Реализация системы экологической работы в ДОО
Материалы к тематическому контролю «Пути реализации системы экологической работы в ДОО»
Старший воспитатель Тарасова Елена Александровна Содержит Приказ о проведении контроля, план, аналитическую справку по итогам тематического контроля О проведении тематического контроля В соответствии с годовым планом работы, в целях анализа и оценки системы экологической работы в соответствии с требованиями ООП: ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести тематический контроль по теме «Пути реализации системы экологической работы в ДОО» в срок с 07 — 11.12.2015г. 2. Утвердить план-задание контроля (Приложение 1). 3. Утвердить рабочую группу в составе: _______ – заведующей ДОО (председатель), _______ – заместителя заведующей по ВМР _______ – старшего воспитатель, 4. Справки по итогам тематического контроля предоставить заместителю заведующей по ВМР ______ до 11.12.2015г 5. Итоги тематического контроля заслушать на педагогическом совете 13.02.2016г. Заведующий ДОУ ___________ С приказом ознакомлены:
Приложение к приказу № от_________ План контроля «Пути реализации системы экологической работы в ДОО» № Разделы Содержание Методы 1 Обследование уровня экологического воспитания детей — Умение детей применять полученные на занятиях навыки экологически безопасного поведения в природе — умение детей применять знания о мире природы в игровой деятельности — Анализ деятельности детей: — на занятиях — в процессе наблюдений за природными явлениями — анализ общения детей в процессе самостоятельной деятельности 2. Оценка профессионального мастерства воспитателя — владение методами и приемами экологического воспитания детей — умение организовать наблюдение детей за явлениями природы, труд в природе. — анализ проведения занятий воспитателем — собеседование с воспитателями 3. Создание условий в дошкольных группах — умение воспитателя создать предметно — развивающую экологическую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам; наличие в группах природных уголков в соответствии с возрастом детей — укомплектованность методического кабинета диагностическими, дидактическими, наглядно-демонстрационными материалами — посещение групп — анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания) 4. Планирование работы — эффективность планирования — планирование работы по разделам «СДВД, СДД, РР» — проверка планирования: — занятий по теме 5. Работа с родителями — эффективность взаимодействия с родителями: понимание родителями важности работы по экологическому воспитанию детей — наличие наглядной и справочной информации для родителей — анализ наглядной информации для родителей в группе Справка по итогам проведения тематического контроля «Пути реализации системы экологической работы в ДОО» В соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2015-2016 года, на основании Приказа №73 от 08.12.2015г. в период с 14 по 17 декабря 2015г. проведён тематический контроль по теме «Пути реализации системы экологической работы в ДОО». Цель: изучение используемых воспитателями ДОУ технологий познавательного развития детей (раздел ООП ДО «Ознакомление с миром природы»). Контроль проводился в соответствии с утверждённым планом (прилагается), рабочей группой в составе: заведующей ДОО (председатель), заместителя заведующей по ВМР, старшего воспитателя. В ходе тематического контроля анализировалось планирование контролируемой темы в ООД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных играх, досугах, развлечениях, в работе с семьёй. Работа ведётся в соответствии с ООП ДОО с использованием программ и методических пособий: программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методические рекомендации «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенниковой, программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой. В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы воспитателей. В группах ведётся конкретное планирование с указанием целей работы по всем видам познавательной и исследовательской деятельности. Планируются разнообразные формы работы: экологические беседы, экскурсии, конкурсы, экологические акции, обсуждение проблемных ситуаций, трудовой десант, тематические недели и дни, ведение календарей природы, экологические выставки и экспозиции, экологические дидактические, имитационные игры, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия, путешествие по экологической тропе. Ознакомление детей с живой и неживой природой проводится на основе регионального компонента по экологии (природа Поволжья). Занятия проводятся 1-2 раза в месяц в игровой форме с младшей группы. В целеполагании в планах старших групп прослеживается научный подход и возрастные особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе. В детском саду ведется работа по обеспечению жизнебезопасности детей. На занятиях рассматриваются вопросы правильного поведения в природе, знакомят с опасными растениями, со способами сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. В планах кружковой и проектной деятельности по экологии воспитателей ______ («Экознайка»), ________ («Жалобная книга природы») преимущество отдаётся практическим методам и приёмам ознакомления с явлениями живой и неживой природы: опыты, сравнительные наблюдения, чтение и анализ познавательной литературы. Дополнительная работа с детьми ведётся в определённые дни, преимущественно в ходе прогулки и во вторую половину дня. 50% от используемых форм и методов работы с дошкольниками занимает чтение детской и познавательной литературы, энциклопедий. Закрепление знаний, полученных детьми в ходе наблюдений проводится в форме зарисовок, макетирования, моделирования изученных объектов и явлений (фотоматериал имеется). Планирование ведётся в календарных планах (о) в соответствии с перспективным планом проекта, кружка. В группах ДОО созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. Развивающая среда по экологическому воспитанию в каждой группе организована и сформирована на 84% в соответствии с требованиями ООП. