Профессиональные педагогические сетевые сообщества

Профессиональные сетевые сообщества

В современных условиях без новых информационных технологий уже невозможно представить нашу повседневную жизнь. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности ДОУ.

Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда. Интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой современного образовательного процесса.

Что же мы подразумеваем под информационно-образовательной средой? Это:

  1. наличие системы средств «общения» с информацией;
  2. наличие системы для самостоятельной работы с информацией;
  3. наличие интенсивных связей между участниками образовательного процесса.

Основные термины

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

На данный момент времени в городском сообществе сложилась ситуация, когда скорость изменений, связанных с внедрением ФГОС не позволяет педагогам осуществлять объективный анализ собственной деятельности, поиск оптимальных и эффективных способов и приемов педагогической практики.

И решить данную проблему может общение с коллегами. Отсюда логично напрашивается вопрос: «А когда это делать?» … Ведь для общения нужно встречаться, нужно время и т.д.

Целью деятельности

сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Сетевое педагогическое сообщество «Дошкольное образование» — презентация


Сетевое педагогическое сообщество «Дошкольное образование»

Сетевое педагогическое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сетевое педагогическое сообщество – инициативный коллектив единомышленников, который работает над решением выбранной проблемы с использованием технических средств обмена информацией.


Сетевое = сообщество простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы

Задачи сетевых педагогических сообществ: совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров различных уровней; совершенствование системы учебно-методического обеспечения образования за счет сокращения сроков апробации и внедрения новаторских методов и учебно-методических материалов; обеспечение широкому кругу заинтересованных лиц открытого доступа к информационным образовательным ресурсам и решению актуальных вопросов образования; создание модели многоуровневой адаптивной системы профессионального развития педагогов и их методической поддержки с помощью Интернет; развитие технологий формирования информационно- образовательного пространства (увеличения ассортимента и повышение качества предоставляемых образовательных услуг); организация совместной деятельности педагогов в единой образовательной информационной среде развитие технологий формирования информационно-образовательного пространства

Фазы становления сообщества Обсуждение злободневных проблем, интересующих участников сообщества; Обмен участников сообщества накопленным методическим опытом (публикация созданных ранее материалов в библиотеках сообществ); Создание новых методических материалов в рабочих группах, по просьбам коллег и т.д.; Организация силами самих участников мастер-классов, конкурсов, фестивалей и т.д. Работающее сообщество, это — не менее 10 человек, которые регулярно (не менее 1 раза в неделю) участвуют в его работе.

Критерии эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов Число активных участников. Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл) Динамизм сообщества (Рост числа активных участников, количество обсуждаемых тем и их сменяемость, плотность обсуждения) Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи) Оформление страницы сообщества Социокультурная направленность взаимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе «кодекса сетевого поведения», правил модерирования и др норм. или их обсуждение) Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов «смежных» специальностей). Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам сообщества Методическая направленность взаимодействия Информационно-коммуникативная деятельность сообщества (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов)

Возможное содержание направлений деятельности участников сетевого педагогического сообщества: Экспертно-аналитическая — оценка педагогических разработок, образовательных услуг, отбор материалов, представляющих образовательную ценность, возникающих в процессе реализации; анализ информационных ресурсов по заданной проблеме (теме); выборочное аннотирование учебников, пособий, дидактических и др. материалов. Консультативная — передача опыта «учитель – учитель», получение консультаций «учитель – специалист», оказание консультативной помощи в разработке профессиональных продуктов. Проектная — создание, разработка и реализация сетевых проектов для детей и взрослых в рамках сообщества; участие в конкурсе проектов; разработка мастер классов, дистанционных курсов, открытых уроков для участников сообщества, Учебная — проведение и участие в мастер классах, дистанционных курсах, открытых виртуальных уроках; участие в разборе задач на владение педагогическим мастерством; самообразование в процессе участия в обсуждении проблемных вопросов, связанных с деятельностью педагога. Научно-методическая – инициация обсуждения проблемных педагогических вопросов; создание методических и дидактических материалов; решение изобретательских задач прикладного характера, направленных на совершенствование образовательного процесса.

