Как стимулировать развитие словаря детей дошкольного возраста

Специалисты постоянно подчеркивают, что развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас. Что нужно знать взрослым о правильном развитии словаря детей дошкольного возраста? Главное ‒ нужно познакомиться с особенностями и методикой формирования. Пусть родителей не пугает слово «методика», под ним подразумеваются условия, средства, приемы, которые помогают добиться необходимого результата.

Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи

Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

Количественный рост

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.

  • Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
  • На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года – 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.
  • В четыре года запас слов составляет 1900.
  • К 5 годам ‒ 2000-2500.
  • У семилетних детей в словаре до 4000 слов.

Усвоение значения слов

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

  • Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
  • Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.
  • Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.

Способы развития словарного запаса

Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:

  1. ребенок слышит слово;
  2. понимает его значение;
  3. запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);
  4. учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).

Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса крохи. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.

Что надо знать об особенностях развития словаря в раннем детстве?

Как быстро развивается кроха в раннем возрасте, так же быстро растет его словарь. На каждом возрастном этапе этого периода происходит особое накопление слов.

  • Так, у младенца на первом году жизни запас пополняется за счет речи окружающих его людей. Он слышит часто повторяющиеся слова, что влияет на пополнение пассивного словаря. Специалисты постоянно напоминают родителям, не надо думать, что грудничок ничего не понимает и пока развивать словарный запас ребенка нет необходимости. Напротив, идет интенсивное накопление пассивного словаря, поэтому надо общаться с ребенком, даже если просто проводятся гигиенические процедуры или кормление. Младенец уже в 2 месяца понимает интонацию слов взрослого.
  • В раннем детстве пополнение словаря идет за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения: посуду, одежду, игрушки, мебель. В этом возрасте малыши очень чутко понимают природу и трепетно относятся к живому миру, поэтому для расширения словаря можно использовать названия животных, растений, времен года, явлений природы, разных событий.

Взрослому нужно дать правильное и точное обозначение предметов и явлений, стараться исправлять ошибки в произношении ребенка, не переходя на язык малыша.

  • В этом возрасте проявляется особенность дошколят ‒ словотворчество. Дети начинают придумывать собственные слова, выражения. Классик детской литературы К.Чуковский собрал целый сборник таких слов «От 2 до 5», где есть слова и выражения, сочиненные детишками двух-трехлетнего возраста, например, шишки-шишенята, мадонна с мадоненком, фантазительный рассказ, страшный спун (сон), сердитки (морщинки), баюльная песня.

Наблюдение с комментариями

С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:

  1. Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
  2. Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
  3. Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
  4. Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
  5. С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»

Как обогащать словарный запас в дошкольном возрасте?

В среднем и старшем возрасте дошколята становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка. Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей.

  • Если детям младшей возрастной группы было еще недоступно обозначение эмоциональных состояний, качественных характеристик предметов и явлений, то средние дошкольники активно используют слова, передающие чувства, эмоции. Им уже доступны слова, имеющие оттенок оценочных характеристик. Например, этот герой сказки – добрый, смелый, а другой – злобный, неприветливый.
  • В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.
  • Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.

Виды словаря в развитии детей дошкольного возраста

Работа над словом – исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка».

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Язык, как средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно – действенное и наглядно – образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно – логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Формирование словаря детей рассматривается в двух аспектах.

Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи этот аспект разработан, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова .

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

  • Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
  • Уточнение словаря, т.е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами

Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

  • Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?

Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника. Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен. Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:

Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка.

  • Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
  • Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.

Методы и приемы развития словаря детей дошкольного возраста

Выделяют две группы методов:

— методы накопления содержания детской речи;

— методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

* непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

* опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры — это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей.

Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.

Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

— игры с предметами (игрушками, природным материалом),

— настольно-печатные;

— словесные игры.

Игры с предметами:

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Какие средства могут использовать родители?

Чтение и обсуждение прочитанного

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что активное речевое общение играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • правильно расставлять ударения в словах;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.

Классические средства обогащения словаря

  • разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
  • просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
  • рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
  • семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).

Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.

