очки для виртуальной реальности | На сайте gidroboom.ru душевые кабиныWeltWasser по низким ценам

Особенности взаимодействие педагога-психолога с педагогами детского сада


Особенности взаимодействие педагога-психолога с педагогами детского сада

11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреж­дения у них эмоционального выгорания.

12. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

Можно заметить, что в совместной работе педагога-психолога и воспитателя одним из необходимых условий является создание положительного эмоционального фона и отклика ребенка. На основе этого наиболее эффективно происходит работа по развитию, а иногда и коррекции эмоционально-волевой, познавательной и личностной сфер детей.

Одной из форм взаимодействия педагога со специалистами, в частности с педагогом- психологом, является «Тетрадь взаимодействия со специалистами». Тетрадь взаимодействия включает в себя раздел «Рекомендации педагога- психолога» по работе с детьми. Рекомендации педагога- психолога вписываются в тетрадь ежемесячно. В них прописываются игры, упражнения для закрепления с детьми полученной информации на занятии с педагогом- психологом, а так же рекомендации по индивидуальной работе с конкретным ребёнком.

Проведя с детьми коррекционную работу по указанной теме, воспитатель делает в «Тетради взаимодействия со специалистами» отметки, обозначая способы и методы проведённой работы. Если воспитатель испытывает затруднения при подборе материала, то материалы подбираются и обсуждаются с педагогом- психологом.

В модели сопровождения «педагог-психолог — воспитатель» теряют всякий смысл вопросы типа: кто кому больше нужен? Или кто для кого «поставляет» информацию о ребенке: воспитатель педагогу-психологу или педагог-психолог воспитателю? Вывод напрашивается сам за себя: без взаимного обмена информацией ни воспитатель, ни педагог-психолог не смогут грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.

С одной стороны, педагог-психолог нуждается в информации воспитателя, результатах его наблюдений и анализа характеристик деятельности и поведения дошкольника. Не обладая этими данными, ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в приоритетных направлениях работы с ним.

С другой стороны, воспитателю необходима информация педагога-психолога о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках существующих учебных и социально-психологических проблем. Без этой информации воспитателю трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий.

