Развитие познавательных процессов у детей младшего и старшего дошкольного возраста


Как это происходит

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста подчиняется целому ряду закономерностей.

Ребенок начинает не только созерцать окружающие его предметы, но начинает проявлять к ним живой интерес. Он начинает понимать, что у каждой вещи есть размеры, форма, цвет и многие другие отличительные признаки; они разные на ощупь и имеют неодинаковую температуру. Со временем, помимо зрения и осязания, у ребенка начинает развиваться слух. Он постепенно учится выделять и сравнивать звуки по громкости.


Первый этап- развитие сенсорного познания

Постепенно ребенок начинает регулировать сенсорные процессы, всматриваясь во что-либо или прислушиваясь к чему-то. Развиваются внимание и восприятие; сенсорные процессы приобретают большую осознанность.

Тем не менее, развитие познавательных процессов, как в младшем, так и более старшем возрасте у дошкольников еще далеко от совершенства. К примеру, замечено, что дети далеко не сразу начинают понимать перспективу, а также другие пространственные отношения. Затруднено восприятие времени.

Рассмотрим, как именно должны развиваться познавательные процессы дошкольников, и каким образом родитель может помочь ребенку в освоении сложного, но удивительного и загадочного мира вокруг него.

Внимание в дошкольном возрасте

Стоит отметить, что внимание дошкольников носит все еще непроизвольный характер. Ребенок выделяет из общей массы предметы в зависимости от их яркости, контрастности, отличия от основного фона. И лишь в дальнейшем оно приобретает черты намеренности. Родитель начинает замечать, что ребенок предпочитает наблюдать строго за определенными предметами, на которые направлена его деятельность. Теперь он видит не только броское, новое и яркое, но представляющее для него интерес.


Тест на знание названий предметов

Несмотря на то, что в дошкольном периоде происходит развитие и совершенствование как непроизвольного, так произвольного внимания, основной акцент стоит делать именно на развитии второго.

Для того, чтобы научить ребенка выделать значимое, «отодвигая» на задний план менее существенное, необходимо учитывать следующее.

  • Для развития произвольного внимания необходимо, чтобы деятельность ребенка носила направленный характер. То есть, приступая к осуществлению той или иной активности, он должен иметь достаточно четкое представление о желаемом результате. Это позволит ребенку удерживать на нем свое внимание и контролировать отвлекаемость в процессе.
  • Учитывая то, что первое время ребенку будет сложно осуществлять направленную деятельность самостоятельно, первое время он будет нуждаться в достаточно простых, но четких и подробных инструкциях со стороны взрослого. Благодаря этому он сможет получить представление не только о цели, но и способах ее достижения. Желательнее всего, чтобы этапы на пути к ее достижению – небольшие задачи и их результаты были представлены наглядно. Например, предлагая ребенку сделать какую-либо поделку, лучше всего делать ее вместе с ним, показывая предварительные результаты и позволяя ребенку сравнить то, что получилось у него с эталоном. Это позволит надолго удержать внимание ребенка и сохранить его до самого конца.


    Тест для детей 6-ти лет на внимательность

  • Произвольное внимание дошкольников развивается на основе непроизвольного. Именно поэтому объекты, с которыми будут иметь дело дети во время занятий, должны отличаться яркостью, необычностью, новизной, либо представлять для него интерес.

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Своеобразной «точкой отсчета» развития у ребенка произвольной памяти считается возраст от трех лет. Именно с этого периода большинство людей начинает помнить события, связанные с их жизнью. Тем не менее, память в дошкольном возрасте также имеет свои отличительные особенности. Во-первых, также как многие другие познавательные процессы на этом этапе, она носить непроизвольный характер. Ребенок еще не может его контролировать, и запоминание подчиняется простому закону: из всех воздействующих на ребенка раздражителей запоминается только один, но самый сильный. Во-вторых, память ребенка носит ситуативный характер – вспоминая что-то, ребенок может упоминать обстоятельства, сопутствующие процессу запоминания.


Развитие внимательности и моторики в игре

Именно непроизвольное запоминание оказывает наиболее существенное воздействие на деятельность ребенка.

Тем не менее, особенности развития познавательных процессов памяти у дошкольников уже начинают отличать следующие особенности:

  1. Выделение объекта запоминания из самой ситуации запоминания
  2. Использование опоры на последовательность происходящих событий и построение простых логических связей.
  3. Прочность запоминания и способность удержать информацию в памяти на определенное время.
  4. Использование простейших элементов произвольного запоминания.


Изучение природы развивает память
Также как для развития каких-либо других процессов, для начала нужно использовать яркие, контрастные предметы. А также постепенно переходить от зрительных объектов к восприятию запоминаемого материала на слух. Прекрасными инструментами для развития слуховой памяти в период дошкольного возраста выступает разучивание небольших детских стихов, пересказ сюжета любимых сказок.

