Из опыта работы: Экологическое воспитание дошкольников
Проводимые наблюдения, опыты
, эксперименты позволяют обогатить
опыт ребенка – дошкольника
, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации
опытов и наблюдений важно
, чтобы ребенок приобретал гуманный
опыт
познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е.
опыты
, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и
воспитывать
доброжелательное отношение к живой природе.
В группе оформлена мини-библиотека
. Здесь собрана разнообразная литература тематической направленности, энциклопедии растительного и животного мира для
детей дошкольного возраста
. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. В свободное время с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.
Театрализованная деятельность
В своей работе
я широко использую народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках
воспитывает у детей
к выразительному слову, учит добру, любовь к родине и родной природе. Любят дети участвовать в постановке
экологических спектаклях ( например, участие в театральном проекте д/сада постановка о дружбе зверей по сказке «Теремок»)
. Это помогает в игровой форме давать элементарные знания.
Экологические праздники
Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях в детском саду проводятся экологические праздники
, досуги, викторины:
« Земля – наш дом родной»
,
«Бал цветов», «Вокруг света», «Весна пришла» и др.
Одной из форм экологического воспитания
являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько
воспроизведение
знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость
детей
в переживание событий, в осознание
экологических проблем
, доступных пониманию
детей
. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода. Я стараюсь вызвать у
детей
переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Формы работы с родителями
Экологическое воспитание
не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как
работа
с родителями является одной из составных частей
работы дошкольного учреждения
. В
работе с родителями по экологическому воспитанию детей
мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные
(деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии)
.
С чего же начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников?
Прежде всего, надо рассказать детям о самой планете Земля, как она образовалась, какие формы жизни существуют на Земле. Нужно дать детям четкие представления о разнообразии мира растений и животных, отметить их особенности.
Экологическое образование
Дети очень любят, когда им рассказывают. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки. Поэтому формирование экологических основ будет эффективнее, если показывать малышам энциклопедии с иллюстрациями разного вида животных и растений. Так детям легче будет усвоить материал. Наглядно дошкольникам легче будет представить все многообразие животного и растительного окружения.
Можно кратко проанализировать программу «Детство», по которой многие детские садики ведут образование.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста способствует постепенному обучению детей труду в природе, ознакомлению с необходимыми для жизнедеятельности различных растений условиями.
Представленная программа помогает детям приобрести навыки в природе на практическом уровне. Детей учат выкапывать клубеньки или корневища растений. Дошкольники учатся добывать корнеплоды, пропалывать грядки, которые сами помогают засевать.
В этой программе четко прописан объем, отведенный на экологическое образование старших дошкольников.
Другая программа, по которой четко расписаны рекомендации по эко-образованию, программа «Мы» дополнена представлениям и детей о лесных и луговых растениях. Там также представлены описания растений водоемов.
По какой бы программе не велась учебно-воспитательная работа в детском саду, в каждой есть отдельный раздел по экологии. Больше всего внимания в программах уделяется растениям. Дети узнают об особенностях знакомых растений, и знакомятся с незнакомыми им растениями.
Очень хорошо, когда в процессе образования детишек приобщают к труду.
Экологическое воспитание и его цели
В бесконечном водовороте повседневных дел и забот, в погоне за материальными благами мы часто забываем о том, что дало нам возможность жить на земле. Природа, дарами которой человек пользуется порой так не рационально, дарит нам не только возможность существования, но и позволяет насладиться ее поистине уникальной красотой, прививает лучшие нравственные качества.
Экологическое воспитание, целью которого является знакомство детей с жизнью природы, привитие отзывчивости, стремление беречь ее богатства, представляет собой достаточно новый раздел в педагогике. Однако проблемы, которые решает это воспитательное направление, весьма актуальны, ведь сложная экологическая обстановка в мире заставляет принимать незамедлительные меры для предотвращения возможной природной катастрофы.
Нужно подчеркнуть, что воспитание экологическое должно начинаться с самого раннего детства, в тот момент, когда ребенок только начинает познавать мир. От того, как будут направлять его действия взрослые, зависит отношение к окружающей природе малыша.
