Организация и методика проведения прогулок в летний период


Организация и методика проведения прогулок в летний период

Автор: Кравякова Светлана Витальевна

Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в летний период»

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня мы начинаем с вами работу нашего семинара – практикума по организации и методике проведения прогулок в летний период.

Начать свое выступление мне бы хотелось с высказывания одного врача-педиатра, который говорил: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» (Г.Н. Сперанский)

Итак, что же такое прогулка?

Прогулка – заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем воздухе.

Всем вам хорошо известно, что Режим дня любого детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Согласно

Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам общая продолжительность прогулки составляет 4 — 4,5 часа.

В летний период в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Время, которое отводится для прогулок, должно строго соблюдаться.

Но, фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полном объеме. Неорганизованность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в детском саду. А педагогическое воздействие на прогулке нередко подменяется присмотром за детьми.

Поэтому, чтобы правильно организовать и руководить деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки.

И для начала давайте вспомним, какие бывают прогулки.

Типы прогулок:

  • Традиционная/типовая – максимально свободная деятельность детей.
  • Комбинированная – целевая прогулка и свободная деятельность. (Целевая прогулка проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
  • Экскурсия (проводится со средней группы не менее 1 раза в месяц);

· Поход (с детьми старшего дошкольного возраста).

Сегодня на семинаре мы с вами подробно рассмотрим структуру и методику проведения традиционной/или типовой прогулки.

Правильная организация такой прогулки предполагает использование пяти частей:

· Наблюдение;

· Трудовая деятельность детей;

· Подвижные игры

· Индивидуальная работа с детьми;

· Самостоятельная деятельность детей.

Эффективность реализации всех частей прогулки полностью зависит только от воспитателя. Эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того, что запланировано педагогом в конкретной прогулке.

И сейчас, давайте подробней остановимся на каждом составляющем компоненте прогулки.

Наблюдения условно можно разбить на несколько видов, это:

• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения, животные, птицы, насекомые).

• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со свойствами воды, песка, глины, природного материала – камни, ракушки и т.д.).

• Наблюдения за трудом взрослых (организуются наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада: дворник, водитель, строитель, полицейский).

• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые, легковые, специальные автомобили, красочное оформление к праздникам).

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут, в старшем возрасте они должны составлять от 10 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, и каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Удержать внимание ребенка, особенно, младшего дошкольного возраста очень непросто. На прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: то он обратил внимание на пролетающую бабочку или отвлёкся на шум проезжающей машины и таких отвлекающих факторов на улице очень много. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени, яркими, интересными и содержательными. При планировании наблюдений воспитатель должен продумать: оборудование и материалы, которые он будет использовать в ходе наблюдения, размещение детей, педагог должен продумать приёмы привлечения внимания детей (это могут быть: сюрпризные моменты, использование художественного слова: стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом и др. приёмы ), так же необходимо привлекать самих детей к активизации умственной деятельности (а это можно сделать уже с помощью постановки поисковых вопросов и использования детского опыта). Главное в этом компоненте прогулки — не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов и событий в окружающей среде.

Следующим важным компонентом прогулки являются подвижные игры

. В эту часть прогулки входят проведение: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, также используются игры на выбор детей по желанию и дидактические игры.

Подвижные игры в младшей группе — 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.

При выборе игры воспитатель должен учитывать следующие факторы:

-время года (погодные условия, температура воздуха);

-возраст детей (состояние здоровья, желание);

— характер предшествующей деятельности.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, и только затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников во время прогулок, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т.д.

Здесь бы хотелось обратить ваше внимание на то, что при проведении этой части прогулки, вам надо стремиться к тому, чтобы ваши дети в дальнейшем научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила и соблюдая при этом дисциплину. Выбирая для детей игру, старайтесь ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и нравственного – развивать у них чувство товарищества, взаимопомощи и коллективизма.

Подробно о методики проведения подвижных игр в ДОУ, я не буду останавливаться, т.к. об этом нам расскажет на одном из последующих методических объединений Галина Анатольевна.

Единственное, на что хотелось бы сделать упор в этой части, это на то, чтобы вы не забывали в этой части прогулки проводить дидактические игры и упражнения.

Они должны быть непродолжительны и занимать по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Проводятся дидактические упражнения несколько раз в течение одной прогулки со всей группой детей либо с ее частью.

