Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста


Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста

Любовь Душебаева

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста

В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.

Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.

Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением. Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей.

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Позиции воспитателя в разные моменты совместной деятельности.

Воспитатель приглашает детей к деятельности непринужденно:

• Давайте сегодня.

• Кто хочет, устраивайтесь удобнее.

• Кто хочет — присоединяйтесь.

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает»

развивающее содержание
(новые знания, способы деятельности и пр.)
. Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение. Особым образом строится и заключительный этап
деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно,как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.
Таким образом, существенными характеристиками организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности;

свободное общение и перемещение детей во время совместной деятельности;

открытый временной конец совместной деятельности (каждый работает в своем темпе)

Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола»

, приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников
(включая взрослого)
за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал.
Партнер-взрослый всегда вместе (рядом)
с
детьми, в круге. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление. Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись,вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы,в результате меняются:

стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному)

;

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским»

столом к месту за общим столом рядом с
детьми);
отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.

Таким образом, при организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей.

Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы просто не возникают.

Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.

Дети могут работать в разном темпе.Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми в форме совместной партнерской деятельности:

уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;

обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью.

создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности

широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования

Задачи младшего дошкольного возраста

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте задачи таковы:

  • стимулировать интерес к предлагаемой деятельности;
  • вовлечь детей в процесс обучения;
  • для формирования различных концепций;
  • Привлеките детей к воспроизведению картинок, используя различные варианты;
  • Поощряйте детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Улучшение психических процессов:

  • Формирование эмоционального интереса;
  • Ознакомление с предметами и действия с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • Развитие языка.

Формирование навыков и умений проектного исследования:

  • осознание поставленной цели;
  • Владение различными способами решения поставленных задач;
  • Способность предвидеть результат на основе прошлого опыта;
  • Ищите различные средства для достижения цели.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.

1) Физическое развитие:

  • Стимулирование естественного процесса развития двигательных навыков и качеств;
  • Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о собственном здоровье (например, ролевой проект «Азбука здоровья»);
  • Социальное развитие: формирование способов общения (например, открытие «Моей семьи», индивидуальные семейные проекты «Семейное дерево»).

2) Когнитивное развитие:

  • Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение возможностей ориентации в окружающем мире;
  • осознанное использование органов чувств при решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы»).

3) Эстетическое развитие:

  • Развитие эмоционально-оценочного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • Овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролевые проекты «Любимые игрушки» и т.д.).

Второй этап — развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт различной совместной деятельности, могут координировать действия, помогать друг другу. Ребенок реже обращается с просьбами к взрослому и активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развивается самоконтроль и самооценка; они способны достаточно объективно оценивать свои собственные действия и действия своих сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель и способны выбирать средства, необходимые для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап — творческий, он характерен для детей в возрасте 6-7 лет. На этом этапе очень важно, чтобы взрослые развивали и поддерживали творческую активность детей, создавали условия для того, чтобы дети могли самостоятельно определить цель и содержание предстоящей деятельности, выбрать способ работы над проектом и уметь его организовать.

Задачи старшего дошкольного возраста

Поэтому задания для старшего дошкольного возраста:

  • Поисковая деятельность, для развития интеллектуальной инициативы;
  • развивать особые способы ориентации — экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщенные приемы умственного труда и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность прогнозировать будущие изменения.

Создание условий для учебной деятельности:

  • Произвол в поведении и производственной деятельности;
  • необходимость формирования собственной картины мира;
  • навыки коммуникативного понимания.

Формирование навыков и умений проектного исследования:

  • определить проблему;
  • самостоятельно ищут желаемое решение;
  • выбрать наиболее подходящий метод и продуктивно его использовать;
  • самостоятельно анализировать результаты.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:

1) социальное развитие:

  • Развитие самопознания и позитивной самооценки;
  • владение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетенции;
  • Осознание функций языка (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).

2) Физическое развитие:

  • Развитие осознанного подхода к собственному здоровью;
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • Совершенствование процесса развития двигательных навыков и качеств (например, ролевые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

3) Когнитивное развитие:

  • Систематизация знаний, содействие развитию познавательных и творческих способностей;
  • Развитие навыков практического и интеллектуального экспериментирования и символического моделирования, языкового планирования, логических операций (например, Клуб любителей книг «Волшебная страна»; групповые проекты «Подводный мир», «Веселая астрономия»; межгрупповой проект «Времена года»).

4) Эстетическое развитие:

  • Углубленное знакомство с искусством, разнообразие художественных образов;
  • Овладение различными видами художественной деятельности;
  • Развитие способности выносить эстетические суждения.

Таким образом, проектная деятельность формирует субъектную позицию ребенка, раскрывает его индивидуальность, реализует его интересы и потребности, что в свою очередь способствует развитию личности ребенка. Это соответствует общественному строю на современном этапе.

Особенность взаимодействия при применении метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослые должны «направлять» ребенка, помогать в обнаружении проблемы или даже провоцировать ее возникновение, вызывать интерес к ней и «втягивать» детей в совместный проект, но в то же время не переусердствовать в помощи и заботе.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Для чего он нужен?», «Каким будет продукт проектной деятельности?», «В какой форме будет представлен продукт?».

Работа над проектом, включающая разработку содержательного плана действий, который формируется и уточняется в течение периода, проходит несколько этапов. На каждом этапе взаимодействие учителя с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:

  1. Постановка цели: учитель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и выполнимую задачу на определенный период времени.
  2. Разработка проекта — план мероприятий по достижению цели:
  • К кому обратиться за помощью (к взрослому, учителю);
  • какие источники информации нужно найти;
  • какие вещи использовать (материалы, оборудование);
  • какие элементы вам необходимо освоить для достижения цели.

3. Реализация проекта — практическая часть.

4. Резюме — определение задач для новых проектов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]