Формировать математические знания – не только учить считать
Мы живем в век технологий. Математические знания и многое, связанное с точными науками, нужно для повседневной жизни. Дело даже не в том, чтобы:
- уметь считать (минимум);
- знать на зубок сложные математические формулы (максимум).
Общая концепция развития матспособностей у дошкольников представлена в работах исследовательницы А.В. Белошистой. Автор объясняет, что мы должны вкладывать в слова «развитие математических способностей». Это умения, которые неизменно пригодятся, чтобы:
- уметь искать новые пути решения;
- глубоко понимать сущность явления или факта;
- строить логические связи;
- видеть проблему в целом.
Согласитесь, немало! По мнению Белошистой, математические занятия в детсаду должны интеллектуально развить ребенка. А также подготовить его к понимаю математической и логической информации в школе. Подготовка – работа и с моторикой, и с развитием логических структур.
Математика дает не просто знания, а развивает особый стиль мышления. Эта наука предоставляет огромные потенциальные возможности для формирования интеллекта с детсадовского возраста. Терять время нельзя, важнейшие мыслительные логические структуры организовываются в 5-11 лет. Значит, упор на математику надо делать со старшей группы детсада. Но можно и раньше.
Есть игры и занятия, которые учат детей направлять мышление в логическое русло с 2-3 лет. Ребенок может еще плохо разговаривать, но уже решать интеллектуальные задачи (для своего возраста). Книжечка «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» предлагает заниматься с детками 2-7 лет. В ней предложена методика и примеры занятий. Книга то появляется, то исчезает в «Лабиринте» – нужно иметь терпение, чтобы «поймать».
Для средней группы (4-5 лет) предназначено издание с названием «Формирование элементарных математических представлений». В нем приведены задания и игровые упражнения, их можно прямо брать и использовать. Основная часть литературы, посвященной развитию математического мышления, рассчитана на 5-6-7 лет, к ней вернемся.
Перед воспитателями в детсаду ставится важная задача – пробудить интерес к математике. Сделать это можно через занимательные игровые занятия. Процесс не зайдет далеко без домашнего самообразования. Тут – нескончаемое поле деятельности для родителей.
Диагностика по ФЭМП в старшей группе
Проведение диагностики подразумевает контроль качества образования каждого воспитанника в отдельности. Урок строится на индивидуальном общении педагога и ребенка.
Раскраски по ПДД для ребенка дошкольника 3-4 лет
Воспитатель каждому ученику по очереди дает задание и наблюдает за ходом мышления и полученным результатом. В процессе такой диагностики дети выполняют задания следующего характера:
- Назвать все геометрические фигуры, расположенные на рабочем столе. Если ребенок затрудняется назвать фигуру, воспитатель ставит вопрос иначе: просит указать на фигуру, которую называет.
Важно! Дети часто из-за волнения забывают названия форм, однако точно знают, как она выглядит, когда слышат название.
- Расположить идентичные предметы по увеличению или уменьшению длины. Преподаватель может подсказывать воспитаннику алгоритм действий, задавая наводящие вопросы: «Какой предмет самый длинный из оставшихся?». Отвечая на этот вопрос, ребенку не составит труда разложить их по порядку.
- Суметь отсчитать количество объектов, на единицу больше или меньше, чем показывает воспитатель. Например, когда дошкольнику показывают картинку с шестью белками, он должен отсчитать семь орехов.
- Построить правильную пирамиду из кубиков или цилиндров так, чтобы основанием был самый широкий предмет, а вершиной — самый узкий. Воспитателю разрешается придерживать пирамиду, поправлять поставленные блоки, чтобы они не падали.
- Без запинок проводить занимательную гимнастику: дошкольник по просьбе педагога показывает левой или правой рукой другие парные органы и части тела — уши, щеки, глаза, брови и т.д., с той стороны, которую называет учитель.
- После построения в колонну, дети должны назвать впереди стоящего и того, кто стоит позади. Ребята не должны стоять ближе, чем на метр друг от друга.
Дети построились в колонну
- Перечислить названия частей суток, допускаются наводящие вопросы, например: «Когда ты собираешься в детский сад, какое время суток наступило?».
- Называть по порядку дни недели. Когда ребенок затрудняется в ответе или ошибся, преподаватель может спросить: «если сегодня четвертый день недели, как он называется?».
