Конспекты занятий по Подготовке к школе для детей 4-5 и 5-6 лет

Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом, что должен уметь и знать мой малыш, чтобы развиваться гармонично, не отставать от сверстников и не испытывать затруднений в будущем, при поступлении в школу. Особенно когда ставится в пример ребенок, который в 4 года самостоятельно читает книги и играет на скрипке.

Критерии требований к развитию дошкольников различны. С одной стороны, детские психологи настоятельно советуют не отнимать у малышей детство. Наполнить его забавами, прогулками, играми, творчеством. Регулярные обучающие занятия рекомендуется начинать с пяти лет.

С другой стороны, современный мир информации и техники настолько динамичен, что родители опасаются, что за два года перед школой малыш не успеет освоить весь необходимый объем навыков и знаний или ему это будет очень трудно.

ЕСТЬ ЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ?

Государство не предъявляет особых требований к подготовке детей раннего возраста. Федеральный стандарт содержит лишь общие ориентиры, на которые должно быть направлено дошкольное воспитание. Это простейшие навыки самообслуживания, активность, стремление подражать взрослым и сверстникам, владение речью, проявление интереса к культуре и природе.

Еще одной стороной, контролирующей развитие дошкольника, является врач-невролог, наблюдающий малыша с рождения. Цель его мониторинга — отслеживание проявлений возможных заболеваний, поскольку даже небольшая задержка в развитии может являться их следствием.

Ниже приведен перечень характеристик, которыми должен обладать ребенок в 4 года. Он составлен исходя из общих требований, которые обычно предъявляются к детям этого возраста. Его пункты — настоятельная рекомендация, однако вовсе не закон, обязательный к исполнению. Главное — пробудить в малыше интерес к развитию и поддержать его интересы, придав им конструктивное направление.

Если вам кажется, что малыш в чем-то отстает и вы хотите его «подтянуть», запаситесь терпением и фантазией. Самый надежный метод для обучения четырехлетки — игровой. Все навыки и умения желательно преподать в процессе игры и творческого поиска, используя веселые уроки, направляя позитивную энергию ребенка на познавательную деятельность.

Постарайтесь, чтобы развивашки не ограничивали естественных познавательных стремлений подрастающего ребенка и не равнялась с программой в школе. Если малышу в первом классе будет скучно на уроке, это убьет интерес к учебе и дальше начнутся проблемы с успеваемостью.

МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

В 4 года ребенок обычно уже ходит в детский сад либо начинает обучение в развивающей школе. С этого момента нужно готовить малыша к самостоятельности в поступках и решениях.

Мышление, внимание и память четырехлетки:

  • малыш должен хорошо ориентироваться в привычном ему пространстве, знать дорогу домой по ранее пройденному маршруту;
  • может концентрировать свое внимание в течение 7 минут, не отвлекаясь на посторонние дела;
  • помнит свое полное ФИО, имена родителей и адрес;
  • запоминает события, которые произошли с ним в ближайшее время, может пересказать наиболее запоминающиеся моменты;
  • работая с картинками, быстро находит черты сходства и различия, определяет, к какой группе относятся те или иные предметы;
  • способен составить небольшой рассказ на основе одной картинки или их ряда;
  • собирает пазлы из крупных деталей;
  • определяет, где находится лево, право, верх, низ, спереди, сзади;
  • быстро учит несложные четверостишья, считалки;
  • запоминает название и сюжетную линию рассказа, сказки или песни и может вспомнить их и пересказать, посмотрев на иллюстрацию;
  • повторяет несложную комбинацию движений во время зарядки или танца;
  • воспроизводит наизусть простую цепочку слов и может восстановить порядок расположения элементов в пирамидке;
  • собирает блочный конструктор по заданной схеме или рисунку.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

С трех лет внешность малыша преображается, он заметно «взрослеет», укрепляется его мышечная система. В 4 года ребенок много движется, однако отдавать его в секцию, как правило, еще рано. Большинство спортивных кружков принимают малышей с 5 лет. Физические упражнения должны быть направлены на общее укрепление.