Ближе к концу дошкольного детства у ребенка начинают проявляться зачатки логической памяти, которая строится на понимании ребенком связей, существующих между предметами и явлениями. Теперь ребенок может запоминать более значительные объемы информации и эффективнее применять на практике полученный опыт.

Воображение в дошкольном периоде

Несмотря на то, что детей всегда отличает яркое, развитое воображение, эта способность к обработке и перекомбинированию уже существующей информации приходит к нему далеко не сразу.

В самом начале своего развития воображение строится на совместной работе с родителем. И лишь потом оно преобразуется в процесс, осуществляемый на основе речи без необходимости осуществлять какие-либо физические действия.


Лепка с пластилином развивает воображение

Для того, чтобы воображение формировалось максимально эффективно, взрослому желательно дополнять образы, созданные ребенком, определённому деталями, придавая им законченность. Затем ребенок начинает «дорисовывать» элементы самостоятельно, объединяя разрозненные элементы картины в единое целое. И, воспринимая информацию на слух, учится представлять его в виде зрительного, чувственного или любого другого образа. Ребенок учится опредмечиванию и замещению. Особенно ярко эта особенность дошкольников проявляется в сюжетных играх, где например палка, в зависимости от условий, легко начинает использоваться и в качестве ложки для куклы, и пистолета. Ребенок также начинает активно использовать схематизацию и детализацию, придумывая всевозможные действия и функции, как для предметов, так и их заместителей.

Схематизация выражается в переносе уже знакомых схем действий, разученных ребенком, в качественно новые условия. Детализация же проявляется в стремлении дополнить каждое действие новыми репликами, голосовыми интонациями. Один и тот же сюжет может по-разному обыгрываться в новых условиях.


Игры с карточками развивают внимательность и воображение
Как мы уже упоминали, воображение дошкольников уже имеет словесную форму. Зачастую это приводит к формированию склонности ко лжи и страхам: максимально отдаляясь от реальности, ребенок не только начинает создавать новую реальность, но и верить в нее. Тем не менее, в возрасте от 5 лет, он уже начинает четко отличать реальность от вымысла. Воображаемые сюжеты начинают строиться на определенной логике и со временем максимально приближаться к реальности. Прослеживаются попытки выстроить причинно-следственные связи. Понимая, что его могут легко уличить во лжи, ребенок начинает избегать ее и понимать, в чем ее вред.


Отличный способ развития воображения – конструктор

Благодаря воображению у ребенка появляется возможность испытать новые ощущения, получить почву для самовыражения, самореализации. Именно на этой особенности в дальнейшем будет строиться и познавательная, и творческая, и игровая деятельность.

Примерно до 6 лет воображение носит в основном непроизвольный характер. Черты произвольности воображение приобретает в старшем дошкольном возрасте.

Понятие и сущность познавательной деятельности дошкольника

Выделяют следующие уровни познавательной активности детей дошкольного возраста:

Первый уровень — это репродуктивная деятельность. Оно характеризуется усилиями ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу. Эта стадия характеризуется непостоянством волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса «Почему?».

Второй уровень — это интерпретационная деятельность. Эта деятельность характеризуется усилием ребенка найти смысл изучаемого содержания, стремлением выявить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменившихся условиях. Показателем интерпретативной активности, по мнению ученого, может служить большая устойчивость волевого усилия, которая выражается в том, что ребенок прилагает усилия для выполнения задания, не отказывается от выполнения задания, когда оно трудное, а ищет пути его решения.

Третий уровень — творческая активность, которая характеризуется интересом и стремлением ребенка не только глубоко проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, но и найти для них новый путь [4, с.188]. Характерной особенностью этого уровня деятельности является проявление высоких волевых качеств ребенка, настойчивости и упорства в достижении цели, широких и прочных познавательных интересов. Этот уровень активности достигается путем возбуждения высокой степени расхождения между тем, что ребенок знал, с чем он уже сталкивался в своем опыте, и новой информацией, новым явлением.

Таким образом, познавательная активность — это личностное образование, активное состояние, выражающее интеллектуальную и эмоциональную реакцию ребенка на процесс обучения: стремление к познанию, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе приобретения знаний, отзывчивость ребенка на процесс обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей. анимационный материал — это творческая, целенаправленная деятельность, в ходе которой дети в занимательной форме узнают больше о явлениях окружающей действительности. Включение в занятия занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает радостную рабочую атмосферу и помогает детям преодолеть трудности в освоении материала. Использование развлекательного материала оправдано только в том случае, если он тесно связан с темой урока, органично сочетается с учебным материалом и соответствует дидактическим целям.

Исследователи предлагают определения для следующих типов развлекательных материалов.

Загадка — изображение или выражение, которое нужно разгадать, истолковать.

