Лучший возраст для начала подготовительных занятий
Многие родители задаются вопросом, когда же лучше начать подготовку ребенка к школе. Кто-то начинает заниматься с ребенком с двух-трех лет, а кто-то вовсе не видит необходимости в дошкольных занятиях. Сегодня есть масса упражнений и практических рекомендаций по обучению детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Дети в этот период любознательны и легко воспринимают информацию в игровой форме. Если ребенок начинает активно проявлять интерес к обучению, задает вопросы об окружающих его предметах и явлениях, пытается читать буквы и учить цифры, выстраивает первые причинно-следственные связи, то он готов к занятиям.
Главная задача взрослых – поддержать интерес ребенка, помогать ему искать ответы на важные вопросы и не отказывать в помощи. Возраст 5-6 лет является оптимальным для начала подготовки ребенка к школе. Занятия должны помочь малышу психологически и интеллектуально подготовиться к новому жизненному этапу. Без них ему будет очень сложно адаптироваться к высоким учебным нагрузкам.
Что должен уметь ребенок к школе
Непонимание того, какие знания и умения необходимы будущему первокласснику, является одной из главных проблем родителей. Школы не предъявляют список требований к первоклассникам, поэтому родители не всегда понимают, к чему им готовиться. Однако есть очевидные базовые навыки, без которых детям младшего школьного возраста не обойтись.
При посещении детского сада дети старшей группы осваивают дошкольную программу. Ребенку необходимо знать алфавит и цифры до десяти, ориентироваться во времени и в пространстве, обладать навыками письма и связанной речью, у него должно быть развито логическое мышление. Ребенок перед школой должен четко понимать разницу между овощами и фруктами, домашними и дикими животными, птицами и насекомыми, знать последовательность дней недели и времен года, уметь называть цвета и отгадывать загадки.
На собеседовании будущих первоклассников в школе могут спросить об элементарных правилах дорожного движения, о странах, праздниках и известных профессиях, а также проверить его навыки чтения по словам и слогам, знание некоторых геометрических фигур и умение решать простые арифметические задачи. Собеседование помогает понять, насколько физически, эмоционально и интеллектуально ребенок готов к обучению в школе, свободно ли он ведет коммуникацию с людьми, умеет ли выражать свою точку зрения.
Что не рекомендуется делать при подготовке дошкольников
Некоторые родители начинают активно заниматься со своим ребенком с трех лет. Но в этом возрасте ребенок еще недостаточно усидчив, а потому изучение основ чтения и письма является для него сложной задачей. Лучше предложить ребенку попробовать себя в разных видах спорта или творчества. Малыш сможет выбрать то, что ему больше всего понравилось, и начать этим заниматься. Посещение таких кружков и секций сделает ребенка более ответственным и организованным.
А вот учить ребенка читать по слогам лучше с пяти лет. Проблема обучения ребенка дошкольного возраста в домашних условиях состоит в том, что родители часто строят занятия непоследовательно и бессистемно, не опираются на учебные программы.
Родителям приходится проявлять терпение, так как ребенок не все может понять с первого раза. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за ошибки, их нужно разбирать вместе с ним. Нельзя применять в процессе обучения ультиматумы и угрозы, так как положительного результата в обучении это не принесет, но вызовет стойкое неприятие будущих школьных будней.
Нагрузка на ребенка должна повышаться постепенно. Можно начать с пяти заданий в день, постепенно увеличивая их количество. Старайтесь хвалить ребенка за каждый правильный шаг, ведь для него – это достижение. Каждое новое занятие следует начинать с повторения уже изученного материала. Также нужно постараться давать больше заданий для самостоятельного выполнения, чтобы ребенок справлялся с ними без родительской помощи.
Частой ошибкой в домашних занятиях является нерациональное распределение времени – ребенка перегружают информацией, забывая о перерывах и необходимости смены деятельности. Все это сказывается и на самочувствии ребенка и на эффективности обучения. Чтобы избежать этих и других распространенных ошибок, многие родители предпочитают отдавать детей на подготовительные курсы, а не заниматься с ними самостоятельно.
Выбираем центр развития для дошкольников
Посещение развивающих детских центров не только дает ребенку возможность получить новые знания, но и способствует развитию его навыков общения со сверстниками. В процессе обучения дети становятся более активными, инициативными и уверенными в себе. При выборе хорошего детского развивающего центра родителям следует ориентироваться на преподавательский состав, систему безопасности и отзывы. Во многих центрах детского развития предоставляется возможность посетить демонстрационные занятия, чтобы понять методику работы и оценить ее качество.
Занятия должны проводиться регулярно, только тогда можно будет достигнуть качественных результатов. В детских центрах развития для дошкольников большое внимание уделяется раскрытию творческих способностей ребенка, коммуникативных и познавательных навыков. Здесь нет места монотонным и скучным урокам, ведь все занятия проводятся в игровой форме.
Академия развития интеллекта AMAKids предлагает эффективные программы обучения детей чтению – «Букварика» и «Читарика». Они подходят не только для детей дошкольного возраста, но и для тех, кто уже достиг младшего школьного возраста. Программы позволяют приобрести и улучшить навыки работы с текстом, в результате чего ребенок сможет научиться бегло и вдумчиво читать большие объемы текста. Подготовка такого уровня в дальнейшем позволит ребенку более продуктивно осваивать школьную программу.
Стоит ли заниматься дошкольной подготовкой ребенка, обращаться в детские развивающие центры или нет – решать только вам. Но даже если у вас есть много времени для организации обучения ребенка дошкольного возраста самостоятельно, то посещение секций все равно не будет лишним. Ребенок не только приобретет базовые навыки чтения и письма, но и научится лучше ладить со сверстниками, что поможет ему легче адаптироваться к школе. Ученик будет чувствовать себя более уверенно, так как он будет обладать всеми необходимыми навыками для эффективного обучения и взаимодействия с одноклассниками.