Цели и задачи экологического воспитания
Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:
- рационально пользоваться природными ресурсами;
- заботиться об их сохранении;
- изучать, охранять природу.
Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:
- Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
- Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
- Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.
Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.
Навык будущего: почему важно разговаривать с детьми об экологии
Дети — наше будущее, поэтому наше завтра зависит от того, что мы расскажем им сегодня. О важности экологического воспитания мы поговорили с Анной Горшковой, координатором портала Экокласс.рф.
Почему важно заниматься экологическим воспитанием детей?
Очевидно, что сегодня человек так сильно влияет на природу, что она просто не успевает с этим справиться. Но ведь от здоровья и благополучия природы зависит и наше благополучие, поскольку мы используем все ее блага и ресурсы. И очевидно, что наличие здоровой и комфортной окружающей среды — это, прежде всего, необходимость для нас самих.
Нужно с раннего возраста рассказывать об этом детям, потому что такие знания, взгляд на мир, мышление и привычки формируются в дошкольном возрасте. Ребенок более открыт и восприимчив, ему проще пробовать что-то новое, выстраивать, в том числе, экологическое мышление.
Кроме этого, дети — будущее нашего мира: политики, учителя, обычные люди. От того, какое мышление и какие взгляды мы им поможем сформировать в детстве, зависит, каким будет наш мир.
Экологическое мышление — навык видеть взаимосвязи в природе, видеть, как наши действия влияют на окружающую среду, чувствовать ответственность за сегодняшний день и за будущее. В ближайшие 5–10 лет это мироощущение будет жизненно необходимо во всех сферах человеческой жизни, в любых компаниях, на любой должности. И в каждой профессии экологическое мышление станет одним из базовых навыков, поэтому его стоит прививать с детства.
С чего начать экологическое воспитание детей?
Я бы посоветовала понаблюдать за тем, что ребенку интересно, и стараться заходить именно с этой стороны. Мне в детстве были интересны животные и природа, благодаря этому я и выросла экологом.
Кому-то может быть интересна экономика — можно рассказывать про экологическую экономику.
Также рекомендую родителям воспитывать ребенка личным примером, ведь он подсознательно повторяет действия за взрослыми. Любые экопривычки, которые можно применять дома (не использовать пластиковые пакеты или выключать воду и свет), нужно вводить сначала в свою жизнь. Так, это не будет казаться ребенку чем-то сложным.
И, конечно, я бы начала с объяснения и демонстрации того, какой мир вокруг разнообразный, красивый и уникальный. Показать, зачем его стоит сохранять. Показать, сколько всего потрясающего! Ведь можно смотреть фильмы, читать книги на эту тему.
Как применять на практике полученные знания?
Повторюсь, вводить экопривычки. Например, вы с ребенком изучили, что пластик — это плохо. Теперь важно перейти от теории к практике. Проще всего начать сортировать отходы, использовать многоразовые вещи, чтобы была связь: есть проблема — я могу повлиять.
Какие советы вы можете дать для воспитания детей разного возраста?
Очень условно разделим детей на три большие возрастные группы:
Дети до 7 лет. Здесь большую роль играет влияние родителей. Личным примером стоит показывать правильные привычки, помогать, давать возможность изучать, быть больше на природе, смотреть, что в мире происходит. Можно добавить интерактивный формат, — перевести все в игру.
Дети 7-14 лет. В этом возрасте дети начинают активно читать, этим можно воспользоваться и давать им тематические книги. Плюс есть много разных мультфильмов и фильмов на тему экологии для детей. В начальной школе многим предлагается сделать собственный проект, так предложите сделать его именно на экологическую тему.
Дети с 14 лет. В этом возрасте можно участвовать в проектах на более серьезном уровне: как сделать школу экологичнее, изменить свои экопривычки. Можно волонтером или стажером участвовать в молодежных конференциях и движениях. Это хороший опыт и иногда даже профориентация. Возможны поездки с классом на ООПТ, биостанцию или посещение биокружков. Главное, стараться быть активными в любом возрасте.
Экологическое воспитание младших школьников
В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:
- Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
- Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
- Давать знания, соответствующие возрасту.
Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.
Зачем нужно экологическое просвещение?
Актуальность экологического образования и просвещения определяется глобальными экологическими вызовами, которые стоят перед человечеством и перед нашей страной. Оно должно быть непрерывным начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами и многое другое.
Важность экологического образования и просвещения постоянно декларируется российским государством. В ст. 71 федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится об «установке системы всеобщего и комплексного экологического образования» в целях «формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды». В ст. 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором должны принимать участие все уровни власти, органы местного самоуправления, СМИ.
В «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденной Президентом в 2012 году, формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания приводится в качестве одной из основных задач для достижения стратегической цели госполитики в области экологического развития. Основы экологических знаний включены в федеральные государственные стандарты основного общего образования.