Физическое формирование малыша в 4 года:

  • в этом возрасте ребенок подвижен, он быстро бегает и хорошо прыгает в высоту и длину;
  • забирается по шведской лестнице вверх и без страха спускается;
  • ловит мяч двумя руками и кидает в цель;
  • с помощью взрослых подтягивается на перекладине;
  • преодолевает несложную полосу препятствий (забирается на горку, проползает через тоннель, перепрыгивает «овраги» и т.д.);
  • низко нагибается вниз из положения стоя и вперед — сидя.

Очень важно обучать ребенка этого возраста разнообразным активным играм (футболу, лапте, «выжигале» и т.д.) и приобщать к новым видам спорта (лыжам, конькам, бегу, плаванию, борьбе, легкой атлетике и т.д.). Это важно не только для показателей здоровья, выносливости, силы и гибкости его тела. Подобные занятия отлично развивают его внимание, мышление, вырабатывают полезные привычки, в целом положительно влияют на становление личности.

Давно замечено, что физически активные дети, владеющие разнообразными двигательными навыками, занимающиеся одним или несколькими видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. Они лучше учатся и быстрее осваивают школьную программу, быстрее адаптируются к новым условиям.

Выводы

Итак, 4 года — это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Речевой аппарат уже достаточно хорошо развит, однако некоторые звуки могут еще даваться с трудом. До пяти лет обращение к логопеду не обязательно, но важно заниматься профилактикой проблем со звукопроизношением с помощью артикуляционной гимнастики.

Речевое развитие 4-летнего малыша:

  • ребенок хорошо произносит все звуки (небольшие затруднения при произношении шипящих и буквы «р» еще приемлемы);
  • корректно отвечает на вопросы;
  • может придумать рассказ из нескольких предложений;
  • распознает интонацию в разговоре со взрослыми, способен сам изменять интонацию, с которой говорит;
  • не путает мужской и женский род;
  • использует большое количество новых слов, постоянно привносит в свой лексикон новые слова и обороты;
  • строит в разговоре сложные синтаксические конструкции;
  • различает единственное и множественное число;
  • правильно употребляет род, число и падеж, подбирая окончания слов;
  • использует в общении все части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.);
  • легко подбирает различные прилагательные в описании предмета.

Очень важно, чтобы малыш в этом возрасте мог активно общаться не только со своей семьей, но и с другими взрослыми и детьми. В случае если он все еще не говорит (или его понимают только его близкие), родителям следует незамедлительно обратиться к неврологу. Чем раньше будет выявлена причина отставания, тем быстрее и эффективнее пройдет лечение. Развитие ребенка в целом будет тем успешнее, чем раньше он научится свободно выражать свои мысли.

В этом возрасте дошкольник уже способен отличить родную речь от иностранной, поэтому можно начинать изучение английского или другого языка.

Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?

Особенности ребёнка, которые в четырёхлетнем возрасте могут указывать на задержку развития:

  • не может сосредоточиться на одном занятии даже на несколько минут;
  • не контролирует эмоции, случаются вспышки агрессии;
  • не играет с игрушками и не интересуется ими;
  • не использует в речи сложные предложения, вообще затрудняется с устным изложением мыслей;
  • слишком подвижен или, наоборот, очень медлителен.

Заметив подобные симптомы у ребёнка, посоветуйтесь с участковым педиатром.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Насколько должна быть развита мелкая моторика у ребенка 4-х лет:

  • он может с легкостью продеть шнур через несколько отверстий;
  • нанизывает разновеликие бусины на нить;
  • способен показать комбинации из пальцев, объединяя их в группы;
  • старается правильно взять в руку ложку, ручку, карандаш, кисточку для рисования и т.д.;
  • обводит ручкой несколько точек, соединяя их в контур какого-либо предмета;
  • разукрашивает рисунок, не выходя за пределы достаточно толстого контура (при этом вполне допустимо, если остаются не прокрашенные пустоты);
  • может использовать трафарет;
  • лепит из пластилина не только крупные, но и мелкие детали, соединяет их вместе;
  • ровно вырезает ножницами по заданному контуру.

