Нередко так бывает, что родители сводят знакомство малыша-дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география очень обширна, имеет множество разделов и касается едва ли не любой стороны нашей жизни. Это не только географическая карта…
В понятие географии входят также метеорология, этнография, геология, экология, краеведение, геодезия, геофизика, тектоника и множество других смежных наук. И это, пожалуй, самая интересная для малыша область знаний. Ведь любой маленький человечек очень интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задает множество вопросов о том, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, зачем море все время накатывает на берег волны и почему вода в нем соленая, что находится под землей и на дне океана…
Наш дом — Земля
Первые представления малыша о себе и окружающем мире обычно очень разрозненные и бессистемные. Наша задача как родителей — помочь крохе осознать, что каждый человек (в том числе и сам малыш) является частью этого мира. С чего же начать? Прежде всего познакомьте кроху с нашей удивительной планетой. Ваш рассказ может звучать примерно так: «У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения». Можете вместе с малышом нарисовать и этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Конечно вам очень пригодится глобус. Ведь только с его помощью малыш сможет хоть чуть-чуть представить себе, как же на самом деле выглядит наша планета. Возможно, так ее видят космонавты из далекого космоса. Вот такой же крошечной, будто мячик.
Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите с малышом на карте ту точку, где вы живете. Пусть малыш поставит на нее пальчик и, словно древние путешественники, движется, пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся «домой»?
Описание планеты Земля для детей
Земля — не самая большая из планет Солнечной системы. Наоборот, она одна из самых маленьких — меньше нее только Меркурий и Венера. Но при этом радиус Земли — 6 тыс. 371 километр.
Земля имеет почти совершенную круглую форму. У полюсов она немного приплюснута. Поэтому часто называют два разных радиуса Земли: экваториальный (на середине планеты) — 6378 км и полярный (на «концах») — 6357 км.
В древности люди не знали, что Земля имеет форму шара. Они представляли себе что-то вроде круглой плоской тарелки. Только после того как мореплаватели обошли вокруг Земли и вернулись в то же место, стало понятно, что наша планета — шар. Теперь в этом нет сомнений: мы много раз видели фотографии Земли, сделанные из космоса. На многих снимках, кстати, хорошо видны моря, горы и даже крупные города.
Вращение Земли
Земля, как и другие планеты Солнечной системы, совершает сложное вращение: вокруг Солнца и вокруг своей оси (воображаемой линии, проходящей через центр планеты). Причем вокруг Солнца Земля движется не по кругу, а по эллипсу — это такой вытянутый круг.
Именно благодаря этому вращению на Земле наступают день и ночь, а лето сменяется зимой.
С временем суток все понятно: день — на той части планеты, которая в данный момент повернута к Солнцу, ночь — на противоположной. Полный оборот вокруг своей оси Земля делает приблизительно за 24 часа — за это время на Земле проходят сутки.
С временами года сложнее. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 дней. Многие думают, что смена времен года связана с удаленностью Земли от Солнца. Но это не совсем так. Значительно сильнее на температуру воздуха влияет угол наклона Земли по отношению к Солнцу. Дело в том, что ось Земли (вокруг которой происходит вращение) наклонена по отношению к Солнцу больше чем на 23 градуса. И во время вращения солнечные лучи падают на Землю по-разному. Если прямо — наступает лето, если под углом — холодает. Чем больше наклон, тем холоднее.
Самые прямые лучи достаются экватору, потому там почти всегда ровная теплая погода, а крайние точки Земли — полюса — так сильно наклонены, что солнце скользит по поверхности и не согревает землю. Поэтому в Арктике и Антарктике холодно даже летом.
Как появилась планета Земля?
У ребенка наверняка возникнет вопрос о том, как образовалась наша планета. Ученые могут только делать предположения на этот счет — точного ответа у них нет.
Основная гипотеза заключается в том, что 4,6 миллиардов лет назад из огромного газового облака возникло Солнце, и уже под его воздействием из космической пыли вокруг сформировались, «спеклись», планеты Солнечной системы, в том числе Земля. В то время она мало походила на планету, на которой мы живем. Скорее всего, это был огненный шар, который по мере остывания превращался в каменную пустыню — без воды, атмосферы и, конечно, признаков жизни.
Постепенно под влиянием разных процессов, происходивших в глубине, на поверхность поднимались различные вещества. Одни превращались в воду, другие участвовали в формировании атмосферы. Происходило это медленно: ученые считают, что на образование океанов и поверхности ушло более 200 миллионов лет.