Между тем образовательная практика показывает, что далеко не всегда удается организовать взаимодействие педагогов и психологов эффективно.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Казначеева Нина Ивановна педагог-психолог МДОУ №76 с. Речицы Московская область консультации, психологическая помощь, пропаганда психологических знаний, тренинги, КВН, семинары, презентации, лектории, стендовая информация. Беседа с воспитателем может носить информационный или диагностический характер. Информационную беседу психолог проводит при приеме на работу новых воспитателей, или когда он сам приходит впервые в коллектив ДОУ. В ней можно выявить творческий потенциал, уровень конфликтности. Диагностическая беседа позволяет выявить проблему, беспокоящую воспитателя, выбрать методы для ее решения. Информационная беседа. *Кем бы вы хотели работать, если бы не работали воспитателем? *Какие «плюсы» находите в своей работе? *Какие «минусы» находите в своей работе? *Что могли бы предложить для улучшения психологического климата в коллективе? *В чем видите помощь родителей? *Какой информации об особенностях возраста, поведения, способностях детей вам не хватает? *Чему могли бы научить коллег? *Вы «сова» или «жаворонок»? *Какие занятия вам нравится проводить больше всего? *как вы предпочитаете отдыхать? *Какие поощрения следовало бы ввести для воспитателей? Диагностическая беседа. Проблема – переутомление *Когда вы заметили чрезмерную усталость? *В чем проявляется усталость? *Как пытаетесь справиться с усталостью? *Как обычно проходит ваш вечер, выходной день? *Каким вы видите идеальный отдых? *В какое время суток ощущаете утомление сильнее всего? *Считаете ли обязанности, возложенные на вас, чрезмерными, требования завышенными? *Как вы полагаете, кто бы мог помочь вам справиться с усталостью? *Страдаете ли бессонницей? *Принимаете ли успокоительные средства? *Как вы полагаете, что является истиной причиной вашего переутомления? Беседа позволяет узнать человека лучше, выявить что его беспокоит, создать первичную психологическую базу для дальнейшей диагностики. Информацию, полученную в ходе беседы, хорошо дополнить результатами тестирования. Если в коллектив приходит новый воспитатель, психолог может его продиагностировать, обработать полученные результаты, ознакомить с их результатами руководителя. Диагностика может быть направлена на определние личностных качеств: на доброжелательность, умение слушать других людей, терпение, выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность, стремление профессионально совершенствоваться, организованность, умение работать в команде, чувство юмора, творческий потенциал, грамотность, эрудицию. Чтобы проверить, насколько у сотрудника развиты воображение, творческий потенциал, можно предложить ему перевоплотиться в Золушку, Карабаса-Барабаса, Снежную Королеву, придумать дизайн игровой комнаты. Обладает ли человек грамотной и образной речью, можно выявить, предложив ему написать эссе «Один день из жизни воспитателя». Общую эрудицию сотрудника можно проверить. Предложив ему ответить на вопросы из нескольких областей знаний, написать краткий сценарий интерактивных игр «В стране математики», «Наш дом – Земля». Консультирование — очень ответственное и непростое дело. Воспитатели очень чувствительны к критике и неодобрению. Консультации могут касаться: • Личных проблем; • Отношений с коллегами; • Отношений с детьми; • Отношений с родителями. Оптимальный порядок проведения консультации следующий. 1. Расслабление.(расположить к себе) 2. Подведение к сути проблемы. 3. Обсуждение сути проблемы. 4. Обсуждение путей решения проблемы. 5. Принятие путей решения проблемы. Скорая психологическая помощь. Это вид психологической помощи, которую психолог ежедневно оказывает сотрудникам ДОУ по их требованию (стресс, конфликт, синдром хронической усталости). Если воспитатель обращается к психологу тогда, когда он занимается с детьми, следует дать детям самостоятельные задания или оставить с помощником воспитателя и выйти соседнюю комнату. Выяснить причину обращения, предложить сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Выпить воды. Развести детей по группам и как можно быстрее заняться возникшей проблемой. Почему? *Состояние и настроение воспитателя влияет на детей. *Эмоциональное состояние может оказать существенное влияние на физическое состояние воспитателя. *Если попытаться отложить решение проблемы, это может быть воспринято как игнорирование и нежелание помочь. Следует дать возможность сотруднику высказать суть проблемы и сформулировать отношение к ней, не пытаясь ничего анализировать. Когда консультируемый выскажет все, следует постараться встать на позиции как его самого, так и человека с которым произошел конфликт. Затем предложить путь временного разрешения проблемы с тем, чтобы впоследствии проанализировать и решить ее окончательно. Психологическая безопасность Уважаемые коллеги, ведь не секрет, многие из нас испытывали на себе «психологическое давление» Хорошо, если это кратковременный факт. А если это происходит длительное время и наносит вред здоровью. Что нужно знать, чтобы справиться с ситуацией? Во-первых, познакомлю вас с терминологией, принятой в современной психологии. Моббинг – это любое патологическое действие на месте работы или в связи с работой, психологический терроризм более полугода. Моббер – руководитель или члены коллектива, провокаторы психологического террора, инициатор террора. Моббингование – психологическое насилие в течении нескольких недель. Моббинг определяют : * жесты * слова * поведение или позиция Виды моббинга: *горизонтальный (коллега против коллеги) *нисходящий (подчиненные против руководителя) *восходящий (руководитель против подчиненного) *смешанные(руководитель, подчиненные). Жертвы моббинга: *молодые специалисты *35-46 лет *предпенсионер *талантливые, компетентные *матери-одиночки *вдовы *незамужние женщины 10 правил противостоять моббингу: 1.