Словарные игры

  1. «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре.
  2. «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.
  3. «Большой – маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой – отбрасывает.
  4. «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.
  5. «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь – птица, кошка — ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса

Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки. Этим требованиям отвечают следующие игры и задания:

Упражнения с мячом

  • «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
  • «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
  • «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
  • «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
  • аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).

Словесные игры

Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение. Классикой из них являются дидактические игры для развития речи «Чудесный мешочек», «Загадай предмет, а я отгадаю (по описанию)», «Расскажи, что видел». В них дошколята расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.

Настольно-печатные игры

Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года» и многие другие.

На самом деле, игровых заданий и упражнений можно найти достаточно много. Заинтересованные родители всегда могут обратиться за разъяснениями к методике развития речи, почерпнуть там различные варианты игр для расширения и обогащения словаря, формирования навыков связной речи, развития интеллектуальных способностей, творческих возможностей. Нужно исходить из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошколятами. Тогда все обязательно получится. Успехов в воспитании ваших детей!

Особенности формирования словарного запаса у дошкольников

Послушав дошкольника, очень быстро можно определить, насколько богат его словарь, и как у ребенка формируется грамматический строй речи. Каждому возрастному периоду соответствует определенный речевой уровень. Достижения ребенка зависят от того, насколько родители и воспитатели уделяют внимание данному вопросу.

Подходя к дошкольному возрасту – к 3-м годам – ребенок знает большинство тех слов, которые взрослые адресуют ему. Не все из них малыш произносит, но понимает, что ему говорят.

В основном, это еще пассивный словарь. Но постепенно ребенок осваивает произношение и употребляет, пусть и в своеобразном звучании, слово за словом в своей речи.

Формирование словаря у детей дошкольного возраста происходит несколько иначе, чем у школьников. Старшие дети прибавляют новые понятия к своему словарному запасу, который у них уже довольно солидный. Дошкольникам еще только предстоит выйти на эту ступень.

Вначале им необходимо осмыслить слова на разных уровнях обобщения. Попробуйте сказать 3-летнему малышу, показывая на его куклу или автомобильчик: «Какая красивая у тебя игрушка!». И кроха обязательно вас поправит: «Это кукла (машина)!».

Для младшего дошкольника каждое слово выступает в качестве имени собственного отдельного предмета или явления. Ему пока невдомек, как куклу можно назвать игрушкой. А все потому, что особенности формирования словаря в дошкольном возрасте состоят в последовательном усвоении смысла используемых слов.

Этапы усвоения смыслового содержания слова

Вопрос последовательного осмысления слов ребенком очень хорошо раскрыт доктором медицинских наук, профессором академии образования М.М. Кольцовой. Ознакомимся кратко, какие уровни словесного обобщения предстоит одолеть дошкольнику.

  1. Ребенок понимает слово как относящееся к конкретному известному ему предмету. Чашка – это название того удобного предмета, из которого малыш пьет молоко и сок. Зайчик – тот мягкий розовый комок, который сидит рядом с куклой. Ботиночки – то, что надевают малышу на ножки. Иных чашек, зайчиков или ботиночек для ребенка не существует, поскольку между ребенком и конкретными предметами установилась прочная связь. Таков этап раннего осмысления слова, длящийся примерно до 1,5 лет, а в восприятии новых слов даже дольше.
  2. Значение слова становится шире. Ребенок уже понимает, что ложками едят и другие люди, а не только он. Машинок много, яблоки бывают разными, и ботинки могут быть у других детей и даже взрослых. То есть, слово уже обозначает группу предметов. Этот уровень осмысления доступен 2-летнему малышу, если речевое развитие соответствует норме.
  3. Качественный рывок происходит после 3-х лет и проявляется в том, что дошкольник начинает объединять некоторые доступные понятия в более общие группы. Вкусное яблочко, грушу и апельсин мама называет фруктами, и ребенок постепенно запоминает это новое понятие. Дальнейшее осмысление подсказывает малышу, что и банан можно причислить к данному перечню. Все свои игровые предметы дошкольник уже называет игрушками. На этом этапе — работы непочатый край. Нужно осмыслить новые категории: мебель, транспорт, одежда, домашние животные, дикие…
  4. Обобщенные понятия, включающие несколько более мелких групп (растения, вещи, явления природы и подобные) дошкольник начинает воспринимать только с 5-летнего возраста. Понимание смыслового значения столь общих понятий требует логического мышления. Высокая степень обобщения слишком удалена от реальных ощущений, и требуется систематическая работа, чтобы дошкольник включил общие понятия в свой словарь.

