Лэпбуки по ПДД для детских садов своими руками, описание книжки

Наглядно и в игровой форме рассказать детям правила безопасности на дорогах Вам поможет лэпбук на тему «ПДД». Вы легко и быстро найдёте здесь сотни полезных идей по созданию лэпбуков с пособиями, карточкам и играми по правилам дорожного движения.

Объясните детям правила дорожного движения и основы безопасности на дорогах с готовыми МААМ-лэпбуками!

Ниже представлены публикации педагогов с фотографиями самодельных лэпбуков по ПДД и безопасности на дорогах, используемых на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Что такое лэпбук по ПДД для дошкольников

Понятие лэпбук собрано из двух английских слов: lap (колени) + book (книга). Такая интерактивная развивающая книга нужна для сбора и организации информации по какой-либо теме. Каждый lapbook индивидуален. Его структура может быть произвольной, в зависимости от пожеланий ребенка, уровня его знаний по теме.

Основные преимущества такой книжки для ребенка:

  • Привлекательный внешний вид, который вызывает интерес и является стимулом к изучению содержания.
  • Большой объем информации, представленной в сжатой форме, легкой для освоения и запоминания.

Папка-машинка, созданная воспитанниками ДОУ

Лэпбук по ПДД для детского сада призван ознакомить воспитанников разных возрастных групп с правилами дорожного движения, знаками и обозначениями на дороге, проиллюстрировать примеры опасного и безопасного поведения вблизи проезжей части, помочь ребенку усвоить эти правила и не растеряться на месте. В детсаду лэпбук может быть изготовлен в виде общего стенда или папки для каждого ребенка.

Этапы создания лэпбука своими руками

Перед тем как сделать лэпбук своими руками, необходимо определиться с темой и продумать, что будет включать в себя такое обучающее пособие. Можно записать составляющие лэпбука на бумаге в виде плана.

Также необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  • картонную папку в качестве основы;
  • белую и цветную бумагу;
  • ножницы;
  • клей;
  • степлер;
  • скотч.

После, необходимо выполнить следующее:

ЭтапОписание
1На листе бумаге А4, сложенном в виде лэпбука, нарисовать макет будущего пособия.
Обозначить в каком месте, какой элемент будет находиться:
  • блокноты;
  • маленькие книжки;
  • карманы-конверты с заданиями различных размеров и форматов;
  • книжки-гармошки;
  • вращающиеся круги;
  • разворачивающиеся страницы;
  • картонные герои
2Изучить тему и найти информацию по ней. Лучше, если для этого будет несколько источников.
В этом поможет:
  • чтение книг и журналов;
  • ежедневное наблюдение;
  • посещение экскурсий;
  • ведение дневника;
  • просмотр тематического видео и фотографий;
  • общение со старшим поколением;
  • любознательность и любопытство
3Подготовить элементы для лэпбука.
Например:
  • блокноты – разрезные или со страницами различной длины;
  • книжки прямоугольные, треугольные, круглые или в виде светофора, дороги, машины;
  • конверты – готовые или сделанные из цветной бумаги различных геометрических форм или знаков;
  • книжки-гармошки с подготовленными ребусами и загадками;
  • страницы с разворотом – в виде листа, сложенного в 2 или 4 раза;
  • бумажная полоса, сложенная в несколько раз
4В соответствии с макетом создать шаблон папки лэпбука в натуральную величину
5Вырезать все детали и приклеить на заранее обозначенные места

При работе необходимо помнить о:

  • безопасности. Все материалы не должны быть опасными при работе. Например, если использовать скобы степлера, их следует накрывать сверху декоративным элементом или полосой самоклеящейся бумаги;
  • надежности. Если предполагается длительное и частое пользование лэпбуком, основу с карманами лучше заламинировать, картинки можно обклеить скотчем с 2-х сторон, вместо простой бумаги взять картон или ватман.

Дидактическое пособие «Лэпбук по ПДД» подходит к применению воспитателям детских садов, школьным учителям и родителям. Он поможет организовать интересную для детей и эффективную работу по изучению правил на дорогах.

