Очень часто в порыве родители не выдерживают и заваливают маленького ребенка упреками и обвинениями в рассеянности и забывчивости. Вспомните, как часто приходится слышать, обращенные к малышу возгласы: «Что у тебя в голове?», «Как можно быть такой разиней?», «Ты опять в облаках витаешь?»
Действительно, ребенку чуть ли не каждый день приходится слышать в свой адрес подобные претензии. Взрослый человек считает, что дошкольник не умеет направлять свое внимание на требуемую цель. Поэтому довольно часто мамы и папы ставят своему чаду «диагноз» —рассеянность.
Эту ситуацию следует разобрать. Осознать суть проблемы можно, проговорив все свои претензии к ребенку, но не в голос. Получилось? Ответ на вопрос находится совсем близко и после такого эксперимента становится абсолютно очевидным. Ребенок может сконцентрироваться, но его внимание сосредоточено на то, что является важным для него, а не для взрослого человека.
Зачем развивать внимание?
Недостаточно сформированный навык внимания влечет за собой появление рассеянности, забывчивости и неусидчивости. Рассеянность серьезно навредит ребенку в школе – ему будет трудно сосредоточиться на уроке, сконцентрироваться на решении задач и выделить время для подготовки домашнего задания. Также это скажется в будущем – во «взрослой» жизни человеку будет тяжело принимать самостоятельные решения и быть по-настоящему продуктивным.
Хотите избежать таких проблем – занимайтесь с ребенком и вместе с ним выполняйте специальные упражнения, тренирующие навык произвольного внимания.
Виды внимания
Внимание может носить произвольный и непроизвольный характер.
Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Родители отвлекают маленького ребенка, показывая ему погремушку или бабушкину расческу; младенец «агукает», услышав музыку или увидев необычную картинку в книжке, которую читает мама. Непроизвольное внимание не может контролироваться сознанием – оно возникает само по себе.
Непроизвольное внимание формируется под воздействием интенсивного и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя (громкий разговор, яркий свет лампочки, веселая детская песенка и прочее).
Для развития ребенка недостаточно тренировки непроизвольного внимания. Чтобы любая деятельность, а в особенности – учебная, была успешной, родителям нужно делать акцент на развитии произвольного внимания.
Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека и управляется сознательной целью. Оно вырабатывается в результате трудовой деятельности, развивается во время постановки и выполнения простых и сложных задач, носит целенаправленный характер.
Навык произвольного внимания необходим любому ребенку. Он помогает настраиваться на решение домашнего задания, внимательно слушать учителя, не допускать ошибки и даже расставлять приоритеты, делая выбор в пользу трудовой деятельности.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Что такое внимание?
Внимание психический процесс, который заключается в отборе необходимой информации в конкретной ситуации и полное отвержение ненужной.
Суть в том, что внешнее внимание нацелено на окружающие человека предметы, личности, явления, кроме того действия других людей и изменения. Этой особенностью ребенок обладает с первых дней жизни. Новорожденный реагирует на голос родных, поворачивает голову в сторону источника шума, концентрирует внимание на родных людях.
Внимание маленьких детей, возраст которых от 3 до 6 лет, сфокусировано на их переживаниях и чувствах внутреннем мире. Максимальной концентрации внутренне внимание малыша достигается в тот момент, когда ребенок как будто застывает и сосредоточенно смотрит на какой-то предмет, но как бы не видя его. В такие минуты ребенок не реагирует на упреки взрослых, не слышит обращенной к нему речи. Именно такие ситуации взрослые называют рассеянностью.
Как формируется внимание у детей?
Есть несколько факторов, влияющих на скорость формирования навыка внимания в процессе обучения. Вот некоторые из них:
- индивидуальный темп обучения;
- отсутствие длительных пауз в процессе обучения;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- опора на уже существующие знания и умения;
- сопровождение интеллектуальной деятельности специальной двигательной активностью;
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений, музыки и разговоров);
- чёткость и краткость пояснений взрослых/условий задачи, которую необходимо решить.
Особенности развития младших школьников
При анализе развития внимания у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что в 7-8 лет наступает переломный момент в жизни. Это время переоценки ценностей: на смену старым мотивам приходят новые мысли и стремления. Важно основывать тренировки внимания на том, что игра постепенно прекращает быть основным занятием ребенка. Развитие личности зависит от результатов его учебы, признания среди сверстников.