Дидактическое упражнение может быть предложено детям как в начале, так и в конце наблюдения, а может вплетаться в ход самого наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди дерево или кустарник» и т.д. В дидактических заданиях могут решаться одновременно несколько задач: закрепление цвета, формы и величины предметов, также они могут выполняться с помощью детской физической активности, например, детям предлагаются задания: «Раз, два, три! К березе беги». И тут же, перед детьми старшего возраста, ставится другая более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?» и т.д.

Большое воспитательное значение на прогулке имеет трудовая деятельность. Поэтому, следующим структурным компонентом типовой прогулки является выполнение детьми трудовых действий

.

Здесь важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Для привития детям трудолюбия и аккуратности, очень важно правильно подобрать детский инвентарь (— грабли, лопатки, совки, ведерки). В процессе выполнения трудовых поручений, у детей важно сформировать положительное отношение к труду, а также уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и в дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу.

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в подгруппах;

Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Затем, воспитатель уже поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, организует «труд рядом»: предлагает собрать шишки, листочки, камушки для дальнейших поделок.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; единственное, требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы детей; и педагог должен следить, чтобы дети доводили начатое дело до конца.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, и уже самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Здесь важно создать у старших детей правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, и ещё желательно разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки или использовать др. сюрпризные моменты.

Следующим не менее важным структурным компонентом ежедневной прогулки является- индивидуальная работа.

Индивидуальная работа

на прогулке тщательно планируется. Она может быть направлена на развитие речи ребенка: т.е. на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы или можно повторить слова песни, которую разучивали дети на музыкальном занятии к празднику.

Во время прогулок воспитатель может также организовывать индивидуальную работу по физическому развитию с одним или несколькими отстающими детьми на выполнение основных движений: (ходьба, бег, прыжки, подскоки, упражнения с мячами и обручами, метание в цель и т.д.)

В процессе индивидуальной работы с ребенком может быть проведена беседа на формирование нравственных качеств, правил поведения в детском коллективе, или же беседа по рекомендации логопеда или психолога. Здесь, важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Следующий структурный компонент прогулки — самостоятельная деятельность
детей,
которая также нуждается в грамотном руководстве. Педагог должен постоянно контролировать и следить за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе собрал игрушки, навел порядок на веранде или на участке. Педагог может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, выносные игрушки или инвентарь для труда и т.д. Одним из самых любимых видов самостоятельных творческих игр у детей, являются строительные игры с природным материалом: песком, камушками, шишками т. д. Поэтому педагогам необходимо стараться разнообразить такие игры и создавать необходимые условия и активно использовать атрибуты и выносной материал. Ну и при этом, конечно же, не забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требований к хранению и размещению выносного материала.

Коротко, хотелось бы сказать о проведении прогулки в вечернее время.

В течение всего года в обязательном порядке проводится вечерняя прогулка,

но так как воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя детьми на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры.

Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно и все дети были заняты. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями и впечатлениями.
comments powered by HyperComments

Прогулки в декабре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Прогулки зимой в декабре. Старшая группа ДОУ

