ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Методические разработки
Довгаль Ирина Валерьевна Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1207 Москва 2015
Цель:
- систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию;
- повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
- формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных особенностей родной страны.
Предварительная работа:
- Проведение оперативного контроля «Организация работы по патриотическому воспитанию».
- Проведение консультации «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Проведение семинара-практикума «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
- Оформление тематической выставки «Патриотическое воспитание» (опыт работы, литература, методические разработки).
Ход педсовета:
1. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость, уважение за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру и историю своей страны. Следовательно, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного учреждения.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через определенные этапы, формы и методы.
Этапы патриотического воспитания:
- предварительный, базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;
- художественно-ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;
- когнитивно-эмоциональный – развитие интереса к своей стране;
- эмоционально-действенный – формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.
Средства патриотического воспитания:
- окружающая мезосреда;
- художественная литература и искусство;
- народный фольклор;
- практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания (соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту):
- повышение познавательной активности;
- эмоциональность восприятия;
- корректировка формирующихся у детей представление о Родине;
- координация разных видов деятельности.
Формы патриотического воспитания:
- создание развивающей среды;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу. Району, экскурсии в музеи, выставочные залы и т.п.).
Задачи патриотического воспитания:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Итак, построение педагогического процесса на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, при отборе соответствующих методов и доминирующих целей воспитания.
2. Воспитание в детях любви к Родине (выступление воспитателей).
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение, становится важной государственной задачей.
Дошкольное учреждение является начальным звеном, призванное формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности:
- Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
- Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к тому месту, где ребенок родился, к малой Родине. Исторически доказано: человек, который знает родную историю, культуру родного города, проявляет любовь, преданность, уважительное отношение к своей отчизне.
Следующая > |
Педсовет на тему: «Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
«Доброта должна стать таким же
обычным состоянием человека,
как мышление. Она должна
войти в привычку».
В.Г. Сухомлинский
Наверное не раз приходилось вам слышать такую фразу, как «По доброте душевной». И все чаще слышится в ней ирония, чем великодушие. Самая большая опасность современного общества, где материальные ценности преобладают над духовными, заключается в разрушении личности. Все мы хотим одного, оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии. Как объяснить малышу, что такие качества души, как милосердие, великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные только человеку, делают нас счастливее и добрее.
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо и осознать ответственность за вклад в плохо?
Понятие хорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.
Дети по своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.
Мы создали картотеку «Вежливые сказки», в которых герои- это наши знакомые зверушки, помогающие друг другу. Вежливые слова в младшем возрасте дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых.
В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.
В повседневной жизни группы мы часто используем добрые стихотворения, четверостишья, такие как «это ты, а это я, ты хороший у меня, мой подарок дорогой, и не нужен мне другой!» Укладывая ребенка спать, проговариваем потешки и прибаутки, их же мы используем при просыпании детей, при водных процедурах, перед тем, как сесть за стол, при любой ситуации. Народная мудрость нас всегда учила только добру.
С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению, и когда наблюдаешь, как девочка укачивает куклу, прижав ее к себе, или как маленькие пальчики кропотливо помогают клеить, зачитанную до дыр книжку, понимаешь, что доброта спасет мир!
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!
Список литературы:
Дошкольное воспитание № 09.2007