  • распределить роли в группе, ответственность
  • представить результат для оценки
  • проанализировать полученный результат и собственные действия, оформить в виде схем, текста

На третьем занятии педагоги были разбиты на микрогруппы, которые начали работу каждый по своему направлению: одна из них разрабатывала развернутый план на год работы с социальными институтами детства, другая – стратегию издательской деятельности, третья – план PR- мероприятий, четвертая — взаимодействие с семьей. Работа микрогрупп продолжилась после занятия, обсуждалась, корректировалась.

На четвертом занятии — подведение итогов работы микрогрупп, защита представленных работ, определение критериев оценки и рейтинговая оценка.

Пятое занятие было посвящено использованию ИКТ для развития дошкольного учреждения. Педагоги представили варианты использования информационно-коммуникативных технологий для реализации проекта «Детский сад – открытая развивающаяся система»: презентации дошкольного учреждения, группы, работы по отдельным направлениям (по личному выбору), варианты предполагаемых сайтов, Web-страниц и пр.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей, в том числе средствами компьютерных технологий.

Для планирования повышения информационно-коммуникативной компетентности педагогов были определены дидактическая роль и место информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, возможности использования средств ИКТ педагогами, и в соответствии с ними построена система методической работы.

Были выбраны оптимальные составляющие информационно-коммуникативной компетентности педагогов:

  • использование ИКТ для обучения и развития дошкольников;
  • создание собственных мультимедийных продуктов (фото и видеопрезентаций, слайд-фильмов);
  • оформление результатов мониторинга воспитательно-образовательного процесса (программы Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word)
  • создания своего портфолио;
  • использование цифровых технологий в фотосъемке, редактирование фотографий (программы Adobe Photoshop, Helen’s Eyes part и др.)
  • использование Интернет-ресурсов.

Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных форм, методов, средств и инновационных технологий.

Инновационная деятельность педагога

– это необходимая часть образовательного процесса. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие.

В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

Инновационная деятельность воспитателя состоит в том

, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.

Цель использования инноваций —

создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи:

воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

развивать умения детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Любая технология обладает средствами мотивирующими, активизирующими, формирующими деятельность воспитанников. В некоторых технологиях эти средства составляют основную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Игра – это ведущая деятельность

, всего дошкольного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]