Прогулка №1. Наблюдение за сезонными изменениями
Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает)
; учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
Ход наблюдения Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил. Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине ярче прежнего горят. Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах. — Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)
— Без рук, без ног, а в избу лезет.
(Мороз.)
— Декабрь год кончает — зиму начинает. — Теплая зима к холодному лету. — Солнце летом греет, а зимой морозит. Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее. Воспитатель задает детям вопросы. За каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь? Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью? Зачем засыпают корни деревьев снегом? Как одеваются люди зимой и осенью?
Трудовая деятельность: Засыпка корней деревьев снегом. Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам. Подвижные игры: «Попади в обруч», «Парный бег» Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель. «Ледяная карусель» Цель: закреплять навык катания друг друга на санках. «Выложи сам» Цель: выкладывание рисунка по замыслу из пластмассовых пробок. Индивидуальная работа: Упражнения на скольжение Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка №2. Наблюдение за птицами зимой
Цель: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения Не видно в лесу тропинок, В тулупах кусты стоят. Уснувших жуков и личинок Укрыл под корой снегопад. Лети же, пичуга, к людям И прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном. Каких птиц вы видите зимой около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома? Трудовая деятельность: Очистка участка младших дошкольников от снега. Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту. Подвижные игры: «Ловкая пара» Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата. «Попади в цель» Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения. «Мороз — Красный нос» Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; Рисование «Художник по снегу» Краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него. Либо обрызгать уже готовые фигурки. Или просто нарисовать картину прямо на снегу. Цель: развивать творческую фантазию и воображение Индивидуальная работа: Метание снежков вдаль и в цель. Цель: развивать координацию движений. Игры по желанию детей
Прогулка №3. Наблюдение за состоянием природы
Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне. Ход наблюдения Удивительный художник у окошка побывал, Удивительный художник нам окно разрисовал: Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой. Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой. На стекле цветы и листья — все искрится, все бело. Но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный. Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.
Трудовая деятельность: Собрать снег в кучу для построек. Цель: формировать навыки работы в коллективе; воспитывать стремление добиваться результатов Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки» Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища. «Медведи и пчелы» Цель: учить перелезанию «перевалом» через препятствие Игры по желанию детей
Прогулка №4. Наблюдение за воробьём
Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Ход наблюдения Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой Прыгает он у крыльца — Покормите молодца. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
Чем отличаются перелетные птицы от зимующих?
(У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
Какие птицы не улетают от нас на зиму?
(Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)
Чем питаются воробьи в зимнее время?
(Крошками, зернышками.)
Почему зимующих птиц надо подкармливать?
(Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой.
(Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.)
Почему воробьи селятся рядом с человеком?
(Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать?
(Отчистить от снега место для корма.)Трудовая деятельность: Расчистка дорожки к кормушке Цель: учить заботиться о птицах. Подвижные игры: «Два мороза», «Кони» Цель: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту. «Наперегонки» Цель: развивать ловкость, выносливость и скорость Индивидуальная работа: «Кто дальше?» Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении. Игры по желанию детей
Прогулка №5. Наблюдение за работой дворника
Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде. Ход наблюдения Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой? Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит. Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки горки для куклы Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры: «Два мороза», «Мы веселые ребята» Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры. «Прыжки на одной ноге» Цель: учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться. Рисуем на снегу – предложить детям выполнить рисунки палочкой на снегу Цель: учить заполнять контур цветной водой; развивать воображение, поддерживать интерес к рисованию, творческой деятельности. Индивидуальная работа: Закрепление навыков ходьбы на лыжах Цель: учить спускаться с горки. Игры по желанию детей
– учить детей находить занятия по интересам.

Прогулка №6. Наблюдение за огородом
Цель: знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Ход наблюдения Батюшка наш огород! Поклонюсь тебе с любовью — Ты корми нас целый год И капустой и морковью. Угощай нас кабачком, Сельдереем и лучком. Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)
Чем является снег для растений?
(Одеялом, спасающим в холода и ветра.)
Если много снега в огороде — это плохо или хорошо.
(Хорошо, много влаги.)
Ровно ли лежит снег в разных частях огорода?
(Нет.)
Где больше снега — у здания или в центре?
(У зданий)
. Почему?
(Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
Трудовая деятельность: Очистка дорожек от льда и снега Цель: закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность. Подвижные игры: «Ловишки с мячом» Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов. «Кати в цель» Цель: развивать координацию движений. «Затейники» Цель: учить четко проговаривать слова игры; учить играть по правилам. Лепка из снега «Угощения к чаю» Цель: учить детей коллективно выполнять работу, распределять задачи, лепить из снега крупные фигуры (конфеты, пироги, кексы и т.д.)
– развивать воображение, воспитывать ответственность за общее дело.
Индивидуальная работа: Развитие движений Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м. Игры по желанию детей
– учить детей находить занятия по интересам.