Из чего состоит планета Земля?
Ребенку будет интересно узнать и про строение нашей планеты. Земля, если представить ее в разрезе, состоит из нескольких слоев.
В самом центре — ядро, твердое внутри и жидкое снаружи. Его состав — сплавы металлов, в основном железо и никель. Ядро занимает большую часть диаметра земли, оно величиной с планету Марс. Различают внутреннее и внешнее ядро. Эта часть земли очень горячая, причем чем глубже, тем горячее. Добраться до такого уровня невозможно, но, по мнению ученых, температура внутри ядра может быть больше, чем на Солнце — до 7 тысяч градусов.
Над ядром располагается мантия. Это самый важный слой Земли — и самый большой (свыше 80% всего объема). Именно здесь сосредоточена наибольшая часть веществ, которые составляют Землю. В основном это соединения железа, но структура слоя не совсем твердая: мантия скорее вязкая, поэтому часто говорят, что земная кора «плывет» по мантии.
Земная кора — верхняя часть твердой земли. По сравнению с другими слоями она тонкая. Бывает континентальная и океаническая кора. Слой континентальной коры достигает 40–50 километров, а под океанами — 5–10. Кора составляет около 1% массы Земли.
Земную кору и верхнюю часть мантии называют литосферой.
А гидросферой — всю водную часть поверхности Земли, в которую входят Мировой океан, воды и ледники, подземные воды.
Получается, что для поверхности, покрытой водой, гидросфера расположена над литосферой.
Еще выше — атмосфера. Это уже не часть планеты, а ее газовая оболочка, которая находится над Землей и вращается вместе с ней.
Состав земной атмосферы, а конкретнее — содержание в ней кислорода, сыграл ключевую роль в возникновении жизни на Земле.
Кроме кислорода, в атмосфере Земли присутствует азот и другие газы. А благодаря озоновому слою в атмосфере Земля защищена от большей части ультрафиолетового излучения Солнца.
Где живет Карлсон
Чем раньше в комнате малыша появится географическая карта, тем лучше. Не стоит думать, что малыш ничего не поймет и не запомнит. Достаточно лишь время от времени обращать внимание юного географа на карту, показывать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны с их столицами.
А разнообразная детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы будем читать малышу, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на карте те места, где происходят события. Для подобных игр удобнее всего, если карта висит прямо над детской кроватью. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швецию и запомним ее столицу — Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину — Италию. А еще узнаем, где побывала проказница Пеппи во время своих морских плаваний вместе с папой-капитаном. Особенно хороша детская карта мира со всевозможными биологическими, историческими и сказочными объектами-значками. Малыши очень любят их рассматривать, параллельно запоминая множество полезных сведений. Но подойдет и обычная физическая карта мира или карта полушарий. А «развивающую» карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными и сказочными героями. Например, наклейку с героями мультфильма «Мадагаскар» поместим возле одноименного острова. А заодно найдем в энциклопедии и прочитаем вместе с малышом об этом острове что-нибудь интересное. И не забудем проследить путь зебры Марти и ее друзей от Нью-Йорка до Мадагаскара. Если у вас отыщутся старые журналы или атласы, откуда можно вырезать флажки разных государств, вместе с крохой наклеивайте их на карту. Подобные игры принесут крохе несомненную пользу и во многом облегчат дальнейшее школьное обучение.
Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на карте и этой страны. Путешествуйте по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимся в Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. Когда малыш немного подрастет, прочитайте ему сказку о приключениях капитана Врунгеля. Она просто изобилует всевозможными географическими подробностями. Конечно, не забываем находить на карте все места, где побывал отважный капитан на своей знаменитой яхте «Беда». А еще лучше, отмечайте карандашом его путь прямо по карте. Вообще, возьмите себе за правило обращаться к карте во всех случаях, когда в повседневной жизни заходит речь о каких-то географических названиях, будь то чтение книг, просмотр мультиков или рассказ вернувшихся из путешествия друзей. Это поможет малышу запомнить множество полезных сведений, научит пользоваться картой. И все это практически без усилий, как бы само собой.
Условия для занятий
Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:
- быструю утомляемость;
- обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
- интерес к усвоению знаний посредством игры;
- потребность в вашем поощрении (словесном).
Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:
- уроки должны быть короткими (5-10 минут);
- нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
- занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
- хвалить малыша за его интерес к занятиям.
Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.
Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.
Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией.
В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.
Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.
Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.
Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.
Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.
Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.
Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут.
Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.
Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.
По следам Сесиль Лупан
Много интересных географических идей можно почерпнуть из книги Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя». Прежде всего, это песенки с названиями столиц государств. Можно рассказывать малышу стишки или петь песенки, в которых упоминаются географические названия. Ведь в стихах подобная информация запоминается куда легче. Вот несколько примеров:
Над Италией парим, Видим вечный город Рим. А в Испании — Мадрид В центре всей страны стоит. Вот во Франции, в Париже, Башня всех построек выше! А в Британии, без спора, Лондон — самый главный город.
Было бы здорово почитать с малышом замечательную книгу А. Усачева «Мои первые географические открытия», где география изучается в стихах и очень весело:
На свете много островов, Так много, что не счесть… А вот больших материков Мы насчитаем шесть: Африка, Америка (Северная и Южная), Австралия, Евразия, Антарктида (Вьюжная). Что такое Евразия? Это — Европа плюс Азия: Из двух частей света возник Самый большой материк!
География для малышей
Эксклюзивная публикация!
Количество Оставить свой комментарий
ПОДЕЛИТЬСЯ
От автора. Можно путешествовать по-разному, это знает каждый. Можно, взяв папу или маму за руку, пойти в воскресенье гулять по городу и пережить много приключений: съесть большое мороженое, покататься на карусели, побывать в музее, где тихо и прохладно, а на всех стенах висят картины.
Можно собрать чемодан и отправиться летом к бабушке в деревню. Можно посмотреть телевизионную программу, где дяденьки и тетеньки рассказывают о далеких странах и показывают, что им удалось заснять на видеокамеру.
А еще можно путешествовать благодаря воображению и книгам. Многие дети любят читать о далеких городах и странах, о людях и животных, которые там живут, о праздниках,которые там отмечают. И вот для таких любознательных детей — наши занимательные уроки географии с геосказками, геозагадками, георисунками и геозаданиями.
Урок первый. Как башни поссорились Геосказка о Берлинской, Эйфелевой и Останкинской башнях. Геозадания.
Урок второй. Путешествия Афони (часть 1) Геосказка о Средней Азии, юрте. Геозадания.
Урок третий. Путешествия Афони (часть 2) Геосказка о Севере России (чум), о Северной Америке (вигвам). Геозадания.
Урок четвёртый. Путешествия Афони (часть 3) Геосказка о Крайнем Севере (иглу), о России (изба). Геозадания.
Урок пятый. Площадь Регистан Геосказка про Узбекистан, Самарканд. Геозадания.
Урок шестой. Царь и кактус Геосказка о Мексике и России. Геозадания.
Урок седьмой. Дружба ничего не боится Геосказка о вулканах. Геозадания.
Урок восьмой. Давай искать море! Геосказка о реке Лене. Геозадания.
Урок девятый. Счастливые земляне Геосказка о расах и национальностях. Геозадания.
Урок десятый. Зачем Меркурию лён? Геосказка о планетах Солнечной системы. Геозадания.
Урок одиннадцатый. Вредный туман Геосказка о Санкт-Петербурге. Геозадания.
Урок двенадцатый. Кто чем ест Геосказка о ложке, вилке, ноже и палочках. Геозадания.
Урок тринадцатый. Самые опасные Геосказка про обитателей Амазонии: крокодиле, анаконде, пираньях. Геозадания.
Урок четырнадцатый. День рождения Геосказка о городе Рига. Геозадания.
Урок пятнадцатый. Самые высокие Геосказка про горы. Геозадания.
Урок шестнадцатый. Письмо Деду Морозу Геосказка про письмо в Великий Устюг. Геозадания.
Урок семнадцатый. Снежинки в Париже (часть 1) Геосказка про Монмартр. Геосправка.
Урок восемнадцатый. Снежинки в Париже (часть 2) Геосказка про Эйфелеву башню. Геозадания.
Урок девятнадцатый. Снежинки в Париже (часть 3) Геосказка про Лувр. Геозадания.
Урок двадцатый. День и ночь Геосказка про смену дня и ночи. Геословарик. Геозадание.
Урок двадцать первый. Как появилась Луна Геосказка о Луне. Геословарик. Геозадание.
Урок двадцать второй. Луна или месяц? Геосказка о фазах Луны. Геословарик. Геозадания.
Урок двадцать третий. Красотища Геосказка о храме Василия Блаженного, о Кремле. Геозадания.
