Тренинг на сплочение педагогов в детском саду «Вместе мы- сила»


Мой детский сад

Автор: Шпет Мария Сергеевна, педагог – психолог, МАОУ СОШ N 30 ДО г. Томска.

Пояснительная записка

Актуальность

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Груп­повой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располага­ющая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и сим­патии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель программы: повышение сплоченности коллектива

Задачи:

  • Улучшение эмоционального состояния педагогов
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами
  • Снятие эмоционального напряжения педагогов

Ход тренинга

Педагог – психолог: Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

Игра «Волшебная шляпа»

Психолог: Что может сделать встречу приятной? (высказывания педагогов). Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Упражнение «Узнай рисунок»

Педагог – психолог:

Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по – другому посмотреть на себя. Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет, каким вы себя видите в коллективе или хотите видеть. Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его об­суждение с группой по следующим вопросам:

  • Каков этот человек?
  • Кто это может быть?

Участники угадывают автора рисунка. После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тре­нер просит его сорвать цветок и закончить начатое предложение.

Упражнение «Цветок»

На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить: Я горжусь… Больше всего я хочу… Человек, которым я восхищаюсь – это … Больше всего я люблю… Я мечтаю… Три места, где я жил.. Три вещи, которые мне нравятся… Три вещи, которые мне не нравятся… Мое хобби… Вы еще не знаете обо мне, что я..

Упражнение «Я такой же, как ты»

Педагог – психолог: Предыдущее упражнения, привело меня к мысли, что мы все разные, но в чем – то мы похожи. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

Упражнение «Узнай через прикосновение»

Психолог: Как Вы считаете, мы узнали друг о друге достаточно, чтобы узнать друг друга без слов? (высказывания педагогов) Я предлагаю одному из Вас сейчас войти в центр круга, сесть на стул, положить руки на колени ладонями вверх и закрыть глаза. Мы все в произвольном порядке, будем подходит к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз мы будем хлопать в ладоши, если подошедший назван правильно, и «нет в случае ошибки».

Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим – нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)

Упражнение «Чему я научилась»

Педагог – психолог: Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым важным.

Список использованной литературы:

  1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение – Москва : Сфера, 2005. – 60 с.
  2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
  3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
  4. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
  5. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
  6. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.

Каким может быть психологический тренинг на сплочение коллектива

Тренинги для школьников на сплочение коллектива по методам и формам проведения могут быть разными. Хорошую эффективность обычно дают программы из нескольких занятий или классных часов, следующих друг за другом без больших временных промежутков (не больше недели). Разовые тренинги и игровые упражнения помогают решать возникшие конкретные проблемы или поддерживать хорошие взаимоотношения и в целом психологический климат в классе.

Самые яркие впечатления у школьников оставляют тренинги, проводимые на выезде: необычность обстановки, оторванность от привычных ориентиров, с одной стороны, помогают раскрепоститься, а с другой – создают ряд трудностей, вызывая реакции, к которым не готовы, как непривычные к такой практике педагоги, так и точно так же неподготовленные дети. Тем не менее, принятые почти во всех учебных заведениях осенние выезды классов на природу многие вспоминают весь год, а кто-то — и всю жизнь.

Веревочный курс как эффективный тренинг для коллектива детей

Удачный вариант тренинга на сплочение коллектива школьников представляет собой веревочный курс. Он применим для разных возрастов, от младших школьников до старших, его используют и для студентов и для сотрудников серьезных компаний — все зависит от уровня сложности упражнений.

Важно, чтобы участники команды в ходе тренинга сами находили решения и претворяли их в жизнь. Сплочение команды детей происходит во время преодоления трудностей различного плана: от необходимости пройти часть пути с закрытыми глазами (вот где в качестве проводника идеален классный руководитель!) до «спортивных» преград вроде задания пройти по натянутой веревке или прыгнуть за заграждение с помощью «тарзанки».

Какой должен быть результат

Опытные специалисты стали внедрять упражнение «подарок» в завершение каждого тренинга. Для его выполнения предлагается нарисовать, слепить или вырезать что-нибудь в подарок кому-то из группы участников. Обычно сидящий по кругу слева дарит тому, кто сидит от него справа. Цель этого упражнения – оставить у каждого некий символ единения команды. Участники могут разместить поделки каждый на своем рабочем месте либо создать музей подарков, который будет напоминать о том, сколько тренингов было проведено в коллективе, и сколько полезного они привнесли в атмосферу трудоспособности.


Результат – сплочение

Определение результата правильно проведенного тренинга не заставит себя ждать. Руководитель уже на следующий день отметит большее количество улыбок у подчиненных, почувствует легкую атмосферу здорового общения в стенах организации. Мало общающиеся между собой структуры, узнав много полезного о функциях друг друга, теперь без опаски общаются, делятся информацией, активно взаимодействуют. Мудрый руководитель не станет тратить бюджет на бесполезные корпоративы, а наймет грамотного психолога для сплочения коллектива и оздоровления климата внутри компании.