Прогулка №7. Наблюдение за изменениями на участке детского сада
Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас. Ход наблюдения Улицей гуляет Дед Мороз, Иней рассыпает по ветвям берез. Ходит, бородою белою трясет, Топает ногою, только треск идет. Посмотрите, сколько снега в огороде. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками)
, поедят вредителей на нашем огороде.
Трудовая деятельность: Сгребание снега на участке под деревья Цель: воспитывать бережное отношение к природе. Подвижные игры: «Снежная карусель» Цель: упражнять в ориентировке на местности. «Бездомный заяц» Цель: вспомнить правила игры; «Бег с препятствиями» Цель: развивать ловкость, выносливость, скорость Раскрашивание поделок из снега Цель: учить детей раскрашивать вылепленные фигуры цветной водой Индивидуальная работа: Прыжки на одной ноге Цель: учить энергично отталкиваться и правильно приземляться. Игры по желанию детей
Прогулка №8. Наблюдение за ветром
Цель: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям. Ход наблюдения Ветер дул всю ночь, Шумели ели, Морщинилась вода. Сосны старые скрипели, Ивы гнулись у пруда, Выло, дуло, завывало. И когда пришел рассвет, Ветра будто не бывало, Будто не было и нет. Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
Как называется снег с ветром?
(Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили?
(Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
Как образуется ветер?
(Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)Трудовая деятельность: Постройка снежных построек Цель: формировать навыки работы с лопатой, трудиться сообща Подвижные игры: «Мороз Красный нос» Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку «Снегодром» Цель: следить за взаимоотношениями детей в процессе самостоятельной деятельности с санками «Зайцы и волк» Цель: учить детей соблюдать правила игры Индивидуальная работа: «Парный бег» Цель: развивать детей в беге парами. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №9. Наблюдение за домашними животными зимой
Цель: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище)
.
Ход наблюдения Домашних животных я очень люблю: Кормлю, берегу и ласкаю. Собаку и кошку, козу и свинью Друзьями своими считаю. Помощники наши — корова, баран И конь вороной темногривый Живут с нами рядом, привязаны к нам, Доверчивы, миролюбивы. Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Почему животных перестали выгонять на пастбища? Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой. Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные. Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время? Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся? Трудовая деятельность: Расчистка дорожки к кормушке Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега. Подвижные игры: «Медведи и пчелы» Цель: учить перелезанию «перевалом» через препятствие. «Совушка» Цель: учить выполнять движения по сигналу. Индивидуальная работа: Выполнение упражнений на сохранение равновесия Цель: развивать координацию движений. Игры по желанию детей
Прогулка №10. Наблюдение за пешеходной дорожкой
Цель: формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения. Ход наблюдения Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора. Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы. Трудовая деятельность: Очистка участка от снега Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок. Подвижные игры: «Попади в цель» Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры. «Зарисуй дерево» Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу. Индивидуальная работа: Развитие движений Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом. Игры по желанию детей
– учить детей находить занятия по интересам.

Прогулка №11. Наблюдение за снегопадом
Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде. Ход наблюдения Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места — не найдет, Задержался у ворот. Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые)
. На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?
Трудовая деятельность: Уборка участка от снега Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?» Цель: продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать. Лепка из снега «Веселые снеговики» Цель: учить детей планировать свою работу, располагать шары из снега в определённой последовательности; Индивидуальная работа: «Хоккей» Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах. Игры по желанию детей
Прогулка №12. Наблюдение за елью на участке
Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной. Ход наблюдения Новогодние деньки, Снег морозный, колкий. Загорелись огоньки На пушистой елке. Шар качнулся расписной, Бусы зазвенели. Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое? Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы)
, у нее нет корней, она не растет. Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.
Трудовая деятельность: Расчистка кормушек от снега, кормление птиц Цель: воспитывать положительное отношение к труду Подвижные игры: «Собака и воробьи», «На санки» Цель: упражнять в беге в разные стороны. умение ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них. Рисование «Моя новогодняя ёлочка» — продолжать знакомить детей с профессией дизайнера; предложить придумать и нарисовать оригинальные украшения на елке цветной водой. Индивидуальная работа: Развитие движений Цель: закреплять умение бегать на скорость; Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №13. Наблюдение за крышами домов
Цель: дать знания о том, что шапки снега могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма)
, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.
Ход наблюдения Рассмотреть крыши домов. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы. ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя: — Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег! — Подходить и трогать свисающие сосульки! — Нельзя сосать и есть сосульки! — Не кидайся сосулькой или снегом! — Будь внимательным и наблюдательным! — Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее! — Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)
!
Трудовая деятельность: Уборка игрушек на участке Цель: формировать у детей привычку аккуратно собирать игрушки после прогулки Подвижные игры: «У оленя дом большой» Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом. «Кот и мыши» Цель: учить соблюдать правила игры. «Змейка» Цель: развивать детей в беге Индивидуальная работа: «Смелые ребята» Цель: упражнять в быстром беге Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №14. Наблюдение за общественным транспортом
Цель: закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения; воспитывать интерес к технике и труду взрослых. Ход наблюдения Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя. Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре, Укажет он кому идти, кому стоять на месте. Наезда можно избежать и столкновенья тоже — На перекрестках всех дорог наш светофор поможет. Со светофором я дружу, внимательным бываю, На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. Какой общественный транспорт вы знаете? Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.)
Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке?
(Маршрутки, такси.)
В какую дверь автобуса нужно входить?
(В переднюю.)
Из какой двери надо выходить?
(Из задней.)
С какой стороны надо обходить автобус?
(Сзади.)
Почему?
(Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)
Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему? Как нужно переходить дорогу?
(Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)
На какой свет светофора?
(На зеленый.)Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща. Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Самолеты» Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки. «Составь картинку» — из палочек выложить машину — развитие мелкой моторики. Индивидуальная работа: «Донеси мешочек» Цель: упражнять в равновесии. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №15. Наблюдение за свойствами снега

Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений
(в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников)
.
Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки зимнего городка Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща. Подвижные игры: «Кто быстрей по дорожке?» Цель: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком. «Прыгуны» Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м. «Хитрая лиса» Цель: начинать игру по сигналу воспитателя Лепим поделки из снега Цель: Учить детей действовать согласованно, подбирать предметы для изготовления деталей и украшения фигур. Индивидуальная работа: Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание)Цель: вырабатывать координацию движений. Игры по желанию детей
Прогулка №16. Наблюдение за метелью
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду. Ход наблюдения Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, бурчу, Знать никого не хочу. Вдоль снега пробегаю Сугробы наметаю. (Метель.)
Как вы думаете, что такое метель?
(Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
Посмотрите внимательно, что происходит со снегом?
(Снег перемещается по направлению ветра.)
Почему во время метели появляются сугробы?
(Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
Как вы думаете, метель это хорошо или плохо?
(Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)Трудовая деятельность: Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело. Подвижные игры: «Мороз-красный нос», «Пройди по кругу» Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку. Индивидуальная работа: «По длинной дорожке» Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №17. Наблюдение за морозным солнечным деньком
Цель: сформировать у детей представление о зиме; Ход наблюдения Стали дни короче, Солнце светит мало, Вот пришли морозы, И зима настала. В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое)
. Отметить, какое солнце
(тусклое, яркое, закрытое тучами)
. Вспомнить, какое оно было вчера. Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.
Трудовая деятельность: Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие. Подвижные игры: «Кому флажок?», «Эстафета с обручами» Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность. Индивидуальная работа: «Резвый мешочек» Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах. Игры по желанию детей – учить детей находить занятия по интересам.
Прогулка №18. Наблюдение за снежинками
Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность. Ход наблюдения Что за звездочки сквозные На платке и рукаве, Все сквозные, вырезные Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла А возьмешь — вода в руке? На моей ладошке. Понаблюдайте за снегом, какой он? Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор. Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке? Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для построек Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие. Подвижные игры: «Два мороза», «Волк во рву», Ходьба «змейкой» между предметами Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга. Игра – забава «Снежные круги» Цель: учить детей изображать круги на снегу разными способами (палочками, протаптывания линии подошвами, цветной водой)
– совершенствовать умение детей изображать различные линии, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.
Индивидуальная работа: Элементы хоккея Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота. Игры по желанию детей
Прогулка №19. Наблюдение за погодой
Цель: продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях; формировать интерес к неживым объектам природы. Ход наблюдения Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала. Повела зима над нами Снеговыми рукавами Снеговыми рукавами И рассыпала снежинки На поля и на леса. Мы с горы кататься будем, И поэтому нам очень-очень Нравится зима! Что изменилось в природе? Чем покрылась земля? Что лежит на ветках деревьев? Что делают деревья зимой? Трудовая деятельность: Расчистка участка и дорожек от снега Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца. Подвижные игры: «Встречные перебежки», «Попади в обруч» Цель: повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость. «Горелки» Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание Рисование цветной водой «В синем море, в белой пене» Цель: учить детей дорисовывать палочкой на снегу различные предметы на основе заготовки из комплекса геометрических фигур, раскрашивать их при помощи цветной водой. Индивидуальная работа: Развитие движений — учить ориентироваться на участке; — находить спрятанный предмет по словесному описанию. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №20. Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цель: расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых. Ход наблюдения Что за дворник удалой Снег сгребал на мостовой? (Снегоуборочная машина.)
У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из чего они сделаны?
(Из стальной проволоки.)
Какая у них щетина?
(Жесткая, колючая.)
А вот еще одна машина идет убирать снег. Что у нее есть?
(Два больших винта.)
Что делают эти винты?
(Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.)
Как называется эта машина?
(Снегоочиститель.)
Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная машина?
(К специальному.)Трудовая деятельность: Подкормка птиц на участке детского сада Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам. Подвижные игры: «Ловишки», «Бездомный заяц», «Не попадись» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость. Индивидуальная работа: «Сбей флажок» Цель: учить метать снежки в цель; развивать меткость, внимание. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №21. Наблюдение за солнцем
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы. Ход наблюдения Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей! Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается. Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями. Подвижные игры: «Пустое место», «Сделай фигуру» Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга. «Ловишки со снежками» Цель: формировать у детей двигательные умения и навыки; развивать детей в беге, ловкости. Индивидуальная работа: Элементы хоккея Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей в детском саду. Прогулки зимой Прогулки в средней группе. Декабрь. Картотека с целями по ФГОС. Зима Прогулки в январе в средней группе. Картотека с целями по ФГОС Прогулки в средней группе. Февраль. Картотека с целями по ФГОС. Зима