Наступил момент, когда ребёнок думает, прежде чем что-то сделать, скрывает свои эмоции и переживания, наступает утрата детской непосредственности. При развитии внимания задействуют формирующееся чувство ответственности у детей младшего школьного возраста. Всё, что происходит вокруг, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Функции высшей нервной деятельности в этом возрасте становятся произвольными и осмысленными.
Но внешние раздражители еще являются сильным отвлекающим фактором, поэтому целесообразно выполнять следующие тренировочные упражнения:
- Запрещенная буква или слово: заранее проговариваются правила, что нельзя произносить какую-либо букву или слово в ответ на любой вопрос.
- Города и страны, когда называют столицы стран или продолжают названия городов, услышав последнюю букву предыдущего слова.
- Тренировка памяти и внимания – на столе раскладывают в определённой последовательности предметы 10-15 штук и дают возможность ребёнку запомнить, где что лежит. После этого можно поменять местами не более 3 предметов. Дети с удовольствием находят изменения в расположении предметов.
- Игра с линиями, у которых надо проследить начало и конец без использования карандаша. Для усиления интереса на одном конце линии изображается животное, а на другом его — домик. Дети сосредоточенно ищут зверушке дорогу к дому.
- Для развития устойчивости перечисляются неодушевлённые предметы и периодически среди них — животное или цветок. В этот момент ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Это весёлая игра для нескольких деток.
- Найти отличие на картинках – одна из самых любимых игр у детей. Периодически изображения придётся усложнять, что повысит эффективность обучения.
- Задание дорисовать или раскрасить вторую половинку картинки великолепно тренирует усидчивость, внимательность, мелкую моторику кисти.
Существует большое количество упражнений. Необходимо помнить, что надо чередовать задания, чтобы процесс обучения всегда был интересным: поощрять стремление к обучению, учить последовательным целенаправленным действиям, стремиться доводить начатую работу до логического конца и всегда после себя убирать рабочее место или игровую зону.
Тренировка мышц всего организма, подвижные игры, утренняя гимнастика также являются неотъемлемой частью занятий на внимательность. Подвижные «вышибалы» с мячиком дают возможность веселиться, двигаться, концентрироваться на нескольких внешних раздражителях.
Упражнения на развитие внимания для дошкольников
В играх на внимательность для детей-дошкольников нужно делать упор на формирование произвольного внимания. Родителям и педагогам необходимо учитывать психологические и возрастные особенности ребенка, последовательно знакомить его с новым материалом, опираться на уже существующие знания и умения.
Упражнение №1
Поставьте перед ребенком любой предмет – это может быть плюшевая игрушка или какая-то декоративная статуэтка. Попросите его внимательно изучить предмет в течение нескольких минут, затем уберите вещь. Ребенок должен закрыть глаза и как можно подробнее описать предмет. После верните вещь на место и попросите ребенка назвать «пропущенные» детали.
Упражнение №2
Найдите картинку, на которой будут изображены несколько пар различных предметов. Один предмет должен быть без пары. Покажите картинку ребенку и попросите его найти этот предмет. Вот пример с героями Умназии:
Упражнение №3
«Назови цвет». Возьмите лист бумаги и напишите названия цветов фломастерами или карандашами, не соответствующими им: например, слово «красный» — черным цветом, а слово «желтый» — голубым. Покажите ребенку то, что у вас получилось, и попросите назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок должен сосредоточиться на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Можно разнообразить игру и добавить одно слово, цвет которого будет соответствовать его значению (например, напишите «зеленый» зеленым фломастером). Попросите ребенка найти его среди «неправильных» слов.
Упражнение №4
Покажите ребенку картинку, на которой изображены несколько разных предметов, распределенных по группам: например, пять кастрюль разного цвета и семь чайников разной формы и разного цвета. Попросите ребенка внимательно изучить картинку и посчитать, сколько кастрюль и сколько чайников он видит. Вот хороший пример (правда, вместо чайников и кастрюль – коты и собаки):
Упражнение №5
Покажите ребенку два одинаковых изображения с небольшими и малозаметными отличиями. Попросите его найти все несовпадения. Можно начать прямо сейчас вот с этой картинки:
ВИДЫ
Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.
Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.
Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.
