Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ»
Галия
Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ»
Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ
«Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности». [3]
Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности.
Далее гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в 1944-45 гг. А. Н. Леонтьевым и получила своё развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. согласно этой гипотезе, ведущая деятельность — критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка. Согласно этой периодизации ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
«Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста»
.
«Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования». Для того чтобы ребёнка игра обучала, приносила положительные эмоции в процессе игры в ДОУ воспитатели выбирают и создаются специальные дидактические пособия. С помощью дидактических игр дети развиваются, воспитываются и обучаются во время своей естественной деятельности. [4]
Для создания такой игры требуются дидактические материалы.
Какое значение имеет дидактический материал в детском саду?
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда, в которой находятся дети, должна быть в первую очередь содержательно-насыщенной. То есть образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами (дидактическими, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарём. В этом контексте большое значение играют правильно подобранные дидактические материалы. Они являются помощниками педагога для развития способностей ребёнка и научению чему-то новому. Такие материалы должны быть эстетически привлекательными, приятными на ощупь, красочными, яркими для активизации интереса и привлечения внимания ребёнка.
Что же такое дидактический материал?
«Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени». [2]
Дидактический материал, учебный материал — разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы, реактивы, растения и т. д., раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома или демонстрируемые педагогом; дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений.
Дидактические материалы в дошкольных учреждениях — это материалы простые по своему содержанию и направлены на обучение в игре, дополняют его и используются в процессе его реализации (обучающие игры, различные карточки, рисунки, схемы, презентации)
.
Что такое дидактические материалы в виде игры? В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра — это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться. Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат. В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.
В процессе игры ребёнок приобретает новые знания и умения.
Качества которыми должны обладать дидактические материалы: вариативность форм и способов подачи материала; ориентация на обучение с опережением; увлекательность содержания; нацеленность на развитие мыслительных способностей.
Цели применения дидактических материалов:
развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве)
;
создание положительного эмоционального настроя;
развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления)
;
развитие речевых навыков;
обучение счёту, грамоте.
Все дидактические материалыподразделяются на несколько видов:
Предметно-образные пособия-раскрываются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Натуральные (созданы из природных материалов)
и объёмно-образные
дидактические материалы:
Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов.
Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета (модели, макеты, муляжи и др.)
.
Знаковые дидактические материалы – оформлен как материал в картинках, раздаточный материал, демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и др.)
Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей (предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы и др.).
Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно.Процесс создания пособий включает ряд этапов:
Формулировка цели — что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал. Пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
Выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал (например «Основные цвета»
).
Продумать концепцию пособия — какой именно вид наглядного пособия создаётся: карточки, стенд, плакат или целая игра.
Подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия — материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено. Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников. Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. Материал должен выдерживать санитарную обработку.
Сборка материала — изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности, сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен.
Своевременное планирование использования созданного дидактического материала.
Подбор дидактических материалов зависит не только от материальной оснащенности ДОУ, но и от поставленных целей учебной работы, методов, возраста детей, а также от характерных особенностей отдельно взятых НОД.
Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора. [9]
Список литературы:
1. Куликовская Т. «Дидактический материал «Мир вокруг нас», «Животные Арктики и Антарктики»
2. Моисеев В. Б. Информационные технологии в системе высшего образования. — Пенза, 2002. с. 94)
3. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С. С. Степанов. 2005. (с. 102)
4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термин, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999.
5. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е. С. – Минск, 2006, с. 184-185.
6. Роль дидактических материалов в процессе обучения [режим доступа: https://letopisi.ru/index.php]
7. https://www.montessori-center.ru/kursy-i-seminary_744/didakticheskij-material/
8. https://info-4all.ru/obrazovanie/chto-takoe-didakticheskie-materiali/
9. https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/didakticheskiy-material-dlya-detskogo-sada-svoimi-rukami.html
10. https://psychlib.ru/mgppu/ode/ode-001.htm#$p193
Дидактические игры и пособия для занятий
«Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
«Забавные прищепки»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок
Игра «Назови свойства материалов»
Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением. Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов, зашитые в квадратики разной на ощупь ткани. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые… Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах. Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.
Дидактическая игра по сенсорике «Угадай что шумит»
Сенсорное развитие (ощущение, чувство) направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятия. Решающее значение в познавательном развитии ребенка имеет разнообразие окружающей его среды. Ребенка должны окружать игрушки из разного материала, движущиеся. Также игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные шумящие, гремящие, шуршащие предметы. Представляю вашему вниманию игру «Шумелки«.
Дидактическая игра «Волшебные башмачки», «Веселый еж»
Цель игры: Развить мелкую моторику и научить ребенка шнуровать ботинки, вставлять в их отверстия, правильно застегивать и расстёгивать пуговицы.
Задачи: Воспитывать усидчивость, целеустремленность; развивать речевую активность, внимание; способствовать развитию логического мышления.
«Штампики из губок»
Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но далеко не все дети любят рисовать, а вот техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым. Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством.
Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, предложите ребенку украсить орнаментом бумажную тарелку, вырезанную из картона вазу, платьице нарисованной куклы. Можно нарисовать поролоном ягодки рябины и алую землянику, бусы на шее у девочки и яркий хвост петуха. Главное, чтобы процесс творчества нравился, вызывал эмоциональный отклик у юного художника.
Нестандартное оборудование для занятий физкультуры в детском саду из бросового материала своими руками
Изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками для физкультуры и использование его на занятиях и в играх Цель: Формировать интерес к нестандартному оборудованию, приобщать педагогов и родителей к его изготовлению; развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования; мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности.
Массажёры для тела. Массажёры из киндеров
Задачи: Укреплять мышцы спины, груди и ног
«Баскетбольная корзина»
Цель: Забросить мяч в кольцо. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется расстоянием от кольца.
Организация: Впластиковой бутылке (5 л) отрезается дно и верхняя часть. Края бутылки обвязываются полипропиленовой нитью
Вариант использования: Кто больше наберёт очков за каждое попадание.
Бизиборд – занимательная развивающая доска для ребенка
Бизиборд (или развивающая доска) – это особое изобретение современных педагогов-воспитателей, позволяющее добиться сразу двух целей: надежно отвлечь внимание ребенка, чтобы он не занимался различными глупостями, и при этом развивать его сообразительность игровым методом.\
Дидактическая игра «Гвоздики и резиночки»
Данная игра направлена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, развитие сенсорного восприятия, мышления и воображения.
«Развивающая доска»
Дидактическая игра «Аквариум«.
Игра рассчитана для детей среднего, старшего дошкольного возраста.
Цель игры: Продолжать формировать умение считать до 10, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, формировать представления о порядковом счете, знакомить с декоративными рыбками, морскими обитателями, развивать детскую моторику и сенсорику.
«Уголок экспериментирования».
В контейнерах с маркировкой хранятся предметы для опытов и экспериментов, можно использовать и для творчества. В них разместились: песок, земля, камушки, речные камушки, кора деревьев, веточки, мхи, семена деревьев, семена цветов и овощных культур, шарики, кусочки меха, ткани, кожи, проволока, желуди, шишки, каштаны, ракушки, воздушные шарики… Несколько хвойных веточек от сосны, ели, туи, можжевельника. Сшила несколько фартуков и нарукавники.
«Театр здорового образа жизни» (наши помощники умывалочки, зубкочистилки,