Картотека «Дидактические игры по ОБЖ Правила безопасности в быту»


Картотека «Дидактические игры по ОБЖ Правила безопасности в быту»

«Дидактические игры по
ОБЖ
Правила безопасности в быту»

.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры

.

Преимущество использования дидактических игр,

по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем: каждый ребенок максимально активен; имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с подгруппой
(от 2 до 8 человек)
или индивидуально; поддержание устойчивого интереса школьников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.

Подобранные д

идактические игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок, поощрительных призов вызывает желание школьников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

«Подбери игрушку Танюшке»

Задачи:

закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

— игровая карта с изображением девочки и «веселых»

человечков;

— картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры:

воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«Раз, два, три, что может быть опасно — найди»

Задачи:

закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Правило:

не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал:

макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
(фишки иликартинки)
.

Ход игры.

Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

«Что мы знаем о вещах?»

Задачи:

расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал:

* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;

* картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры.

В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением
«травмы»
. Воспитатель
(в дальнейшем ребенок)
является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку
.
При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«Домик улитки»

Задачи:

обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило:

соблюдать очередность.

Материал:

игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки; кубик.

Ход игры.

Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

«Соедини по точкам»

Задачи:

закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал

: листы с изображением контуров предметов
(из точек)
.

Задание:

соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«Убери на место»

Задачи:

закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал:

игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры.

В коробке лежат картинки-предметы
(изображением вниз)
. Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

Варианты.

* На игровом поле «разбросаны»

картинки-предметы
.
Дети по очереди раскладывают их на место.

* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне»

, а потом и во всей
«квартире»
.

* То же в игровом уголке.

«Так и не так»

Задачи

: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал:

* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,

* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила:

под красную карточку
(кружок)
положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных
(разрешенных)
.

Варианты:

* индивидуально с воспитателем,

* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Примерное содержание
картинок
: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т. п. по всем видам опасных ситуаций.

Вариант

:
«Можно — нельзя»(с использованием фотографий детей)
.

В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание школьника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика»

от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя (
«проговаривая»
) изображенную ситуацию, утверждается в нормах
(правилах)
безопасного поведения. Для этого можно сфотографировать ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие
«Можно — нельзя»
дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать
(и без участия взрослых)
.

«Сто бед»

Задачи:

закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры

: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

«Я иголки не боюсь»

Задачи:

закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал

: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

Задания:

собрать
«пирамиду»
из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой; собрать
«бусы»
, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

«Мы — спасатели»

Задачи:

закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу)

;

* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;

* набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры.

На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«Что мы знаем о вещах?»
(лото)
Задачи:

расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал:

четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры

. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением
«травмы»
. Воспитатель
(в дальнейшем ребенок)
является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«Собери опасный предмет»

Цель.

Совершенствовать умение детей собирать из частей — целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.

Атрибуты:

Разрезные картинки опасных предметов.

Ход игры.

Собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.

«Опасные предметы»

Цель:

закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества.

Атрибуты:

макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
(фишки иликартинки)
Ход игры:

воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

  • https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-pravila-i-bezopasnost-dorozhnogo-dvizhenija-po-fgos.html
  • https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-podgotovitelnaya-gruppa-1181586.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-obzh-srednii-vozrast.html

«Правила и безопасность дорожного движения» по ФГОС

«Нам на улице не страшно»

Цели:

• Закрепить знание правил дорожного движения;

• Расширять знания о правилах поведения на улице;

• Учить решать на модели д

орожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах;

• Воспитывать внимание, сосредоточенность;

• Стимулировать игровую деятельность.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям подойти к макетам улиц, которые они построили на занятиях по конструированию, и разыграть на макетах следующие сюжеты:

  • Дети должны перейти проезжую часть улицы по наземному переходу- зебре.
  • Рядом с переходом нет светофора.
  • Отсутствует и регулировщик.

Настольно


дидактическая игра«Поездка»
Цель.

Расширить, закрепить возможные варианты событий, которые могут произойти с транспортом и пешеходами на улицах города, с тем, чтобы использовать эти знания в играх.

Атрибуты:

  • Игровое поле;
  • Фишки, кубик;
  • Наборы карточек красного, желтого, зеленого и черного цветов с текстами, которые читает воспитатель.

Ход игры.

В игре принимают участие 2-6 детей и обязательно взрослый;

• Воспитатель выполняет роль ведущего, т. к. ему приходиться читать текст.

• Дети по очереди бросают кубик и выполняют ход в соответствии с выпавшими ходами.

• Игрок, попавший на красное поле, пропускает ход. При этом он из красной стопки карточек

берет первую попавшую. На ней – объяснение того, что случилось с его транспортом.

• Игрок, попавший на желтое поле, берет желтую карточку с вопросом

, загадкой. Если ответ найден, участник продолжает игру. Если- нет, то пропускает ход.

• Игрок попавший на зеленое поле, имеет право

на дополнительный ход. На зеленой
карточке
дано объяснение этому.

• Игрок попавший на черное поле, возвращается на 4 хода назад. Он нарушил правила

. Черная
карточка объясняет
, какое именно
правило нарушено
.

• Использованная карточка

возвращается в свою стопку, но кладется вниз стопки.

«На прогулке»

Цель:

закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными

Материал:

иллюстрации, 2 обруча

Ход игры:

несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок. Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

«О чем говорит светофор»

Цель:

закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал

: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

Ход игры:

воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

Младшая группа

Предлагаем игры на тему «Опасные предметы» для дошкольников младшего возраста.

Опасные бытовые предметы

Игра представляет собой лото. Для нее нужно подготовить таблицу с ячейками, изображающими опасные вещи, а также соответствующие карточки.

Педагог зачитывает стишок или загадку о предмете. Воспитанники, разгадав, что это за вещь, выбирают карточку, закрывают ею картинку в табличной ячейке.

Зеленый или красный

Для занятия нужно подготовить два больших круга: зеленый и красный. Также необходимо вырезать маленькие круги, изображающие опасные и безопасные вещи.

Педагог раскладывает картинки перед игроками. Те внимательно рассматривают изображения, обсуждают назначение и степень опасности нарисованных объектов. Затем раскладывают картинки вокруг больших кругов, словно лепестки вокруг сердцевины цветков. К красному кругу кладут предметы, которые несут опасность, к зеленому — совершенно безопасные в эксплуатации.

Опасности

Игра закрепляет представление о том, какие опасности могут подстерегать дошкольника в быту, как с ними справляться, как правильно действовать. Также занятие учит сочувствию, воспитывает желание помогать попавшим в беду людям. Нужно подготовить сюжетные картинки, изображающие разные опасные ситуации, которые могут случиться с дошкольником дома, во дворе, на природе.

Педагог кладет картинки лицевой стороной вниз. Воспитанники по очереди берут карточку наугад, рассматривают изображенный сюжет, рассказывают, что видят, почему такая ситуация случилась с ребенком, в чем он ошибся, как исправить ошибку, как действовать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]