ДЕТСТВО-ГИД
Из опыта работы
«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»
Зубехина Анна Евгеньевна,
Крюкова Тамара Александровна,
воспитатели МБОУ СОШ № 165, дошкольное отделение,
г. Новосибирск
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
Василий Александрович Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
— формирование духовно-нравственных отношений;
— формирование любви к культурному наследию своего народа;
— воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
- Ознакомление с предметами ближайшего окружения:— воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
— воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;
— знакомство с людьми, прославившими Россию;
— воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.
- Ознакомление с явлениями общественной жизни: — воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
— бережливое отношение к тому, что сделано людьми; — воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
— знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
— знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.
- Ознакомление с природой: — воспитание любви к природе родного края; — воспитание бережного отношения к родной природе; — воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию:
— создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
— тематические занятия;
— проектная деятельность;
— беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
— взаимодействие с родителями;
— взаимодействие с социумом.
Работа по патриотическому воспитанию в нашем ДО:
.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой Музыкально-патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода Духовно-нравственное воспитание дошкольников >
Гражданско-патриотическое воспитание в школе
В общеобразовательной школе этот процесс становится целенаправленным, нравственно обусловленным и комплексным. Он готовит учащихся к жизни, к взаимодействию, труду и полноценному функционированию личности в обществе, к участию в социальной жизни государства. Формирует чувство ответственности за свой нравственный и правовой выбор (в том числе, политический), за развитие своих способностей и достижений жизненных целей.
Как видите, цели у воспитания глобальны, поэтому государственная образовательная система уделяет гражданскому воспитанию столь большое внимание.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе ведется на протяжении всего учебного процесса. Она планируется при организации учебных занятий, классной (на уроках и на классных часах) и внеклассной работы в соответствии с заявленной учебной программой.
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
Программа выделяет свои цели и задачи, как приоритетное направление в системе образования в целом. В содержании программы излагаются идеи, которые определяют направленность, ценности и другие составляющие гражданской позиции учеников.
Цель программы – создание условий для развития личности будущего гражданина – патриота своей Родины, формирование у него нравственных ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся чувства ответственности, твердой гражданской позиции, стремления к самосовершенствованию;
- Повышение качества условий для реализации гражданско-патриотического воспитания;
- Развития его форм и методов с использованием новых технологий;
- Воспитания у учащихся толерантности по отношению к представителям другой национальности;
- Формирование чувства гражданского долга;
- Формирование патриотических чувств по отношению к Родине, любви к своей культуре, чувства гордости за историю, традиции и достижения своего народа.
Гражданско-патриотическое воспитание делится на три возрастных этапа, каждый из которых отличается своими методами и особенностями.
Возрастные этапы | Методы |
Начальная школа |
|
Среднее звено |
|
Старшие классы |
|
Формы и методы применяемые в патриотическом воспитании
Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе
Работа по гражданскому воспитанию в школе ведется не отдельно, само по себе, а в полном взаимодействии с учебным процессом и внеклассной работой. Задачи гражданского воспитания реализуются в учебной деятельности (на уроках истории, литературы, родного языка, музыки, изобразительной деятельности) и во внеклассной работе. Мероприятия эти планируются как каждым из педагогов отдельно, так и всей школьной системой в целом:
- Тематические классные часы;
- Курс обществознания;
- Экскурсии по школьному музею и в музеи города;
- Изучение истории семьи и семейных традиций;
- Изучение истории своего народа, традиции и обычаи, характерные для той местности, где проживают учащиеся;
- Работа краеведческих, военно-патриотических и других кружков;
- Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий (в горячих точках);
- Экскурсии по городам России;
- Школьные мероприятия, концерты, конкурсы, организованные в течение года.
Центры гражданско-патриотического воспитания
Проблема гражданского патриотического воспитания настолько важна и глобальна, что его реализация стоит в приоритете у государства. В помощь школам и семьям в городах и районах открываются волонтерские центры гражданско-патриотического воспитания для детей и молодежи. Все чаще инициативу берут в свои руки молодые люди, студенты, подростки, осознавая свою роль в будущем нашей страны.
Цель подобных центров:
- Внедрение дополнительных программ, имеющих социально-педагогическое направление;
- Реализация художественных программ в сфере декоративно-прикладного искусства;
- Нормативно-правовое регулирование работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- Организация «шефства» воинских частей над учебными заведениями в рамках военно-патриотического воспитания;
- Методическое сопровождение специальных программ по патриотическому воспитанию, реализуемых педагогами в школах и ДОУ, внедрение в их деятельность специальных форм, методов и средств воспитательной работы.