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах-паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «Живая планета», «Ледниковый период», «Береги живое», «Времена года», «Парочки животных и насекомых»; «Экологическая тропа», «Птички на кормушках», «Подбери листик к дереву», «Тайны воздушного океана», «Земля и ее жители», «Загадки о животных» и т. д. Однако не во всех группах имеется и пополняется картотека игр, оформлен паспорт уголка природы. В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему: А. Тамбиев «Кто в кустарнике живет», Е. И. Чарушин «Моя первая зоология», В. Бианки «Лесные домики»; Грибачев «Кормушки», Скребицкий «Здравствуй, солнце красное», В. Бианки «Чей нос лучше», «Узоры года» и т. д. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Животные родного края», «Растения»; набор открыток «Русский лес», «Цветы», «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Сезонно в группах высаживается лук, помидоры и веточки растений. Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д. Комиссией просмотрены различные формы экологического образования дошкольников. ООД Педагоги ________ используют для проведения занятий мультимедийные презентации, с целью подробного изучения условий и образа жизни животных и птиц родного края и формирования экологической культуры детей. Для активизации умственной деятельность активно используются поисковые вопросы (можно ли африканским детям подарить снеговика? Каких животных мы не увидим зимой в нашем лесу? Как узнать дерево в лесу зимой?) Анализ показал-педагоги эффективно используют на занятии игровые приёмы: ______ (чудесный мешочек, пальчиковые игры), ________ (игра по итогам занятия «Закончи предложение…»: я узнал на занятии…, я удивился на занятии…), ________ (игра с мячом «Назови действие», сюжетные физкультминутки, дидактические игры с карточками «На кормушке», «К нам летят»). Воспитатель _______ интегрировала познавательную и коллективную художественную детскую деятельность (закрепление агрегатного состояния воды и свойств снега с последующим составлением города снеговиков из ватных дисков). На всех занятиях также широко использован наглядный метод и чтение художественной литературы. Во время просмотра ООД у воспитателей __________ отмечались требования к полным ответам детей, использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу. В беседе с детьми о комнатных растениях _______ использовала поисковый приём (описательные загадки): анализируя указанные признаки дети легко находили загаданное растение, что свидетельствует о глубине знаний по изучаемому вопросу. Из просмотренных занятий и режимных моментов следует, что работа по экологическому воспитанию и образованию детей ведется систематически, целенаправленно и планомерно. Игра Воспитатель ________ организовала игру «Где найти снежинку». Для игры было подготовлено много наглядного материала: модели, плакаты. Но из-за непродуманного педагогом руководства игрой, дети не вполне осознали правила и игровые действия. Игра проведена на среднем уровне, носила низкий познавательный эффект. Работа с родителями В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей. Преобладающая часть имеющейся информации представлена в виде печатного текста и статей посвящённых валеологии (укрепление и сохранение здоровья зимой). ВЫВОД Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий. РЕКОМЕНДАЦИИ: в срок до 20 января 2016г. 1.Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет. 2.Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей. 3.В календарных планах формы кружковой и проектной деятельности по ознакомлению детей с природой помечать значком «V». 4.Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющих презентаций. Председатель комиссии ____________
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Конспект НОД в средней группе по теме Осень Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тематический контроль «Экологическое воспитание дошкольников»материал
Справка
по результатам тематического контроля
«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
В соответствии с планом работы детского сада на 2019-2020 учебный год и приказом заведующего №17 от 01.02.2017г. «О проведении тематической проверке «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» провести проверку в срок с 01.10.2019 по 30.11.2019 г.
Цель проверки анализ изучения состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Проверку выполняли: заведующая А.В. Неженская и старший воспитатель Е.В. Ионкина, по следующим направлениям:
- Оценка создания условий по экологическому воспитанию детей;
- Оценка планирования ООД и вне занятий;
- Оценка уровня профессионального мастерства;
- Оценка форм взаимодействия с родителями.
- По направлению «Оценка создание условий»
В группах ДОУ созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «В мире животных», «Ребятам о зверятах в лесу», «Большие и маленькие», «Закономерности», «Парочки»; «В саду, на поле, в огороде», «Явления в природе», «Животные, обитающие в нашем лесу», «Живая не живая природа», «Птичий базар», «Учимся бережному отношению к природе» и т.д.
В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Растения»; «Грибы», «Жизнь в море»; «Цветы», «Комнатные растения»; «Кто и что и как растет» «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Во многих группах высаживается лук, тюльпаны и веточки растений.
Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена, фасоль и т. д.
- По направлению «Оценка планирования ООД и вне ООД» —
Проводился анализ планирования ООД, режимных моментов, прогулки, самостоятельной деятельности детей по формированию экологических представлений в календарно-тематических планах воспитателей 8 групп (3 – 7 лет).
Анализ показал следующее: Документация по календарно — перспективным планам (ООД) воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей. Индивидуальная работа планируются регулярно.
Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д.
- По направлению «Оценка уровня профессионального мастерства»
Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса, в ходе режимных моментов (прогулка), а также проводилось анкетирование с целью выявления трудностей в процессе организации и проведения экологической деятельности детей и оценки профессионального мастерства педагогов. Которая показала, что воспитатели знают программные цели и задачи экологического воспитания детей своей возрастной группы, знают и применяют различные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности, такие как: познавательно-исследовательская деятельность детей в природе, организация наблюдений в природе, знакомство с художественной литературой, организация коллективного труда в природе, прогулки и др. Знают и применяют различные методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.
В ходе тематического контроля было просмотрено 7 занятий по формированию экологических представлений детей от 3 – 7 лет с использованием самых различных приемов и методов. Воспитателем ФИО в подготовительной группе № 12 с использованием мультимедийной презентации была показана образовательная деятельность на тему «Охрана леса». Дети знакомились с профессией лесника, о том, как важен его труд в природе. Во время просмотра ООД у ФИО отмечалось требование к полным ответам детей, была использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.
В подготовительной к школе группе № 11 ФИО провела познавательно – игровое занятие с использованием мультимедийной презентации, в котором дети с большим интересом выстраивали все этажи леса на панно, а затем заселяли их животными и птицами. Занятие показало качественную подготовку педагога методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей.
Анализ образовательной деятельности в старшей группе №13 показал, что воспитатель группы ФИО побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление. Решая проблему: «Что будет, если в природе не останется ни одной птицы», дети в непринужденной обстановке коллективно и рассудительно находили ответ на данный вопрос, выстроив пищевую цепочку. Тем самым показав системные знания по данному разделу.
При посещении ООД в группе старшего возраста № 14 был сделан анализ профессиональных навыков педагога в организации образовательной деятельности детей, который показал следующее. ФИО провела педагогическое мероприятие с детьми на тему «Будь другом природе». В лаборатории, с помощью опытов, дети закрепили свойства воды и воздуха. Данный материал был детям знаком, и поэтому у детей отсутствовала активизация самостоятельности мышления. Необходимо продумывать задаваемые вопросы и задания в соответствии с возрастными особенностями детей.
В ходе тематической проверки наши педагоги показали открытые занятия. Во II младшей группе № 7воспитатель ФИО показала открытое занятие на тему «Путешествие на медовую полянку», где дети с большим интересом выполняли все задания. Прежде чем отправиться в путешествие, дети рассказали правила поведения в лесу. На веселом волшебном паровозе дети отправились на медовую полянку, а которой помогли пчелкам добыть мед для маленького медвежонка. Воспитатель в увлекательной форме рассказала о пользе меда, о том, как его добывают пчелы. На протяжении всего занятия отмечен высокий познавательный интерес. В группе среднего возраста №9 ФИО в роли лесовичка пригласила детей на прогулку в зимний лес. Путешествуя по лесу, дети встретили зайца, лису, белку и даже заглянули в берлогу медведя. Была проведена большая подготовительная работа к занятию. Анализ образовательной деятельности в средней группе показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление.
Каждое занятие было интересно и увлекательно построено. Дети с большим удовольствием выполняли все задания, показали отличные знания о правилах поведения в лесу, о жизни животных в лесу и их повадках.
Также в ходе тематического контроля была просмотрена и проанализирована деятельность детей во время прогулки. В подготовительных группах № 11 и № 12 дети вместе с лесовичком в роли которого была ФИО и воспитателем ФИО. Была организована деятельность вокруг березы: дети читали стихи о березе, наблюдали через лупу за корой дерева, снегом укрывали ствол от холода, играли в подвижные игры.
Во II младшей группе № 7 ФИО вместе с детьми наблюдала за небом, загадывала загадки о солнце, ветре, облаках. Проводила опыт со льдом, тем самым закрепляя его свойства. Играли в подвижные игры. Дети с удовольствием выполняли все задания.
В средней группе № 9 и № 10 ФИО и ФИО в роли лесовичка в рамках проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» провели итоговое занятие «В гости к лесовичку». Вместе с детьми прошли по станциям экологической тропы такие как «Прогулка по экологической тропе» на которых дети вспомнили правила поведения в лесу в зимний период, закрепили знания полученные в ходе проекта. Прогулка получилась интересной и познавательной, дети с удовольствием принимали участие во всех видах деятельности.
Приятно отметить активное участие и творческий подход всех педагогов в реализации задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
4. Оценка форм взаимодействия с родителями.
В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей.
Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.
Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи «Наши домашние питомцы», участие в акции «Птицы – наши друзья» изготовление кормушек.
Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Экологическое образование в семье», с целью выявления отношений родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реальном существовании в семье. Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 50 человек, родителям были предложены следующие вопросы:
- Что такое экология? Лишь 20% родителей смогли ответить более точно, что говорит о незнании данного раздела;
- На вопрос «Есть ли у Вас комнатные растения?» 98% родителей ответили положительно;
- 71 % родителей ответили положительно на вопрос «Имеются ли в доме животные»;
- 83 % родителей мастерили кормушку для птиц;
- На вопрос «Читаете ли Вы ребенку книги о природе?» 75 % ответили положительно, 13 % — редко, 10 % — не читают;
- На вопрос «Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?» 75 % ответили положительно, 17 % — редко, 6 % — отрицательно;
- 100% ответили положительно на вопрос «Любит ли ваш ребенок гулять по лесу»;
- На вопрос «Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком» 46 % ответили часто,31 % — редко, 21 % — не бывают;
- 85 % родителей ответили положительно на вопрос «Знает ли Ваш ребенок название цветов, деревьев, ягод и т.д.», 2 % — ответили отрицательно, 13 % — знают, но мало;
- 77 % ответили положительно на вопрос «Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц», 8 % — редко, 8 % — ответили отрицательно;
- На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 99 % ответили положительно;
- На вопрос « Как вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» 100 % родителей ответили положительно.
Таким образом, анализ анкет показал, что большинство родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу.
Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.
Рекомендации:
- Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.
- Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.
- Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющихся презентаций.
- Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;
- Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.
- Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .
- Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).
- Обогащать исследовательско-экспериментальные центры.
Контроль педагогов ДОУ по теме:
Задание
1. Значение повседневных прогулок в природоведческой работе дошкольного образовательного учреждения.
Цель:
раскрыть содержание и методы ознакомления детей с природой на прогулках.
Содержание задания
1. Особенности планирования природоведческого материала на прогулках (содержание, объем, время); специфика наблюдений за природой; руководство наблюдениями со стороны воспитателя.
Результаты отметить в таблице:
Дата | Наблюдения по плану | игры | |||||
за неживой природой | за растениями | за животными | за трудом людей в природе | природоведческие | сюжетно-дидактические | строительные |
2. Прогулка на участке своей возрастной группы.
- Время и место природоведческой работы в структуре прогулки, с какими образовательными областями эта работа сочеталась.
- Содержание деятельности детей (наблюдение, игра, трудовая деятельность в природе); какие знания, умения и навыки использовались детьми.
- Форма организации детей (фронтальные, подгруппами, индивидуальные).
- Приемы, используемые воспитателем на прогулке для руководства наблюдением, игрой, трудом.
- Поведение детей в ходе ознакомления их с природой: как они поняли задание, отношение и интерес к нему, результативность выполнения.
Задание 2.
Воспитательно-образовательная работа в Уголке природы детского сада.
Цели:
показать значение Уголка природы для всестороннего воспитания детей; раскрыть методические требования к организации Уголка природы и проведения в нем природоведческой работы.
Содержание задания.
1. Анализ состояния Уголка природы в своей группе.
- Наличие необходимых компонентов, их соответствие программным требованиям.
- Размещение (исходя из биологических и педагогических требований).
- Наличие сезонных растений.
- Условия содержания животных и растений.
- Оборудование и его использование.
2. Работа с детьми в Уголке природы за прошедший год.
- Содержание.
- Организационные формы.
- Методическое руководство.
3. Поведение детей, их забота о растениях и животных; интерес к объектам природы; самостоятельность в выполнении поручений, дежурства; объем выполняемой работы; осознанность действий детей.
Результаты наблюдений отметить в таблице:
Дата | Наблюдения по плану | игры | |||||
за неживой природой | за растениями | за животными | за трудом людей в природе | природоведческие | сюжетно-дидактические | строительные |
Задание 3.
Экскурсии в природу.
Цели:
показать роль и место экскурсии в системе природоведческой работы в дошкольном образовательном учреждении; описать методику проведения их с дошкольниками.
Содержание задания.
1. Как проводились экскурсии в природу и последующая работа по собранным материалам.
Занести данные в таблицу и проанализировать их:
Дата проведения экскурсии | Тема и место проведения экскурсии | Программное содержание | Оборудование | Методика проведения экскурсии | Последующая работа по материалам экскурсии |
2. Давая оценку планированию экскурсии, отметить следующее:
- соответствие возрасту детей: темы и программных задач экскурсии;
- количества объектов и явлений природы, предназначенных для изучения;
- наличие вопросов, связанных с охраной природы, их содержание; дидактические методы и средства, которые использовал воспитатель;
- целесообразность применения оборудования и методических приемов для решения поставленных задач;
- наличие в плане ссылок на предшествующую работу по теме экскурсии;
- проведение повторных экскурсий в одном и том же месте.
3. Анализ экскурсии, проведенной воспитателем, по следующим пунктам:
- соответствие темы и программных задач возрасту детей, уровню их подготовки, сезонным условиям;
- организация экскурсии: наличие предваряющей беседы с детьми, её цели; подготовка оборудования для экскурсии с учетом необходимости последующего размещения принесенных материалов; распределение материалов между детьми;
- структура: содержание и методика организации наблюдений (фронтальное наблюдение, задания по наблюдению, данные по отдельным детям, их самостоятельные наблюдения); проведение игр, сбор материалов; реакция детей во время наблюдений; обсуждение результатов (проявление интереса, вопросы, суждения); воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
4. Составление конспекта экскурсии педагогом по своей возрастной группе.