Можно ли ударить котенка или вырвать с корнем цветы? Зачем делать кормушки для птиц зимой? Множество вопросов интересует подрастающего человека. И ответ он будет искать не в нравоучительных беседах, а в наглядных примерах, которые демонстрируют взрослые.
Можно долго и интересно рассказывать о том, что нельзя вырубать деревья, потому что людям нечем будет дышать, но при этом прогнать голодного пса, накричав или даже ударив его. Стоит ли говорить о том, что такое экологическое воспитание будет бессмысленным?
Экология и жизнь – понятия, тесно связанные между собой, поэтому важно научить детей, только начинающих познавать этой неизведанный огромный мир, слышать и видеть душой, осознавать себя его частью.
Необходимые определения
Чтобы правильно использовать возможности экологического воспитания, необходимо понимать его сущность.
До недавнего времени природа изучалась сугубо с биологической точки зрения. Тем не менее, ее всегда называли источником познания, так как она представляет собой кладезь возможностей для развития личности. Этим и должны воспользоваться педагоги, ведь сущность экологического воспитания состоит в умении находить гармонию во всем, что окружает человека. Более того, воспитание нравственности – неотъемлемая часть знакомства с миром природы, ведь, чтобы научиться чувствовать и любить нерукотворные творения, нужно обладать духовным потенциалом.
Следовательно, понятие экологического воспитания включает в себя комплекс мер, направленных на развитие сознания ребенка, выработку привычек, которые будут отвечать за поведение личности в повседневной жизни и станут основой его гармоничного мироощущения.
Сознание формируется на базе знаний и убеждений, а представления о природе как о высшей гармоничной субстанции закладывается в процессе наблюдений за развитием окружающего мира.
Правильное экологическое поведение базируется на отдельно взятых поступках, а также на оценке этих поступков окружающими и самой личностью.
Говоря о сущности воздействия педагога на экологическое развитие ребенка, необходимо выделить 2 фактора, которые являются главными в этом процессе.
1.Ступенчатая структура познания, которая базируется на таких моментах:
- представления;
- формирование и развитие сознания и эмоций;
- начало использования на практике полученных знаний;
- привитие навыков правильного отношения к природе;
- искоренение потребительского отношения к природным ресурсам;
- длительность процесса отработки поведенческой линии;
- скачкообразность развития навыков;
- активность воспитанников.
2.Значимость психологической составляющей процесса воспитания, базирующейся на таких частей:
- Сознание;
- Потребности;
- Мотивы;
- Цели;
- Воля.
Целеполагание и решение поставленных задач
Определение экологического воспитания подразумевает постановку четкой цели в процессе развития нужных навыков и умений. Она определяет формирование бережного отношения к окружающему миру, базирующееся на нравственном сознании ребенка. При этом важно учитывать, что понятие «природа» в воспитательном процессе включает в себя и самого человека, который является ее частью. Следовательно, экологическая культура является частью общей воспитанности человека.
Экологическая культура – сложное, многофакторное понятие, которое включает в себя такие компоненты:
- Знания законов жизни природы;
- Соблюдение правил, подразумевающих бережное отношение к природным дарам;
- Деятельность по изучению природных достояний и их сохранению;
- Пропагандистская работа.
Поставленная цель реализуется при условии комплексного решения задач экологического воспитания:
- Образовательных, с помощью которых учащимся предоставляется система знаний о проблемах в экологии и возможностях их разрешений;
- Воспитательных, направленных на формирование мотивационных привычек правильного экологического поведения, желания вести здоровый образ жизни;
- Развивающих, способствующих развитию теоретических и практических навыков и умений, возможности давать оценку состояния экологической ситуации в своем регионе и мире.
В любом случае, экология и жизнь являются предметом изучения воспитания и образования, так как целями и задачами определено познание и восприятие предметов окружающей действительности.
В систему воспитательного процесса экологического развития входят следующие направления:
- Политическое;
- Научное;
- Правовое;
- Нравственно-эстетическое;
- Мировоззренческое.
Каждое из этих составляющих определяет направления и формы работы педагога.
Средства воспитательного воздействия
Для эффективности развития правильного мировоззрения у детей, направленного на защиту природных ресурсов, педагоги используют разные формы и средства экологического воспитания.
Каждый компонент в этой системе призван развивать всестороннюю познавательную активность детей. К ним относят самостоятельное исследование научно-популярной литературы, игровые комплексы, наблюдение за явлениями природы и другие.
