Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС


Этапы развития представлений об интеграции в образовании

Интеграция вошла в педагогику в начале 1980-х годов как полноценное научное понятие и как важная категория дидактики. Изначально педагоги вкладывали в понятие интеграции тот же смысл, что и другие ученые: «Интеграция — [лат. integratio восстановление, восполнение; целое] — объединение некоторых частей, элементов в целое (противоположность дезинтеграцииУ». Большинство исследований, так или иначе затрагивающих проблему интеграции, не дают дополнительного определения этому термину. Единственное педагогическое определение интеграции, которое мы смогли найти в работах 80-90-х годов, принадлежит И.Д. Звереву и В.Н. Максимовой: «Интеграция — это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого целого. В образовании это осуществляется путем слияния элементов разных предметов в синтезированный курс (предмет, часть программы), слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, составления и обобщения основ наук при раскрытии междисциплинарных учебных проблем». Это определение возникло в результате развития идей об интегративных процессах в образовании в последние десятилетия.

История интеграции в российском образовании в 20 веке может быть рассмотрена в последовательности трех этапов:

  • 1) рубеж веков — 20-е годы — рабочая школа;
  • 2) 50-70-е годы — междисциплинарные связи;
  • 3) 80-е — 90-е годы — собственно интеграция.

Давайте рассмотрим эти этапы более подробно.

1.Концепция рабочей школы была разработана известным американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Его книга «Школа и общество» была опубликована в 1899 году. Интеграционные процессы в экономике, политике и социальной жизни людей определили необходимость организации новой школы. Значительное влияние интенсивно развивающейся промышленности на все аспекты жизни, включая образовательное мышление. Школа — должна перестать быть уголком для заучивания. Слишком много знаний иногда приводит к потере индивидуальности. В основе школьного обучения лежит деятельность, работа, активность ребенка: «Мы должны рассматривать школьные работы по дереву и металлу, ткачество, шитье, приготовление пищи как методы жизни и обучения, а не как отдельные, независимые предметы изучения…, как инструменты, с помощью которых школа сама становится эффективной формой активной социальной жизни, а не оторванным от жизни уголком, в котором преподаются уроки».

К началу века идеи Дьюи получили признание в России. Они стали особенно популярны в период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917), который современники называли периодом педагогических исканий. Российским педагогам импонировала концепция школы как «зародыша общества», идея сочетания школы и жизни через труд, необходимость стимулировать контакт ребенка с внешним миром и развивать у детей независимое критическое мышление. Сразу после Октябрьской революции развернулась большая организационная и теоретическая работа по созданию школы нового типа. Центром советского школьного строительства в первые месяцы после революции стала Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входили Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский и др. Летом 1918 года Народный комиссариат просвещения и Государственная комиссия работали над концепцией единой рабочей школы. Результатом работы Государственной комиссии по просвещению и Наркомпроса стал «Приказ о единой рабочей школе», опубликованный одновременно с «Основными принципами единой рабочей школы» («Декларация»).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]