В высказываниях некоторых развитых детей младше 5 лет иногда могут звучать общие понятия: «Мои вещи», «Мы видели красивое растение». Но достаточно задать дошкольнику несколько вопросов и становится очевидным, что эти слова используются им в узком смысле.

Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника

Библиографическое описание:

Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 03.01.2022).


В системе речевой работы в детском саду обогащение, закрепление и активизация словаря занимают очень большое место. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Но и познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов и закрепления полученных им новых знаний и представлений.

В дошкольном возрасте ребёнку нужно овладеть таким словарём, который поможет ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать литературные произведения, телевизионные передачи. Поэтому в дошкольной педагогике развитие словаря детей рассматривается, как одна из важнейших задач развития связной речи.

Развитие словаря — это длительный процесс расширения словарного запаса.

В этом процессе есть количественные и качественные стороны. Прежде всего обращают на себя внимание количественные изменения в словаре ребёнка. Если в 1 год малыш активно пользуется 10–12 словами, то к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3.5 тысяч слов.

Если говорить о качественной характеристике словаря, то здесь имеет место постепенное овладение детьми социально закреплённым содержанием слова, которое отражает результаты познания. Результаты этих познаний закрепляется в процессе общения с другими людьми.

В психологии содержание слова определяется как обобщение или понятие. Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». И далее: «… мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». [2]. Поэтому процесс расширения словаря тесно связан с овладением понятиями и поэтому имеет специфические особенности.

Одной из этих особенностей можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно-образного и наглядно-действенного мышления ребёнок прежде всего усваивает названия наглядно представленных или доступных для его понимания групп предметов, явлений и качеств, отношений, которые отражаются в детском словаре достаточно широко.

Другой особенностью является постепенное понимание смыслового содержания слова. Сначала ребёнок соотносит слова лишь с конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь говорит ребёнку о конкретном предмете, явлении или вызывает образы этих предметов.

В процессе ознакомления с окружающей действительностью, с предметами, явлениями, их особенностями, свойствами, качествами ребенок начинает делать обобщения, используя различные признаки. Очень часто эти признаки несущественны для взрослых, но эмоционально значимы для ребёнка.

Ещё одной особенностью словаря дошкольника является значительно меньший его объем по сравнению со словарём взрослого, потому что объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.

Задачи словарной работы с дошкольниками.

Особенности развития словаря определяют задачи словарной работы:

  1. Необходимо обеспечить количественное накопление слов, которые понадобятся для содержательного общения ребенка.
  2. Обеспечить усвоение ребенком социально закреплённого содержания слов. Для решение этой задачи нужны некоторые условия:

а) понимание значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) понимание обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) понимание образного строя речи и умение пользоваться им.

  1. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и умение их использовать в общении.

Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду:

  1. При формировании словаря у детей опора делается на активное и действенное познание ими окружающей действительности, содержание словарной работы включено в разделы, посвящённые разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).
  2. Обеспечивается связь словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребёнком окружающего мира. Прослеживается усложнение содержания словарной работы от одной возрастной группы к другой.

Усложнение содержания программы словарной работы проходит в трёх направлениях:

а) Расширение словаря ребёнка идет на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

б) Проводится введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

в) Вводятся слова, обозначающие элементарные понятия на основе различия и обобщения предметов по существенным признакам.

Все эти направления словарной работы используются во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни.

Ознакомление с предметами окружающего мира в разных возрастных группах имеет свою специфику.

На втором и третьем году жизни ребёнок осваивает названия тех предметов, которые часто видит и к которым проявляет интерес, с которыми он действует в детском саду и дома, Осваивает он и названия действий с этими предметами.

На этом этапе дети учатся различать и называть части предметов, контрастные размеры

предметов, некоторые цвета, формы, некоторые вкусовые качества, некоторые физические качества и свойства. В этом возрасте дети могут обозначать одним словом группу одних и тех же предметов независимо от их размера, цвета и других качеств, а также отличать одни группы предметов от сходных им других предметов. На этом этапе очень часто дети ошибаются в словоупотреблении, но всё же уже можно добиваться точного выбора слова по отношению к предметам ближайшего окружения.