Задание 4.
Непосредственно- образовательная деятельность по природоведению в дошкольном образовательном учреждении.
Цели:
показать роль непосредственно- образовательной деятельности (в дальнейшем НОД), как главной формы обучения дошкольников при ознакомлении их с природой; раскрыть роль системы НОД для одной возрастной группы.
Содержание задания.
1. Из календарного плана педагога выделите НОД по ознакомлению детей с природой. На основе этого материала заполните таблицу:
№ НОД | Тема НОД | Программные задачи | Оборудование | Используемые методы и приемы | Как закреплялись полученные знания в последующей работе |
Проведите анализ планирования, отметив следующее:
- Достаточно ли количество проведенных занятий;
- Соответствует ли тема и педагогические задачи программе воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении и возрастным особенностям детей;
- Даются ли знания в системе, последовательно ли их усложнение;
- Разнообразие и эффективность используемых приемов;
- Приемы и пути закрепления в повседневной жизни знаний и навыков, предусмотренных программным материалом НОД.
2. Проанализируйте НОД педагога:
- тема;
- цель;
- организация детей;
- размещение оборудования и наглядного материала;
- использование педагогом приемов и методов на занятии; их разнообразие и соответствие возрасту;
- вопросы детям;
- эмоциональное отношение детей к наблюдаемому объекту;
- соответствие методики проведения НОД поставленной цели.
Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы
анна соколова
Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы
Задание № 1
Цель: выявить уровень сформированности представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал: 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов,созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет.
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и выбрать объекты живой природы.После этого взрослый задает вопросы:
— Как ты догадался, что все это живое?
— Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект)
живой?
— Что нужно (называется конкретный объект)
для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Инструкция: «Рассмотри картинки и выбери объекты живой природы. Как ты догадался, что все это живое? Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект)
живой? Что нужно
(называется конкретный объект)
для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно называет все объекты живой природы, может объяснить свой выбор, рассказать, что тому или иному объекту необходимо для жизни.
2 балла – ребенок допускает 1-2 ошибки в назывании объектов живой природы, затрудняется ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.
1 балл – ребенок допускает 3 и более ошибки в назывании объектов живой природы, не может ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.
.
Задание № 2
Цель: выявить уровень сформированности представлений о диких животных и их повадках (медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж)
.
Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк, еж)
.
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки.Затем дает вопросы:
— Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)
— Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес»
– заселим его животными.
— Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.
Ребенок поочередно «заселяет»
в лес животных,отвечая на вопросы взрослого об их жизни в лесу и повадках:
— Чем питается белка? (Грибами, орехами.)
— Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост)
.
— Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску)
.
— Что помогает ему выдержать холод?
— Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?
— Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей).
— Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы)
.
— Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку)
. Что помогает медведю не питаться всю зиму?
(Запас жира)
.
— Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.)
Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом?
(Сворачивается клубком, иголки)
.
Инструкция: «Рассмотри картинки. Как называют зверей, которые живут в лесу? Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес»
– заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Чем питается белка? Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? Что помогает ему выдержать холод? Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волки во время охоты? Как охотится лиса? Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? Что помогает медведю не питаться всю зиму? Какие еще животные впадают в спячку? Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом?».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы взрослого о жизни диких животных.
2 балла – ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить.
1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о повадках диких животных.
Задание № 3
Цель: выявить уровень сформированности представлений о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, сорока)
.
Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями)
на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих
(синица, воробей, ворона, снегирь, сорока)
и перелетных птиц
(ласточка, скворец)
.
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, уточняет, какое на ней изображено время года.Затем задает вопрос:
— Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
Дает задание найти и поместить на кормушку зимующих птиц; просит рассказать, какие птицы прилетели к кормушке.
Инструкция: «Рассмотри картинку. Какое на ней изображено время года? Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? Найди и помести на кормушку зимующих птиц. Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок без помощи взрослого находит и называет 5 зимующих птиц.
2 балла – ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующие птицы.
1 балл – ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)
.
Задание № 4
Цель: выявить уровень сформированности представленийо растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.
Материал: большая карта с изображением тополя, шиповника, подснежника.Маленькие карточки с изображением деревьев: березы, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника – сирени.Карточки с изображением травянистых растений: одуванчика, колокольчика, ромашки, подорожника. Кукла Незнайка.
Ход проведения: Взрослый сообщает ребенку, что Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Предлагает ребенку помочь Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Взрослый спрашивает, почему ребенок именно так расположил карточки.
Инструкция: «Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Давай поможем Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг тополя? Как назвать их одним словом? Какую карточку ты расположил рядом шиповником? Что это? Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг подснежника? Это все что?».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно группирует представленные изображения растений; знает их названия и характерные признаки.