В целом развитие мелкой моторики способствует всестороннему развитию малыша, поэтому по-прежнему приветствуются разнообразные игры для ладошек и занятия прикладным творчеством.

В то же время многие психологи отмечают, что не стоит расстраиваться, если малыш не умеет держать ручку правильно. Следует мягко и терпеливо приучать его, чтобы в 5 лет он мог держать ручку так, как нужно.

План проведения занятий с дошкольниками 4-6 лет развивающих занятий

Программы социально-психологического сопровождения:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления)
  • развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
  • развитие творческого мышления, художественных способностей и мелкой моторики
  • снижение гиперактивности
  • обучение управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии.
  • Основные задачи Пути реализации Методические материалы
    развитие мелкой моторики игры с мозаикой, рисунки по точкам, собирание конструктора, лепка мозаика, конструктор, бумага, карандаши, пластилин
    развитие внимания и усидчивости, ориентировка в пространстве дорисовать или найти недостающие детали изображения, собрать пазлы, кубки с картинками

    игры на нахождение предметов и их расстановку

    пазлы, кубики, рисунки (образцы)

    другие мелкие предметы, игрушки

    развитие кратковременной памяти разложить картинки (предметы), закрыть и попросить ребенка повторить ряд любые предметы, картинки
    развитие целостности восприятия, осмысления предмета контурные изображения животных, предметов — угадай, что это и раскрась контурные изображения, карандаши
    развитие логического мышления раскладывание серии картинок: от большого к маленькому, по цветам, найди лишнюю картинку серии картинок
    развитие творческого потенциала, умение собирать из частей целое собирание из деталей конструктора целый осмысленный предмет разные виды конструкторов (паровозик)
    обучение понятию геометрических фигур игры с изображением геометрических фигур набор картинок с фигурами
    обучение усидчивости, снятие симптомов гиперактивности игры, направленные на концентрацию внимания мяч, палочки, кубики, мягкие игрушки
    обучение выражению эмоций, умению перевоплощаться в другого человека (животное) игровой театр по сказкам («Теремок», «Репка») реквизит для сказок
    обучение основам математических знаний Счет до 10 и обратно, примеры на сложение и вычитание Кубики с цифрами, методические пособия
    обучение основам чтения Игры со звуками и буквами, рисование букв, складывание в слова Методические пособия, кубики с цифрами, бумага, цветные карандаши.

    повышение уверенности в себе, чувства защищенности.

Базовые социально-педагогические и психологические умения и навыки детей среднего и старшего дошкольного возраста:

  1. Специальные навыки и умения:

    Математические знания:

— счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;

— предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

— узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

— доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

— основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

— сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже;

— основы информатики, которые включают в себя понимание следующих понятий: алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая вычислительной машиной, формирование основных логических операций — «не», «и», «или» и др.

  1. Развитие мелкой моторики:

От 4 до 6 лет ребенок должен уметь:

— построить мостик из 5 кубиков

— нарисовать крестик

— нарисовать квадрат

— нарисовать человечка (3-6 элементов)

  1. Психологические характеристики:
  • Восприятие

    к старшему дошкольному возрасту становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

  • Память.

    Непроизвольная память должна постепенно заменяться произвольной, дети учатся запоминать по желанию. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Для ребенка 6 лет вполне доступно такое задание — запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.

  • Мышление.

    Совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Развивается способность к индукции и дедукции.

  • Внимание.

    Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Ребенок в 5-6 лет должен уметь сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

  • Речь

    . Развивается
    звуковая сторона
    речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет
    словарный состав
    речи. Развивается
    грамматический строй
    речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

  • Воображение:

    становится активным — произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль — аффективно-защитную. Она предохраняет растущую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

  1. Особенности личностных характеристик дошкольника:
  • Эмоциональная сфера.

    К старшему дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

  • Мотивационная сфера.

    Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка.

  • Дошкольник начинает усваивать этические нормы

    , принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится,
    и
    может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

  • Самосознание

    формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

План индивидуальных занятий (или занятий в малых группах) с дошкольниками

Занятие 1.