Методы экологического воспитания подбираются с учетом уровня развития и подготовки к восприятию информации детей. Рассмотрим несколько этапов работы и критерии выбора методических средств.
Начальный этап предусматривает подбор таких форм и средств работы, которые помогут проанализировать и скорректировать уже имеющиеся у детей сведения и мотивацию к природоохранной проблеме. Используя методы беседы, педагог вызывает эмоциональный отклик у учащихся и формирует личностное восприятие проблемной ситуации.
Следующий этап познания базируется на методах, которые стимулируют самостоятельную активность детей. Весьма эффективны дискуссии, которые обобщат полученный опыт и позволят обрести навыки независимого суждения.
Теоретическое обоснование представленных природоохранных проблем требует использования лекции учителя, который предоставит научно подтвержденные факты экологических проблем на разных уровнях: местном, локальном, мировом.
Любая познавательная активность требует выражения нравственного выбора, с помощью которого происходит обобщение принятых ранее решений, развитие эстетических потребностей детей. В данном случае методы нужно подбирать, основываясь на творческих средствах: изобразительном искусстве, художественной литературе, кинематографе и т.д.
Психологическую подготовку к правильным ориентирам в сфере экологических проблем окажут игры, в том числе, ролевые.
Существует большое число универсальных методов, которые можно использовать на всех этапах работы с детьми. Перечислим некоторые из них:
- Наблюдение, анализ, рефлексия объектов живой и неживой природы;
- Эксперименты и опыты;
- Трудовая деятельность, основанная на навыках ухода за цветами, живым уголком и т.д.;
- Просветительско-пропагандистская деятельность, включающая в себя лекции, диспуты, акции, недели пропаганды охраны природы;
- Экскурсии, экспедиции, опыты.
В ведущие методы процесса воспитания вошли поощрение, контроль и наказание. При этом наказание носит гуманный характер, не унижающий личное достоинство учащегося.
Значение правильного выбора методов сложно переоценить. Ведь от их эффективности зависит сформированность экологически грамотной и воспитанной личности.
Семейные ценности
Как связана экология и жизнь, ребенок должен понимать с самого раннего возраста. А так как его жизненный путь берет свое начало в семье, то родители несут большую ответственность за формирование и развитие всех личностных качеств своего отпрыска.
Что такое хорошее отношение к природе, какие поступки не позволительно совершать по отношению ко всему живому, малыш познает в процессе наблюдения за действиями самых родных и близких ему людей.
Каждая бумажка, брошенная мимо урны мамой, или презрительное отношение к бродячим животным отца прочно войдут в сознание ребенка как алгоритм действий, которые он обязательно повторит в дальнейшем.
Авторитет родителей настолько непререкаем в глазах малышей, что им не требуется дополнительных лекций или рассказов о правильном поведении. Поэтому взрослым не стоит удивляться, почему в подростковом возрасте их дети проявляют агрессию к животным, не убирают после себя мусор в лесу и совершенно не понимают, зачем нужно экономить воду.
Пример родителей – главный, определяющий метод семейного экологического воспитания.
Родителям дошколят
Любое воспитательное воздействие строится на контакте воспитателя и воспитанника. Маленькие дети нуждаются в четком руководстве взрослых, ведь они только начинают соприкасаться с удивительным миром природы. Родители могут использовать следующие средства привития гуманного отношения к богатствам природы:
- Прогулки – отличный способ наблюдения за жизнью природы. При этом совершенно необязательно ходить в длительные походы, ведь и возле дома есть много интересных вещей, которые расскажут о жизни природы.
- Общайтесь с малышом, обращая внимание на все, что его окружает: как пахнут цветы и колышутся листья, какая на ощупь мокрая трава и шерсть котенка. Из этих мелких, но очень важных деталей начинается познание природных чудес.
- Называйте каждый предмет и явление, которое встречается во время ежедневных прогулок. Можно использовать литературные стихи, народные песенки и присказки. С их помощью ребенок не только узнает необходимые названия, но и расширит свой словарный запас.
- Ухаживайте за цветами. Идеальным решением будет совместно с малышом посадить растение, регулярно ухаживая за ним и наблюдая за его ростом. Первое самостоятельное открытие станет важным шагом в нравственном развитии малыша, ведь оно докажет, что все живое нуждается в заботе, любви и уходе.