Урок двадцать четвёртый. Подарок Геосказка про музеи Осло. Геозадание.
Урок двадцать пятый. Подарок Земли Геосказка про времена года. Геозадания.
Урок двадцать шестой. Жители облака Геосказка о различных видах осадков. Геословарик. Геозадание.
Урок двадцать седьмой. О вкусах не спорят Геосказка о голландских художниках. Геословарик. Геозадание.
Урок двадцать восьмой. Хочу в музей! Геосказка про Грецию, Афины. Геословарик. Геозадание.
Урок двадцать девятый. Большой берлинец Геосказка про Германию, Берлин. Геословарик.
Урок тридцатый. Гора Геозагадки про склон, вершина, пик, подошву горы. Геословарик. Геозадания.
Урок тридцать первый. Настроение природы Геосказка про погоду. Геословарик. Геозадание.
Урок тридцать второй. Писатель и русалочка Новое! Геосказка про Копенгаген, столицу Дании. Геословарик. Геозадания.
Продолжение следует.
© Автор оригинальной идеи, текстов, стихов, рисунков и заданий — Светлана Видерхольд, специально для портала «Солнышко» — solnet®.ee Текст публикуется в обработке Татьяны Евтюковой
См. также:
- Викторины по географии с ответами
- География для малышей Развивающий и обучающий мультфильм рассказывает малышам о материках и частях света, о горах и водопадах, о морях и океанах, о реках и озерах, о смене дня и ночи, о круговороте воды в природе…
- Фотопутешествия: расширяем кругозор Хотите совершить виртуальное путешествие в Страну шоколада, к Деду Морозу, в Диснейленд, в Леголенд, в Лондон или в Гвинею-Бисау?
Комментарии к публикации География для малышей 01.04.2005, 13:58 (28.10.2004, 21:50)
Очень интересно и познавательно, игрой детям воспринимается легче. Спасибо.
01.04.2005, 13:59
28.10.2004, 22:30 ()
Замечательно!!!!! Пусть и дальше сопутствуют хорошие идеи.
01.04.2005, 14:00
(29.10.2004, 16:50)
супер ждём продолжения а можно ещё и фотки этих башен вставлять, тогда остаётся только распечатать и вперёд. а так-пойду башни искать
01.04.2005, 14:00
(30.10.2004, 17:59)
Вся семья в восторге. Спасибо.
01.04.2005, 14:01
(04.11.2004, 10:44)
Здорово! Теперь можно прочитать Ваши геосказки и на моем любимом сайте! Спасибо! Ваша фанатка.
01.04.2005, 14:01
(04.11.2004, 20:27) Marine
Spasibo bol»shoe, jivu v Meksike y ispol»zuiu material dlia moix urokov rus. v universitete.Naslajdaius» kajdoy vashey stranichkoy!!!!Sneterpeniem jdu novix.
01.04.2005, 14:02
(08.11.2004, 15:40)
Мои детки (у меня их двое) ждут второго урока. Считаю, что через игру детям легче запоминать серъезные («взрослые») факты. Спасибо.
01.04.2005, 14:03
(17.11.2004, 11:48)
01.04.2005, 14:03
(19.11.2004, 19:19)
Очень понравилась и путешествие, и рисунки. Интересно, что будет дальше. Жду с нетерпением продолжения.
01.04.2005, 14:04
(25.11.2004, 14:03)
Мне очень нравятся все ваши рубрики и по географии тоже Моему ребенку 3,5. Мы обсуждаем ваши сказки. У нас висит в доме карта и ребенок уже знает много стран и показывает их. Мы знаем оду песенку, которая может вам пригодиться. Песня о странах Европы: В самолете мы сидим, Всю Европу облетим, Поглядим с тобой сейчас, Что на западе у нас. Вот во Франции, в Париже, Башня всех построек выше! А в Германии, в Берлине, Замечательный зверинец. Город Берн в горах Швейцарии На реке стоит Ааре. Люди в Бельгии, в Брюсселе, Кружева плести умели. А в Британии, без спора, Лондон — самый главный город. Дальше — в Нидерланды, там Ветер сушит Амстердам. Вот на запад поглядели И на север полетели. Датский город Копенгаген Девочкой-русалкой славен. В Швеции Стокгольм — столица В воды Балтики глядится. Город Хельсинки у финнов Возле моря лег в низинах. Корабли норвежцев рослых Приплывают в город Осло. Время быстрое бежит, На восток наш путь лежит. Велика страна Россия, В ней Москва всего красивей. Вся Румыния гордится Бухарестом как столицей. В Польше город величавый Называется Варшавой. А в Болгарии, в Софии, Храм Премудрости — Софии. Помнят в Чехии и в Праге Астронома Тихо Браге. Будапешт венгерский, знай, В голубой глядит Дунай. А австрийцы непременно Слушать песни едут в Вену. Чтобы нам закончить круг, Направляемся на юг. Над Италией парим, Видим вечный город Рим. В теплой Греции, в Афинах, Много статуй есть старинных. Португалец, тот влюблен В свой портовый Лиссабон. А в Испании — Мадрид В центре всей страны стоит. Большое спасибо за ваш труд! Мама Таи.
