Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада


Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Автор: Шаповалова Ольга Викторовна

Тема: Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Пояснительная записка

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Несмотря на все трудности педагогической работы, очень важно воспитателю самому быть личностью, иметь высокий нравственный, культурный и профессиональный уровень, быть оптимистом, потому что «личность формирует личность».

Актуальность гендерного воспитания

на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Цель:

повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Задачи:

  • познакомиться с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
  • организовать образовательный процесс с детьми в группе с учётом гендерных особенностей;
  • способствовать формированию у родителей гендерной компитентности.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми

Период Тема Цель Содержание
Сентябрь «Смотрите, какой я!» Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности • Дидактическая игра «Одень куклу». • Рисование «Мой портрет». • Работа с зеркалом «Мои эмоции». • Отгадывание загадок о частях тела
Октябрь «Кто есть кто» Развивать умения соотносить свое полороле-вое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное • Инсценирование сказки «Курочка Ряба» • Чтение «Шли по лесу два товарища…» Л. Толстого с обсуждением. • Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»
Ноябрь «Я среди других» Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения • Подвижная игра «Ловишки парами». • Дидактическая игра «Опиши того, кто справа…» • Разучивание песен о дружбе. • Просмотр мультфильма «Чебурашка» • Конструирование из строительного материала «Домик для друзей»
Декабрь «Я и моя семья» Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье • Выставка семейных фотографий. • Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница» • Рисование «Моя семья» • Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Про- стоквашино», «Кошкин дом»
Январь «Кто я?» Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности • Лото «Профессии» • Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля. • Дидактическая игра «Женская и мужская работа» • Экскурсии на стройку, в парикмахерскую. • Работа с картинками «Манеры поведения»
Февраль «Из чего сделаны мальчишки?» Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли Чтение стихотворения Э Успенского «Если был девчонкой». Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака. Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова. Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника Отечества
Март «Мир девочек» Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». Аппликация «Открытка для мамы». Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку…» Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»
Апрель «Я родился!» Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения Дидактическая игра «Кто кем был?». Отгадывание загадок о животных и их детенышах. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.
Май «Я среди чужих» Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе. Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3 Александровой. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер)

Работа с родителями

.

Сентябрь

Папка-передвижка: » Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?»

Октябрь

Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Ноябрь

Советы по воспитанию дочери: «Как воспитывать девочку»

Декабрь

Советы родителям по воспитанию сыновей: «Психологическое развитие мальчиков».

Январь

Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию.

Февраль

Памятка : «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях».

Март

Конкурс фотографий: «Папа с ребенком» и «Мама с ребенком»

Апрель

Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».

Май

Анкета по гендерному воспитанию для родителей.
comments powered by HyperComments

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — Москва: Просвещение, 1995.
  2. Бодалева А.А. Формирование представлений о другом человеке как о личности. — М., 2002.
  3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. — Москва: Просвещение, 1984.
  4. «Дошкольная педагогика». Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина.
  5. Еженедельник «Школьный психолог» № 22/2000 6.
  6. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 1985.
  7. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991.
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., Педагогика, 1986.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.,1999.
  10. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. — М., 1994. 11. Развитие общения у дошкольников / Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. — М. 1964.
  11. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. — М.: Издательский , 2000.
  12. Смирнова Е.О. Формирование межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. 1994.- № 6. С. 5-15.
  13. Галигузова Л.Н. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. — Издательство «Модек», 2001. 15.
  14. Межличностные отношения детей дошкольного возраста. Диагностика. Проблемы. Коррекция. — М.: Владос, 2005.
  15. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное воспитание № 4, 2003. Просвещение», Москва, 1978.
  16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебник для студентов специальных учебных заведений. — М.: «Академия», 1996. — 336с.
  17. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

Вопросы для закрепления темы:

1) В каком возрасте происходит процесс полоидентификации? 2) Когда начинает формироваться гендерная идентичность? 3) Назовите этапы формирования гендерного самосознания? 4) В чем суть концепции гендерной схемы С.Бэм. 5) Какие типы полоролевого поведения выделены Л.Семеновой? Охарактеризуйте их. 6) Как были изучены гендерные характеристики младших школьников А.Чекалиной. 7) Что происходит с формированием гендерного самосознания в подростковом и юношеском возрасте. 8) Какие гендерные внутриличностные конфликты наблюдаются во «взрослой жизни»? 9) В чем суть «синдрома пустого гнезда».

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция гендерной схемы Сандры Бэм. Формирование полового самосознания у детей разного возраста. 2. Характеристики феминных, маскулинных, андрогинных, недифференцированных детей, особенности их поведения. 3. Психологические портреты «адекватных» и «амбивалентных» детей. 4. Гендерные характеристики представителей среднего возраста с позиций переживания конфликтов.

Практические задания. 1. Подберите собственные житейские или литературные иллюстрации к рассмотренным в данном разделе типам поведения детей. 2. Понаблюдайте за играми детей разного пола. Каков характер игр у детей разных гендеров, какие роли они в них выбирают?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]