Лэпбук по ПДД в ДОУ: изготовление

Основу справочного лэпбука создает воспитатель, а структуру и отдельные элементы — ребенок совместно с родителями, мастерами из детского садика и другими детьми. При помощи красочного lapbook ребенок сможет легко понять, структурировать и запомнить важные определения и правила, усвоить ранее изученный материал. Основой лэпбука может служить картонная папка для хранения документов или сложенный лист картона.

Элементы внутреннего наполнения пособия можно распечатать в виде шаблонов или изготовить самостоятельно. Внутреннюю часть папки в виде 2-3 листов формата А3 или А4 обклеивают цветной бумагой или бумагой для скрапбукинга. В произвольном виде наклеивают кармашки, мини-книжечки, блокнотики и др. В отдельный конвертик целесообразно поместить важные ПДД, другие элементы папки заполнить загадками, ребусами, стихами и играми.

Дополнительная информация! Обложку и титульный лист лэпбука можно украсить тематической картинкой или рисунком, объемной аппликацией. Внутри папки можно наклеить декоративные элементы в виде фигурок из фетра или бумаги.

Содержание

В ходе создания и наполнения лэпбука ребенок проявляет свои творческие способности, эстетический вкус, применяет полученные на занятиях теоретические навыки, группирует материалы по определенным признакам, лучше понимает и запоминает информацию.

Дидактическое пособие с различными элементами

Лэпбук по ПДД в ДОУ может содержать следующее:

  • карточки;
  • конвертики (стандартные, фигурные) и кармашки;
  • домики с открывающимися ставнями;
  • фотографии и рисунки;
  • схемы и таблицы;
  • маленькие книжки (со страницами и гармошки);
  • подвижные элементы (вращающиеся круги).

Примеры лэпбуков по ПДД

Перед началом работы над lapbook нужно наметить, что должен узнать и усвоить ребенок в процессе занятия с книжкой, какие элементы разместить, в какой последовательности.

Например:

  • Правила поведения дошкольника на дороге и вблизи проезжей части;
  • дорожные знаки и указатели;
  • виды транспортных средств;
  • знакомство с формой регулировщика и его инструментами;
  • стихи, посвященные ПДД;
  • викторина по ПДД;
  • тематические загадки.

Исследовательская деятельность на прогулке в подготовительной группе

Обратите внимание! Правила поведения на дороге можно подать в стихотворной форме, легкой и увлекательной для ребенка.

На карточках — изобразить транспортные средства. Ребенок должен распределить их по кармашкам, в каждый — определенный вид транспорта (спецтехника, наземный, ж/д, воздушный, водный). Задача — развить навыки классификации, познакомить с новыми понятиями.

Для знакомства с дорожными знаками и указателями, ребенку можно предложить раскрасить их изображения, разгадать загадки и ребусы. На каждой карточке напечатать текст загадки. Также подготовить карточки с изображениями — ответами. Все материалы распределить по конвертикам. Воспитатель читает текст загадки, а при правильном ответе ребенка показывает картинку.

Такая активность способствует следующему:

  • тренировке памяти;
  • развитию сообразительности;
  • освоению ПДД в игровой форме.

На одном из листов можно поместить красочное изображение регулировщика с описанием элементов его формы и инструментов (жезл и свисток), привести стихотворение о представителе этой профессии. Викторина может быть посвящена правилам дорожного движения, сигналам светофора, дорожным знакам или разметке.

Пример красочной листовки

Материалы

Для изготовления обучающей наколенной книги понадобятся самые доступные материалы:

  • папка формата А3 или А4;
  • картон;
  • бумага для скрапбукинга;
  • белая и цветная бумага;
  • фетр;
  • клей для бумаги;
  • скотч;
  • маркеры;
  • акварельные краски и фломастеры;
  • степлер;
  • безопасные ножницы.

Важно! В ходе работы ребенок должен использовать материалы и инструменты под присмотром взрослого.