Упражнения для школьников (1-4 класс)
Задачи для школьников улучшают такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Ребенок учится вычленять главное, «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы, контролировать качество и правильность выполняемой работы.
Упражнение №1
Задание: На уроке математики учительница Матильда Ильинична заметила, что Вася Пчёлкин витает в облаках и не слушает задание. Подойдя к его парте, Матильда Ильинична увидела, что Вася ещё и изрисовал свою тетрадь звёздами! Учительница сначала хотела поставить Пчёлкину двойку, но потом заметила, что в рисунках есть закономерность, и даже определила, как будут расположены звёзды на месте пропуска.
Посмотри на рисунок. Можешь ли ты догадаться, какую последовательность соблюдал Вася и какой из перечисленных вариантов он нарисует на месте пропуска?
Ответ: Посмотрим внимательнее, В 1-м и 2-м рядах убираем у первой картинки верхнюю правую звёздочку и получаем вторую картинку. Так же получаем третью. Значит, чтобы получить третью картинку в третьем ряду, надо убрать две правые верхние звёздочки. Получим рисунок А.
Упражнение №2
Задание: Посмотри на табличку и найди все слова, которые связаны с морем.
Упражнение №3
Задание: Такая игра называется судоку. Внимательно изучи картинку. У тебя есть четыре возможных героя. Расставь их в пустые клеточки поля так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце ни один герой не встречался дважды.
Упражнение №4
Задание: Кощей Бессмертович продолжает попытки уничтожить человечество. Сегодня он заколдовал некоторые слова, они разорвались на две части, и теперь их нельзя использовать!
Все ученики заняты склеиванием пар обратно. Посмотри на семь половинок слов. Можешь ли ты помочь ребятам склеить их так, чтобы получились осмысленные слова? Какая половинка останется лишней?
Упражнение №5
Внимательно посмотри на картинку. Найди недостающие элементы в блоке справа и закончи рисунок.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Напалкова Е.Н. / учитель-дефектолог/ МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»
Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Внимание не является самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отраженном объекте.
Непроизвольное внимание возникает как ориентировочная реакция при действии зрительных стимулов, выделяющихся новизной, интенсивностью, контрастом или особой значимостью для ребенка. Оно связанно с познавательной деятельностью, интересами и потребностями личности.
Произвольное внимание — избирательная устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию; возникает при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме (показ действия), так и с помощью речи. Избирательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость объекта. Включение произвольного внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность.
Послепроизвольное внимание — избирательная активность, связанная с вхождением в деятельность и с возникшим в ее процессе интересом ребенком к выполнению какого-либо задания.
Качествами внимания являются концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Концентрация внимания — степень сосредоточенности на объекте или событии, которая может быть высокой или низкой. Устойчивость характеризуется длительностью сосредоточения внимания на объекте или событии. Переключение — осознанный перенос внимания с одного объекта или события на иные; оно может быть легким или трудным. Распределение характеризуется удерживанием внимания на нескольких объектах или событиях одновременно. Объем — число объектов, на которые одновременно направленно внимание.
Внимание у детей с нарушениями зрением развивается по закономерностям, общим с детьми с нормальным зрением. Но в силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфические особенности.
У детей с нарушениями зрения за счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора, глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности, возникают трудности при формировании образных представлении и страдает полнота восприятия. Также при нарушениях зрения у детей наблюдается снижение активности, что связано с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отношению к внешнему миру. Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качества внимания. Замедленность процесса восприятия, сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов – на снижении объема. Устойчивость внимания при нарушении зрения снижается с уменьшением количества раздражений. Быстрое утомление детей с нарушением зрения на занятиях, медленное переключение на другой вид деятельности, увеличение времени восприятия информации, приводит к трудностям, связанным с концентрацией внимания на задании, переключении с одного задания на другое, распределением внимания на отдельные части задания, что ведет к рассеянности и несобранности.
Практически все качества внимания оказываются под влиянием нарушенного зрения, но в то же время, внимание может развиваться у детей с нарушениями зрения, причем достигать того же уровня, что и у зрячих.
Эффективным средством развития внимания у детей с нарушениями зрения, являются игры и упражнения, которые могут быть использованы в коррекционной работе (подгрупповые и индивидуальные занятия), в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Игры и упражнения для развития внимания
у дошкольников с нарушениями зрения
1. Развитие зрительного внимания, восприятия изображений, навыков сравнения и анализа изображений
«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляются контурные изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.