Однако с практической реализацией этой концепции есть большие проблемы: уровень экологического образования и просвещения не соответствует серьезности экологических проблем. Это связано с отсутствием единой государственной политики в данной сфере и низкой востребованностью со стороны общества, низкой экологической культурой. Экономические интересы, к сожалению, часто превалируют над экологическими, и концепция «зеленой» экономики пока остается только декларацией.
В школе экообразование и просвещение часто держится на энтузиазме отдельных преподавателей и учителей. В то же время, много экопросветительских инициатив реализуется некоммерческими организациями и гражданскими инициативами. Важное значение в этих условиях приобретает деятельность общественных организаций. При поддержке бизнеса НКО тиражируют и делают массовыми экопросветительские инициативы, создают качественные обучающие продукты.
Так, движение ЭКА реализует экопросветительские проекты в школах и вузах. На образовательном портале Экокласс.рф собрано на сегодня 15 общероссийских и международных экологических уроков, цель которых — научить школьников помогать природе простыми и доступными способами. Темы уроков: раздельный сбор отходов, водосбережение, экологичный образ жизни, глобальное изменение климата. На сайте зарегистрировано 35 тыс. учителей, в уроках приняли участие более 2 млн школьников из всех регионов России и 8-ми стран СНГ.
Вузовский проект ЭКА — федеральная партнерская программа «Зеленые вузы России», задачи которой — развитие «зеленого» администрирования на базе вузов-участников и реализация студенческих экологических инициатив. В рамках программы проходят всероссийские студенческие квесты, в которых приняли участие более 20 тыс. студентов из более 150 российских вузов, а также была создана Ассоциация «зеленых» вузов России. Данное направление реализуется при поддержке The Coca-Cola Foundation (по инициативе системы Coca-Cola в России второй год проходит квест «Разделяй с нами») и ФЦП «Вода России». В рамках общероссийского квеста «Разделяй с нами» 26 вузов внедрили на своей базе раздельный сбор отходов на постоянной основе.
На что же нужно делать упор в экологическом образовании и просвещении в России? Прежде всего нужно донести до школьников и студентов доступным им языком масштаб отдельных экологических проблем, рассказать, какие есть способы их решения. Важно не только донести знания, но и создать мотивацию влиять на проблему. И, конечно, необходимо рассказать о том, как уже сегодня школьники и родители могут вносить свой вклад в сохранение природы. Например, если речь идет о проблеме отходов, то можно научить сортировать отходы дома, найти пункты приема вторсырья в своем городе, снижать количество отходов, то есть раскрыть практический аспект, побудить к действию.
Чтобы экологическое образование и просвещение стали повсеместными, нужна координация всех структур образования и природоохранных ведомств, нужен общественный запрос на то, чтобы экообразование и экопросвещение стали приоритетными. Важна комплексная работа и сотрудничество многих сторон.
Формы экологического воспитания
Важной частью учебно-воспитательного процесса становится экологическое образование. Работу в этом направлении учителя проводят на уроках и внеклассных занятиях. От возраста ребенка зависят методы и формы воспитания.
Уроки
Популярная форма – урок. Для дошкольников проводят тематические занятия. В начальной школе внедрен предмет «Познание мира». Он знакомит детей с окружающим миром, его законами. Классные занятия делятся на 3 типа:
- Ознакомительные. Дают представление о разных видах растений, животных, природных явлений. Для лучшего восприятия используют плакаты, фильмы и другие демонстрационные материалы.
- Обобщающие. Рассказывают о проблемах планеты. Дошкольники старших групп и начальные классы учатся разделять по признакам явления природы.
- Познавательные. Позволяют применять на практике полученные знания. Занятия проходят в форме конкурсов и викторин.
Уроки закладывают теоретические и практические знания с учетом возраста.
Тематические мероприятия
Праздники, посвященные экологии, относятся к внеклассной работе. Темы придуманы учителями или приурочены к календарным событиям (день дикой природы, день Земли). Цель – пробудить интерес к проблемам природы. Сценарий праздника составляется на основе ранее полученных знаний.
Походы и экскурсии
Эффективный метод экологического воспитания – прямое взаимодействие с живой природой. Преподаватели организовывают прогулки на свежем воздухе или экскурсии в краеведческие музеи.
В подобных мероприятиях участвуют начиная со средних групп детских садов и средних классов школы.
Труд
В дошкольных учреждениях обустраиваются живые уголки, клумбы.Дети ухаживают за цветами и животными. В школах проводятся субботники, уборка классов.
Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помощь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики. Новизна его, по мнению Л. В. Моисеевой, проявляется «в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам» [3, с. 5].
По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды» [5, с. 7].
М. Д. Маханева о [2, с. 18].
По определению В. А. Ясвина, экологическое воспитание — это «специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности» [8, с. 17].
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.
П. Г. Федосеева считает, что основной целью экологического воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе» [6, с. 6]. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.
В авторской концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды» [4, с.21]. Составные экологической культуры личности дошкольника, по С. Н. Николаевой, — «знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту)» [4, с. 30].