На четвёртом году жизни словарь дошкольника по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети чаще всего сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью восприятия и представлений ребёнка. Поэтому на данном возрастном этапе важное значение приобретает ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Детей знакомят с названиями предметов, с их назначением, особенностями строения: учат различать материалы (глина, бумага, ткань и т. д.); выделять их качества и свойства (мягкий, твёрдый и т. п.); определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначению. Роль воспитателя состоит в помощи детям при определении и названии размера предмета, его цвета, свойств; в воспитании умения ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующий словарь. В задачи словарной работы входит также обучение детей умению различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом.

На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ребёнка названий всех предметов, входящих в группы: овощи, фрукты, продукты питания, всех предметов обихода, материалов: ткань, бумага, древесина, стекло, а также слов, обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых детям по личному опыту, и способы сенсорного обследования.

Под руководством воспитателя дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку — по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обобщающие: игрушки, продукты, одежда. Группировка предметов по нескольким существенным признакам им ещё не доступна.

В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, прочее, тяжелее и т. п.).

В словарь детей вводят слова, обозначающие материалы: металл, пластмасса, стекло. Продолжается работа по введению элементарных понятий: инструменты, посуда, овощи, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелётные птицы.

Старших дошкольников учат выделять из состава понятий по тем или иным признакам подгруппы: ткани шерстяные и шёлковые; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский и т. п.

Содержание словарной работы по-прежнему опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

В итоге у детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь. Эти знания обеспечивают свободное общение со взрослыми и детьми, понимание литературных произведений, телепередач. В конце дошкольного детства этот словарь позволяет сделать речь ребёнка содержательной, достаточно точной и выразительной.

Система занятий по развитию словаря детей.

Система занятий складывается из трёх разновидностей:

Первый вид занятий, на которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности. это экскурсии, демонстрация предметов и т. п.

Второй вид занятий, на которых словарная работа идет на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях. Это ознакомление с качествами, свойствами, особенностями предметов.

Третий вид занятий решает задачи словарной работы в процессе обобщения, формирования понятий.

Во всех этих видах занятий осуществляется развитие словаря в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Поэтому существуют общие требования к организации и методике проведения занятий:

  1. Развитие словаря неразрывно связано с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
  2. В процессе занятий должна быть целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей.
  3. В основе организации речевой и познавательной активности детей должна быть наглядность.
  4. Единство выполнения всех задач словарной работы на каждом занятии.

Большую роль в расширении словаря имеют занятия, посвящённые ознакомлению с предметным миром. На таких занятиях используются все три разновидности занятий

Работу по формированию словаря лучше начинать с занятий по первичному ознакомлению с предметами. Это занятия-демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия такие как «Оденем куклу на прогулку», «Напоим Машу чаем» и т. п. Основная цель этих занятий — ввести в речь детей названия предметов и некоторые действия с ними. Решить такую задачу можно только правильно организовав восприятие. Можно использовать приёмы, которые привлекают внимание ребёнка к предмету, действию. Это и неожиданное появление или исчезновение предмета, движение предмета, действия с ним. Название предмета или действия даётся тогда, когда внимание ребёнка сосредоточено на нём. При этом название многократно повторяется. В следующем отрезке занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала или знака от данного предмета. Для этого обычно создаётся поисковая ситуация: где предмет? Когда ребенок включается в активный поиск исчезнувшего предмета, воспитатель показывает его вновь. Таким образом слово связывается с самим предметом, его образ становится «знакомым». Затем воспитатель поощряет активное подражание-повторение ребёнком слова при появлении или исчезновении предмета.

Закрепление слова проводится на занятиях с предметами. На таких занятиях дети по указанию воспитателя выбирают одни предметы среди других, приносят их или показывают знакомые предметы, производят разнообразные действия с ними. Воспитатель, привлекая внимание ребёнка к действиям с предметами, добивается называния их,предлагает ответить на вопросы, повторить слова, поощряет и побуждает говорить детей вместе и по одному.

