Назначение семинаров практикумов
Семинар – это интерактивная форма обучения с высоким уровнем эффективности. С его помощью можно успешно решать многочисленные сложные задачи, а также глубоко и со всех сторон изучить рассматриваемый на семинаре вопрос.
Любой семинар практикум в детском саду для воспитателей ставит перед собой конкретные задачи и цели. Он не может иметь абстрактного назначения, так как предполагает внедрения в практическое использование в ДОУ конкретного знания и умения.
Основными задачами семинаров практикумов являются следующие:
- Развитие творческой фантазии и мышления.
- Совершенствование знаний и умений.
- Ведение дискуссий и обсуждений.
- Создание и обсуждение проблемных ситуаций для их коллективного решения.
- Формирование грамотных рекомендаций.
Для того, чтобы такой семинар не был простой отметкой о проведенном мероприятии, его тема должна быть актуальной именно для конкретного учреждения. Например, в детском саду, где воспитываются дети с ограниченными возможностями по слуху, важной темой для такого собрания может быть использование изобразительных средств для развития у детей ассоциативных связей между названием и окружающей предметной средой.
Также тема семинара не должна быть формальной, то есть на нем предполагается решение конкретных вопросов. Например, если речь идет о внедрении требований ФГОС и профессионального стандарта воспитателей ДОУ, рассматриваться должны такие вопросы, которые в первую очередь интересны и не совсем понятны собравшимся. Задачей семинара должно быть получение практических знаний по использованной теме, что позволит внедрить их в свою повседневную практику в работе группы и всего детского сада в целом.
Кому необходимы семинары практикумы
Так как педагогическая наука постоянно развивается, используются все новые системы, методики и направления работы, которые предстоит изучить и применить в своей деятельности практикующим педагогам и воспитателям. Это необходимо для того, чтобы прогресс в области педагогики не оставался лишь теоретическими достижениями, а оказывал непосредственное воздействие на практический процесс воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях.
Именно поэтому принимать участие в таких семинарах необходимо всем сотрудникам детского сада вне зависимости от занимаемой ими должности и наличия опыта работы. Даже если человек трудится воспитателем несколько десятилетий, это не означает, что ему не нужно самосовершенствоваться и профессионально развиваться. Зачастую этой категории сотрудников ДОУ такие практикумы жизненно важны, так как профессиональное обучение они проходили давно, в те времена, когда требования к преподаванию и воспитанию разительно отличались от современных. Семинары помогут им внедрить передовой опыт в свою повседневную деятельность, сделать ее современной, более качественной и продвинутой.
Столь же большое значение имеет семинар для начинающих воспитателей в детском саду. Только что закончившие среднее или высшее педагогическое учебное заведение, они имеют большой багаж знаний по своей профессии. Но это всего лишь теоретические выкладки, которые им еще предстоит применить к настоящей, реальной работе с детьми. Поэтому для них семинары практикумы являются жизненной необходимостью. На них начинающие воспитатели и педагоги обучаются применять свои знания в практических целях, узнают тонкости своей профессии, становятся настоящими сотрудниками детских образовательных учреждений.
Семинар практикум поможет систематизировать полученные знания и трансформировать их в специальные действия, направленные на достижение поставленной перед собой цели. Это эффективный способ обучения и самосовершенствования педагогов и воспитателей ДОУ.
План консультаций и семинаров для педагогов на учебный год
Ирина Щепетинникова
План консультаций и семинаров для педагогов на учебный год
Представляю примерный план консультаций и семинаров для педагогов
ДОУ компенсирующего и комбинированного видов на учебный год. Ко многим темам этих мероприятий есть базовый источник в виде указанных номеров журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Старший воспитатель», для составления опорного материала и в качестве методической и практической помощи при подготовке.
Темы консультаций:
Сентябрь:
Тема:
«Разъяснение о родительской плате за детский сад. Дифференцирующие коэффициенты и размер родительской платы», на основании Постановления Главы администрации города;
Тема:
«Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования», опорный материал для подготовки: журнал «Старший воспитатель»,
№ 4/2015, с. 4.
Октябрь:
Тема:
«Ошибки воспитания и невротизация детей», журнал «Дошкольная педагогика»,
№ 2/2015, с. 55.
Тема:
«Развитие мелкой моторики рук с помощью авторских пособий», журнал «Дошкольная педагогика», № 4/2015, с. 51.
Ноябрь:
Тема:
«Пересказ — действенное средство развития связной речи у дошкольников»,
журнал «Дошкольное воспитание», № 4/2015, с. 13.
Декабрь:
Тема:
«Приемы психомоторной коррекции в работе над произношением у детей с дизартрией», журнал «Дошкольная педагогика», № 4/ 2015, с. 53.
Январь:
Тема:
«Использование моделей в коррекционной работе», журнал «Дошкольная педагогика», №1/2015 с. 57.
Февраль:
Тема:
«Организация взаимодействия с родителями в старшей группе компенсирующей направленности», журнал «Дошкольное воспитание», № 4/2015,с. 48.
Март:
Тема:
«Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста», журнал «Дошкольная педагогика», № 4/2015,с. 43.
Апрель:
Тема:
«Тестопластика на лексические темы в рамках интеграции»;
Тема:
«Игровой стретчинг в организации физкультурных занятий», журнал «Дошкольное воспитание», № 2/ 2015, с. 31.
Май:
Тема:
«Оформление книжного уголка в соответствии с ФГОД ДО», журнал «Старший воспитатель», № 1/2015,с. 40;
Тема:
«Рекомендации по поиску материалов в экспертно-правовой системе «Образование», журнал «Старший воспитатель», № 1/2015, с. 21.
Темы семинаров:
Октябрь:
Тема:
«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению», опорный материал: журнал «Старший воспитатель», № 3/2015, с. 14.
Декабрь:
семинар-практикум на тему:
«Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования:механизм адаптации, поиски и решения», журнал «Старший воспитатель», № 5/2015, с. 4.
Февраль:
Тема:
«Использование игровых технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения», журнал «Старший воспитатель», № 3/2015, с. 22.
Май:
Тема:
«Проблема развития самостоятельности у детей разного возраста».
Где и как могут проходить семинары и практикумы
Семинары можно использовать как эффективные средства подготовки педагогического состава детского дошкольного учреждения и как способ развития творческих способностей сотрудников. Они могут проводиться на самых разных уровнях – начиная с самого ДОУ и завершая крупными собраниями на районном, областном или общегосударственном уровне.
Обычно семинары, проводимые в детских садах, касаются более конкретных актуальных тем или же связаны с вопросами внедрения теории в практику, в частности, с новыми требованиями законодательства. Если же речь идет о семинарах, организуемых специализированными предприятиями, то они могут касаться более широких вопросов, например, социализации воспитанников из разных социальных слоев общества или психологической разгрузки сотрудников ДОУ.
В ряде случаев можно пройти семинары для воспитателей детского сада бесплатно. В сети можно найти сайты с полезными публикациями по этому направлению, которые могут использоваться педагогами и воспитателями детских садов в качестве основы для самообразования и саморазвития.