Разделы страницы сообщества: Приветствие (обращение) Эмблема Новости Участники Полезные ссылки Методическая копилка Зона свободного общения, форумы Тренинги, конкурсы и т.д. Поздравления и т.д.

ВНИМАНИЕ! Размещая материал в сетевом сообществе, Вы гарантируете, что: ВНИМАНИЕ! Размещая материал в сетевом сообществе, Вы гарантируете, что: работа выполнена лично Вами или Вы являетесь соавтором (научным руководителем); по данной работе у Вас нет обязательств перед третьими лицами, препятствующих размещению материалов; все цитирования, приведенные в работе, имеют ссылки на библиографические источники; иллюстрации, фото-, видео- и графические материалы содержат указание первоисточника. материалы, не имеющие ссылок на какие-либо источники, являются авторскими; фотографии и авторские материалы несовершеннолетних размещены с согласия их родителей.


Приглашаем Вас к сотворчеству, ждем Вас!

Факторы, влияющие на формирование профессионального сетевого сообщества

Выделяются три основных фактора, создающих фундамент профессионального сетевого сообщества:

  1. Идея.

    Именно идея «обрастает» предложениями, рассуждениями на тему, совместными исследованиями и проектами. Во многом именно идея пользуется той или иной степенью доверия и притягивает к себе людей определенного мировоззрения, воспитания, культуры.

  2. Возможность общения.

    Высказывание своего мнения, диалоги с людьми, занимающимися одной и той же проблемой, обсуждение.
    Джон Дьюи в книге«Демократия и образование»показал, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества».

  3. Условия для развития идеи

    .

Новым посетителям и новым членам

сообщества
важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества
, интересна информация, которую пишут другие люди.

Наибольшее значение для формирования и существования сообщества

имеют следующие характеристики:

  • Общие цели, интересы, и потребности.
  • Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ.
  • Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

Итак, все рассмотренные вопросы мы попытались решить, создав сетевое сообщество «Дошкольное образование» на городском образовательном портале ТолВики. Именно в рамках сообщества можно реализовать виртуальное общение.

Конечно, здесь собрались профессионалы своего дела, но в ДОУ работают также и молодые специалисты, да и самым лучшим педагогам-практикам иногда нужна помощь. На сегодняшний момент у всех педагогов есть доступ в Интернет, поэтому все могут найти необходимую информацию, но прежде, чем ее найти приходится просмотреть немало сайтов и на это уходит много времени. Куда как лучше зайти на один ресурс и там уже выбрать нужную информацию. Это может быть и разработка занятий, и правовая база и опыт работы базовых ОУ и т.д.

Рассмотрим самые популярные сетевые педагогические сообщества

Сеть творческих учителей https://www.it-n.ru/ Сеть создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. Содержит разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также там можно пообщаться со своими коллегами. Особенность в том, что все материалы проходят экспертизу — на портал ежедневно загружается около 200 материалов, и лишь около 15% из которых публикуется. Изначально сеть ориентирована на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.

Сетевое педагогическое сообщество «Открытый класс» https://www.openclass.ru Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на поддержку процессов информатизации школ, на профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ, на широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования, на модернизацию системы методической поддержки информатизации образования, дистанционное обучение и многое другое.

Интернет-педсовет https://pedsovet.org/ Пространство для общения учителей на расстоянии, одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Является с одной стороны, сетевым образовательным сообществом, а с другой стороны — средством массовой информации, действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.

Интернет государство учителей (ИнтерГУру) https://www.intergu.ru/ Проект Минобразования России, издательства “Просвещение”. Основная цель проекта — создание сетевого сообщества творческих учителей. Открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Целями данного проекта являются: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.

Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру https://metodisty.ru/ — Является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году и предназначенного для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой — образование и обучение.

Letopisi.ru https://letopisi.ru Коллективная образовательная энциклопедия, предусматривающая публикацию материалов и ведение сетевых проектов.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Деятельность профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций

Эффективными примерами создания и развития профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации являются ряд информационно-сетевых и региональных профессиональных объединений воспитателей как социальная сеть работников образования. В рамках этой сети действуют такие профессиональные объединения работников дошкольных образовательных учреждений:

методическое объединение учителей-логопедов ДОО, методическое объединение воспитателей;

фестиваль педагогических идей «Открытый урок», сеть творческих учителей, в рамках которого работает сообщества для руководителей образовательного учреждения и воспитателей дошкольного воспитания и образования;

профессиональное сообщество «Методисты», в котором действуют тематические и дискуссионные площадки для взаимодействия старших воспитателей, обсуждаются ФГОС дошкольного образования, проблемы дошкольного коррекционного образования.