На таких занятиях широко используются игровые приёмы: появление предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: волшебный домик, где живут игрушки, «чудесный мешочек», получение посылки, телевизор, в котором происходит действие.

Содержание словарной работы на таких этих занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни. Слова, которые дети узнали на занятиях, закрепляются и активизируются в процессе игры, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, которые дети получили в быту, уточняются и закрепляются на занятиях.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста легко осваивают названия новых предметов в процессе той деятельности, где эти предметы им встречаются. Далее развитие словаря идет по мере углубления знаний ребёнка о предметах, ознакомления с их качествами и свойствами. На таких занятиях решается задача по формированию целостного, полного представления о предмете, которое отражает связь назначения предмета с его строением и материалом, из которого он изготовлен. При таких условиях ребёнок осознаёт значение частей, из которых состоит предмет, их соотношение, приобретает знания о том или ином материале и его свойствах, об особенностях предмета.

Еще одной разновидностью занятий, на которых происходит развитие словаря детей, является занятие по ознакомлению с качествами и свойствами предметов. Качествами предметов являются те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета (мягкий, гладкий, холодный и т. д.).

Свойствами называют те особенности предмета, которые выделяются путем нарушения целостности предмета (рвётся, бьётся, крошиться…).

При проведении таких занятий учитывается несколько условий.

  1. Воспитатель должен уметь организовать сенсорное обследование предмета для выделения его качеств и свойств. На этих же занятиях формируются и способы обследования. Словарная работа опирается именно на выделение свойств и качеств предмета.
  2. Чтобы сформировать способы обследования воспитатель должен дать точные указания к использованию обследовательского действия, соответствующего выделяемому качеству предмета (погладь — выделение гладкости, сомни — выделение мягкости и т. п.).
  3. Материал для активных обследовательских действий предоставляется каждому ребёнку, чтобы обеспечить освоение слов которые обозначают качества и свойства предметов, на основе их выделения и восприятия.
  4. Для выделения каждого качества и свойства предмета, отделения его от сопутствующих используется сравнение его с противоположным. (Твёрдость сопоставляется с мягкостью тяжёлый — с лёгким, прозрачный — с непрозрачным и т. п.)
  5. Чтобы детям было легче осознавать и осваивать качества и свойства предметов необходимо сделать их значимыми. Нужно включить их в результативную, содержательную деятельность, итог которой зависит от учёта данного качества. Это потребует от ребёнка выделения необходимого качества или свойства и учёта его для достижения результатов.
  6. Чтобы успешно решить задачи словарной работы на таких занятиях необходимо правильно подобрать наглядный материал. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых выделяемые качества были бы яркими, а отвлекающие качества (яркая раскраска, наличие движущихся частей и т. п.) были бы менее заметны.

Такие занятия имеют определённую структуру, которая диктуется логикой познания ребёнка-дошкольника.

В первой части такого занятия создается ситуация той или иной деятельности, необходимой для выделения качества предмета. Во второй части дети обучаются обследовательским действиям, использованию нужного качества каждым ребёнком. На основе этого вводится новое слово, обозначающее данное качество. В третьей части занятия используются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

Знания и навыки закрепляются на последующих занятиях и в повседневной жизни.

Усложняются эти занятий за счет увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Требования к таким занятиям остаются теми же самыми, но сложность их состоит в том, что качества рассматриваются как признаки тех или иных свойств.

Знания, по сравнению предметов являются завершающими в системе занятий, посвящённых формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах.

Эти занятия проводятся главным образом в старшей и подготовительной группах,так как они опираются на сформированные умения видеть части, детали, выделять качества и свойства предметов,

Цель таких занятий — формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов. Успех таких занятий зависит от ряда условий:

  1. Подбор предметов для сравнения. Предметы должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков. Это и признаки различия, и признаки общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материалы).
  2. Плановость сравнения. Воспитатель направляет и последовательно ведёт детей от сравнения предметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к выделению и сравнению частей, деталей. Сначала ищем различия, а затем сходства. В конце сравнения идет обобщение, где выделяются отличительные признаки каждого предмета.
  3. Подбор приёмов обучения. Воспитатель должен подобрать вопросы и указания помогающие детям последовательно строить сравнения, увидеть те особенности, которые сами дети не замечают и наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово.
  4. Необходимо построить соотношение речевой активности воспитателя и детей. Максимум активности здесь должны проявлять дети. Задача воспитателя точными вопросами и указаниями направлять их умственную и речевую активность.