- Мастерите поделки, используя природный материал. Параллельно с развитием мелкой моторики вы научите ребенка использовать «вторичное» сырье в виде сухих листьев, палочек и шишек для создания «шедевров» искусства.
- Читайте произведения художественной литературы, посвященные тематике экологии и защите природных ресурсов. Обсуждайте действия героев, переносите их поступки в свою повседневную жизнь и анализируйте аналогичные ситуации.
Экологическое развитие школьников
В школьные годы, когда основной деятельность детей является интеллектуальное познание, экологическое воспитание строится, основываясь на учебной деятельности. При этом важно привитие следующих навыков:
- Формирование навыков проектной и творческой деятельности;
- Выработка правильной позиции к использованию природных богатств;
- Приобретение необходимых знаний о здоровом образе жизни;
- Обучение навыкам ведения дискуссии.
В период обучения в школе источником экологического просвещения становятся учебные занятия, факультативы и кружки по интересам. Приоритетными направлениями деятельности являются исследования, трудовая деятельность. На их основании формируется профессиональная ориентация учащихся.
Как и любое воспитательное воздействие, экологическое развитие на разных возрастных этапах имеет свои особенности, учитывать которые нужно обязательно. Индивидуальные и психологические различия детей также влияют на выбор средств для достижения поставленных целей и задач.
Используя данные рекомендации, можно помочь ребенку войти в удивительный мир природы, приобретя гармонию, научиться ценить все ее ресурсы. Дети, получившие правильное экологическое воспитание, способны создать общество, которое сможет предотвратить грядущие глобальные изменения в мировой экологии. Они смогут наслаждаться красотой творений природы и содействовать ее развитию.
Только от правильного комплексного воздействия учреждений образований и семьи зависит воспитание людей нового поколения, способных сохранить и приумножить природные богатства.
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Итак, примерно с 4–5 лет дети готовы к осознанному восприятию экологических основ. Как мы, родители, можем способствовать этому?
Мышление детей на этом этапе еще остается предметным, наглядным. Поэтому, строя свою методику экологического образования, в нее необходимо включать следующие важные формы работы.
- Поездки на природу (в лес, на луг, речной пляж), в ходе которых ребенок будет не только наблюдать за жизнью растений и животных, но научится ценить красоту природы, на примере родителей будет учиться бережному отношению к ней, сможет узнать от взрослых много нового.
- Работа на участке (в огороде, саду, на даче), когда дошкольник учится созидательной деятельности, может оценить результат этого труда, формирует понимание того, как важно заботиться об окружающей природе.
- Забота о живых питомцах (кошке, собаке, попугае, рыбках), которая прививает ребенку любовь к братьям нашим меньшим, учит ответственности перед ними, состраданию.
- Уход за комнатными растениями, дающий возможность наблюдать за их ростом и развитием, усваивать закономерности вегетации и понимать собственную роль в этом.
- Семейные экологические акции (субботники, высадка деревьев, устройство клумб, развешивание кормушек), прививающие трудолюбие, заботливое отношение к окружающему миру.
- Календари природы или дневники наблюдений, куда вместе с родителями малыш будет вносить данные об изменениях в природе, происходящих в течение года.
При этом роль родителей в формировании экологической культуры ребенка сводится не только к роли наставников, подающих пример. Взрослые во время такой работы учат детей важным вещам:
- гуманному взаимодействию с окружающим миром, природоохранной деятельности;
- умению анализировать наблюдаемые процессы;
- выводить закономерности развития природы, делать выводы;
- делать элементарные прогнозы того, к каким последствиям приводят те или иные действия человека.
Совет
Устраивайте дома экологические выставки, на которых будут представлены самостоятельные работы ребенка или совместные с родителями (поделки из природного материала, тематические рисунки, выполненные малышом лично или вместе с родителями). Организовывать их можно, например, к таким экологическим праздникам, как:
- День весны (1 марта);
- День Земли (20марта);
- День весеннего равноденствия (20 марта);
- День птиц (1 апреля);
- Всемирный день Солнца (3 мая).
Либо к народным праздникам:
- Иван Купала;
- Ильин день;
- Федорин день и т.д.