2 балла – ребенок допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос.
1 балл – ребенок допускает ошибки при группировке изображенных растений. Затрудняется назвать их характерные признаки.
Задание № 5
Цель: выявить уровень сформированности представлений о способах размножения растений.
Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна)
; картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации
(хлорофитум, бальзамин, фиалка)
.
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть карточки и подобрать к каждому дереву нужную картинку с плодами. Затем просит ребенка назвать, какие деревья он узнал. Предлагает ребенку рассмотреть комнатные растения и назвать их.Дает задание: «На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений» (черенками, усами и др.)
Инструкция: «Рассмотри карточки и подбери к каждому дереву нужную картинку с плодами. Какие деревья ты узнал? Рассмотри комнатные растения и назови их. На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.
2 балла – ребенок называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.
1 балл – ребенок называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.
Задание № 6
Цель: выявить уровень сформированности представлений о представителях класса пресмыкающихся. (Тело ящерицы покрыто жесткими роговыми чешуйками. У ящерицы четыре короткие лапки. Она хорошо бегает. Слышимых звуков не издает. Живет на суше. На зиму прячется в землю, в норы, там спит. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. У черепахи тело покрыто твердым панцирем. Сверху он выпуклый, а снизу плоский. У нее также четыре лапы. Зажатое в панцирь тело черепахи тяжелое и неповоротливое. В панцирь она прячет голову, ноги и хвост, когда грозит опасность).
Материал: картинки с изображением ящерицы, черепахи.
Ход проведения: Взрослый предлагает назвать животных, изображенных на картинках, затем просит описать их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности.
Инструкция: «Назови животных, изображенных на картинках, опиши их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно называет каждое животное, достаточно содержательно описывает их внешний вид и особенности жизнедеятельности.
2 балла – ребенок правильно называет каждое животное, с помощью взрослого описывает их внешний вид, затрудняется в описании особенностей жизнедеятельности этих животных.
1 балл – ребенок не отвечает на вопросы взрослого.
Задание № 7
Цель: выявить уровень сформированности представлений о насекомых.
Материал: картинки с изображением насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка, стрекоза, комар, пчела, муха)
.
Ход проведения:взрослый показывает ребенку картинку с изображением насекомого и задает вопросы: назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Просит рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого насекомого.
Инструкция: «Рассмотри картинку. Назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Что ты еще можешь рассказать о бабочке (мухе, пчеле)
».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно называет всех насекомых; может описать внешний вид каждого; имеет представления об их способах передвижения и питании; может рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого.
2 балла – ребенок называет 3 – 4 вида насекомых; отвечает на вопросы с помощью взрослого.
1 балл – ребенок называет 2 и менее вида насекомых.
Задание № 8
Цель: выявить уровень сформированности представлений об изменениях в природе в разные времена года.
Материал: картинки из серии «Времена года»
.
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и разложить их по — порядку, начиная с зимы.Затем проводит беседу с использованием картинок:
— назови время года, которое изображено на картинке,
— почему ты так решил?
— что происходит в природе весной?
— какие изменения происходят с наступлением лета?
— что происходит зимой с деревьями?
— когда созревают овощи, фрукты, ягоды?
Инструкция: «Рассмотри картинки и разложи их по — порядку, начиная с зимы. Назови время года, которое изображено на картинке. Почему ты так решил? Что происходит в природе весной? Какие изменения происходят с наступлением лета? Что происходит зимой с деревьями? Когда созревают овощи, фрукты, ягоды?».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок быстро и в правильной последовательности раскладывает картинки с изображением времен года, отвечает на вопросы, рассуждает, не боится высказывать свое мнение.
2 балла – ребенок затрудняется при ответах на вопросы, требуется помощь взрослого.
1 балл – ребенок не отвечает на вопросы.
Задание № 9
Цель: выявить уровень сформированности представлений о частях суток, их последовательности.
Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей,следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
Ход проведения: ребенку предлагают рассмотреть картинки и разложить их по порядку, начиная с утра.
Инструкция: «Рассмотри картинки. Разложи их по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)
»
Критерии оценки:
3 балла – ребенок справился с заданием, безошибочно ответил на все вопросы.
2 балла – ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется.
1 балл – ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов.
Задание № 10
Цель: выявить уровень сформированности представлений о растениях и животных Республики Коми.
Материал: предметные картинки с изображением растений и животных, которые можно встретить в Республике Коми и не растущих и не обитающих там (береза, одуванчик, мать-и-мачеха, пальма, верблюд, волк, медведь, тигр, лев).
Ход проведения: ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата.
Инструкция: «Рассмотри картинки. Назови растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок имеет представления о природе родного края, правильно классифицирует растения и животных. Определяет растения и животных, нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор.
2 балла – ребенок при классификации растений, животных родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.
1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.
Задание № 11
Цель: выявить уровень сформированности представлений о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата, в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.)
и отрицательное
(сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.)
поведение человека в природе.
Ход проведения: ребенку предлагают поиграть в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо»
. Ребенок должен, перемещая стрелку, рассказать о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу.
Инструкция: «Давай мы с тобой поиграем в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо»
. Перемещай стрелку и расскажи о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
2 балла – ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, но не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.
1 балл – ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля. Человечество подошло к порогу , за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства нужно учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Задача дошкольного учреждения состоит не только в том, чтобы формировать навыки культуры поведения в природе, расширять представления о взаимосвязях в природе, но и способствовать приобретению навыков исследовательской деятельности. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют ему возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение дошкольников с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность. Примером такой исследовательской деятельности является мониторинг экологической среды. Данные мониторинга могут составить основу экологического паспорта территории образовательного учреждения. Для детей такой вид деятельности – это первая проба сил в исследовательской работе. Это большой, творческий труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, вырабатываются навыки природоохранной деятельности.
Экологический мониторинг в детском саду – это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием среды своей местности.
Целями дошкольного экологического мониторинга являются:
- формирование экологических знаний и культуры дошкольников в ходе практической деятельности;
- обеспечение учета показателей экологического состояния территории на уровне биогеоценозов.
Проведение экологического мониторинга основано на использовании доступных для детей методов исследования, которые подбираются согласно возрасту, программе воспитания и обучения, исходя из реалий жизни. Для проведения мониторинга экологической среды территории детского сада привлекаются дети старшего дошкольного возраста. Участники мониторинга осуществляют наблюдение и измерение показателей природных объектов. Методы исследований, используемых в мониторинге, должны соответствовать возрасту детей, не должны выходить за зону их ближайшего развития, не должны превышать их психолого-физические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать у детей желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. В детских исследованиях можно использовать мониторинг биологических объектов, мониторинг воздушной среды и мониторинг почв.
Методы мониторинга биологических объектов (биоты)
Биота – совокупность всех живых организмов (растений, животных и микроорганизмов), населяющих какую-либо территорию. При организации мониторинга биоты выбирают постоянные участки с определенными видами растительности. Наблюдения над хорошо знакомыми птицами, растениями, насекомыми должны быть регулярными. При проведении мониторинговых исследований растений внимание уделяется морфологическим признакам листьев, хвои, особенностям коры, которые довольно просто регистрируются. При проведении мониторинга животных, дети вместе с воспитателем могут определять их видовой состав.
Мониторинг зеленых насаждений
Растительность на улицах городов рассматривается, прежде всего, с точки зрения улучшения среды жизни для человека в гигиеническом и эстетическом отношениях. Растения обогащают воздух кислородом, увлажняют и очищают его, способствуют снижению шума, влияют на микроклимат территории. Загрязнение воздуха, воды, почвы оказывает влияние на физиологические функции растений, их внешний облик, состояние, продолжительность жизни. Среди растений есть виды, чувствительные к загрязнению среды, и есть более выносливые. Выполнение работ по учету зеленых насаждений дает возможность оценить антропогенную нагрузку на территории. При выполнении работы дошкольники овладевают методами исследования, знакомятся с видовым составом растений, их экологией.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап:
- Постановка цели и задач.
- Подготовка материала и оборудования . (Планшеты, карандаши, линейки, резинки, мерные ленты, рулетки, веревка, бумага).
- Знакомство с объектами.
- Составление план — карты объекта исследования.
II. Проведение исследования.
- Вместе с детьми рисуем план карту территории детского сада, разделяем на участки.
- На план — карту наносим объекты – деревья, определяем расстояние между ними.
- Каждому дереву, кустарнику или группе кустарников присваиваем порядковый номер.
- В полевой дневник записываем данные в виде таблицы: вид насаждения, номер дерева, порода (вид), диаметр ствола.
Для подготовки материала и оборудования с дошкольниками можно провести игру «Отбери необходимые предметы». Составление план – карты для детей старшего дошкольного возраста доступное занятие, но данную работу они могут выполнить вместе с взрослыми (компьютерная версия плана). Подсчет и нумерация деревьев, измерение их диаметра – эта работа так же соответствует программным требованиям.
III. Обработка материалов обследования.
- На основании рабочих карт отдельных участков, составляется общая карта зеленых насаждений.
- Вместе с воспитателем по данным полевых дневников, дети составляют «Паспорт зеленых насаждений объекта». (Приложение 1)
Данные исследования мониторинга дают возможность познакомить детей с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы, формировать умение «читать» простейшую географическую информацию.
Для получения объективного представления об особенностях сезонного развития природы отдельной территории проводим фенологические (сезонные) наблюдения жизнедеятельности живых организмов. Данные наблюдения можно провести в форме совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей. ( Приложение 2)
Наблюдения за растительными объектами в ходе проекта можно проводить в течение длительного времени. Это дает возможность проследить стадии развитий, пронаблюдать за сезонными изменениями в жизни растений.