Похожие статьи:

Зимние опыты и эксперименты для детей

Трудовая деятельность на прогулке

Поручения должны быть индивидуальны, конкретны и просты, содержать в себе одно – два действия: отнеси на веранду, поставь на место, и т. д. Такие элементарные задания включают детей в деятельность, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. Поручения такого характера дают возможность индивидуализировать работу с детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления опыта в выполнении поручений можно усложняет их содержание.

Обязательно включаемся в работу, если ее предлагают дети. Например, помочь им с какой-то постройкой, тем самым показывая на собственном примере, что необходимо помогать друг другу.

Вначале для выполнения задания привлекаются одновременно не более 3 человек. С ростом объема умений количество детей увеличивается.

Главным в трудовй деятельности остается условие — достичь результата, пока внимание детей сконцентрировано на непосредственных действиях, не исчез интерес к ним, пока дети в ожидании конечного результата: «Принеси лейку и будем поливать цветы и т.д..»

В зимний период времени с детьми перед прогулкой подготавливаем корм, для того чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом занятии, на прогулки высыпаем корм в кормушки, а после прогулки наблюдаем из окна как прилетают к кормушке птички. Такой труд получается растянутым во времени, но при этом дети имеют возможность увидеть результат своей работы.

Необходимо убедить детей в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному для всех результату. Например, сгребаем снег лопатой и говорим детям: «Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то интересное. Если вы мне поможете носить снег, мы быстрее справимся и приступим к постройке». Привлекать детей к работе необходимо ближе к завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут ведерки и начинают носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После выполнения работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу с горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться результатами своего труда, что привлечет их к работе в следующий раз.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям возможность «прикоснуться» к труду, который им доступен. Так, например можно поручить детям помочь дворнику почистить дорожки от снега,листьев, крупного мусора и т.д.. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

  • Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
  • Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей).

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким образом, в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
  3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
  4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
  5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):

1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;

2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;

3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);

4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:

  • спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
  • затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
  • трудовая деятельность детей.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

Недопустимо, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.

Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

  • Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
  • Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.
  • Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
  • Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе.

Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.

Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

Например, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.

Спортивные игры. Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале.

Баскетбол. Передача и перебрасывание мяча друг другу двумя руками, бросание в корзину двумя руками из-за головы. Освоение игры по упрощенным правилам.

Футбол. Передача мяча друг другу с отбиванием его правой или левой ногой в положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в предметы, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Хоккей. Умение кататься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу друг другу, забивание шайбы в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Бадминтон. Умение правильно держать ракетку, производить удар по волану, перебрасывать его партнеру без сетки. Освоение игры по упрощенным правилам.

Теннис. Умение держать ракетку, попадать по мячу, перебрасывать его через сетку. Освоение игры в настольный и большой теннис по упрощенным правилам.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.

Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.

Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

  • Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
  • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
  • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
  • Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
  • «Угадай на ощупь».
  • Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
  • Скрепление деталей разнообразными способами.
  • Мозаики из различных материалов, пазлы.
  • Игры с водой, с песком.
  • Работа с «печатками» разнообразных форм.
  • Рисование под проговаривание текста.
  • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
  • Игры с веревочкой.
  • Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом
  • .

Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:

  1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
  2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.

Существует четыре вида прогулки:

  1. Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
  2. Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
  3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
  4. Спортивная (соревнования, эстафеты).

Активный отдых и семейный досуг

Активный отдых детей проводится при участии родителей, при этом используются разнообразные нетрадиционные формы отдыха:

  • Физкультурно-оздоровительные праздники по программе «Оздоровление», проводятся 2 раза в год.
  • «День здоровья», проводится 1 раз в квартал.
  • «Неделя здоровья», проводится 1 раз в квартал.
  • Минитуризм.
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]