01.04.2005, 14:05
(25.11.2004, 14:17)
Очень полезные уроки, но… можно без домовых и прочей…
01.04.2005, 14:05
(14.12.2004, 08:37)
Все построено в игровых формах и это радует. И играем, и запоминаем, пусть не все сразу запоминается но, как говорится «зерно падает в благоприятную почву» и в последствии дает ростки. СПАСИБО за заботу о наших детях. С наступающим Вас праздником и УСПЕХОВ.
01.04.2005, 14:06
(27.12.2004, 14:59)
Дочке 5 лет, нам понравилось. Когда будет продолжение?
01.04.2005, 14:06
(22.01.2005, 23:24)
Замечательная идея! Чудесные сказки! Отличные задания! Спасибо вам большое! Расскажите, пожалуйста, о вулканах. Моя шестилетняя дочь очень ими интересуется, но доступного и интересного материала найти нигде не могу. Спасибо.
01.04.2005, 14:07
(12.02.2005, 17:34)
Очень красивые истории-сказки. Жду продолжения, надеюсь узнать и о Японии, путешествие по твоей страничке мне очень нравиться!!!
01.04.2005, 14:08
24.02.2005, 20:09 ()
класс!!!!!!!!
01.04.2005, 14:08
(06.03.2005, 15:06) M
Спасибо большое! Я у вас нашла то, что хотела. У меня трое детей разного возраста (5-3-2г), все слушают с большим удовольствием. Ждем новых рассказов.
01.04.2005, 14:09
(11.03.2005, 22:02)
Спасибо большое за интересные рассказы, и отдельно большое спасибо Ирине (25.11.2004) за «песню о странах Европы».
01.04.2005, 14:09
(16.03.2005, 11:06)
Спасибо Вам большое за эти статьи. Моя шестилетняя дочка Вероника очень любит их читать и разгадывать геозадания. С нетерпением ждем продолжения.
01.04.2005, 14:10
(17.03.2005, 12:28)
Возможности у этой идеи практически безграничны. Супер!
01.04.2005, 14:10
(23.03.2005, 11:02) ()
Хорошие идеи…
01.04.2005, 14:11
Елена
Замечательно! Интересно, а главное легко для понимания. Особенно понравились загадки в стихах. Спасибо.
18.04.2005, 15:26
Любовь
Удивительно просто и познавательно. О сложном так легко…Вы, Светлана, просто талантище!!! А самое главное, что благодаря этому замечательному сайту, это доступно для тех, кому не безразлично грядущее поколение.
24.04.2005, 06:07
Неуступова Екатерина
Пользуюсь вашими сказками-заданиями в старшей-подготовитеьной группах детского сада, хотелось бы несколько упрощённый вариант для такого возраста. Спасибо!
26.04.2005, 14:37
Лена
просто и весело
30.04.2005, 21:57
Плюшкин
Да, профессионально…
12.05.2005, 14:11
Конотопенко С.Г.
Большое спасибо за сказки. Мне они очень нравятся, а мои дети от них просто в восторге.
14.05.2005, 16:09
ольга
очень здорово! я сама географ, поэтому очень близкая тема. у меня сынишка еще совсем маленький, когда подрастет — обязательно будем с ним читать ваши сказки! спасибо!!!
05.06.2005, 16:47
Елена
Замечательно!
09.06.2005, 12:51
Вита
очень нужная рубрика познавательно молодцы создатели спасибо вам и дай вам Бог еще много интересных проектов
16.06.2005, 18:52
Лера, 8 лет
22.06.2005, 16:31
Тан Я и Дима
читали сказку про планеты — ребенок хохотал в голос!
