Определение дидактики
Слово “дидактика” переводится с древнегреческого как “обучающий”. Так вот, когда обучение детей проводится в неформальной игровой атмосфере, когда ребенок “учится играючи”, испытывая удовольствие от процесса, — это и урок, и игра, дидактическая игра.
Образное мышление ребенка непосредственно связано с тем, что маленький человек познает мир в игровой форме.
Если вы со своим чадом провели выходной в зоопарке, и на него произвел впечатление орангутанг Буба, то приготовьтесь к тому, что ближайшие несколько дней все члены семьи будут участвовать в игре под названием “Буба в зоопарке”.
Образное мышление помогает ребенку чувствовать красоту окружающего мира, верить в сказку, развивает воображение, творческие способности.
Игра для дошкольника — образ жизни. И если игре придать обучающую направленность, то стопроцентное усвоение материала гарантировано. Вот почему дидактическая игра по развитию речи так активно используется при работе с детьми.
Пособие «Цифровые пазлы»
Такая игра заинтересует малышей не только во время занятий, но и на досуге. Сделать такое пособие очень просто, поэтому есть возможность видоизменять и усложнять задания. Например, можно выбрать изображения по теме «Зима», «Животные леса», «Транспорт» и другие. Распечатав подготовленные иллюстрации, их нужно приклеить на картон. Затем необходимо разрезать изображение на несколько частей, после чего пронумеровать. Таким образом получается пазл, который нужно собрать сверху вниз от единицы и до последней цифры.
Средняя группа благодаря такой познавательной деятельности может закрепить знания о цифрах и счете.
Цель игры
Дидактические игры развивают у ребенка:
- Познавательные навыки. Ребенок наблюдает, узнает много нового, расширяет уже имеющиеся знания об окружающем мире, живой и неживой природе.
- Умственные способности. Человек учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще — запоминать, сравнивать, оценивать.
- Речь. Существенно увеличивается словарный запас, улучшается произношение, формируется способность участвовать в диалогах, произносить монологи.
- Нравственные качества. Ребенок учится помогать, сочувствовать, сдерживать себя, уважать других.
- Социальную адаптацию. Приобретаются такие навыки, как умение конфликтовать, участвовать в соревновании, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, уступать другим, а также не давать в обиду себя.
Поэтому, если ваш кроха уже полчаса просит вас поиграть с ним, а у вас на это совершенно нет времени, дайте ему баночку с манной крупой, в которой спрятана фасоль, и попросите его приготовить ужин для питомцев зоопарка. Пока вы варите борщ для папы)).
Продумывание темы
План, как сделать настольную игру своими руками, начинается с идеи. Причем не нужно сидеть и специально ждать вдохновения. Оригинальные задумки могут прийти при выполнении повседневных дел, прогулках или дружеских. Иногда это что-то относительно новое, в других случаях это усовершенствование уже имеющегося, или комбинирование нескольких известных игр.
Источников вдохновения может стать любимая книга, фильм, телепередача или шоу. Главное, держать под рукой блокнот или электронный органайзер, чтобы записать появившиеся идеи.
Виды и примеры дидактических игр для дошкольников
Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные дидактические игры.
Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.
Игры с предметами
1. Волшебный мешочек
Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.
2. Радуга
Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.
Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.
Настольно-печатные игры
Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:
- Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
- Пазлы.
- Лото.
- Картинки: найди различия.
- Картинки: подбери пару.
- Лабиринты.
- Конструкторы.
Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.
Словесные игры
Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.
1. Кукла
Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.
2. Кого нет?
Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.
3. Кубик
Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?
4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.
Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.
Пособие «Планшет»
Самостоятельно изготовить такое дидактическое пособие не составит труда. Нужно лишь из подручных материалов (картона, цветной бумаги и самоклеящейся пленки) сымитировать электронный гаджет. При этом нужно прикрепить несколько полос липкой ленты на «экран». Затем по мере необходимости требуется изготавливать набор карточек для этого пособия. Например, можно распечатать серию иллюстраций. Их дети должны прикрепить к «планшету» в такой последовательности, чтобы получился связный завершенный рассказ.
Также можно составлять схемы слов или предложений, выделять картинки с необходимым звуком, разбирать фонетические таблицы.
Для старшей группы такая игра может оказаться слишком простой, а малыши не всегда могут правильно понять задание. Поэтому применение такого пособия будет наиболее эффективным для воспитанников средней группы ДОУ.
Дидактические игры по развитию речи своими руками
Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.
Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.
Мишка и шишки
Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).
Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.
После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.
Кукольный театр
Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.
Магазин Ткани
Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья. Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет.
Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.
Самое главное, что игры — это общение с маленьким человеком, который с нашей помощью начинает путешествие под названием ”жизнь”. Давайте сделаем его незабываемым, радостным, наполненным живым душевным теплом.
С чего начать?
Чтобы изготовить дидактическое пособие для ДОУ, в первую очередь, следует ознакомиться с требованиями ФГОС, рабочей программой детского сада, перспективным планом группы конкретной возрастной категории детей. Затем предлагаем организовать работу по изготовлению игры согласно следующему плану:
- Определить для какого возраста рассчитано пособие;
- Выделить образовательно-воспитательные цели игры;
- Отметить варианты применения (во время занятий, для самостоятельного использования детьми);
- Указать какие потребуются материалы для изготовления пособия;
- Сроки работы над созданием дидактического материала;
- Непосредственное изготовление игры.
Как применять самодельные дидактические пособия в ДОУ?
Изготовить дидактические пособия для детского сада — это только половина задачи. Важно правильно уметь применять такие игры в образовательно-воспитательном процессе.
Итак, развивающие игры, изготовленные собственноручно, можно использовать как на занятиях, так и во время самостоятельных игр детей. То есть такая деятельность может быть запланированной или спонтанной, например, во время непогоды. Если дидактические игры применяют во время занятия, то такая работа должна иметь четкую цель и задачи. Игровая деятельность во время образовательной работы способствует мотивации детей к познанию, закреплению учебного материала, является способом формирования практических навыков и умений дошкольников.
Если же дидактические материалы применяются в работе во время досуга малышей, то в таком случае важно правильно организовать детей, объяснить правила игры, руководить процессом. Это необходимо для того, чтобы деятельность была целенаправленной и принесла образовательные результаты.
Дидактические материалы для развития сенсорики
Не секрет, что младшие дошкольники и дети ясельного возраста воспринимают предметы зрительно и тактильно. То есть для малышей очень важно, чтобы вещь была яркой, внешне привлекательной для них. Благодаря тактильным ощущениям дети учатся понимать свойства предметов (например, твердый или мягкий), качества материалов (пушистый, скользкий, ровный). Такая игра развивает мелкую моторику. Как же самостоятельно изготовить сенсорное дидактическое пособие для дошкольников?
Предлагаем игру «Волшебные шкатулки». Для того чтобы создать такое пособие понадобится несколько небольших картонных коробочек и различные виды круп. Дети выбирают понравившуюся шкатулку. Малышам предлагается рассмотреть, потрогать содержимое. Затем можно организовать такие игры:
- «Найди все шкатулки с фасолью (горохом, гречкой)»;
- «Угадай с закрытыми глазами»;
- «Выбери только фасоль (горох, гречку)» (воспитатель предварительно перемешивает крупы);
- «Рисуем пальчиком на крупе»;
- «Пересыпь из одной емкости в другую».
Смастерив из пластиковой коробки и самоклеящейся пленки, например, Колобка, детей можно попросить «накормить» сказочного героя содержимым их шкатулки.