Проект «Детская журналистика»
Автор:
Карабашева Рушана Аркиновна,
воспитатель МБДОУ «Брусничка»
ЯНАО, Пуровский район, п.Пурпе
Актуальность
ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определяет, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и чувства, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения». Для успешного речевого развития дошкольников необходимо создать условия, в которых они могли бы рассказать о том, что интересного произошло в группе или дома, поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение. Коммуникативная деятельность тесно взаимосвязана и с игровой деятельностью. В игре дети наиболее свободно общаются, выражают свои эмоции, отражают свои знания об окружающей действительности, поэтому мы посчитали возможным реализовать игровой проект «Мы — журналисты».
Проблема проекта:
Анализ педагогического процесса свидетельствует о том, что педагоги испытывают серьёзные затруднения в организации работы по речевому развитию дошкольников. Речь является ведущим средством общения. Однако она используется ребёнком как средство общения в ситуации, которая возникает только при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие. Неумение организовать постоянное содержательное речевое общение, учитывающее потребности ребёнка, приводит подчас к недоразвитию речи. Задача воспитателей – стимулировать содержательное, продуктивное общение ребёнка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, в процессе обучения, является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Теория и практика дошкольного образования убедительно доказала необходимость специально организованной деятельности по развитию речи, формированию речевых умений и навыков, овладению связной монологической речью.
Цель проекта: содействовать развитию коммуникативных навыков детей в игровой деятельности и социальной компетентности детей; направить интерес детей с процесса игры на процесс получения результата. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — фундаментальные составляющие проекта.
Задачи проекта:
Образовательные: Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми; формировать правильное звукопроизношение, выстраивание фраз в диалоге, совершенствовать грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий); учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью; расширять и активизировать словарный запас.
Развивающие: совершенствовать умение детьми построению самостоятельных высказываний,; — развивать социально-коммуникативные навыки и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, умение вступать в диалог; развивать жизненно необходимые умения: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение; формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества; развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.
Воспитательные: воспитывать чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их труду; формировать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
Тип проекта: практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый Место реализации проекта: МБДОУ Участники проекта: дети 6-7 лет воспитатели родители.
Продолжительность: долгосрочный проект
Методические приемы
Моделирование Объяснение Беседа Вопросы Рассматривание Дидактические игры Пример ведения интервью
Планируемый результат: Овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста. Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада. Создание у дошкольников чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела. Сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии дошкольника и подготовка к школе
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Копылова Татьяна Михайловна, МДОУ «Детский сад № 126 г. Борзи», г.Борзя, Россия
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимают развивающие технологии, направленные на ребёнка – главного участника педагогического процесса. Развивающие технологии помогают дошкольникам стать успешными, творческими, умело ориентироваться в различных ситуациях. Одной из таких технологий является «детская журналистика», которая помогает детям получать информацию непринужденно, в игровой форме. Интересные сюжеты, неординарность, активное включение в образовательную деятельность детей, родителей и социальных партнёров, всё это, делает детскую журналистику популярной и увлекательной. Применение технологии «детская журналистика» имеет преимущества, которые могут повлиять на качество и эффективность образовательной деятельности. Во-первых, дети получают новый познавательный опыт, во-вторых, журналистская деятельность способствует развитию любознательности, творчества, дисциплины, интеллектуальной и социальной компетентности.
Исходя из этого, мы решили организовать в детском саду пресс-. Был разработан и реализован долгосрочный проект по данной теме. В пресс-центре оформлен уголок журналистики, есть своя эмблема, бейджики, ноутбук для работы, фотоаппарат, видеокамера, микрофоны. На стенде пресс-центра размещена различная информация о событиях из жизни детского сада. Организация работы пресс-центра осуществляется с помощью педагогов, детей и родителей. Главный редактор пресс-центра – старший воспитатель, корректоры и фотокорреспонденты – воспитатели и родители, а вот журналисты, дикторы, корреспонденты – это дети. Каждый относится к своей роли не только ответственно и серьёзно, но и получает удовольствие, восхищение и чувство гордости.
Журналистская деятельность стала неотъемлемой частью педагогического процесса. Она не только повышает профессиональный уровень педагогов, но и раскрывает творческий потенциал дошкольников. А самое главное – детям очень нравится заниматься этим интересным делом.
Играя в журналистов, дошкольники многому обучаются, потому что детская журналистика дает огромные возможности для познавательной активности, раскрепощения, способствует воспитанию успешного, любознательного ребёнка. Играя, дети делятся историями о жизни детского сада, о людях, событиях и праздниках. Одним словом, юным журналистам интересно все!