Не обязательно понимать, как оно работает. Главное – делать
То, что математические и логические знания надо начинать давать вовремя, стало понятным давно. Поэтому в ДОУ уделяется так много времени математике. Эта дисциплина учит мыслить логически и не бояться применять гибкость мышления. Задача математической программы для детей дошкольного возраста – научить улавливать соотношения и зависимости. А также создавать конструкции из предметов, слов и знаков.
В обучении очень важна система. Она изложена в этом пособии. Если систематизировать знания некогда, можно взять готовые рабочие тетради для подходящего возраста и начать заниматься по ним. Тут даже не надо особо понимать теорию – надо просто делать. Родителям и педработникам помогут рабочие тетради для 5-6 лет, составленные Кондратьевой:
- «Математические игры в картинках 5-6 лет». Приведены общие упражнения, а также задания для профилактики дискалькулии (нарушения счетного навыка).
- «Счет и сравнение чисел в пределах десяти». Цель – та же, задания – другие.
- «Готовимся считать правильно». Все три книги подойдут для родителей и воспитателей, желающих развивать детей.
Неплохую тетрадку выпустила Бортникова. Издание для 4-6 лет называется «Готовимся к школе. Развитие математических способностей». Оно знакомит учащихся подготовительной группы с геометрическими формами, цифрами, простыми действиями, учит сравнивать. У автора много других хороших книг. Например «Веселые задачки» для самых маленьких. Она заинтересует младших детей яркими картинками и стишками.
Пользуются популярностью книги Юлии Глаголевой, направленные на интеллектуальное становление. Издания включают достаточно сложные задания. Из книги «Развитие математических способностей. 1-2 классы. ФГОС» родители иногда пытаются что-то давать старшим дошкольникам. Но зачастую им такое рановато. А из аналогичного издания для 3-4 классов – и подавно. Но запомните эти пособия, они пригодятся школьникам.
ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС
Татьяна Светенко
ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
• «Количество и счет»: представления о множестве, числе счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
• «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени)
• «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.
• «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.
• «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года, развитие чувства времени.
Программные задачи по математике
образовательные — чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять, обобщать, формировать, расширить, познакомить)
развивающие – что развивать, закреплять: — развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности, — продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез)
воспитательные — что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов)
речевые — работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане
Методы обучения на занятиях математики:
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. — в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? — в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем? Так же используются: — разъяснения (как выполнить данную задачу, — указания воспитателя (в основном с детьми, — план действий старшего дошкольного возраста.
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Наглядные методы: — демонстрационный материал — он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный. — раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Математические игры – эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике
Интеграция развития математических представлений осуществляется через следующие образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием:
• сравниваем предметы по величине и форме;
• определяем левую и правую строну;
• ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;
• используем плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки;
• используем карточки с изображением времен года и частей суток;
• используем считалочки (количественный и порядковый счет);
• рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д.);
• отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, принесенных предметов (в эстафетах);
• играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину»;
• физкультурно-математические досуги;
Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.
Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий.
• Широко используем такие малые фольклорные формы, как пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки;
• используем стихотворные формы художественной литературы;
• читаем сказки и рассказы, способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
• В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.
Занятие по художественно-эстетическому развитию взаимосвязано с математикой.
Вид деятельности: «Изобразительная», «Конструирование из разнообразного материала», «Музыкальная».
• Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п.
• На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.
В познавательно-исследовательской области, с помощью экспериментов, ребенок легко, с интересом и без особой сложности приобретает новые математические познания.
• Формируем активное отношение к собственной математическо — познавательной деятельности.
• Развиваем умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.
• Создаем условия для проявления детской активности в математических проблемно – поисковых ситуациях.
• Развиваем потребность в интеллектуальном общении.
• Создаем условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.
• Побуждаем детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
• Развиваем индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Для этого в группе созданы все условия.
Задачи:
• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
• Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
• Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
• Формирование готовности к совместной деятельности.
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
• Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Освоение задач математического развития дошкольников осуществляется как в организованной педагогом деятельности – развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях развивающей предметно пространственной среды, в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экспериментирования.
Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижения готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы.
Приобщаем к математике в игровой форме
Для ребенка все на свете – это игра. А игра – и учеба, и труд, и способ познания реальности. Ее нужно включать в учебный процесс. То есть руководить, направлять, организовывать. Таким образом, можно воздействовать на разные стороны личности: суммарно на ощущения, сознание, волю и поведение.
От игровой деятельности дети получают удовольствие как от процесса. У педагогов и родителей цель другая. Им нужно развивать дошкольника, вкладывать в его голову определенные знания, вырабатывать личностные качества. Особенно полезны дидактические игры и упражнения. Они провоцируют непринужденное взаимодействие между участниками, учат общаться.