Занятие 4 Командообразование

Вначале занятия проводится шеринг, каждый рассказывает с каким настроением пришел и чего ждет от занятия.

1.) Разминка.

Упражнение «Найди и коснись»

Описание упражнения Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой прмерно30 см, того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка».

Психологический смысл упражнения Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

2) Основные упражнения

«Пазлы»

Описание упражнения Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды — собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи Далее ведущий предлагает применить полученный опыт из предыдущего упражнения в следующем задании.

«Кочки»

Описание упражнения Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди — болото, листы — это кочки, все участники — лягушки, а ведущие — крокодилы. Задача группы — не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

Психологический смысл упражнения Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы; Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Завершающее упражнение «Шарики»

Описание упражнения Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды. Психологический смысл упражнения Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Примеры тренингов

Групповые задания, объединяющие людей, могут состоять из различных игр, каждая из которых преследует одну и ту же цель, независимо от того, как она будет называться.

«Мы – одна команда»

Психологические тренинги для взрослых

Психолог создает абстрактный образ существа, описывает особенности его поведения и образа жизни. После ознакомления с описанным главным героем ведущий раздает роли членам группы так, что каждый становится жизненно важным органом или частью тела описанного существа: глазами, руками, ногами, слухом и т.д. В ходе игры психолог обрисовывает ситуации, случающиеся в жизни абстрактного главного героя, а участники должны, действуя сообща, выполнять свои функции, помогая всему организму справиться с задачей.

«Не вижу, не слышу, не говорю»

Игра основывается на популярной композиции из трех обезьян, закрывающих лапами свои уши, глаза или рот. Исторически это символизирует отказ от зла, то есть коллективу предлагается не говорить, не слышать и не замечать плохого. Однако нередко идею интерпретируют в самоанализ, в ходе которого предлагают каждому участнику написать, нарисовать или рассказать о том, что он не желает:

  • замечать в себе;
  • слышать от других о себе;
  • обсуждать с коллегами то, что касается собственных качеств.

Если группа не хочет обсуждать это вслух, можно составить анонимные списки, которые сдаются психологу. Он работы перемешивает и раздает в случайном порядке. Проговорить о чужих трудностях, с которыми сталкивается анонимный коллега, легко каждому. Итог занятия – научиться справляться со своими проблемами, сообща.

«Загадка-невидимка»

Суть игры – отгадать загадку. Но не просто назвать отгадку, а найти ее. В игре задействуется весь офис – следы ответа кроются в деталях, размещаемых в самых разных уголках здания. Это должно напоминать квест, решить который можно, только сплотившись воедино.

«Ходячие мертвецы»

Игра привлекает сторонних актеров, играющих роль зомби. Если это рекламное агентство с конкурирующими подразделениями, именно эта игра позволяет задействовать два соперничающих отдела. Одни будут играть роль ходячих мертвецов, другие – живых людей, ищущих выход из комнаты. Задача незараженной команды – раздать роли разведчиков, воинов, мирного населения и действовать сплоченно, ища выход из комнаты, стараясь сохранить жизни каждого своего члена.

Внимание! В организациях, где нет конкурирующих подразделений, устраивать противостояние этой игрой между коллегами не стоит. В этом случае либо приглашаются нанятые актеры на роль зомби, либо эта игра не используется. Ни в коем случае руководитель не должен быть на стороне ходячих мертвецов.

«Кулинарный поединок»

Классный корпоративный поединок бьет все рекорды своей популярностью среди коллег, знакомых с тренингами. На таких мероприятиях коллектив делят на несколько групп, наделяют продуктами и предлагают приготовить заданное блюдо. У каждой команды свое меню, которое должно быть готово к определенному часу.

Обсуждая вкусы, участвуя в создании съедобного шедевра, коллеги забывают о трудностях, возникавших ранее. Выигрывает команда, успевшая к заданному времени закончить приготовление и сервировку. Завершением занятия становится застолье, где можно попробовать все, что команды приготовили, пообщаться и обсудить смешные моменты процесса.


Кулинарный тренинг

«В темной-темной комнате»

Этой идее уже не один год. Организовать такое упражнение очень просто, достаточно составить план заданий для испытуемых, например:

  • посчитать количество определенных предметов;
  • определить материал, из которого сделаны некоторые объекты;
  • расставить по какому-то принципу стулья, занять на них места.

Список заданий может быть каким угодно, количество участников то же не ограничено. Одно главное условие проведения упражнения – полная темнота в помещении. Не допускается даже легкий отблеск от окна – никто не должен даже догадаться, где именно в этой комнате окно. Повышая уровень сложности, можно добавлять задания на создание совместного рисунка, на котором будут изображены ладони каждого участника.

Важное условие! Обводить можно только ладонь коллеги, свою собственную нельзя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]