Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС


Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

 Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения — всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. Но такое развитие не может происходить без тесного взаимодействия ДОУ и семьи. Семья — это первый институт в жизни ребенка.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОУ, в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому современное семейное и дошкольное воспитание не должны рассматриваться как автономные сферы развития дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Сегодня руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

‒ планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

‒ практическая помощь семье в воспитании детей;

‒ организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

‒ вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

Какие же формы организации взаимодействия ДОУ и семьи актуальны сегодня? А формы могут использоваться как традиционные:

‒ родительские собрания;

‒ индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами и специалистами;

‒ информационные стенды, где подбирается консультационный материал по интересующим темам;

‒ фоторепортажи и съемки различных видов деятельности в каждой группе и всего ДОУ.

Так и нетрадиционные:

‒ выпуски внутрисадовских газет, на страницах которых родители могут поделиться своим опытом семейного воспитания;

‒ выставки семейного творчества;

‒ различные мастер-классы с участием родителей;

‒ «дневники обратной связи», где педагоги и родители рассказывают друг другу о достижениях детей;

‒ организация различных совместных проектов («Школа заботливого родителя», «Здоровая семья» и т. д.) с целью решения проблемы укрепления семьи как социальной единицы;

‒ организация семейных клубов, которые позволяют создать ситуацию успеха для каждой семьи без исключения и которая сопровождается положительными эмоциями участников детско-родительского коллектива, позволяет учитывать индивидуальность каждого участника, как взрослых, так и малышей;

‒ использование сайта детского сада для информирования родителей о деятельности учреждения, консультирования по различным вопросам, организации обратной связи;

‒ совместные праздники с родителями и детьми.

Такие формы работы позволят организовать высокую степень информированности родителей о состоянии дел в детском саду с целью более качественного развития и воспитания детей не только в ДОУ, но и дома, активизировать готовность родителей участвовать во всех сферах деятельности дошкольного учреждения, установить положительный психологический климат в отношениях «родители — дети — педагоги». Но самое главное в организации взаимодействия ДОУ и семьи — отступить от формализма в организации данной деятельности. Необходимо стремиться к диалогу, учитывать социальный запрос (интересы, нужды и потребности родителей в вопросах развития и воспитания детей), организовать «открытость» дошкольного учреждения для родителей.

Сегодня, конечно, инициатива больше исходит от педагогов, но уже можно сказать, что родители все более активнее откликаются на предложения педагогов к сотрудничеству и признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

Наше дошкольное учреждение в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, уделяет огромное внимание взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников. Совместно с родителями оформили портфолио для каждого ребенка, в котором есть странички «Посоветуйте мне» и «Спрашивайте, родители», где родители

могут задать интересующий их вопрос, а специалисты, работающие с ребенком, могут дать рекомендации и оказать помощь в решении вопроса, возникающего у родителей.

Так же нашли отклики у родителей творческие мастерские с участием детей и родителей, когда мамы вместе с детьми проявляют художественное творчество в продуктивных видах деятельности, делятся своим талантом с другими мамами. Проведение совместных творческих конкурсов «Волшебница «Осень», «Рождественская сказка», «Зимний городок» вызывает неподдельный интерес у родителей и воспитанников и позволяет привлечь к участию всех членов семьи.

Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в организации совместной театрализованной деятельности, в проведении «Круглых столов» на различную тематику, принимают участие в праздниках и развлечениях. С большим желанием проходят акции «День птиц», «Дерево в ладошках», «Каждая соринка в корзинку», «Совместный экологический субботник». Все они направлены на сотрудничество семьи в рамках не только формирования экологической культуры, духовно — нравственных и патриотических качеств дошкольников, развитие личности ребенка, но и повышения ответственности и роли родителей в воспитании своего ребенка.

Организация совместных спортивных мероприятий «Осенний семейный марафон», «Зимняя спартакиада», «Мама, папа, я — здоровая семья» направленны на формирование основ здорового образа жизни взрослых и детей, улучшает психологический климат семьи и учреждения.

Многие из этих мероприятий стали традиционными для детского сада и родителей.

Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия ДОУ и семьи — двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.

Литература:

1. Журнал «Управление ДОУ», 2013г.

2. Любчик С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи/ Управление ДОУ. 2013. № 6.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М., 2013.

ФГОС ДО о взаимодействии с родителями дошкольниковматериал на тему

Памятка для воспитателей

ФГОС ДО

о взаимодействии с родителями

воспитанников

Одним из принципов сформулированных во ФГОС ДО является:

  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей (ч.1, п. 1.2., п.п.2)

Одним из основных принципов дошкольного образования является:

  • Сотрудничество Организации с семьей (ч.1, п. 1.2., п.п.5).

Одной из задач, на решение которых направлен Стандарт является:

  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (ч.1, п. 1.6., п.п.2)
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетен6тности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей(ч.1, п. 1.6., п.п.9).