Занятия по ознакомлению с частями, свойствами и качествами предметов и материалов позволяет вводить в речь детей достаточно большой и разнообразный запас слов, включающий в себя различные части речи: существительные (названия предметов, их частей); глаголы (названия действий с предметами); прилагательные (названия качеств).

Существует третья группа занятий. На этих занятиях задачи словарной работы решаются в процессе обобщений и формирования понятий.

В связи с особенностями познавательной деятельности дети дошкольного возраста осваивают лишь те понятия, существенные признаки которых достаточно ярко выражены и доступны для наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

В детском саду формируются видовые и родовые обобщения -элементарные, бытовые понятия. Существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина.

Для родовых понятий существенными могут быть более скрытые признаки или группы их, как внешние, так и внутренние,

Чтобы сформировать видовые и родовые понятия осуществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов. Этим обеспечивается точное словоупотребление, точное название предметов. Это обеспечивает краткость и взаимопонимание в речевом общении.

Занятия, на которых осуществлялось углубление знаний о предметах дают детям умение видеть особенности предметов: части, форму, величину, назначение. Такие занятия формируют понятия и соответствующий им словарь. Таким образом эти занятия входят в общую систему работы по развитию словаря.

В процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения идет закрепление и активизация словаря. Специальная работа по закреплению словаря ведется на занятиях по описанию предметов и обучению отгадыванию и загадыванию загадок.

Занятия по описанию предметов часто проводятся в игровой форме. Часто их проводят в форме игры «Чудесный мешочек». В игре «Кто увидит и назовет больше» внимание детей направляется на выделение большего числа признаков.

Занятия по обучению отгадыванию загадок занимают особое место в решении задач словарной работы. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, они помогают ребёнку проникнуть в образный строй русской речи.

Важно, чтобы загадки загадывались о знакомых предметах, характерные особенности которых хорошо известны. Наиболее доступными для детей по форме являются загадки двух видов. Это загадки, построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его названия («Зимой и летом одним цветом»). Второй вид -метафорические загадки, когда описание характерных особенностей одного предмета даётся через другой предмет («Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками»).

Занятия по обучению отгадыванию загадок состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с выделением лишь тех их признаков, которые описаны в загадке. Для этого используются элементы загадки для описания характерных особенностей предмета. Во второй части занятия отгадывается загадка. После отгадывания важно, чтобы воспитатель уточнил, как ребёнок догадался. Постепенно содержание занятий усложняется. Следующий шаг- дети переходят к придумыванию загадок. Эти занятия тесно связаны с занятиями по описанию предметов.

В ходе перечисленных занятий значительно расширяется и активизируется словарный запас детей. Дети учатся описывать предмет, выделять его характерные свойства и качества, определять его видовую и родовую принадлежность. Все это ведёт к развитию связной речи детей.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю, родителям и близким. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи. Только соблюдая все эти условия мы сможем добиться хорошего результата в развитии связной речи детей.

Литература:

  1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников.- М.,2001
  2. Тихеева И. В. «Развитие речи детей»
  3. Бородич А. М. «Методика развития речи детей».
  4. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».
  5. Иваненко А. П. «Словарная работа в детском саду».-Запорожье, 1975
  6. Иванова Н. П. «Лексические упражнения в детском саду». // умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.,1980
  7. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на логопедических занятиях. // Школьный логопед- 2006.-№ 4 -с 17–30
  8. Правдина О. В. Логопедия. Изд.2-е, доп.и перераб. М., Просвещение,1973
  9. Волосец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников- Институт общегуманитарных исследований В. Секачева- М. 2002
  10. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.
  11. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Издание 2-е.П.-М1971
  12. Логинова В. И. Максаков А. И. Попова М. И. И др. Развитие речи детей дошкольного возраста. 1984

Основные термины
(генерируются автоматически)
: словарная работа, предмет, занятие, ребенок, качество, свойство, слово, развитие словаря, вид занятий, детский сад.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]