«Скрытая фигура»
Ребенку предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.
«Раскрась одинаковые фигуры одним цветом»
Дети сравнивают фигуры по цвету и по форме, закрашивают одинаковые фигуры одним цветом.
«Найди отличия»
Развитие умения внимательно рассматривать, анализировать и сравнивать изображения.
«Найди два одинаковых предмета»
Предлагается карточка с изображением 5 и более предметов, из которых два предмета одинаковые, которые необходимо найти и показать.
«Что лишнее?»
Предлагается карточка с изображение 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо найти его.
2. Развитие активного внимания и быстроты реакции, зрительно-пространственной ориентировки
«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя и назвать, как можно больше предметов одного и того же цвета.
«Быстро покажи»
Поиск заданных предметов по картинкам (перед ребенком –предметные картинки, педагог называет любой предмет, ребенок должен быстро его найти).
«Поставь пальчик»
Педагог называет любой предмет на плакате, сюжетной картинке, дети находят его на плакате (картинке) и ставят пальчик.
«Зоркий глаз»
Найти в группе предметы по заданному признаку (цвет, форма, размер, первый звук и т.п.).
3. Тренировка концентрации и устойчивости внимания, переключения и распределения внимания, развитие усидчивости
«Корректор»
Ребенок должен находить и вычеркивать на листах с крупным печатным текстом какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву О.
«Зачеркни»
Ребенку предлагаются ряды предметов или геометрических фигур. Задание: зачеркнуть, например, грибочки или круги, а цветок или квадрат обвести в кружок.
«Расставь значки, как на образце»
«Дорисуй солнышкам лучики, домикам крыши, яблоку листик» и т.п.
4. Развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации, навыков самоконтроля
«Выложи по образцу»
Выкладывание на листе геометрических фигур в заданном порядке.
«Мозаика»
Выкладывание узоров, изображений по образцу.
«Повтори узор»
Копирование расположения фигур (по клеткам, по точкам и т.п.).
Игры со счетными палочками
Выкладывание фигурок по образцу.
«Нанизывание бусинок»
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бусин (например: ОХОХОХ; ООХХООХХ; ОХХОХХ и т.п.), проволока и бусины.
«Лабиринты»
Ребенок должен найти выход по лабиринту, сначала прослеживая путь взором, потом нарисовать его.
5. Развитие зрительного внимания и памяти
«Что изменилось?»
Дети запоминают расположение игрушек (предметов, геометрических фигур) на столе (на доске, на полках шкафа) и отворачиваются. Педагог меняет место положения предметов, дети называют изменения.
«Расскажи, что находится позади тебя (на полке шкафа, рядом с доской, в раздевалке) и т.п.»
Ребенок должен, не смотря на объект, назвать предметы.
6. Развитие слухового внимания,
«На колокольчик –хлопать, на погремушку — топать» (развитие слухового внимания)
Дети стоят спиной к педагогу и выполняют движение на заданный звук.
«Хлопни в ладоши» (развитие слухового внимания)
Педагог называет ряд слов, дети должны хлопнуть в ладоши на заданные слова (например, на названия деревьев, видов транспорта, предметов одежды, посуды и т.п.).
«Четыре стихии»
Дети выполняют движения в соответствии со словами: земля-руки вниз, вода-руки вперед, воздух –руки вверх, огонь – вращение кистями перед собой.
«Слушай и выполняй»
Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок — поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка — поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка — поза коровы (встать на четвереньки и произнести «му-у»).
7. Развитие моторно-двигательного внимания, умения подчиняться правилам, навыков самоконтроля и саморегуляции
«Летает – не летает»
Если педагог называет летающий предмет, то ребенок изображает, что машет крыльями. Если предмет нелетающий, ребенок стоит спокойно.
«Ухо – нос».
По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» — за нос.
«Носик, носик, ушко»
Педагог быстро говорит фразу «носик, носик …и называет любую часть тела». Пальчик у всех — на носу, педагог называет часть тела и неправильно ее показывает, дети должны показать эту часть тела правильно.
«Запрещенное движение»
Педагог показывает детям различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение.
Литература:
- Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов». — Академия развития, 2002
- Григорьева Л.П. «Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями». Дефектология №1, 2002г.; №2, 2003г.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999
Следующая > |