Пед.совет»«Патриотического воспитания в современном обществе в соответствии с ФГОС ДО»


ДЕТСТВО-ГИД

Из опыта работы

«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

Зубехина Анна Евгеньевна,

Крюкова Тамара Александровна,

воспитатели МБОУ СОШ № 165, дошкольное отделение,

г. Новосибирск

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

Василий Александрович Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:

— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

— формирование духовно-нравственных отношений;

— формирование любви к культурному наследию своего народа;

— воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

  • Ознакомление с предметами ближайшего окружения:— воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

— воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;

— знакомство с людьми, прославившими Россию;

— воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

  • Ознакомление с явлениями общественной жизни: — воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

— бережливое отношение к тому, что сделано людьми; — воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

— знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

— знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.

  • Ознакомление с природой: — воспитание любви к природе родного края; — воспитание бережного отношения к родной природе; — воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

— создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

— тематические занятия;

— проектная деятельность;

— беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом.

Работа по патриотическому воспитанию в нашем ДО:

.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой Музыкально-патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода Духовно-нравственное воспитание дошкольников >

Гражданско-патриотическое воспитание в школе

В общеобразовательной школе этот процесс становится целенаправленным, нравственно обусловленным и комплексным. Он готовит учащихся к жизни, к взаимодействию, труду и полноценному функционированию личности в обществе, к участию в социальной жизни государства. Формирует чувство ответственности за свой нравственный и правовой выбор (в том числе, политический), за развитие своих способностей и достижений жизненных целей.

Как видите, цели у воспитания глобальны, поэтому государственная образовательная система уделяет гражданскому воспитанию столь большое внимание.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе ведется на протяжении всего учебного процесса. Она планируется при организации учебных занятий, классной (на уроках и на классных часах) и внеклассной работы в соответствии с заявленной учебной программой.

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников

Программа выделяет свои цели и задачи, как приоритетное направление в системе образования в целом. В содержании программы излагаются идеи, которые определяют направленность, ценности и другие составляющие гражданской позиции учеников.

Цель программы – создание условий для развития личности будущего гражданина – патриота своей Родины, формирование у него нравственных ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности.

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся чувства ответственности, твердой гражданской позиции, стремления к самосовершенствованию;
  2. Повышение качества условий для реализации гражданско-патриотического воспитания;
  3. Развития его форм и методов с использованием новых технологий;
  4. Воспитания у учащихся толерантности по отношению к представителям другой национальности;
  5. Формирование чувства гражданского долга;
  6. Формирование патриотических чувств по отношению к Родине, любви к своей культуре, чувства гордости за историю, традиции и достижения своего народа.

Гражданско-патриотическое воспитание делится на три возрастных этапа, каждый из которых отличается своими методами и особенностями.

Возрастные этапыМетоды
Начальная школа
  • Основная форма деятельности младших школьников – игровая.
  • Введение детей в мир родной культуры;
  • Помощь в принятии ими ценностей, понятий о единстве человека и природы, человека и общества;
  • Понятие о родной земле, о трудолюбии и милосердии
Среднее звено
  • Продолжение работы над формированием системы ценностей;
  • Корректировка поведения подростков, помощь в овладении компетенциями, необходимыми для жизни в обществе;
  • Вовлечение учащихся в общественно-трудовую деятельность;
  • Формирование уважения к закону, правам людей;
  • Формирование чувство ответственности перед обществом.
Старшие классы
  • Углубление знаний о социально-политических процессах, происходящих в обществе;
  • познания философских, культурных, правовых основ жизни общества;
  • Задача данного этапа в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся могли совершенствовать знания и умения отстаивать свои права и права других людей, строить свою индивидуальную и коллективную деятельность, понимали необходимость здорового образа жизни.

Формы и методы применяемые в патриотическом воспитании

Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе

Работа по гражданскому воспитанию в школе ведется не отдельно, само по себе, а в полном взаимодействии с учебным процессом и внеклассной работой. Задачи гражданского воспитания реализуются в учебной деятельности (на уроках истории, литературы, родного языка, музыки, изобразительной деятельности) и во внеклассной работе. Мероприятия эти планируются как каждым из педагогов отдельно, так и всей школьной системой в целом:

  • Тематические классные часы;
  • Курс обществознания;
  • Экскурсии по школьному музею и в музеи города;
  • Изучение истории семьи и семейных традиций;
  • Изучение истории своего народа, традиции и обычаи, характерные для той местности, где проживают учащиеся;
  • Работа краеведческих, военно-патриотических и других кружков;
  • Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий (в горячих точках);
  • Экскурсии по городам России;
  • Школьные мероприятия, концерты, конкурсы, организованные в течение года.

Центры гражданско-патриотического воспитания

Проблема гражданского патриотического воспитания настолько важна и глобальна, что его реализация стоит в приоритете у государства. В помощь школам и семьям в городах и районах открываются волонтерские центры гражданско-патриотического воспитания для детей и молодежи. Все чаще инициативу берут в свои руки молодые люди, студенты, подростки, осознавая свою роль в будущем нашей страны.

Цель подобных центров:

  • Внедрение дополнительных программ, имеющих социально-педагогическое направление;
  • Реализация художественных программ в сфере декоративно-прикладного искусства;
  • Нормативно-правовое регулирование работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
  • Организация «шефства» воинских частей над учебными заведениями в рамках военно-патриотического воспитания;
  • Методическое сопровождение специальных программ по патриотическому воспитанию, реализуемых педагогами в школах и ДОУ, внедрение в их деятельность специальных форм, методов и средств воспитательной работы.



Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]