Формировать представления о формах, последовательностях, противоречиях и других вещах очень помогают настольные игры. Прямо спасают. Карточки для таких игр можно изготовить самостоятельно. Но есть готовые игровые наборы, они яркие и стоят копейки. Это, например:
- лото «Логические таблицы» для 3-6 лет;
- игры типа «Что лишнее?» (есть много вариантов, например вот этот от 3 лет и вот этот для 4-7 лет);
- забавная игрушка «Чей кот больше?» для сравнения чисел;
- «Найди похожую фигуру»;
- «Катамино» (дорожная мини-версия) развивает пространственное мышление.
Виды занятий по ФЭМП
Занятия проводятся, согласно учебному пособию Позиной и Помораевой, 1 раз в неделю. В сентябре первая неделя отводится на адаптацию, поэтому в этом месяце запланировано всего три урока.
Упражнения на развитие логического мышления для дошкольников
Интегрированные занятия
Интегрированный тип обучения признан самым эффективным, так как на них нет прямого обучения, способного оттолкнуть внимание ребенка и лишить увлеченности процессом. На таких уроках в качестве дидактического материала выбираются знакомые персонажи из мультфильмов, например, Маша и Медведь, которые просят ребят помочь им проделать сложный путь по стране Математике.
Путешествие сопровождается знакомством с новыми героями, которые просят помощи у ребят в решении задания, связанного с цифрами или направлением на карте.
Открытые занятия
На открытых занятиях также используется технология встроенной игры, но уже в меньшей степени. Урок больше похож на школьный. Отличается он только тем, что на нем могу присутствовать педагоги и родители воспитанников. Цель урока — продемонстрировать мастерство преподавателя и успехи детей. На глазах присутствующих происходит рождение сказки, ведущей детей через задания-препятствия к цели. Часто на открытых уроках преподаватели используют презентации для наглядности объема усвоенного материала.
Открытый урок по ФЭМП
Занятия с палочками
Один из самых информативных и доступных методов обучения детей понимания числа — палочки. Для понимания значения чисел важно не просто запомнить, как оно называется и выглядит на письме. Весь смысл в обучении счетом — понять, сколько это единиц. Использование палочек помогает усвоить математический смысл числа. Для сравнения чисел между собой лучше всего подходят палочки Кюизенера, окрашенные в разные цвета и имеющие различную длину — в соответствии с числовым значением палочки.
Интересно! Каждый элемент набора внешне привлекателен для ребенка, за счет чего знакомство с числовыми значениями происходит эффективней.
Ориентировка на листе бумаги
Обязательные упражнения на навыки ориентировки на листе бумаги способствует всестороннему развитию. Дети к концу года умеют называть все углы, конкретизируя местоположение каждого. Здесь объединяются такие пространственные понятия как: «верх», «низ», «лево», «право», «центр».
Лист для тренировки ориентировки
Итоговое занятие
Итоговое занятие по ФЭПМ в старшей группе не подразумевает нововведений. Урок проводят для закрепления изученного материала. Чаще всего открытые уроки проводят именно на итоговых занятиях, когда весь курс уже освоен детьми, и преподаватель может продемонстрировать плод своего туда.
Дидактический материал обязательно включает в себя элементы игры: знакомых сказочных персонажей, воздушные шары, красочные ленты разной длины. Подводя итог обучения, педагог подготавливает занятие так, чтобы затронуть все изученные ранее темы, проверить каждого воспитанника, насколько качественно он воспринимал материал в течение всего года.
Примеры игр для развития математических представлений
Не обязательно покупать игровые и обучающие наборы, чтобы тренировать структурное мышление. Можно использовать подручные средства: счетные палочки, шашки, фломастеры с бумагой.
- Счетные палочки помогут дошкольникам познакомиться с понятием формы. Из набора строятся простые и сложные фигуры, которые потом легко преобразовываются друг в друга. Но чтобы преобразовать, надо понять, как. Например, из 5-ти палочек можно составить два одинаковых треугольника. А из одной на столе – один треугольник (положить на угол).
- А что, если предложить ребенку нарисовать задачу? Он должен придумать сюжет, нарисовать его и объяснить свою задачку. Только кажется, что это просто, а на самом деле – не очень. Такая игра развивает творческое мышление, фантазию и выдумку. Малыши учатся придумывать и высказывать свои мысли.