будь терпелива (борьба утомительна) 2. не поддавайся отчаянию, разочарованию, не бери на себя вину 3. не думай о «больничном», ситуация только ухудшится 4. не думай, что в такой ситуации один 5. приготовься дать отпор, обратись за помощью к людям, не имеющим отношения к мобберу: врачу, юристу, профкому 6. собирай документы, свидетельствующие о моббинге, веди календарь здоровья 7. поищи союзников среди коллег, важно сообщить семье о происходящем 8. обратись в СМИ 9. воспользуйся 10. поступай согласно законодательству Если вы видите, что коллега подвергается моббингу – не оставайтесь в стороне, протяните руку помощи. Хорошо использовать проговаривание сути конфликта. Совет: Научи себя быть свободным от мнения других! Умей уважать себя и других! Эффективные способы профилактики конфликтов в пед. коллективе- создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. С целью профилактики возникновения конфликтов в пед. коллективе можно использовать следующие диагностические методики: 1.Методику определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора). 2.Изучение псих. Климата (карта-схема Лутошкина). 3.Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К.Томаса). 4..Опросник «Взаимоотношения в пед. коллективе». 5. Методику диагностики межличностных отношений Т.Лири 6. Диагностика срабатываемости и совместимости. 7. Методику определения стиля руководства трудовым коллективом. 8.Диагностику доминирующей стратегии психологической защиты. Развитие сплоченности коллектива • совместные мероприятия; • мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы; • делегирование полномочий; • тренинг. Работа с личностными проблемами • направление к специалисту; • тренинговые занятия; • подключение администрации с разрешения. Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными • проявлять заботу, по отношению к ним; • не злоупотреблять официальной властью; • эффективно использовать метод убеждения; • совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными; • информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате ( социальная справедливость и гласность); • предупреждать и устранять межличностные конфликты. Активные формы работы в пед. коллективе по предупреждению конфликтов • «Толкание». Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене. • «Хлопнуть руками». Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении ладоней А. как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним. • Человека просят свернуться в «упругий мяч»; кто-то из группы, кого он выберет, «разворачивает» его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие «развернуть». • Ролевые и деловые игры. • Упражнения на групповую сплоченность. • Арт-терапевтические упражнения. Релаксационные упражнения 1. Прогулка. Под музыку (Музыка ветра) в течении 10 мин воспитатели сидят с закрытыми глазами. Психолог предлагает представить самые красивые и любимые места, которые посещали. После прослушивания обмениваются впечатлениями 2. Я на солнышке лежу. Воспитатели сидят на стульях или ковриках. Максимально расслабив руки и ноги. По сигналу психолога «Я на солнышке лежу» наклоняются вправо, по сигналу «И на солнышко гляжу» наклоняются влево. (3 раза) 3. Путь к себе. Закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните себя в 10 лет. Вспомните любое радостное событие, которое произошло с вами в этом возрасте, вспоминайте каждую деталь. (10 мин). 4. Пишем подбородком. Закрыть глаза, подбородком в воздухе писать свое имя. 5. Ленивый мяч. Под музыку Л. Бетховена «Лунная соната» воспитатели медленно перебрасывают мяч друг другу. (3 мин.0. Релаксационные занятия могут включать 10 упражнений и занимать пол часа, индивидуальные до 20 упр. И занимать 1 час. Помощь в подготовке мероприятий, родительских собраний Зная особенности темперамента детей, склонности и способности воспитателей, психолог может обеспечить лучшую расстановку сил, подсказать, какие роли кому из детей лучше предложить. Может помочь в написании сценария, предложить конкурсы, сыграть роль. На родительском собрании предоставить информацию по теме собрания и информацию о детях, ответить на вопросы родителей. Психологический стенд для воспитателей Это небольшой стенд, где психолог размещает данные новых психологических исследований, упражнений для занятий , веселые картинки, мини-тесты. Вот нес-ко примеров материалов для стенда. 1. Если Вы подошли к стенду, погладьте себя по голове и скажите: «Я- молодец!». Сделайте себе 10 комплиментов, первый должен начинаться с первой буквы вашего имени. 2. Побалуйте себя салатом «Красота, Покой. Здоровье» — одно красное яблоко, половинка апельсина, 5 штук кураги, горсть изюма, ложка очищенных семечек подсолнечника. Заправить пятью ложками кефира, смешанных с чайной ложкой меда или варенья. 3. Развивая мелкую моторику, предложите детям создать пластилиновый подсолнух. Покажите детям, как обвести тарелку, чтобы получить середину, помогите нарисовать лепестки. Дети должны скатать много мелких шариков из черного и желтого пластилина. По очереди дети прикрепляют шарики к цветку. 4. Ответы на вопросы воспитателей. Если материал на стенде обновлять каждые 2 недели, а не раз в году – это вклад психолога в работу педагогического коллектива, совершенствование и развитие сотрудников. Рекомендации психолога взрослым: 1. Исключить кофе, алкаголь, сахар, увеличить поливитамины и микроэлементы с БАВ 2. Рациональное чередование физической активности и отдыха. Отдых позволит сконцентрировать всю накопленную организмом энергию и направить все ресурсы на процесс выздоровления 3. Ежедневное прослушивание любимой музыки (30 мин., но не работать при этом) 4. Общение с интересными и обязательно жизнерадостными людьми 5. Чтение книг разной направленности 6. Быть терпимее к себе 7. «Волшебная резинка». Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство уверенности в себе. Эти воспоминания пригодятся вам для одной необычной техники, по устранению в себе неуверенности. Еще раз эмоционально переживите тот момент радости, гордости за себя. Наденьте на запястье мед. резинку. При наплыве неуверенности оттяните и резко отпустите резинку: закрепив болевым ощущением чувство неуверенности. Боль заблокирует ее. А вызвав в себе состояние уверенности подкрепите его положительной эмоцией, например, скушайте мороженное или выпейте фруктовый сок.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]