Тестирование детей, с которыми будут проводиться занятия на предмет выявления имеющихся общих и специальных навыков и умений, составление более конкретного плана занятий с учетом направлений работы.

Занятие 2.

Развитие мелкой моторики ребенка.

Игра «Мозаика» — сложить из частей пластмассовой мозаики картинку по образцу. Время — 15 минут.

Игра «Собери горох» — горошины помещаются в банку с крупой, задание — «выловить» все горошины руками и сложить их в другую посуду. Время — 10 минут.

Игра «Соедини точки» — точками обозначен контур рисунка, задание — обвести точки, чтобы контур был целым. Время — 10 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Слепи ежика» — дается задание из пластилина сделать фигурку животного по образцу. Время — 15 минут.

Занятие 3.

Развитие умения ориентировки в пространстве.

Игра «Дорисуй картинку» — задание определить, чего не хватает изображению на картинке и дорисовать недостающую деталь. Время — 10 минут.

Игра «Собери пазл» — задание собрать из частей картинку. Время — 20 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Расставь по порядку» — проговаривается порядок расстановки предметов, например, поставь красный кубик на синий, а зеленый — за красным (вариант — «нарисуй на бумаге точку в правом верхнем углу») и дается задание на выполнение. Время — 20 минут.

Занятие 4.

Развитие памяти, восприятия, мышления.

Игра «Угадай кто» — даются контурные изображения предметов, надо угадать, что это и раскрасить. Время — 15 минут.

Игра «Выдели нужное» — даются рисунки предметов, нарисованных друг на друге, надо найти определенное изображение. Время — 15 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Что изменилось» — раскладываются предметы, ребенка просят запомнить и отвернуться. Затем меняется порядок предметов, добавляются новые или убираются старые. Ребенок должен сказать, что изменилось. Время — 20 минут.

Занятие 5.

Развитие логического мышления.

Игра «Разложи по порядку» — даются предметы (картинки), которые нужно разложить по порядку — от большего к меньшему, от толстого к тонкому и т.д. Время — 15 минут.

Игра «Найди лишнее» — на картинке есть предмет, который не входит в группу (например, лимон в посуде). Нужно его найти. Время — 10 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Догадайся» — показывается картинка с отдельным изображением предметов (например, колесо, руль) — что это? Время — 10 минут.

Игра «Счетные палочки» — задания на использование счетных палочек, например:

  • Выложить квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
  • назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
  • сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);
  • сосчитать углы, входящие в фигуру;
  • построить фигуру по образцу;
  • самому придумать и сложить фигуру.

Время — 15 минут.

Занятие 6.

Развитие творческого потенциала.

Игра «Собери фигуру» — собрать из предложенного конструктора несколько различных фигур. Время — 20 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Придумай животное» — придумать и нарисовать (красками, карандашами) сказочное животное. Время — 15 минут.

Игра «Изобрази животное» — движениями и звуками показать животное, настоящее или придуманное. Время — 15 минут.

Занятие 7.

Обучение понятиям геометрических фигур.

Игра «Назови фигуру» — показываются изображения геометрических фигур, нужно их назвать и сказать, на что они похожи. Время — 15 минут.

Игра «Составь животное» — из геометрических фигур разного размера дается задание составить животное. Время — 15 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Объем» — даются понятия плоских и объемных фигур, на что похожи объемные фигуры. Время — 20 минут.

Занятие 8.

Обучение усидчивости, концентрации внимания.

Игра «Запоминай» — на счет 1 руки надо поднять в стороны, 2 — вверх над головой, 3 — хлопнуть в ладоши, 4 — опустить руки вниз. Ребенок делает упражнение. Темп постепенно увеличивается. Время — 10 минут.

Игра «Выполни задание» — проговаривается задание, например, надо последовательно хлопнуть в ладоши, сесть на стул, закрыть глаза. По сигналу все задания выполняются. Задания постепенно усложняются. Время — 15 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Зачеркни объект» — дается лист бумаги с нарисованными значками, которые надо зачеркнуть. Время — 10 минут.