- Простоя и увлекательная игра – шашки, дошколята с удовольствием в них играют. Такая деятельность учит планировать ходы, мыслить абстрактно, развивает смекалку. Дети, которые выигрывают в шашки, часто лучше учатся в школе (наше общее скромное наблюдение). Игру можно превратить в семейное хобби, от него будет только польза.
Математические загадки помогут освоить терминологию
Еще одна хорошая штука – загадки на тему математики. Они обучают малышей самостоятельности и настойчивости. Ведь часто надо не просто сказать ответ, а доказать его. Прелесть загадок в том, что они учат использовать умственные операции (синтезировать, анализировать, сравнивать, обобщать). Вот примеры загадок:
Я — тире в грамматике, А кто я в математике? (Минус)
Нет углов у меня, И похож на блюдо я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. (Круг)
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры)
А еще есть шуточные задачки, которые учат искать ответы нестандартно. К примеру: «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (2). «Сколько концов у палки, у двух, у двух с половиной?» (в последнем случае – 6).
Другие игры на логику и математику
Вот парочка игр, которые позволят дошколятам 5-7 лет привыкнуть к цифрам. А еще – закрепят количественные представления. Набор для занятий можно сделать самостоятельно, это карточки с цифрами и цветными кружочками.
- Какое число убежало? Берем несколько комплектов карточек с числами от 0 до 10, разбиваем ребят на пары. Сначала пара раскладывает карточки по порядку. Потом один из играющих закрывает глаза, а второй переставляет несколько карточек. Когда первый откроет глаза, он должен найти изменения. Если нашел правильно – начинает вести. Чтобы усложнить, можно предложить карточки от 0 до 20 или от 10 до 20.
- Найди пару. Игра проходит весело и шумно, не стоит мешать ребятам бегать и веселиться. Готовим карточки с числами и соответствующим количеством кружочков. Делим деток на 2 команды. На один стол раскладываем перевернутые числовые карточки, на другой – с кружочками. Предлагаем детям побегать, а потом по сигналу взять карточки со столов. И после этого найти пару: если на карточке число, надо отыскать ребенка с карточкой с таким же количеством кружочков.
Первая игра была на сериацию – построение упорядоченного ряда. Ряды можно организовывать по разным признакам: по размеру, длине, высоте, цвету. Можно использовать камешки, ленты, кукол, палочки – буквально все, что есть под рукой на определенный момент.
Очень интересны игры на синтез – соединение разных предметов по определенному признаку. Например, это задания, где нужно выбрать:
- красные мячики;
- красные, но не мячики;
- круглые, но не мячики;
- все мячики;
- самый большой зеленый мячик (тут соединено два признака – цвет и размер, это уже сложнее).
Играть можно с предметами или карточками. Еще вариант – предложить выбрать из ряда отличающуюся фигурку. Или найти на картинке три треугольника. Все это тоже задачки на синтез.
Еще один логический прием – сравнение. Чтобы сравнивать, надо научиться концентрироваться на одном признаке и абстрагироваться от других. Скажем, это задания типа «выбери большое желтое», «выбери большое круглое» и т.д. Причем, малышам легче сначала выучить различия, а потом – сходства.
Какой материал дается по ФЭМП в старшей группе
ФЭМП в старшей группе ориентировано на расширение кругозора, применение повседневной жизни полученных знаний, правильное представление о мире.
В течение всего учебного образовательного года в ДОУ дети изучают новые геометрические фигуры. К концу III квартала ребята должны различать следующие формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Также, вводятся и закрепляются представления о шаре, кубе и цилиндре. Проводятся занятия, направленные на тренировку в делении круга и квадрата на две и четыре части.
Дети в старшей группе ДОУ
После деления каждый должен уметь назвать и описать получившиеся фигуры. Полученные знания по геометрии ребята учатся применять в жизни: зрительно выбирают предметы знакомых форм, рассказывают, как они используются: например, анализируют лист бумаги, определяя какой он формы, где его углы, где стороны, какая фигура получится, если согнуть лист пополам.
Дополнительная информация! У детей закрепляются представления о последовательности частей суток. Они умело определяют утро, день, вечер и ночь. На вопрос воспитателя в обеденное время о части суток безошибочно отвечают «день», а когда задают вопрос о том, что будет после — отвечают «вечер», помня о том, что до этого было утро.
Ближе к началу лета завершается познание дней недели. Ребята закрепляют понятие рабочих суток и выходных. Легко ориентируются среди недели: если сегодня среда, значит, вчера был вторник, а завтра будет четверг.