Материалы для творчества

Для дошкольников

Дети до 7 лет – это юные пешеходы и пассажиры. Не следует к их обучению подходить с той же меркой, что и к взрослым. Нельзя просто прочитать текст ПДД, и думать, что дети все запомнили, осознали и станут активно придерживаться описанных норм.

Важно понимать, что в прививании детям безопасному поведению на улице должны участвовать и воспитатели, и родители. В этом случае может быть достигнут нужный результат. Привычки, которые формируются у детей в юном возрасте останутся на всю дальнейшую жизнь.

Важными задачами в обеспечении безопасности на улицах города являются:

  • изучение ПДД;
  • формирование сознательного желания следовать им;
  • профилактика травматизма.

Лучшими методами обучения дошкольников ПДД будут различные игры и упражнения. Немаловажным в такой работе будет применение лэпбука – нового учебного пособия. Он будет полезен и интересен для детей. Важным преимуществом данного методического пособия является также факт, что его созданием занимаются одновременно взрослые и дети.

Цели и задачи

Лэпбук по ПДД для детского сада применяется недавно. Слово заимствовано из английского, в буквальном переводе означает «наколенная книга». Такой перевод во многом отражает суть пособия.





Внешне лэпбук похож на книжку, однако, имеющий множество:

  • карманов;
  • окон;
  • дверей;
  • вкладок;
  • подвижных деталей.

Как правило, в одном лэпбуке все материалы имеют одну и ту же тему, например, ПДД.

Занятия с лэпбуком способствуют:

  • закреплению конкретной темы;
  • осмыслению содержания книг;
  • проведению исследований, включая поиск информации.

Лэпбук выполняет 2 основные задачи:

  1. Взывает интерес у ребенка.
  2. В форме игры предоставляет необходимую информацию, относящуюся к определенной теме.

Данное пособие:

  • поможет ребенку самостоятельно систематизировать информацию;
  • поспособствует ее запоминанию;
  • станет хорошим способом повторения.

Лэпбук рекомендуется для занятий в воспитательных учреждениях, где в одну группу собраны дети разных возрастных категорий. Воспитатель сможет подобрать подходящее задание индивидуально для каждого.

Например, самые маленькие дети могут использовать карманы с карточками или небольшие вырезанные из бумаги фигурки. Тем, кто постарше, подойдут задания, требующие умения распознавать буквы.

Формирование системы знаний и навыков детей по ПДД через лэпбук осуществляется при выполнении следующих задач:

  1. Знакомство и закрепление знаний о 3-х цветах светофора. Дети должны не просто усвоить, какой цвет, о чем сигнализирует, но понимать их важность.
  2. Знакомство с правилами ДД, строением улиц и дорожными знаками.
  3. Знакомство с правилами перехода через дорогу, как со светофором, так и без него.
  4. Выработка умения предвидеть опасность и избегать ее.
  5. Развитие осторожности, бдительности и самостоятельности.
  6. Стимуляция познавательности, развитие навыков общения.
  7. Воспитание навыков безопасности и чувства самосохранения.
  8. Воспитание чувства ответственности.
  9. Развитие связной речи.

Информационное наполнение

Лэпбук по ПДД для детского сада содержит различные задания, каждое из которых лежит в специально отведенном кармане.


Например:

ЗаданиеОписание
Веселый светофорИспользуются вырезанные из бумаги разноцветные круги:
  • зеленый;
  • желтый;
  • красный.

