Направления продуктивной деятельности
Есть несколько направлений продуктивной деятельности:
- создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
- наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
- создание макетов;
- создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
- изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
- придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
- создание театральных материалов для своего спектакля – изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.
Проделанная работа даёт следующие результаты:
- для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
- у детей развиваются творческие способности;
- в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
- дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.
Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова. Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:
- активности;
- наблюдательности;
- самостоятельности
- целеустремлённости;
- способности доводить до конца начатое;
- умения усваивать полученную информацию;
- терпения.
При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.
конспект НОД для старшей группы «Подари частичку добра»
Конспект НОД для старшей группы. Цель применения ИКТ в ННОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, поддержать мотивационную линию на протяжении всего ННОД, активизировать познавательную деятельность детей, концентрация внимания дошкольников
Цель ННОД: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.
Задачи приоритетной образовательной области:
Социально-коммуникативное развитие:
- продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»;
- формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание доброжелательность, стремление к благотворительности, готовности к гуманным поступкам.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие:
- способствовать развитию творческого мышления через создание рисунка по собственному замыслу;
- совершенствовать умение доводить начатое дело до конца.
Познавательное развитие:
- совершенствовать познавательную активность;
- сформировать у детей понятие «благотворительность»;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать.
Речевое развитие:
- развивать связную, грамматически правильную речь;
- активизировать в речи использование нового слова «благотворительность».
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику рук;
- достичь положительного эмоционального настроя.
Предварительная работа: чтение сказок, обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы по рассказам на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций.
Планируемые результаты: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Проявляет интерес к продуктивной деятельности, развита мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать, умение участвовать в совместной деятельности в подгруппе, умение отвечать на вопросы.
Регулятивные – готовность выбирать для себя род занятий по собственному замыслу.
Познавательные – умение работать по иллюстрации, умение устанавливать причинно-следственные связи .
Личностные – умение соотносить поступки и события с принятыми принципами и моральными нормами; формирование умения прийти на помощь .
Оборудование для педагога: проектор, ноутбук, наглядное пособие «Уроки доброты», аудиозаписи песен («Улыбка», «Если добрый ты»), видеозапись «Дорогою добра».
Оборудование для детей: альбомный лист, цветные карандаши, карточки для игры «Можно – нельзя»,фишки
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть (продолжительность 5 минут) | |
Цель: привлечение внимания детей, организация их на образовательную деятельность | Цель: включение в образовательную деятельность, определение причины использования в речи ласковых слов |
Ребята, доброе утро! Каждый наш день начинается со слов «Доброе утро!», «Здравствуйте» А для чего же мы произносим эти слова? | Ответы детей |
Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым хорошего настроения, здоровья, чтобы весь день у нас был хорошим и добрым. Когда у нас настроение хорошее, то мы улыбаемся, нам кажется, что мы можем сделать любое дело, даже с прохожими хочется поделиться своим хорошим настроением. И добро возвращается, переходит от одного человека к другому. Очень приятно говорить добрые слова окружающим. Давайте и мы поприветствуем друг друга и обменяемся ласковыми словами. Приветствие «Волшебный клубочек» | Дети, сидя на ковре по кругу передают клубок ниток и говорят ласковое слово соседу |
Основная часть (20 минут) | |
Цель: воспитать в детях потребность делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения. Обогащение и активизация словаря «Благотворительность: «благо» (добро), «творить» (делать) – делать добро. Развивать мелкую моторику. | Цель: Принять участие в обсуждении. Показать свое умение изготовления подарков по собственному замыслу. Выполнение заданий на группировку. |
Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» Ребята, а знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто: Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч. | Дети слушают слова воспитателя |
Воспитатель читает стихотворение, жестами и мимикой показывает его. – Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? | Ответы детей |
Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее. Какие еще добрые поступки могут совершить дети? | Ответы детей |
Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? | Ответы детей |
Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»? | Предположения детей |
«Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро». – А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы отличить добрые поступки от недобрых. | Дети слушают слова воспитателя |
Игра «Можно – нельзя». Нужно разделиться на 4 команды. Каждой команде необходимо распределить фишки по карточкам. Зеленые фишки означают добрые поступки, а красные – недобрые поступки. | Дети делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает и распределяет фишки по карточкам. Звучит тихая мелодия «Если добрый ты» |
– Сейчас проверим, как вы справились с заданием. | Дети объясняют поступки, нарисованные на карточках. |
Молодцы. Правильно. Когда человек совершает добрый поступок, оказывает добровольную помощь, то значит он занимается благотворительностью. Добровольная помощь означает, что вы будете помогать просто так, то есть даром, по своему желанию. В наше время проводятся благотворительные концерты. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд 1. Концерт | Ознакомление со слайдом |
Люди собирают деньги на строительство школ, церквей, соборов, на лечение тяжелобольным людям. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд 2.Сбор денег (Люди кладут деньги в специальный контейнер) | Ознакомление со слайдом |
Ребята, нам с вами повезло, у нас есть родители, которые о нас заботятся, родственники, друзья. Когда мы заболеем, они всегда приходят на помощь, лечат нас, утешают. А есть детки, у которых нет близких, им никто не помогает. И вот именно для них проводятся такие благотворительные мероприятия. Проводятся благотворительные игры, в которых участвуют известные актеры, артисты, отдающие свой выигрыш для больниц, детских домов. Некоторые люди собирают вещи в помощь людям, у которых не хватает денег на покупку одежды, игрушек. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №3 Сбор вещей | Ознакомление со слайдом |
Мы с вами можем тоже заниматься благотворительностью. Для этого нужно совершать добрые дела. Мы можем помогать людям попавшим в трудную ситуацию, делиться с другими, быть добрыми, внимательными к другим. Если вы покормили бездомного котенка, или например, приютили щенка – значит сделали доброе дело по отношению к ним. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №4 Ребенок кормит бездомного котенка | Ознакомление со слайдом |
Если вы защитили человека, которого обижают– то вы тоже сделали доброе дело. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №5 Мальчик защищает девочку от хулигана | Ознакомление со слайдом |
Если вы подарили игрушку ребенку, который живет без родителей– то значит вы занимаетесь благотворительностью. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №6 «Мальчик несет игрушки в детский дом» | Ознакомление со слайдом |
Добрые дела приносят людям радость. И сегодня мы с вами можем сделать доброе дело – мы подарим нашим малышам рисунки, а значит порадуем их. Но сначала мы немножко разомнемся. | Дети слушают слова воспитателя |
Пальчиковая гимнастика «Доброта» Если пальчики грустят – Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони) | Дети выполняют гимнастику |
Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. (трясем кистями) Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. («моем»руки, дышим на них» ) К себе ладошки мы прижмем, (Прижать ладони к груди) Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки,Поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро и легко стучат) Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке) | Дети выполняют гимнастику |
Давайте вспомним пословицы о добре и приступим к изготовлению подарков. – Добрый человек добру учит. – Доброе слово лечит, а худое калечит. | Дети говорят пословицы о добре. |
Еще пословицы: – Добро всегда побеждает зло. – Добро век не забудется – Жизнь дана на добрые дела. – Мир не без добрых людей. | Дети слушают слова воспитателя |
А теперь предлагаю вам нарисовать для деток с младшей группы подарки. Каждый может нарисовать то, что принесет радость нашим малышам. | Дети выполняют задание. Звучит песня «Улыбка» |
Заключительная часть (рефлексия, продолжительность 5 минут) | |
Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали? Где Вы это можете применить? | Ответы детей |
Мы с вами тоже можем делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые и вежливые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее. Будьте добры – это я говорю по секрету. Будьте добры – и не ждите за это конфету. Будьте добры – без игры и во время игры. Если сумеете, будьте скорее добры. | Дети слушают слова воспитателя |
Видеопесня «Дорогую добра». | Дети смотрят и слушают видео-песню |
Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?
Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта. Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:
- Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
- Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
- Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
- Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
- В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
- Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее. Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения. Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.