Стандарт является основой для:

  • Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ч.1, п. 1.7., п.п.6)

В стандарте прописаны требования которые направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды которая:

  • Обеспечивает открытость дошкольного образования (ч. III, п. 3.1., п.п.5)
  • Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (ч. III, п. 3.1., п.п.6)
  • Одной из психолого-педагогически условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования, является:
  • Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность(ч. III, п. 3.2.2, п.п.8)
  • Также в ч. III Стандарта прописаны условия, направленные для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
  • Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ч. III, п. 3.1., п.п.6)
  • В целях эффективной реализации образовательной Программы должны быть созданы условия для:
  • Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в т.ч. инклюзивного образования (в случае его организации) (ч. III, п. 3.1., п.п.6)
  • Также Организация должна создавать возможности, в т.ч. для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности (ч. III, п. 3.1., п.п.6)

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Библиографическое описание:

Клевцова, М. Н. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11249/ (дата обращения: 03.01.2022).


На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В новом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов в развитии детей. И трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

Для успешного сотрудничества с родителями нужно придерживаются следующих принципов взаимодействия:

  1. Доброжелательный стиль общения с родителями. Ежедневно во время консультаций и бесед стараться создать партнерские, доверительные отношения.
  2. Индивидуальный подход. Проявляется в ежедневном контакте, когда родители приводят и забирают детей.
  3. Сотрудничество, а не наставничество. В педагогических ситуациях общаться «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
  4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями тщательно и серьезно готовиться.
  5. Динамичность. В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представлять собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы работы с семьей.

Для того чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса, и ответственными за воспитание и обучение детей определены следующие задачи:

‒ Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

‒ Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

‒ Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.

‒ Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

‒ Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

В ФГОС ДО сформулированы основные направления работы с родителями:

  1. Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
  2. Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
  3. Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
  4. Досуговое направление: Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Поэтому активно используются следующие формы работы:

Познавательное направление, которое включает в себя:

‒ родительское собрание и встречи за «круглым столом»;

‒ консультации и индивидуальные беседы;

‒ проектная деятельность;

‒ выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи являются родительское собрание и встречи за «круглым столом» — например, на родительском собрании «Вот и стали мы на год взрослее», раскрываются возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств. В процессе дискуссии за «круглым столом» «Формирование здорового образа жизни дошкольника в детском саду» вместе с родителями обсуждаются вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, знакомятся с наиболее эффективными формами взаимодействия с детьми по здоровому образу жизни в детском саду.

В индивидуальных консультациях и беседах с родителями: «Если ребенок плохо ест», «Совместный труд в семье», «Одеваем детей по сезону», «Почему капризничает ребенок», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка», оказывается помощь по тому или иному вопросу воспитания, даётся квалифицированный совет.

Ничто так не сближает родителей, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, изготовление атрибутов, конкурсы, экскурсии, родительские собрания, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками в любом деле. Работа над проектами ведется постоянно, а участие в них родителей уже традиция. Например, во время проекта «Знакомство с профессией «Продавец» родители изготавливают различные атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», с детьми беседуется о правилах при посещении магазина.

В проекте «Здоровей-ка» изготавливается нестандартное физкультурное оборудование, корригирующие дорожки для закаливания детей. На родительском собрании делятся опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Следующим немало важным направление является информационно-аналитическое, которое включает в себя:

‒ анкетирование;

‒ тестирование;

‒ личные беседы.

С целью изучения семьи, родителями заполняются «Социальные паспорта», для определения социального статуса семьи, анкетирование «Оценка качества предоставления образовательных . Проводятся личные беседы, это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учитываются индивидуальные особенности. Данные формы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Одним из направлений является наглядно-информационное, которое включает в себя:

‒ консультации;

‒ информационные буклеты;

‒ памятки;

‒ информационные листы;

‒ папки-передвижки;

‒ реклама детского сада.

В группах оформляются родительские уголки, в которых содержатся материалы информационного характера: распорядок дня, расписание занятий, антропометрические данные детей, консультативный материал, советы, объявления различного характера.

Важным направлением является досуговое, которое включает в себя:

‒ праздники;

‒ развлечения;

‒ досуги.

В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Развлечения и досуги проводятся не для родителей, а с привлечением родителей. Это делается для того, чтобы знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Например, во время досуга «Вместе дружная семья» родители принимают активное участие: папы с детьми строят дома, мамы танцуют с детьми, в завершении показывается совместная сказка «Репка».

Вместе с детьми можно поздравить родителей с праздниками. Выпустить стенгазеты «Наши папы бравые солдаты», «Мамочка любимая моя». Делаются коллективные работы «Корзина с подснежниками», «Букет ромашек».

Использование разнообразных форм работы даёт определённые результаты: родители, становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создаётся атмосфера взаимоуважения.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Литература:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина, — Волгоград: 2014.
  2. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.
  3. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О. М., — Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду, — М.: Айрис-пресс, 2009.
  5. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, — СПб: Детство-пресс, 2013.
  6. Социальное партнёрство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т. В. Цветкова, — М.: ТЦ «Сфера», 2013.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: детский сад, родитель, ребенок, родительское собрание, здоровый образ жизни, семья, эмоциональный контакт, познавательное направление, проектная деятельность, Российская Федерация.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]