Анализ профессиональных сообществ воспитателей ДОО в Российской Федерации проводился на федеральном и региональном уровнях.

На основе проведенного анализа выделены следующие действующие профессиональные сообщества, ссылки, на действующие сайты которых, представлены в таблице 1.

Объективная оценка деятельности профессиональных сообществ воспитателей детских образовательных организаций является частью целостной системы работы с кадрами в образовательной организации. Оценка эффективности деятельности профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций лежит в основе формирования комплексного подхода к построению эффективных форм взаимодействия между участниками профессионального сообщества и организации его работы.

Ниже представлен перечень существующих эффективных форм организации профессиональных сообществ воспитателей ДОО в регионах Российской Федерации (таблица 2).

Как видим, сегодня в работе профессиональных сообществ применяется ряд различных форм эффективной организации:

сетевое профессиональное сообщество;

методическое объединение на базе ДОО или группы ДОО;

региональная ассоциация;

профессиональное сообщество воспитателей и руководителей негосударственных ДОО.

Основными проблемами организации деятельности профессиональных сообществ в Российской Федерации являются:

отсутствие у ряда объединений (в основном, методических объединений на базе ДОО или группы ДОО) информационных площадок в сети Интернет;

отсутствие взаимодействия между профессиональными объединениями разных форм и направлений деятельности (например, между региональными ассоциациями и профессиональными объединениями воспитателей негосударственных ДОО);

отсутствие интеграции между профессиональными объединениями воспитателей и объединениями других категорий педагогических работников ДОО (музыкальные руководители, младшие воспитатели, медицинские работники);

членство в профессиональном сообществе носит поверхностный характер и не отражается на результатах деятельности воспитателей (участие в конкурсах, организация выставок, методические публикации и т. д.);

в деятельности ряда сообществ обнаруживается несоответствие целей и характера деятельности;

в большинстве случаев отсутствуют разработанные механизмы финансирования деятельности сообществ и поощрения участников сообщества (информационная рассылка, участие в семинарах, льготная подписка на специализированные журналы и т. д.);

отсутствуют разработанные схемы, механизмы и регламенты взаимодействия профессиональных сообществ и ОУО, органов государственной власти, научно-исследовательских центров и институтов, занимающихся проблемами детской психологии и педагогики, психологии развития;

низкая заинтересованность профессиональных сообществ в привлечении спонсорских средств и ресурсов для своего развития (кроме профессиональных сообществ воспитателей и руководителей негосударственных ДОО);

отсутствие разработанных механизмов интеграции профессиональных сообществ в единую систему взаимодействия между органами государственной власти и частными компаниями.

Таким образом, при оценке эффективности деятельности профессиональных сообществ важную роль играет организация механизмов коммуникации между участниками, формы обмена опытом, способы поощрения участников профессиональных объединений. Серьезной проблемой остается интеграция профессиональных сообществ и выработка эффективных моделей организации их деятельности. Условием для достижения этих задач является выявление продуктивных форм сотрудничества профессиональных сообществ воспитателей дошкольного образования, разработка методики и инструментария для оценки эффективности деятельности профессиональных сообществ воспитателей ДОО.

Роль профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций в условиях введения ФГОС ДО определяется задачами, которые ставятся перед дошкольным образованием в системе российского образования.

Как отмечается в Государственной программе развития образования на 2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»), специфика развития дошкольного образования обусловлена демографической ситуацией и направлена на работу с увеличившимся контингентом детей.

Основными показателями развития дошкольного образования в период 2013-2020 годы являются:

увеличение доступности дошкольного образования;

увеличение охвата детей дошкольными образовательными организациями;

увеличение охвата детей от 5 лет, охваченных дополнительным образованием;

увеличение охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими новому ФГОС ДО;

увеличение численности детей частных дошкольных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций.

ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») определяет основные направления формирования образовательной среды, в которой осуществляется взаимодействие ребенка и взрослого, с учетом особенностей периода раннего детства. Данная среда должна способствовать задаче полноценного проживания ребенком детства и его развития.

Формирование образовательной среды согласно ФГОС ДО должно исходить из специфики дошкольного периода развития ребенка и системных особенностей дошкольного образования в Российской Федерации.

Новые стандарты качества предоставления образовательных услуг, которые зафиксированы в ФГОС ДО, формируют инновационную систему требований к профессиональной компетентности и профессиональному развитию педагогов дошкольных учреждений. В частности, п. 3 ФГОС ДО определяет, что одним из основных элементов формирования профессиональной среды дошкольного образования является содействие профессиональному развитию педагогических работников. Это ведет к необходимости обеспечения профессионального развития педагогических и руководящих работников: дополнительное профессиональное образование, предоставление консультативной поддержки педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам образования и охраны здоровья детей (в том числе инклюзивного образования); обеспечение организационно-методического сопровождения, прежде всего в части взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

В условиях введения ФГОС ДО и обеспечения высоких стандартов профессиональной работы воспитателя требует существенных изменений место и роль профессиональных сообществ воспитателей и руководителей ДОО. Приоритетными становятся следующие направления деятельности профессиональных сообществ:

организация и проведение повышения квалификации и переподготовки для воспитателей дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

проведение аккредитации деятельности негосударственных дошкольных образовательных организаций;

привлечение профессиональных сообществ к аккредитации государственных дошкольных образовательных организаций;

активизация деятельности профессиональных сообществ по привлечению спонсорских средств и ресурсов для развития системы дошкольного образования в данном регионе, городе, районе;

реализация механизмов частно-государственного партнерства в деятельности профессиональных сообществ (например, заключение договоров о сотрудничестве с предприятиями и компании в части досмотра и ухода за детьми сотрудников, реализации определенных воспитательных программ, программ дошкольной подготовки);

взаимодействие с региональными ОУО, органами государственной власти в части обеспечения доступности дошкольного образования и увеличения охвата детей программами дошкольного образования;

методическая, консультативная, психолого-педагогическая поддержка молодых воспитателей;

формирование информационного пространства, баз данных по вопросам детской психологии, дидактических игр, документооборота в ДОО и других направлений для воспитателей и руководителей ДОО;

взаимодействие с населением и широкой общественностью по вопросам качества представляемых образовательных услуг и, как результат, рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;

участие профессиональных объединений в привлечении специалистов и подготовки кадров по программам дополнительного образования для дошкольников.

В связи с изменением демографической ситуации в России и увеличением числа детей возникает необходимость подготовки и переподготовки педагогических кадров для осуществления профессиональной деятельности в сложившихся условиях. Профессиональные сообщества являются гибким инструментом для организации программ повышения квалификации и организации переподготовки в соответствии с требованиями ФГОС. В перспективе профессиональные сообщества могут взять на себя функцию повышения квалификации и организации переподготовки для системы ДО.

В стране происходит увеличение числа частных детских садов, что приводит к необходимости контроля качества оказываемых образовательных услуг. На сегодняшний день профессиональные сообщества уже реализуют различные аккредитационные программы, занимаются выработкой критериев и направлений аккредитации частных ДОО и аттестации их сотрудников. Актуальной является задача разработки механизмов, позволяющих профессиональным объединениям активизировать участие в аккредитационной деятельности по данному направлению.

Не менее перспективной остается сфера частно-государственного партнерства. Профессиональные сообщества должны иметь инструменты для активного инициирования привлечения спонсорских средств в систему дошкольного образования в регионе, городе, районе. Частные компании и предприятия должны получить возможность полноценного участия в деятельности профессиональных сообществ и попечительских советов ДОО. В частности, профессиональные сообщества могут заключать договора о сотрудничестве с предприятиями и компаниями в части досмотра и ухода за детьми сотрудников, реализации определенных воспитательных программ, программ дошкольной подготовки для детей сотрудников частных компаний.