В ходе реализации проекта дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, строить своё общение, ориентируясь на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые предполагают общение на равных. Дошкольники знакомятся с профессиями журналиста, звукооператора, комментатора, корреспондента, диктора. Дети учатся целенаправленно брать интервью, грамотно отвечать на вопросы.
В организации журналистской деятельности применяются современные интерактивные методы: интервьюирование, кластер, метод «погружения», синквейн, «Броуновское движение». Эти методы помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, обогащать словарный запас.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. С помощью родителей был оформлен мини-музей «В объективе». В мини-музее собраны журналы, газеты, изданные много лет назад, есть старые фотоаппараты, видеокамеры, печатная машинка.
Организована работа и с социальными партнёрами – с редакцией газеты «Даурская новь», школой и детской библиотекой. Юные журналисты побывали в гостях в редакции, где воочию увидели работу корреспондентов, сборщиков газеты, главного редактора. В детском саду прошла встреча в формате пресс-центра со школьными журналистами, где дошкольники брали интервью у своих старших товарищей из школы. А те, в свою очередь, продемонстрировали свои творческие способности: спели, сыграли на музыкальных инструментах, рассказали о себе, посетили мини-музей «В объективе».
Юные журналисты — главные участники в выпуске «живой газеты» «Новости из Сказки», в производстве газеты «В гостях у Сказки», что создаёт условия для первого опыта в журналистике. В новостях освещаются все интересные и знаменательные события, происходящие в детском саду. Темы для репортажа ребята выбирают сами. Это могут быть новости из групп, где корреспонденты рассказывают о жизни и событиях в группах детского сада. Это сюжеты о праздниках и конкурсах детского сада, о буднях, об интересных людях и событиях. В процессе работы дошкольники приобретают навыки общения с людьми разных возрастов, умение подать себя, правильно формулировать свои мысли. Во время работы над передачей «Новости из Сказки» дети учатся вести диалог, выделять в диалоге смысловые звенья, брать интервью. У них формируются умения добывать информацию из различных источников, задавать вопросы и отвечать на них, рассуждая и высказывая собственную точку зрения. При просмотре отснятого материала, ребята замечают и обсуждают ошибки в собственной речи, смотрят на себя со стороны.
Организация совместной деятельности взрослых и детей, основанная на технологии «детская журналистика» – перспективное направление в деятельности детей, которое позволяет ребенку ощутить себя свободной личностью, дает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, высказывать свои взгляды.
Список литературы:
- Макаров А.В. Весёлая журналистика для детей и взрослых. Онлайн-книга 2022.
- Толстова, Н. П. Детское телевидение: ресурсы в коррекции речи дошкольников /Н. П.Толстова// Логопед. 2013. № 6.
- Рогунова О. А., Яровая Т. А. Детское телевидение как инновационная форма работы с родителями // Инновационные педагогические технологии: материалы Казань: Бук, 2016. 132с
Следующая > |
Статья на тему: «История детской журналистики»
История и специфика детской журналистики
«Всемирная история великими воспоминаниями
украшает мир для ума, а российская украшает
Отечество, где живем и чувствуем».
Н.М. Карамзин
Задачи и функции детской журналистики предопределили её тесное взаимодействие с различными социальными институтами — образованием, наукой, культурой, религией.
Целью данной статьи является – обращение к истории развития детской журналистики. Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала. Детская журналистика в нашей стране имеет богатую историю, в своей статье я попытаюсь проследить историю развития детской журналистики с ее зарождения и выделить тенденции ее влияния на развитие ребенка в зависимости от эпохи, политического строя, мировоззрения общества.
Детская журналистика – своеобразная часть медиакультуры. С одной стороны, это полноценные издания, программы, подобранные с учетом возраста аудитории, ее психологии, являющиеся частью СМИ. С другой же – это феномен педагогики, несущий в себе образовательную и воспитательную составляющие.
Журналистика для детей в России берет свое начало от журнала просветителя Николая Ивановича Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал еженедельно выходил как приложение к «Московским ведомостям» в 1785-1789 гг. После своего закрытия в 1789 г. «Детское чтение» неоднократно переиздавалось в сборниках.
Девятнадцатый век – время, когда появилась так называемая «культура детства». Если ранее ребенок понимался как «маленький взрослый», то с этого момента европейцы признают детство как особое состояние и детей как самобытную субкультуру, создается множество литературных, музыкальных, театральных произведений специально для юных поклонников искусства. Россия также вливается в поток европейской «культуры детства». Поначалу российские детские журналы представляли собой литературно-художественные издания, возрастные рамки которых были достаточно широкими (от 4 до 18 лет), не различались журналы для девочек и мальчиков. Материалы в них часто не отличались простотой языка, страницы были бедны иллюстрациями, а назидательный тон повествования не мог заинтересовать ребенка.