Дети должны научиться понимать эти сигналы светофора, а также запомнить их расположение друг относительно друга

Знаки дорожного движенияВ этом кармане лежат картинки с ходовыми дорожными знаками, например, «Пешеходный переход»
Дорожные заплаткиМатериал из этого кармана должен учить детей определять местоположение части изображения на картинке.
Это способствует:
  • запоминанию правил поведения на дорогах;
  • развитию внимания и наблюдательности
ДоминоСуть игры заключается в подборе парных картинок. В этой игре дошкольники могут соревноваться друг с другом. Если нужная картинка отсутствует, ход переходит следующему игроку
ЗагадкиДетям будет интересно отгадывать загадки, связанные с правилами ДД.
Это способствует развитию:
  • самостоятельности;
  • скорости реакции;
  • смекалки
Какой бывает транспортМатериал из этого кармана знакомит детей с существующими видами средств передвижения и дает понять, насколько каждый из них важен для людей
Составление из геометрических фигурИз простейших геометрических фигур, вырезанных из разных по цвету листов бумаги, можно составлять образы предметов.
Например, легковой автомобиль из:
  • кругов (колеса);
  • нескольких прямоугольников (кузов).

После, необходимо проанализировать получившееся изображение

РаскраскиВ данном кармане лежат картинки, которые имеют черные контуры, и дети должны раскрасить их. Все они имеют отношение к ПДД.
Это может быть:
  • светофор;
  • различный транспорт;
  • переходящий дорогу пешеход;
  • перебегающая дорогу собака или кошка
Диски с мультфильмамиСюжеты должны быть связаны с ПДД. Например, это может быть несколько серий «Смешариков»

Подборка правил

Сами правила лучше всего брать из обучающих детских книг, там они представлены в доступной для понимания детей форме.


В тематическое пособие должны включаться следующие правила:

  • перехода через дорогу;
  • движения по обочине;
  • поведения в автобусе и других общественных транспортных средствах;
  • поведения рядом с дорогой.

Также следует позаботиться, чтобы в наличии был блок о «дорожных ловушках»: о наиболее опасных ситуациях, возникающих на дороге.

Подборка стихов

Рифмованные тексты детьми и взрослыми всегда запоминаются легче, чем проза. Поэтому понятия, имеющие отношение к автомобилям и правилам ДД, следует представить в стихотворной форме.

В русской литературе существует множество детских стихов, посвященных ПДД. Например:

  • у С. Михалкова есть замечательное стихотворение «Самокат», которое начинается словами: «Пристают к отцу ребята…»;
  • у В. Лебедева-Кумача есть стихотворение «Каток» с начальной строчкой: «Скрылись под снегом газоны с травой…».

Подборка картинок

Лэпбук по ПДД для детского сада должен содержать много ярких и легко запоминающихся картинок. В идеале они должны присутствовать в каждой игре.

Например, в кармашке:

  • с загадками должны лежать картинки, на которых будут изображены отгадки;
  • «Какой бывает транспорт» должны быть картинки с видами транспортных средств.


Необычный лэпбук по ПДД для детского сада
Изображения могут быть нарисованы в мультяшном стиле или иметь человеческие черты, к примеру, глаза, рот, нос. Дорожные знаки также должны быть проиллюстрированы, но их важно стараться не искажать.

Оформление

На раннем этапе создания лэпбука большое внимание следует уделять его форме, ведь внешний вид этого пособия должен привлекать детей.

Подходящими являются следующие варианты:

  • папка с разворотами – это универсальная разновидность для любой темы (разворотов может быть 2, если детям меньше 4-х лет, а для более старших дошкольников их можно сделать 3-4);
  • папка-брошюра – страницы, посвященные 1-2-м блокам (задания, картинки, раскраски);
  • «гармошка» – изделие, развороты которого можно складывать, как меха гармошки. Однако для младших школьников использование такого вида не рекомендуется: у них могут возникнуть проблемы с последовательностью складывания страниц;
  • папки-силуэты («книжечка» может быть в виде светофора или машины).

Как использовать

Работать с лэпбуком можно в домашней обстановке или в стенах детского сада. Это пособие может применяться на любом этапе знакомства с данной темой.

Например, чтобы запомнить правила ДД, дети могут:

  • изучать материал текстового блока;
  • разглядывать изображения;
  • думать над загадками;
  • разгадывать кроссворды, ребусы;
  • выполнять аппликации;
  • вести беседу с ровесниками или взрослыми;
  • рисовать;
  • играть.