Игра «Поймай цифру» — называются разные цифры, например, услышав 5, ребенок хлопает в ладоши. Время — 5 минут.

Игра «Собери красные» — из рассыпанных цветных бумажек нужно выбрать только красные, например. Время — 10 минут.

Занятие 10.

Обучение основам счета.

Игра «Веселые задачки» — проговаривается небольшая задача, например: Коля купил красный шарик, а Дима — 2 зеленых. Сколько у них всего шариков? Время- 10 минут.

Игра «Найди цифру» — нарисованная цифра «прячется» в рисунке, ее надо найти, также — угадать на ощупь, по рисунку пальцем на спине и т.д. Время — 10 минут.

Игра «Найди пару» — предлагается найти предмет, похожий на предложенный: по цвету, по форме, по размеру и т. д. Время — 10 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Матрешки» — набор матрешек предлагается посчитать, собрать и расставить по порядку. Время — 10 минут.

Игра «Сосчитай» — сколько выложено предметов? Считаем, прибавляем, отнимаем. Время — 10 минут.

Занятие 11.

Обучение основам чтения (для старших дошкольников).

Игра «Найди букву» — разные буквы «прячутся» под разными изображениями, надо найти ее и угадать. Время — 15 минут.

Игра «Закончи слово» — называется слог, например, КА. Ребенку кидают мячик и он должен слово закончить (КА-ША, КА-ТЯ). Время — 15 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Угадай звук» — называются слова, похожие по звуку, надо выбрать лишнее. Например:

НОРА, НОРА,
ПОРА, НОРА. КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС,ВОЛОС.КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА. ЛУК, ЛУК,ПЛУГ, ЛУК. КЕПКА,РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА. КРОТ, КРОТ,РОТ, КРОТ. КОТ,ГОД, КОТ, КОТ. МЁД, МЁД, МЁД,ЛЁД. МОРЖ,КОРЖ, МОРЖ, МОРЖ.ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА. БУКЕТ, БУКЕТ, БУКЕТ,КУПЛЕТ. ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ,КАПЛЯ, ЦАПЛЯ. ДОМ, ДОМ, ДОМ,ТОМ. ДОЧКА,ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.ТРОСТЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ.
Время — 10 минут.

Игра «Угадай слоги» — ребенка учат различать слоги, хлопать в ладоши столько раз, сколько слогов он услышит. Время — 10 минут.

Занятие 12.

Развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости.

Игра «Распутай дорожку» — предлагается распутать нарисованный лабиринт (белочка ищет грибок). Время — 15 минут.

Игра «Дорисуй предмет» — рисуется половина предмета, предлагается дорисовать остальное. Время — 15 минут.

Игра «Сделай так же» — из мозаики, конструктора делается узор (предмет) — предлагается повторить. Время — 10 минут.

Подвижная физкультминутка (пальчиковая гимнастика) — 10 минут.

Игра «Чего не хватает» — дается рисунок предмета, на котором нет части (хвоста у лошади). Ребенок должен определить, чего не хватает и дорисовать. Время — 10 минут.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА СО СВЕРСТНИКАМИ И «ЧУЖИМИ» ВЗРОСЛЫМИ

Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.

Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.

В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.

В 4 года ребенок уже должен иметь представление:

  • о том, что нельзя причинять боль, обижать;
  • необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
  • нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.

Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».

С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:

  • проявлять уважение, говорить «вы»;
  • проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
  • соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.

ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ И НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).

Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.

Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»

В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).

Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.

К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.

Основные знания и умения в 4 года

Что должен уметь ребёнок в четыре года — базовые знания и навыки:

  • хорошо владеть своим телом: уверенно двигаться и ориентироваться в пространстве;
  • уметь считать до пяти и знать, как выглядят цифры до пяти;
  • достаточно хорошо говорить: речь должна стать чище по сравнению с трёхлетним возрастом;
  • владеть навыками самообслуживания;
  • понимать некоторые социальные нормы: например, отличать хорошие поступки от плохих.

ЧТЕНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ

Некоторые дети уже в четырехлетнем возрасте умеют интуитивно читать, но это скорее исключение, чем правило. В отношении грамотности действует то же правило, что и с математикой: если ребенок проявляет интерес, следует терпеливо его обучить. Насильно действовать нельзя! Тем более сравнивать с другими детьми: «Вот Петя уже читает, а ты что?»

Считается, что пять лет — это лучший возраст для начала, поскольку в 1 классе ребенок уже должен уверенно читать. Однако следует использовать только правильные техники обучения.

Если малыш умеет бегло читать в 4 года, взрослым не стоит злоупотреблять этим. Совместное чтение сказок и детских рассказов перед сном или в течение дня должно по-прежнему оставаться семейным ритуалом, объединяющим малыша с родителями.

Психологическое состояние

Четырёхлетние дети плохо чувствуют страх — задача родителей рассказать сыну или дочери о возможных опасностях: о потенциально опасных бытовых приборах, о бездомных животных, о прогулках в одиночестве.

В норме психологически развитый малыш в возрасте четырёх лет должен:

  • учитывать оценку своего поведения значимыми взрослыми: родителями, воспитателями;
  • быть по возможности самостоятельным;
  • уметь себя обслужить в соответствии с возрастом.

ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Четырехлетний возраст — это пик познавательной активности ребенка, направленной на изучение культуры и природы. Родители должны всячески поощрять его интерес, предлагая совместные прогулки, походы в музеи, путешествия и т.д. Игры в шарады, загадки, изучение тематических энциклопедий, игры с картой мира и т.п. способны активизировать интерес ребенка к окружающему миру.

Если раньше гендерные отличия были не так заметны, то сейчас мальчики стараются проводить больше времени с папой за «мужскими» занятиями, девочки начинают интересоваться своей внешностью, одеждой, украшениями.

СоветЗадача родителей — раскрывать в ребенке его качества, заложенные природой. Если у мальчиков это: упорство, сила воли, лидерские качества, то у девочек это: мягкость, очарование, заботливость, аккуратность и т.д.

В этом возрасте игры становятся ролевыми, ребенок старается перевоплотиться в того или иного героя. Родители могут использовать их для изучения малышом различных социальных ролей. Кроме того, стремление ребенка к подражанию отлично помогает при изучении профессий (игры в доктора, повара, археолога, инженера и т.д.). Подобные занятия очень благотворны для его всестороннего развития.

Каким бы ни было развитие ребенка в четырехлетнем возрасте, родителям следует принимать малыша таким, какой он есть. Не нужно стараться подгонять его под высокие стандарты, а корректировку лучше проводить без напряжения, в игровой форме, радующей малыша. Никакой успех и достижения в жизни не заменят любовь и внимание родителей, которые более всего другого необходимы ребенку в этот период.

Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Различия в развитии мальчиков и девочек к четырем годам становятся наиболее заметными.

В сфере интересов девочек лежит человек, взаимоотношения между людьми, организация быта, красивые предметы обихода. Мальчики же стараются преобразовывать существующий порядок.

В отношении к вещам девочки быстрее начинают понимать их утилитарное значение. Мальчиков интересует устройство каждого предмета, возможность использовать его не по прямому назначению. Как правило, многие мальчики не особенно бережливо относятся к вещам.

При включении в деятельность девочки делают это активно. Мальчики же подготавливаются. Девочки задают вопросы во время игры с желанием пообщаться, а мальчики – чтобы получить необходимую им информацию. Девочки больше любят игры, связанные с опекой, желанием помогать, с обучающей функцией. Любимые игры мальчишек – подвижные, без опоры на правила.

Конструирование. Девочки обычно действуют по образцу в отличие от мальчишек, которые постоянно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.

В речи девочки чаще используют существительные и прилагательные, а мальчики – глаголы и междометия.

Изучая особенности мышления детей, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении головного мозга. У девочек более развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчиков – правое, отвечающее за пространственно-временные представления. Для развития девочек характерно преобладание наглядно – образного мышления, для мальчиков – абстрактного. Память девочек долговременна, тогда как у мальчиков превалирует кратковременная память.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]