На сегодняшний день деятельность профессиональных сообществ воспитателей зачастую носит полуформальный характер. Необходимо выработать механизмы взаимодействия профессиональных объединений воспитателей и руководителей ДОО с региональными ОУО, органами государственной власти в части обеспечения доступности дошкольного образования и увеличения охвата детей программами дошкольного образования, участия профессиональных сообществ в формировании образовательной политики.

В связи с увеличением числа детских садов, в том числе негосударственных ДОО, и планируемым увеличением заработной платы педагогов ДОО предусматривается приток молодых специалистов в сферу дошкольного образования. Возникает необходимость в методической, консультативной, психолого-педагогической поддержке молодых воспитателей посредством их участия в школах молодого воспитателя, форумах молодого специалиста и других формах практической подготовки. Перспективным направлением деятельности профессиональных сообществ является реализация различных форм наставничества и передачи педагогического опыта для своих участников, прежде всего молодых воспитателей.

В связи с этим важно отметить функцию профессиональных сообществ в формировании информационного пространства, баз данных по вопросам детской психологии, дидактических игр, документооборота в ДОО и других аспектов деятельности воспитателей и руководителей ДОО, что является и будет являться одним из существенных аспектов работы профессиональных объединений.

Взаимодействие с родительскими комитетами должно стать одним из приоритетных направлений деятельности профессиональных сообществ. Представители родительской общественности должны принимать непосредственное участие в работе профессиональных сообществ, проводимых семинарах, проблемных круглых столах, презентациях, выставках, привлекаться к решению организационных и педагогических задач. Взаимодействие с населением и широкой общественностью по вопросам качества представляемых образовательных услуг приведет к увеличению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.

Роль профессиональных сообществ будет увеличиваться и в направлении их участия в профессиональном образовании, особенно в разрезе сетевой формы реализации образовательных программ, обеспечения практической подготовки и педагогического сопровождения для выпускников образовательных организаций среднего и высшего образования, освоивших образовательные программы по направлениям психолого-педагогическое образование, психология и педагогика дошкольного образования и др.

В связи с потребностью увеличения охвата детей дошкольного возраста программами дополнительного образования, профессиональные сообщества будут выступать теми организационными центрами, которые обеспечат привлечение специалистов дополнительного образования в ДОО и необходимую переподготовку воспитателей по программам дополнительного образования. Профессиональные сообщества могут выступать и с собственными программами оценки качества дополнительного образования детей, проведения аттестации специалистов дополнительного образования для дошкольников.

Дальнейшее развитие системы дошкольного образования в условиях введения федерального государственного стандарта ДО и повышение требований к качеству профессиональной работы воспитателя обуславливает необходимость развития системы профессиональных сообществ как важного элемента формирования профессиональной среды. Она обеспечит профессиональное развитие для своих участников и тесно взаимодействующей с родительской общественностью, частными компаниями и предприятиями, органами управления образованием, фактора формирования образовательной политики.

Будучи составной частью организации профессиональной деятельности педагогов, профессиональные сообщества являются инструментом реализации непрерывного обучения для своих участников, роста их педагогических, управленческих, информационных, коммуникативных компетенций.

Таким образом, можно прогнозировать усиление роли и места профессиональных сообществ воспитателей ДОО, что влечёт за собой разработку новых, более гибких форм организации профессиональных сообществ и активизацию их деятельности. Деятельность профессиональных сообществ направлена на повышение квалификации своих участников, реализацию механизмов частно-государственного партнерства, практическую подготовку и педагогическую поддержку молодых воспитателей, взаимодействие с населением и широкой общественностью в вопросах совершенствования форм работы с детьми и повышения качества дошкольного образования.

Следующая >

Википедия — свободная энциклопедия ru.wikipedia.org

Поиск по статьям свободной универсальной энциклопедии

, написанным на русском языке. Избранные статьи, интересные факты, текущий день в истории, ссылки на тематические порталы и родственные проекты.

В настоящее время число педагогических сетевых сообществ стремительно растет Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Каждый педагог может решать самостоятельно, какое сообщество выбрать для себя. Это дает ему возможность профессионального роста, начиная от простого наблюдателя жизненного процесса сетевого ресурса, до эксперта, а может и администратора собственного сообщества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]