Мониторинг воздушной среды
Чистый воздух необходим для жизни человека, растений и животных. Атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокращению численности, видового разнообразия животных и растений, заболеваемости человека. Источников, вызывающих загрязнение атмосферы, — множество. Однако самыми значительными из них являются транспорт и индустрия.
Оценку состояния воздушной среды в условиях дошкольного учреждения можно проводить по определению запыленности воздуха, автотранспортной нагрузке и определению степени чистоты воздуха по сосне обыкновенной.
Оценка чистоты воздуха по величине транспортной нагрузки
Наиболее мощным загрязнителем атмосферы в городских условиях является автотранспорт. Для исследования выбираем несколько дорог с незначительным, средним и интенсивным движением, прилегающих к территории детского сада. На выбранной дороге наблюдаем за движением транспорта. Каждую проехавшую мимо машину, отмечаем палочкой на листе. Подсчитать количество машин можно на дневной и вечерней прогулках, наблюдая за движением машин с прогулочного участка. Место наблюдения должно быть безопасно для ребенка, поэтому во время проведение данного исследования дети не покидают территорию детского сада.
Определение запыленности воздуха
Вблизи дороги и для контроля в удалении от нее выбираем несколько деревьев. Листья по очереди, не срывая, опускаем в стакан с водой и смываем с их поверхности пыль. Воду фильтруем. Взвешиваем сухой фильтр и фильтр с осадком после высушивания. Полученный результат дает массу пыли на поверхности листьев. Подобным образом смываем пыль с листьев контрольных растений. Места взятия проб отмечаем на карте территории детского сада. Полученные данные вносим в экологический паспорт детского сада.
Определение состояния воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной
Наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Поэтому сосну обыкновенную можно использовать как индикатор антропогенного влияния. На чистых территориях основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений, и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна. С нескольких боковых побегов в средней части кроны отбираем определенное количество хвоинок. Вся хвоя делится на три части: неповрежденная, с пятнышками и с признаками усыхания, и подсчитывается количество хвоинок в каждой группе. Данные заносятся в таблицу. (Приложение 3)
Чтобы не срывать хвою на растении, можно выбрать боковой побег и на нем подсчитать хвоинки, разделить их на группы. Данные внести в таблицу экологического паспорта. В нашем детском саду данные исследования проводили ребята из отряда «Юные экологи», на территории питомника хвойных растений «Ясельки». В рамках детско-родительского экологического проекта «Ясельки» дети вместе с родителями определяли загрязнение воздуха по состоянию хвоинок сосны в парке нашего микрорайона. Данный вид исследований будет способствовать совершенствованию навыков количественного счета, закреплять умение детей сравнивать предметы, классифицировать, группировать по цвету, форме.
Мониторинг почв
Оценить состояние окружающей среды можно с помощью растений – биоиндикаторов. В качестве биоиндикатора для характеристики состояния почв можно использовать клевер ползучий. Форма седого рисунка на пластинке листа и частота встречаемости может использоваться как индикатор загрязнения среды. Наблюдения осуществляются путем подсчета форм с различным рисунком и без него. Для данного исследования выбираем направление, по которому будет осуществляться движение («экологическая тропинка»). Обнаружив экземпляр растения, определяем какой рисунок на листочках и делаем отметку в таблице. (Приложение 4)
Эта процедура повторяется по ходу движения в заданном направлении до конца пробной площадки. Данные заносим в таблицу экологического паспорта.
Достаточно сложно для детей подсчитывать частоту встречаемости отдельных фенов, индекса соотношения фенов. Все подобные подсчеты они смогут выполнить в будущем, обучаясь в школе. Проводя данный эксперимент в старшем дошкольном возрасте, они приобретут навыки экспериментальной деятельности, ведь определение различных видов рисунков на листочках растений и их подсчет не вызовет трудности у детей, а наоборот будет способствовать развитию внимания, умению его концентрировать.
Исследовательские работы по экологии имеют свои особенности:
- Дошкольники в процессе эксперимента решают поставленную проблему, аргументируя свое решение полученными результатами.
- Объективность эксперимента обеспечивается систематическими исследованиями.
- Экологические исследования – это теоретические знания, экологическая культура и практические действия.
Выполняя исследовательскую работу, дошкольники развивают умения проводить наблюдения, поставить эксперимент, проследить, что изменилось по сравнению с предыдущими исследованиями, сделать выводы. Воспитательное значение имеет и эмоциональное воздействие экологического эксперимента. У детей возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов. Они с интересом участвуют в работе, которая приносит пользу природе, а знания и умения по охране окружающей среды, которые они получают в детском саду, пригодятся им в школе.
По результатам мониторинга был оформлен экологический паспорт нашего дошкольного учреждения, описан видовой состав растений и животных, обитающих на территории детского сада.
Исследовательская деятельность, участие ребят в экологических акциях, в работе отряда «Юные экологи» способствуют получению дошкольниками экологических знаний и превращению этих знаний в мировоззрение.