К задачам экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаева относит [4, с.25]:
В научно-познавательной сфере:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
В эмоционально-нравственной сфере:
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
В практическо-деятельностной сфере:
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [4, с. 26].
Задачи экологического воспитания дошкольников определяют основные направления этого процесса, главным из которых является формирование экологической культуры детей.
По мнению Н. А. Рыжовой, экологическая культура детей дошкольного возраста характеризуется «определенным уровнем восприятия ребенком природы, окружающего мира и оценка своего положения по отношению к природе и окружающему миру» [5, с. 12]. Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-экологических норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка» [Там же, с. 17].
Второе направление экологического воспитания дошкольников — формирование экологических знаний и представлений детей на основе отбора содержания образования. В том случае, когда «экологические знания становятся основой экологического воспитания и экологической культуры детей дошкольного возраста, у ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния» [7, с. 36]. Экологическое воспитание в этом случае тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).
При экологическом воспитании детей в основном акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними. Все это, безусловно, играет большую роль в формировании экологически грамотных представлений детей об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.
Следует также отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы.
В ходе экологического воспитания дошкольников обязательные встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
При отборе содержания для детской деятельности по экологическому воспитанию с целью формирования у них основ экологической культуры детей необходимо учитывать следующие положения [1, с. 63]:
— содержание образования должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе;
— содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой.
Таким образом, в современной педагогической теории проблема экологического воспитания дошкольников рассмотрена достаточно подробно. Экологическоевоспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.
Литература:
1. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. — М.: Просвещение, 2009. — 126 с.
2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — 187 с.
3. Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического образования / Л. В. Моисеева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2004. — 156 с.
4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.
5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
6. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. — 96 с.
7. Экологическое образование / Авт.-сост. Н. В. Гороховатская и др.. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 321 с.
8. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2005. — 186 с.
Методы экологического воспитания
Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.
Наглядные методы
Включают в себя:
- Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
- Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.
Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии.
Практические методы
Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:
- моделирование;
- эксперименты;
- тематические игры.
Практика создает общее представление о природных объектах.
Словесные методы
Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.
Экологическое воспитание в семье
Актуальность проблемы экологического образования связана с обстановкой внутри семьи. Дети восприимчивы к своему окружению. Они невольно стараются подражать взрослым.
Родители должны понимать, что принуждать ребенка к определенным правилам поведения нельзя, если они сами им не соответствуют. Воспитывать экологическую культуру нужно в первую очередь у себя.
Пойдут на пользу совместные занятия с ребенком:
- На прогулке обращать внимание на птиц, насекомых. Следить за погодой. Применяя словесный метод, знакомить ребенка с ними.
- Приобрести красочную литературу: энциклопедии, книги по уходу за животными и растениями.
- Завести домашнего питомца. Объяснить, как ухаживать за ним и для чего это нужно делать.
- Смотреть документальные фильмы и сериалы о природе.
Важно поощрять ребенка за правильное поведение. Отметить, если он выбросил мусор в урну, покормил рыбок или совершил добрый поступок.
Экология
Ключевой составляющей понятия «экология» является «взаимодействие», «связь». Первоначально, еще со времен Э. Геккеля, который впервые в 1864 г. ввел этот термин, и долгое время после этого экология обозначала область знаний о связях живых организмов — растений, животных, их сообществ — с окружающей средой, т. е. была разделом биологии. Позднее это понятие стало расширяться, в негобыл включен и человек.
На современном этапе экологию можно определить как науку, рассматривающую взаимоотношения живых организмов, включая и человека, и их сообществ с окружающей средой.
При этом под окружающей средой можно понимать как среду природную, так и среду в целом (природную, социальную, вещественную). В первом случае говорят об экологии в узком смысле, во втором — в широком.
В экологическом образовании детей, как правило, ограничиваются экологией в узком смысле, т.е. рассматривают взаимоотношения человека с природной средой. И это правильно, иначе объекты, к которым формируется отношение детей, размываются, их становится чрезмерно много. Да и сама экологическая проблема возникла именно из-за того, что в результате деятельности человека стала разрушаться природная среда.
Итак, понятие «экология» включает две составляющие: природу как биологические объекты, как природную среду и связи между ними. Следовательно, подготовка дошкольника к последующему полноценному освоению экологии включает:
- а) формирование у детей представлений об объектах экологического взаимодействия — объектах природы, и в первую очередь о растениях и животных (а это естествознание);
- б) формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи природные, экологические или иные.
Изучению связей (причинно-следственных) в дошкольном образовании в настоящее время уделяется необходимое внимание, однако это не всегда связано с экологическим образованием. Тогда как в образовательной системе «Школа 2100» это направление работы к нему непосредственно привязано. Как отмечают авторы пособия «Здравствуй, мир!», экологическое образование они начинают с идеи, сформулированной экологом Барри Коммонером: «все связано со всем» [1]. И это является началом формирования соответствующего универсального учебного действия, означенного во ФГОС начального образования как «выявление причинно-следственных связей».
Однако во ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологическому образованию. Одна из задач там сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия… мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения.