Методика проведения пальчиковой гимнастики в ДОУ (пальчиковые игры)


Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка

Исследованиями было доказано, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развития ручной моторики. При высоком уровне хорошо развиты: логика, связная речь, память и внимание. При этом, если по достижении четырех лет малыш не может донести в соединенных ладонях воду до лица, значит его ручная мелкая моторика отстает в развитии. Тогда-то родители и обращаются за помощью для своих малышей к пальчиковой гимнастике.

Пальчиковая гимнастика

Методика и цели пальчиковой гимнастики в детском саду

В ДОУ занятия проводятся на музыке, физической культуре, и даже на прогулках. В плане работ общеобразовательного учреждения выделяются такие цели, как:

  • Развитие ловкости пальцев, воображения и внимания.
  • Активизация речевых центров.
  • Создание позитивного настроя в группе.

Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика в детском саду основывается на методике воздействия кистями рук на внутренние органы ребенка.

Например:

  • Точка большого пальца ответственна за работу головного мозга;
  • За функционирование желудка отвечает указательный;
  • Средний палец контролирует целостность позвоночника и кишечного тракта;
  • Печень связывается с безымянным пальцем;
  • Сердце — с мизинцем.

Дополнительное привлечение внимания ребенка

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребятами любого возраста

Знаете, я вот подумала, что если хорошо позаниматься с детками на протяжении дошкольного периода, то хотя в школе ребята начисто забудут про детский сад, но заложенные знания, навыки, привычки останутся на всю жизнь. Это очень важно понимать и коллегам-педагогам, и каждому родителю.

И вот пальчиковые игры – это фундамент для всей будущей взрослой жизни, поэтому найдите время по 5-10 минут поиграть с сыном или дочкой, а делать это нужно так:

  • Перед занятием обязательно расскажите ребенку, чем вы займетесь, покажите движения, пусть малыш попробует повторить их без «аккомпанемента», затем уже под стихи или песенку. Придумайте кодовое слово, которое вы будете произносить каждый раз, когда у вас запланирована игра, дети любят упорядоченность в жизни;
  • Понятно, что всегда делайте упражнения вместе с малюткой, при этом демонстрируйте настоящую увлеченность, малышня чувствует фальшь;
  • Мотивируйте малыша повторять за вами слова стишков, постепенно ребенок должен уметь самостоятельно для вас уже провести игру;
  • Не нужно часто менять игры, пусть детки хорошо отработают 2-3 пальчиковые забавы, прежде чем добавлять новую или вообще менять репертуар;
  • Всегда начинайте знакомство с пальчиковыми играми с самых простых движений, не спешите, не критикуйте и не раздражайтесь, если детка не может осилить сразу движение или запомнить слова. Этот процесс должен доставлять удовольствие всем участникам;
  • Не заставляйте выполнять упражнения, следите за настроением ребеночка, найдите для этого важного дела подходящее время, когда малыш сможет с удовольствием поиграть и потренировать пальчики;
  • Хвалите, поддерживайте, будьте терпеливы!

Думаю, пока хватит информации. В конце концов, вам доступна тематическая литература и видео для обучения нехитрым движениям пальчиковой гимнастики. Мое дело – ознакомить с методами развития дошкольников и мотивировать взрослых заниматься со своими детками. Надеюсь, удается хоть иногда?

Виды упражнений для кистей и пальцев

В результате проведения игр для кистей рук укрепляется их мускулатура, ребенок учится контролировать напряжение и расслабление конечности. Обязательным условием является показ взрослым упражнения, даже если оно знакомо дошкольнику.

Одно из таких упражнений — ворота. Ладони направлены пальцами друг к другу, ставятся на ребро. Пальцы при этом напряжены и выпрямлены. На команду: «Ворота открываются» ладони разворачиваются параллельно, пальцы при этом направляются по направлению от себя. По команде: «Ворота закрываются» — руки возвращаются в исходное положение.

Используя упражнение «Погладим животное» можно не только расслабить кисти рук, но и вывести ребенка на диалог о питомце, которого он имеет или хотел бы иметь — что также поспособствует развитию воображения, мышления и речи. Само задание простое — сначала одной рукой, затем второй ребенок «гладит» воображаемого зверя.

Важно! Проведение пальчиковых занятий можно начинать с младенчества — поглаживаниями и массажем мамой ручек малыша. Однако осознанное выполнение заданий ребенком будет производиться не раньше 4-х лет. В результате выполнения исчезнет скованность движений пальцев рук и кистей, появится гибкость и подвижность.

Гимнастика для пальцев рук для детей. Примеры:

  • Очки. Большие и указательные пальцы рук соединяются друг с другом. Получившиеся «очки» подносятся к глазам.
  • Пароход. Обе ладони ставятся на ребро и соединяются, мизинец к мизинцу, образуя ковшик. Большие пальцы при этом оттопырены и направлены вверх.
  • Стул и стол. Стул — одна ладонь выпрямлена, а вторая находится в кулачке. Та, что в кулаке, приставляется к низу выпрямленной ладони, образуя стул. Стол делается по похожему принципу, только выпрямленная ладонь кладется на кулак горизонтально.

Проведение пальчиковой гимнастики в старшей группе

Продолжаем тренировать пальчики старших дошкольников…

В 6-7 лет детки должны уметь многое, в том числе, знать названия дней недели, месяцев. В этом могут также помочь пальчиковые забавы:

В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду испекла калач, А в четверг искала мяч, Блюдца в пятницу помыла, В субботу тортик я купила. Всех друзей я в воскресенье Позвала на День рожденья.

В этом стишке предусмотрены движения, имитирующие реальные действия: стирку, уборку, мытье посуды, думаю, не стоит описывать подробно.

Поскольку мы в садике постоянно смешиваем разные виды деятельности, чтобы сделать процесс обучения более эффективным, то и пальчиковые забавы можно соединить с творческими вещами. О чем я? Если нарисовать на подушечках пальцев смешные мордочки или надеть специальные забавные бумажные колпачки, игры пойдут гораздо веселее.

Для детей подготовительной группы можно вместо обычных упражнений придумать целый спектакль, где действие выполняют актеры-пальцы. Кстати, чем не тема для консультации, мастер-класса для коллег-воспитателей или родителей воспитанников?

К школе детки настолько уже развиты, если мы приложили к этому силы, что мозг их требует все новых и новых задач. Так почему бы не научить их основам языка жестов? Это отличная тренировка рук, памяти и речи. Кроме того, это можно включить в программу обучения в смешанных группах со слабослышащими и глухими детками. Польза будет обоюдная!

Простейшие жесты, обозначающие разные предметы и явления на языке жестов – это вам и пальчиковая гимнастика, и расширение границ сознания ребенка, когда он с детства научится видеть людей как равных себе.

Далее, в качестве пальчиковых игр отлично зарекомендовал себя театр теней. Помню, как мы в детстве от нечего делать у бабушки на белой стене при огоньке свечи или керосиновой лампы устраивали целое представление: птицы летели, волк прибегал, зайчик… Вот и сейчас, когда вдруг отключают свет, можно занять ребенка и заодно развить моторику.

Особый шик – уметь показывать фигурки, задействовав обе руки! Отличная тренировка для детей, что сказать.

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

Формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы.

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений.

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Начнем с самых маленьких пальчиков…

Специалисты настоятельно советуют начинать гимнастику для пальчиков еще задолго до года. Месяца в два и мама, и малыш готовы посвящать все время не только кормлению-сну, но и другим, не менее приятным и полезным занятиям, например – массажу. До 5-7 месяцев ограничиваемся массажем. Для начала каждый пальчик младенца как бы вытягиваем осторожненько, поглаживая. Затем делаем каждым пальцем круговые движения.
Первое время посвящаем минуту этим упражнениям, затем все больше, дойдя до 3-4 минуток. Очень хороши шарики разной текстуры, которые нужно давать малышу, чтоб он их сжимал. С 7 месяцев уже можно начинать народные забавки «ладушки», «сороку», «сапожник», «коза рогатая». Также полезно упражнение «Прическа»: малыш в сидячем положении, мы берем его ручку и проводим ею по его головке от лобика к затылку, как бы причесывая. Затем вторая ручка причесывает.

Потом детка сама себя уже сможет причесать. При этом не забываем приговаривать: «Сейчас расчешем Машеньку, вот какая прическа» или что вам в голову придет. Даем также малышу орешек и учим катать между ладонями – чрезвычайно полезный массаж чувствительных точек ладошек. В 1 год ребеночек может катать шарик или орешек самостоятельно, как и знать движения простейших пальчиковых игр типа «сороки».

Проверить, как развита моторика в 1,5 лет можно так: к этому возрасту малыш рисует каракули, держит ложку, чашку, разворачивает завернутый в обертку предмет, собирает пирамидку сам, ставит 3 кубика один на другой, может отвинтить закручивающийся элемент, во время игры использует обе ручки, повторяет действия родителей с предметами: нажимает кнопки телефона, листает книгу, хватает движущейся предмет и т.д.

В 2 года даем более сложные задания: учим застегивать-растегивать пуговицы, вязать простые узлы, переливать воду из одной емкости в другую. Можно смастерить специальный тренажер для развития моторики (видео полно в Интернете). На доску закрепляем всякие задвижки, замочки, шнурочки, пуговицы.

В этом возрасте главные движения пальчиковых забав направлены на сжимание ручки в кулачок, разжимание, загибание-разгибание всех вместе и поочередно пальчиков, круговые движения кистями.

Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год

Время проведенияТема игрыЦельМладшие дошкольники (2-4 года)Старшие дошкольники (5-7 лет)
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь)Животные, насекомые и птицыРазвить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь
  • «Кошечка» — имитируют лапы животного ладонями.
  • «Птичка» — имитируют взмахи крыльев руками.
  • «Ежик» — крепко сжимают кулачки.
  • «Зайчик» — в статике и динамике. Выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные собраны в кулак.
  • «Пчела жалит» — указательный палец совершает вращательные движения вдоль воображаемой оси.
II период (Январь, Февраль, Март)Приход зимыПознакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей
  • «Фонарики» — все пять пальцев рук попеременно сжимаются в кулачок и разжимаются.
  • «Новогодние игрушки» — малыши попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
  • «Строим снеговика» — поставить один кулачок на другой.
  • «Лыжник» — указательный и средний пальцы «шагают по поверхности», имитируя ходьбу. Усложнить можно, дав детям по 2 палочки от мороженого, на которые они должны встать пальчиками как на лыжи.
  • «Снежки» — малыши делают воображаемые снежки и кидают ими друг в друга.
III период (Апрель, Май, Июнь)Семья, дружба, одеждаРасширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку«Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом.
  • «Очки» — делаются средним и указательным пальцами.
  • «Колечки» — поочередно соединять большой палец руки с остальными, образуя колечки.
  • «Пишу письмо» — взять в руку воображаемую ручку и водить по воздуху, имитируя написание письма.
  • «Вертолет» — сжать в кулак пальцы все, кроме большого. Его же направить вверх и совершать вращательные движения, имитируя вертолет.

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ

Помимо представленных выше упражнений картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением. Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Подгрупповое занятие

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка

Калиманова Лина СтаниславовнаПашина Татьяна ВладимировнаРезникова Анна ВладимировнавоспитателиМБДОУ д/с №6г. Белгород

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2022г.

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Рекламное сообщение

Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус». Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Для формирования всесторонне развитой личности значение пальчиковых игр очень велико. Поэтому пальчиковые игры необходимо использовать в различных видах деятельности детей как можно чаще, но недолго. Этим мы способствуем активизации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии детей. Было подмечено также, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.

На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.

Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить сердечно сосудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока – ворона» и «Ладушки». И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами.

Для речевого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста мы используем также игры с пальчиками как на занятиях. Так и в свободной деятельности. В сюжетно – ролевых играх «Приготовим кашу», перебирание фасоли или «Соберем рассыпанные бусы», различные игры со строительным материалом, со шнурками и различными видами мозаик и другие.

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

1.

Хитрый ежик-чудачок Сшил колючий пиджачок. Сто иголок на груди, Сто иголок позади. Ходит еж по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу, всякий плод Что под деревом найдет. И с подарочком богатым Возвращается к ребятам

2.

Стоит в лесу елочка, Под елочкой травка. На травке цветочки, На травке тропочка, По тропочке идет Катенька.

Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким – либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

  • «Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюквы, ритмичные наклоны рук вперед.
  • «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

Потешки для пальчикового массажа

Этими потешками – упражнениями желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как они содержит элементы массажа. Тексты сопровождаются поглаживанием, потиранием, сгибанием и разгибанием пальчиков. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

«Жили мышки»

Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире; Чай пили, чашки били, по три денежки платили! Держим ладошку раскрытой, водим по ней пальцем.

«Переборы пальчиков»

У белого котенка мягкие лапки. Но на каждой лапке коготки – царапки! Затем попеременно то мягкой кисточкой, то жесткой щеткой.

Самомассаж кистей и пальцев рук

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Мы используем персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своем репертуаре и возвращаемся к ним по желанию малышей.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то есть речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память детей, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Литература:

  1. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой» Е.Н. Рыжанкова, – Москва, Сфера, 2010.
  2. «Ум на кончиках пальцев» О.А. Новиковская, АСТ, Сова, 2008.
  3. «Вопросы изучения детской речи» А.Н. Гвоздев, Детство – пресс, 2007.
  4. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов. Л.П. Савина, Москва, АСТ, 1999.
  5. «Пальчиковые игры» Е. Железнова, Брянск, 2015.
  6. «Роль речи в развитии восприятия детей» А.А. Люблинская, Психология дошкольника: хрестоматия. – Москва, 2000.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Диагностика проводимых упражнений состоит из 3-х этапов:

  1. Фиксируется уровень развития детских навыков в сентябре;
  2. Замеряются промежуточные результаты в середине года (январь — февраль);
  3. Подводятся итоги эффективности пальчиковой гимнастики в конце года (июнь).

Обратите внимание! Проведение пальчиковой гимнастики позволяет в игровой форме оценить и корректировать координацию движений и развитие мелкой моторики, как младших, так и детей дошкольного возраста

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]