Разбирается счет до 10. Сравнивают состав числа, и его ближайших соседей. Учатся собирать по единицам числа до 5. На ощупь и на звук определяют количество предметов (звуков), но не более семи.
Дидактические пуговицы для счета на ощупь
Развиваются навыки сравнения различных предметов по трем измерениям — длине, ширине, высоте. В качестве мерной единицы выбирают наименьший из представленных предметов.
Тренируют умения пользоваться ориентирами «впереди», «сзади», «справа», «слева». Для этого упражняются в смене направления движения по команде воспитателя.
Важно! Все эти навыки дети не приобретают за один год занятий. Начиная с младшей группы, они постепенно познавали элементарные основы математики и окружающего мира. Обучение старшей группы в основном направлено на закрепление полученных знаний и применение их в повседневной жизни.
Развитие математических способностей для жизни
Онлайн и в разных развивающих пособиях много игр для деток 5-7 лет. Часто их пытаются поделить по возрасту – это оправданно, но надо смотреть на развитие конкретного ребенка. Хочу посоветовать еще пару хороших изданий с увлекательными задачками:
- Книга для одаренных деток «Развиваю математические способности» (на 6-7 лет). Много интересных заданий от самых легких до самых трудных. Яркие картинки и оформление заинтересуют ребенка.
- «Полный курс подготовки к школе. Для тех, кто идёт в 1 класс». Авторы постарались и собрали около 600 упражнений – по освоению счета, подготовке руки к письму и .д.
Чтобы занятия давали толк, их надо выполнять систематически. Специалисты советуют давать детям упражнения на логику ежедневно, понемногу. Это научит ребенка рассуждать и делать выводы, разовьет сообразительность и интеллект. А еще – повысит самооценку и вызовет интерес к обучению в школе. Начальные навыки логики и математики пригодятся не только в учебе, но и во всей будущей жизни.
Заинтересовать дошкольников гораздо проще, чем деток постарше. А вот к 3-4 классу школы мотивация обычно падает. Так что благоприятное время нельзя упускать!
Развивающая среда
Среда развития — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его умственного и физического развития.
Физическая и развивающая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Расположение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям группироваться в подгруппы в соответствии с их общими интересами: проектирование, рисование, рукоделие, театральная и игровая деятельность, экспериментирование. Материалы, активирующие познавательную деятельность, обязательны в оборудовании: развивающие игры, игрушки.
Окружающая среда детского сада должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и ожесточению организма каждого ребенка.
Создавая субъективную среду развития, необходимо помнить об этом:
- Окружающая среда должна выполнять образовательные, развивающие, воспитывающие, стимулирующие, организующие и коммуникативные функции. Но самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и дилетантизма ребенка.
- 2. необходимо гибкое и переменное использование пространства. Окружающая среда должна отвечать потребностям и интересам ребенка.
- форма и дизайн предметов основаны на безопасности и возрасте детей.
- декоративные элементы должны быть легко взаимозаменяемыми.
В каждой группе должно быть предусмотрено место для проведения экспериментальных мероприятий с участием детей.
- При организации предметной среды в групповой комнате необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные характеристики, уровень общего и лингвистического развития, а также показатели эмоциональной сферы и сферы потребностей.
- цветовая палитра должна быть представлена теплыми пастельными тонами.
- при создании развивающего пространства в групповом помещении следует учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и образовательной программы должна быть изменена объектная среда развития группы.
Важно, чтобы физическая среда была открытой, а не закрытой системой, которая может адаптироваться и развиваться. Иными словами, окружающая среда не только эволюционирует, но и развивается. При любых обстоятельствах предметный мир, который окружает ребенка, должен пополняться и обновляться, чтобы адаптировать его к новому образу жизни данного возраста.
Таким образом, при создании объектно-развивающей среды любой возрастной группы в дошкольном учреждении необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, а также психологические характеристики возрастной группы, для которой предназначена среда.
Мы говорим о возрасте ребенка, у него есть потребность в игре, и это должно быть удовлетворено, и не потому, что у бизнеса есть свое время, и потребность в развлечениях, а потому, что как ребенок играет, так и он будет работать».
Эти слова принадлежат замечательному педагогу Александру Макаренко, который в своей педагогической практике уделял большое внимание детской игре.
Игра — это вид деятельности детей, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направлен на ориентацию и познание субъекта и социальной реальности.
Дидактическая игра — это вид учебной деятельности, организованный в форме развивающих игр, реализующих комплекс принципов игры и активного обучения, характеризующийся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.