Описание лэпбуков

Содержание наколенных книжек зависит от возраста и уровня подготовки ученика.

Для средних групп 4-5 лет

Задача лэпбука по ПДД для средних групп ДОУ — познакомить дошкольников с правилами дорожного движения для пешеходов и водителей, составными частями дороги, дорожными знаками и указателями для всех участников дорожного движения.

Важно! Пособие призвано вызвать у ребенка интерес к теме, познакомить с важными правилами в привычной для него игровой форме.

В процессе работы с лэпбуком ребенок будет тренировать и развивать речь, память, коммуникацию с другими участниками коллектива.

Папка может содержать следующие разделы:

  • карточки с правилами дорожного движения;
  • виды транспорта в картинках;
  • стихи о ПДД;
  • несложные загадки (тексты + картинки);
  • лабиринты (для построения безопасного пути от дома до ДОУ);
  • карточки-раскраски (дорожный знак, транспортное средство);
  • тематические пазлы из нескольких деталей;
  • игры с элементами физической активности.

Карточки с ПДД лучше расположить в кармашке, в центральной части книжки. Цель раздела — закрепить знания ребенка младшего возраста по ПДД, донести информацию о необходимости проявлять бдительность и осторожность вблизи автомобильного шоссе, не теряться и четко знать, как и где можно пересекать проезжую часть. Цель загадок по теме — развитие сообразительности, способности соотносить текстовое описание и изображение предмета, обогащение речи.

Суть игры «лабиринты» — составление безопасного маршрута из точки А в точку Б при помощи фишек или пальчиков с комментариями ребенка. Цель — развитие сообразительности, логики, внимания, мелкой моторики, речи.

Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах

Обратите внимание! Для большей эффективности занятия следует менять вид деятельности.

Например, можно устроить игру между двумя командами: водителями и пешеходами. Воспитатель или воспитанник берет из конвертика заготовку — сигналы светофора и показывает одно из изображений. В зависимости от цвета участники игры идут либо стоят на месте. Цель — развитие памяти, быстроты реакции, координации движений.

Для старших групп 5-6 лет

Обратите внимание! Цели создания наколенной книжки для детей 5-6 лет — систематизировать знания по теме, донести важность сигналов светофора, научить классифицировать дорожные знаки, развивать внимание, самостоятельность, осторожность.

Конвертики с заданиями и играми в соответствии с возрастом воспитанников ДОУ:

  • значение сигналов светофора;
  • дорожные знаки и их значение;
  • виды транспорта (классифицировать, найти лишний);
  • загадки;
  • раскраски (закрепление знания по теме, развитие мелкой моторики, аккуратности);
  • стихи на тему ПДД;
  • ребусы и кроссворды;
  • вопросы (определить правильность/неправильность действий на дороге);
  • пазлы;
  • игра «ситуации на дороге» (педагог озвучивает ситуацию, а дети ее разыгрывают на макете автодороги с использованием игрушечных человечков или животных);
  • лево-право (расположить распечатки транспортных средств в соответствии с направлением движения);
  • найди отличия (до 10 позиций);
  • подвижная игра (дети выполняют определенные действия по сигналу светофора);
  • визуальная информация (подборка развивающих видео и мультфильмов по теме ПДД).

Для подготовительных групп 6-7 лет

Воспитанники подготовительных групп могут не только совершенствовать свои знания в области ПДД, но и активно участвовать в сборе и систематизации информации.

Цель создания тематической папки — закрепление полученных знаний, осознание важности безопасного поведения на дороге и вблизи нее, готовность к пересечению проезжей части как по регулируемому, так и по нерегулируемому переходу, научить предотвращать опасные ситуации и четко действовать при необходимости. В пособие можно включить все вышеперечисленные элементы, усложнив их и разнообразив содержание.

Важно! Благодаря привлекательному внешнему виду и продуманной структуре лэпбука, дети легко и в непринужденной форме пополняют свой багаж знаний.

Папка для детей старшего возраста

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]