Такие выставки повысят интерес ребенка к проблеме экологии, помогут оценить красоту природы. А если вы к тому же будете знакомить малыша с этими праздниками, с народными поверьями, то значительно обогатите его кругозор. Это весьма полезный воспитательный элемент как для младших дошкольников (тогда упор будет сделан на совместное с вами творчество), так и для старших (больше самостоятельности).
Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Экологическая культура определяется как степень детского восприятия окружающей среды. К эко-культуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире.
Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у дошкольников просто необходима в сложившейся в мире обстановке.
Экологическая грамотность детей состоит в следующем. Детишки должны воспринимать себя частью вселенной. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, и дети должны это знать. Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает. Каждый должен научиться сохранять природу. Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Если понадобится, дети должны уметь ухаживать за живыми объектами. У каждого дошкольника нужно сформировать элементарные навыки природозащитной деятельности. Дошкольники могут научиться предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.
Воспитанникам полезно объяснять, в чем состоит экологическая проблема. Рассказывать о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду. Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля. Дети должны знать об этом. Представления детей о факторах загрязнения поможет им осмыслить весь вред такого неправильного поведения. ДОУ призвано воспитывать бережливого человека будущего.
Особенности экологического развития старших дошкольников и формирование правильного отношения к природе благоприятно скажется на всестороннем развитии детской личности. Ведь формирование экологической культуры даст наравне с другими качествами моральное и эстетическое удовлетворение.
Несколько слов о критериях экологической воспитанности старших дошкольников
Критериями экологической воспитанности отмечают следующие компоненты:
- Ценностно-мотивационный. Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.
- К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.
- В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.
- Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе.
ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «ЭКОЛОГИЯ»?
Исходим из того, что экология – это наука о взаимодействии всех звеньев в природе и влиянии на нее человеческой деятельности. Тогда экологическое воспитание – это, прежде всего, формирование у ребенка позитивного восприятия окружающей среды как единого целого, его убежденности, что необходимо относиться к природе бережно, разумно используя ее ресурсы.
Концепция экологического воспитания в дошкольном возрасте включает в себя:
- нравственное воспитание (привитие сострадательного отношения к окружающему миру природы);
- духовное развитие (объяснение таких понятий, как неповторимость экосистемы нашей планеты, взаимосвязь всего живого на ней, созидающая роль человека);
- воспитание чувства прекрасного – понимания ценности красоты родной природы;
- интеллектуальнее развитие – формирование в сознании ребенка целостной системы экологических знаний;
- формирование у ребенка экологического миропонимания и желания защищать природу, оказывать ей помощь.
Понятно, что для решения всех этих задач недостаточно будет знаний, полученных малышом в дошкольном учреждении: концептуальная цепочка должна начинаться с семьи, ведь именно здесь ребенок черпает первые понятия об устройстве мира, роли человека в социуме, природе, о стереотипах поведения и т. д.
Конечно, размышлять, строить первые гипотезы, делать выводы, сопоставлять факты, проводить какие-то эксперименты и получать практический личный опыт ребенок может примерно лет с 4 или 5. Тогда же у детей начинает активно развиваться интерес к природе, эмоциональное восприятие действительности, оценочность по отношению к действиям окружающих. Поэтому экологическое образование дошкольников в это время будет наиболее результативным. Но это вовсе не значит, что до этого возраста малыш должен пребывать в «экологическом вакууме». Дети с рождения и вплоть до среднего школьного возраста учатся на примере взрослых. Поэтому важно, чтобы они постоянно видели перед собой правильное экологическое поведение и учились понимать и принимать следующие факты.
- Все живые существа в природе (и человек тоже) взаимосвязаны: все друг другу для чего-то нужны, зависят друг от друга.
- Растения и животные – живые, им тоже можно сделать больно, а уничтожение хотя бы одного вида растений или животных приведет к нарушению в биологической цепочке.
- Нельзя засорять окружающую среду, мусор выбрасывают только в урны.
- Человек должен помогать природе, не уничтожать растения, не убивать животных и т. д.
- Природа – наш общий дом, и то, что вредит ей, вредит и человеку.
Нам, взрослым, важно постоянно показывать детям, что человек должен оберегать природные богатства, прикладывать немало труда для сохранения красоты лесов, рек, животных и растений.