В среде детской журналистики велись споры о том, какими должны быть издания для подрастающего поколения. Одни (С.Н. Глинка) считали, что детскую литературу и детскую журналистику следует считать самобытным и полноценным явлением, аналогичным от «взрослых» произведений и изданий. Они ратовали за упрощение языка материалов, наличие иллюстраций, особой жанровой структуры.
Другие же (Д.А. Валуев), напротив, стремились к тому, чтобы детская пресса больше походила на журналы и газеты для более старших поколений. В его «Библиотеке для воспитания» отсутствовал развлекательный отдел, иллюстративные материалы, большинство статей были посвящены истории России, биографиям видных деятелей российской науки, культуры, государственной деятельности.
В это время в детской периодике прослеживаются две противоположные тенденции:
- стремление одних журналов («Задушевное слово») оградить ребенка от жестокости и несправедливости мира взрослых («розовое детство»);
- попытки других журналов («Детский отдых») подготовить детей к будущей взрослой жизни, привить им желание с «младых ногтей» быть в курсе происходящего в мире, в т.ч. и в политике.
Февральская и Октябрьская революции породили изменения во всех сферах общественной жизни. Коммунисты видели в детской журналистике и детской литературе мощное орудие пропаганды, стремились с самого юного возраста взять воспитание ребенка под общественный и идеологический контроль.
Советская детская периодика дала лучшие образцы журналов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Костер», «Чиж» и «Ёж». Несмотря на колоссальную идеологизированность изданий, их качественный характер, уровень публикаций, иллюстраций был весьма высок. «Поучать развлекая» избрали своим девизом многие писатели того времени. Акцент в публикациях ставился на отрицание индивидуальности, коллективное воспитание, детям разъясняли благие цели внутренней и внешней политики советского государства.
С расформированием Советского Союза на российский рынок хлынул мощный поток западной периодики. Государство лишилось монополии на СМИ. Все процессы, произошедшие со становлением новой России, коснулись и детских журналов. Упали тиражи крупнейших советских изданий: «Мурзилки», «Пионера» и т.д. И вместе с тем, появились новые журналы, которые сразу же продемонстрировали общемировые стандарты: русское «Простоквашино» и переводные «Черепашки Ниндзя».
Можно отметить, что с начала 90-х гг., детские печатные СМИ разделились на три потока: журналы, чья история берет свое начало в СССР, («Веселые картинки», «Мурзилка»), российские журналы, появившиеся после распада Союза («Простоквашино», «Тошка и ), переводные издания («Микки Маус», «Русалочка»). Детская пресса стала фактически аналогом взрослой. Помимо научно-популярных, литературно-художественных и универсальных журналов появились также издания исключительно развлекательного плана, пресса отдельно для мальчиков и девочек. («Играем с Барби», «Винни-Пух»)
Развлекательная журналистика (и отечественная, и переводная) лишилась какого бы то ни было национального содержания. Здесь, необходимо отметить тенденцию, что материалы патриотического, просветительского, краеведческого характера остались на страницах либо специальных изданий, либо региональных универсальных. Процесс глобализации проявляется и в изменении ценностей, бытовавших в советское время. Журналы стремятся прививать общеевропейские нормы морали, этикета, пропагандируют западный образ жизни.
В современной российской детской прессе сложно встретить качественную литературную составляющую, которой в отечественных детских журналах и газетах всегда уделялось большое внимание. Н.М. Карамзин, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.Л. Барто, С.Я. Маршак сотрудничали с журналами для детей.
В издании передовых детских журналах рассматриваемой нами эпохи развития детской периодики приняли участие выдающиеся писатели, публицисты, художники, ученые и поэты. Они оставили богатое наследие, еще до конца не изученное, первыми решали такие проблемы, как связь прессы с литературой, педагогикой, обращение к научно-познавательному материалу, особенности восприятия текста ребенком.
На страницах периодики для детей формировались жанры русской литературы, использовались различные творческие приемы, крепла связь с традициями народной литературы – с фольклором. Журналы учили детей противостоять злу, практицизму, воспитывали любовь.
В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого – начала двадцатого века.
Специфика детской журналистики во все времена определялась четко выраженной возрастной ориентированностью на аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.
Литература
1. Гайманова Е.В. Журналы для детей и юношества в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в. / Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 269 – 272.
2. Грабельников А.А., Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. – М.: РИП-холдинг, 2001. — 236 с.
3. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 — 1917). – М.: Флинта: Наука, 2006. — 464 с.
4.Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики / И.В.Кузнецов. – М.: Флинта, 2006. – 410 с.
5.Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики / Р.П.Овсепян. – М.: Журналистика, 1999. – С.229-232.
Специалист по КР ОРЦ «Родник» А.В. Мишагина