Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки т, ть и буква т»


Конспект занятия с презентацией «Звук и буква Т» Резяпова Ксения Александровна

автор: Резяпова Ксения Александровна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1» г. Саров

Конспект занятия с презентацией «Звук и буква Т»

Тема:
«Звук и буква Т»
Задачи:

    1. Закрепить изученные звуки и буквы.
  • Учить выделять звук «Т» в конце слова.
  • Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «буква».
  • Учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами.
  • Формировать графические навыки.
  • Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

презентация, кассы букв.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Попросить детей назвать звук по артикуляции. («А-У-О-Ы- Э-И».)

2.Упражнение «Какой звук?».

  • «А», «О», «У», «И», «Э», «Ы» — какие это звуки? Почему? (воздушная струя не встречает преграду(зубы, язык губы), поется)
  • «М, «П», «Т» — какие это звуки? Почему? (воздушная струя встречает преграду(зубы, язык губы), не поется)

Характеристика звука Т (согласный, глухой, может быть и твердым и мягким)

3.Упражнение «Сколько звуков?».

  • Послушай: «АТ» — сколько звуков я произнесла? (2.)
  • Какой первый звук? Какой второй звук? (Так же слоги УТ, ОТ, ЭТ, ИТ, ЫТ.)

4.Упражнение «Что получится?».

Рассмотреть пару картинок утка — тумбочка. Предложить детям выделить первые звуки слов и составить их вместе.

  • Первый «У», второй — «Т». Что получится? И т.д., чтобы получились слоги AT, ОТ, ЭТ, ИТ.

5.Упражнение «Повтори чистоговорку и подбери картинку».

Проговорить с детьми чистоговорки (хором и индивидуально) и попросить подобрать подходящую картинку.

  • Ат-ат-ат — мы едим салат.
  • От-от-от — мы выпили компот.
  • Ит-ит-ит — в море плывет кит.
  • Эт-эт-эт — в доме зажгли свет.

6.Упражнение «Где звук „Т?».

По картинкам предыдущего упражнения определить позицию звука «Т» в словах: салат, компот, кит, свет.

7.Игра «Повтори, не ошибись».

Предложить детям повторить строчку слов, подобрать соответствующие картинки и поставить их в заданном порядке:

  • Кот — кит — бегемот.
  • Салат — халат — салют.
  • Свет — билет — бант.

Задать вопросы:

— Скажите, где в слове «кот» («кит», «бегемот» и т.д.) слышится звук «Т»?

  1. Физкультминутка.
От-от-от — шагает бегемот.Дети шагают медленно, вперевалочку.
Ут-ут-ут — дружно все плывут.Имитируют движения пловцов.
Ут-ут-ут — праздничный салют.Имитируют салют в небе.
Ат-ат-ат — идем мы на парад.Маршируют.

9.Игра «Колодец».

На магнитную доску выложить в столбик карточки с буквами А, У, О, И, Э, Ы. Карточку с буквой Т прикрепить на картинку с изображением ведра. Опускать «ведро» в «колодец» справа от букв. Читать полученные слоги.

10.Работа с кассами букв.

Предложить детям выложить слоги на слух AT, УТ, ИТ, ЫТ, ЭТ, ОТ и прочитать их.

11.Работа в тетради логопедических заданий.

Попросить детей напечатать по одному слогу каждого образца.

Конспект занятия с презентацией «Звук и буква Т» Резяпова Ксения Александровна

Цель.

Уточнить артикуляцию звуков [т—т’], упражнять в их дифференциации; закреплять умение определять последовательность звуков в односложных словах; расширять словарь детей словами-антонимами; работать над обобщенным значением слов; ознакомить детей с образом буквы Тт; закреплять образы букв; готовить руку к письму.

Оборудование.

Зеркала, схема для разбора артикуляционных звуков, набор картинок, звуковые домики, панно букв, листы бумаги с изображением двойных линий, карандаши; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. — Сегодня мы познакомимся с двумя мальчиками. Их зовут Тим и Том. Давайте определим, сколько слогов и какие звуки звучат в их именах.

Тим — О. первый звук [т’], второй — [и], гласный, третий — [м], согласный, твердый.

Том — О, первый звук [т], второй — [о], гласный, третий — [м], согласный, твердый.

Педагог просит повторить первые звуки в именах мальчиков ([т1] и [т]).

— С этими звуками мы сегодня и будем знакомиться.

II. 1. Артикуляция звуков.

Анализ по схеме.

Губы приоткрыты, зубы разомкнуты, кончик языка при произнесении звука [т] смыкается с верхними зубами, при произнесении звука [т’] кончик языка опущен и упирается в нижние зубы, голосовые связки не вибрируют.

Характеристика звуков.

Звуки [т—т’] — согласные, бывают мягкие и твердые.

III. 1. Дифференциация звуков [т—т’] в игре «Замени звук».

Тим любил слова с мягким звуком [т’], а Том — с твердым звуком [т]. Стоит одному произнести слово с твердым звуком [т], как другой тут же заменял его на мягкий [т’]. И наоборот. Например: брат


брать.
Какое слово произнес Тим, а какое Том? Почему вы так думаете?

Том сказал шест,

а Тим — …
(шесть).
Тим сказал жесть,

а Том — …
(жест).
Педагог обращает внимание, что с изменением звука меняется значение слов. Просит объяснить значение слов и составить с ними предложения.

Игра «Было-стало» на употребление слов-антонимов.

— Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был

тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.

Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажете, каким он стал сейчас.

Тополь был тонким,

стал … (толстым); был
низким,
стал …
(высоким);
был
молодым,
стал … (старым). Веток было
мало,
стало … (много). Ветки были
короткие,
стали …
(длинные).
Кора была
гладкая,
стала
… (шероховатая).
Листья были
маленькие,
стали
… (большие),
были
мокрые,
стали … (сухие), были
светлые,
стали …
(темные).
4. Работа над обобщенным значением слов (транспорт).

— Том и Тим жили в большом городе. Они знали весь городской транспорт. А слово транспорт

особенно нравилось Тому. Почему? (Какой первый и последний звуки в этом слове?)

Дети, какой городской транспорт вы знаете? (Трамвай, троллейбус, такси, автобус, метро)

Педагог просит определить место звука [т] во всех словах.

— Кому из мальчиков нравились все эти слова? (Тому. Во всех словах звук [т] — твердый)

IV. 1. Знакомство с буквой Тт.

Звуки [т—т’] на письме обозначаются буквой Тт, которая живет по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 4 (четвертая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

V. Упражнение «Трамвай» на подготовку руки к письму. Упражнять в проведении линий (слева направо), стараясь не отрывать руки от листа и не выходить за намеченный контур.

На всей площади листа изображены двойные извилистые линии (рельсы трамвая). Линии непрерывные.

— Эти линии — рельсы трамвая. Вы пройдете весь маршрут, ведя карандашом линию внутри рельсов. И вы не должны заходить за контуры линий.

Трамвай должен быстро доставить пассажиров из города (условное изображение — домик) в парк (условное изображение — елочка). Поэтому вашим трамваям разрешается не делать остановки. Но если ваша рука устанет, то вы сделаете остановку и пометите ее кружком.

Примечание.

Анализ выполнения данного задания поможет воспитателям установить индивидуальные различия в мышечной выносливости руки детей. В соответствии с полученным результатом педагоги намечают индивидуальную работу с детьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]