Фраза — специально придуманная фраза со сложным подбором звуков, быстро произнесенное юмористическое высказывание.

Ребус — загадка, в которой слово или фраза представлены комбинацией цифр, букв или знаков.

Пословица — короткое народное изречение с назидательным содержанием, популярный афоризм.

Пословица — короткое устойчивое выражение, обычно образное, которое, в отличие от поговорки, не является полным высказыванием.

Викторина — игра с ответами на вопросы, обычно связанные общей темой.

Кроссворд — игра-задание, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перечеркнутыми словами со значениями, заданными условиями игры.

Чайнворд — игровая задача, в которой клетки, лежащие в цепочке, заполняются словами таким образом, что последняя буква одного слова вводит следующее.

Шарада — загадка, в которой загаданное слово разделено на несколько частей — отдельных слов; такая загадка представлена в ярких сценах.

Конкурс — соревнование, целью которого является награждение лучших участников, лучших работ [11, с.39].

Развлекательный материал считается одним из средств, обеспечивающих рациональное соотношение между работой учителя в классе и вне его. Такой материал можно включить в основную часть урока или использовать в конце урока, когда умственная активность детей ослабевает. Элементы развлечения: игры, все необычное и неожиданное пробуждают в детях чувство удивления, помогают им справиться с любым учебным материалом.

Становление мышления в дошкольном возрасте

Дети любознательны. Изучая окружающий мир, они отмечают его отличительные особенности, задаются вопросами, связанные с ним. Наблюдая причинно-следственные связи, они начинают со временем понимать, почему происходят те или иные события.

Основными видами мышления, функционирующие в периоде дошкольного детства, являются наглядно-действенное, словесно-логическое и образное.


Тест на внимательность и уровень мышления

Наглядно-действенное мышление используется для решения задач, которые выполняются с использованием предметов или орудий. Достигается четко определенный практический результат, причем чаще всего методом проб и ошибок. Тем не менее, по мере того, как задача усложняется, решить ее так становится невозможно.

Именно тогда у ребенка начинает развиваться образное мышление. Оно бывает необходимо в тех случаях, когда ситуация выходит несколько за пределы личного опыта ребенка. Тем не менее, выводы строятся еще на видимых глазу свойствах, и зачастую не подчиняются не только логике, но даже общим основаниям. И все же, именно на основе образного мышления строятся попытки квалификации, обобщения; ребенок учится проводить простейшие операции. образное мышление также во многом служит основой интуиции и опыта. Затем ребенок учится пользоваться схемами, усваивает соотношение размеров, форм и цветов. У него формируются зачатки логического мышления, позволяющие ему не только осуществлять решения задач, но и объяснять то, как это происходит.

Но перед тем, как это произойдет, ребенку нужно будет приобрести навык работы, как с реальными доступными предметами, так и их замещениями, либо символами, рисунками, просто названиями. У ребенка формируется понятийный аппарат, позволяющий решать возникающие задачи без использования предметов и замещающих их образов.


Упражнения на усвоение понятий
Усвоение понятий происходит в процессе целенаправленного обучения. На начальных этапах происходит работа с большим количеством наглядных пособий. К примеру, рассказывая о жизни зверей и птиц, необходимо обязательно иметь при себе картинки, иллюстрирующие разные стороны их жизни. А разучивая элементарные арифметические действия, лучше всего производить их с фишками или карточками. Затем необходимость в их использовании отпадет, и ребенок будет производить все действия самостоятельно в уме.

Хорошим показателем уровня сформированности у ребенка логического мышления является его умение находить и объяснять ошибки или нелепицы, а также его реакции на шутки.


Игры с песком и мелкими предметами очень помогают развитию мышления

Эти особенности также выдают интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению. Немаловажную роль играют также попытки ребенка осуществлять собственную познавательную активность, соединяя, разъединяя предметы, наблюдая за поведением людей или животных, смешивая вещества.

Речевые особенности дошкольного возраста

Дошкольный период отмечается наиболее интенсивным развитием различных аспектов речи. Расширяется словарный запас, предпринимаются попытки общения, как с ближайшим окружением ребенка, так и новыми, еще незнакомыми для него людьми. В целом, в этом периоде необходимо решить следующие задачи:


Игры по развитию речи

  • Обогащение активного словарного запаса. В период дошкольного детства словарный запас увеличивается в объеме практически в три раза. Начинается использование различных частей речи, усваиваются и обогащаются родовые понятия. Благодаря этому мир вокруг ребенка становится более систематизированным: он уже понимает, что перед ним не просто «дерево», а яблоня, ива, или береза. Что мама принесла из магазина не просто игрушку, а куклу, или мяч.
  • Освоение правильного грамматического строя речи. Ребенок учится склонять существительные по падежам, согласовать слова в роде, числе и падеже. В возрасте от 4 лет ребенок уже начинает говорить с определенной интонацией, что придает речи определенные эмоциональные оттенки. Дети начинают отмечать сходство и различие слов; создавать на основе уже существующих новые, что зачастую выглядит смешно. Ребенок начинает отмечать неправильно проговариваемые звуки и предпринимает первые попытки исправить свои ошибки.
  • Понимание фонематического состава слова. Благодаря этому ребенок осваивает словесный состав речи и начинает понимать, из каких звуков состоит то или иное слово. Однако ему еще трудно выделить первое и последнее слово в предложении, а также первый и последний звук в слове.
  • Осознание функции речи и ее роли в жизни человека. В дошкольном возрасте ребенок начинает расценивать речь как средство общения. Она начинает носить объяснительный характер, становится богаче и шире. Постепенно ребенок начинает понимать еще одну функцию речи, служащую для мышления. происходит переход эгоцентрической речи во внутреннюю; ее содержание становится направленным на планирование деятельности в будущем.


Советы родителям по развитию речи ребенка
Важно отметить, что именно восприятие ребенком речи взрослых и развитие собственной играет определяющую роль в становлении многих других познавательных процессов дошкольника.

И если мы скажем, что развитие познавательных процессов и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте во многом определяется речью, это не будет преувеличением. Именно путем пояснения, объяснения, коррекции, взрослый имеет возможность направлять их развитие. А также получать «обратную связь» от ребенка, оценивая то, насколько эффективно проходит обучение.


Чем больше с детьми заниматься, тем быстрее они развиваются

Общая характеристика развития познавательных процессов в дошкольном возрасте выглядит следующим образом:

  1. Восприятие дошкольником предметов окружающего мира становится более развернутым; ребенок уже не просто бросает беглый взгляд на них, а пытается тщательно разглядеть, всмотревшись в детали.
  2. Наблюдая за предметами и явлениями, ребенок старается установить причинно-следственные связи, узнать их свойства.
  3. Благодаря увеличению объема памяти дошкольник уже способен запомнить сюжеты сказок, учить наизусть небольшие стихотворения.
  4. Речь может быть использована не только для общения с окружающими, но и с целью контроля своего поведения.
  5. Ребенок начинает слушать указания взрослых и следовать инструкции, данной ими.
  6. Воображение становится более развитым; ребенок начинает четко различать реальность и вымысел, правду и ложь.

Оставить комментарий

Значение занимательного материала в развитии познавательной активности дошкольников

Любая логическая задача на смекалку, на какой бы возраст она не была рассчитана, предполагает определенную умственную нагрузку, которая часто маскируется занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и так далее. Умственная задача — создать или изменить персонажа, найти решение, угадать число — игриво переводится в игровые действия. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Разнообразие занимательного материала — игр, задач, головоломок — служит основой для их классификации, хотя классифицировать столь разнообразный материал, созданный математиками, учителями и методистами, по группам довольно сложно. Его можно классифицировать по нескольким признакам: содержанию и смыслу, характеру мыслительных операций, а также направленности на развитие определенных навыков.

Исходя из логики действий, выполняемых человеком, который решает проблему, разнообразный развлекательный материал можно классифицировать, разделив его на 3 основные группы: Веселые, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для классификации этих групп является характер и назначение материала того или иного типа.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наиболее распространены дидактические игры. Их основная цель — упражнения в различении, идентификации, назывании количества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей с возможностями действия. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей [6, с.83].

Дидактические игры включены в содержание обучения как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре урока по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, задачей и содержанием урока. Его можно использовать в качестве учебного задания, упражнения, для выполнения конкретной задачи по формированию понятий.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания — наиболее известные и часто используемые в современной практике дошкольного образования виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математическая игра принимает непосредственное участие в обучении, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

В комплексном подходе к формированию и воспитанию дошкольников в современной практике важная роль принадлежит занимательным и развивающим играм, заданиям, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают. А процесс решения, нахождения ответа на основе интереса к задаче невозможен без активной работы ума. Эта ситуация объясняет важность увлекательных заданий для умственного и всестороннего развития детей. В рамках игр и упражнений с увлекательным математическим материалом дети приобретают способность самостоятельно находить решения. Систематическая практика решения задач таким образом развивает умственную активность, самостоятельное мышление, творческое отношение к учебной задаче, инициативу [19, с.125].

Активизация познавательной деятельности дошкольников немыслима без использования занимательных игр, заданий, развлечений. Таким образом, роль простого развлекательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:

  • активизировать их умственную деятельность,
  • стимулировать их интеллектуальную активность и интерес к предмету,
  • увлекательным и интересным,
  • развивать свой ум, расширять и углублять свое понимание,
  • закрепить приобретенные знания и навыки, отработать их в других видах деятельности и новых условиях.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]