24.06.2005, 20:17
Елена
Прочитала сказку про туман,и расхотелось вредничать. Спасибо.
17.07.2005, 17:46
Елена
Снова перечитала сказки, добрые и понятные. Спасибо. Буду ждать продолжения.
13.09.2005, 14:12
Оксана
Спасибо огромное, про планеты рассказ просто чудо, однако у моего ребетенка (5 лет) возник резонный вопрос: А как же Луна? Ждем продолжения про Луну. Спасибо
20.09.2005, 11:10
Елена
19.10.2005, 10:17
Ольга Анатольевна, Марина Олеговна, Ирина
Мы давние поклонники вашего портала,но нас очень удивила трактовка деления населения Земли на рассы,представленная С. Белокуровой-Видерхольд.Куда же пропала европеидная расса?Непрофессионально и конъюктурно.
19.10.2005, 18:08
автор геосказок
Уважаемые читательницы! О понятии «расы» в науке всегда были споры. Наиболее часто встречающаяся классификация: европеоидная, монголоидная и негроидная расы. Они в свою очередь делятся на подгруппы. Я использовала одну из европейских квалификаций, которую, впрочем, можно найти и в современных русскоязычных справочниках: три основные расы – негроидная, монголоидная и кавказская (где «кавказская» соответствует «европеоидной»). Так что, никакой ошибки в сказке нет.
29.10.2005, 21:36
Лена
28.11.2005, 19:33
nana
otlichno
01.12.2005, 11:43
Екатерина
Уроки замечательные, но нельзя ли отгадки где-нибудь разместить? А то я сама не очень дружу с ребусами.
08.12.2005, 14:44
Светлана
Мне и моему ребёнку ГеоСказки очень нравяться. Большое спасибо автору Светлане Белокуровой-Видерхольд. Хочу о стихах автору комментария от 01.04.2005, 14:04 Ирине: Есть ли у Вас стихи о других странах и столицах. Была бы очень благодарна, если Вы предоставите информацию о них. Администратору сайта: Вам нужно исправить в тексте сказки «Кто чем есть» заголовок «УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ» на «УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ», так былобы вернее по счёту. Большое спасибо.
08.12.2005, 14:55
Администратор сайта
Светлана, спасибо, что написали. Опечатка исправлена.
17.12.2005, 18:32
денис
что такое география
19.12.2005, 10:41
автор геосказок
Ответ на вопрос Дениса: Гео (от греч. ge – земля) – указывает на отношение к наукам о Земле, земной коре и земному шару в целом. Графия (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую), в данном случае, название науки, изучающий, описывающий предмет указанный в предстоящей части (здесь: гео). Вот и получается, что география – это наука, изучающая и описывающая земной шар в целом. Она делится на десятки «узких» географических наук, которые концентрируют своё внимание на одном предмете. Например: геология, экономическая география, география населения, география страны или региона ( география России, география Урала).
23.12.2005, 20:10
Elena
Очень интересно, ждем продолжения, Большое спасибо за ваши сказки-истории. С Рождеством и Новым годом! Успеха!
27.02.2006, 19:00
Надежда
Спасибо,мы с сыном читаем ваши сказки с удовольствием.
01.03.2006, 22:39
Алиса
Очень понравилась история о Париже, особенно главные героини. Много нового, а главное интересного и легко запоминающего нахожу в ваших сказках. Спасибо.
01.03.2006, 22:45
Елена
Симпатичная история со снежинками. Понравилась очень!!!
24.03.2006, 11:43
Надежда
Мне очень понравились замечательные уроки географии на «Солнышке». Я сама это все изучала в школе и все это знаю. Однако объяснить это младшей сестре, котра постоянно задает вопросы на темы географических уроков, помог именно портал «Солнышко». Спасибо!
27.03.2006, 16:24
Яся
ооооооооооочень интересно
10.05.2006, 15:30
Эвелина
Светлана, спасибо! Все сказки идут на ура! А в виде книжки все эти сказки выпустить не планируете?
21.05.2006, 12:53
Редактор портала «Солнышко»
Геосказки планируется публиковать в печатном варианте, следите за анонсами на сайте.
29.08.2006, 08:39
Мария
Уважаемая Светлана, Вы очень талантливый человек! Спасибо. Успехов Вам и вдохновения!
15.09.2006, 19:58
NatalieSerge
Спасибо Вам, Светлана! Очень интересно, попробую включить материал в программу по предмету Окружающий Мир в центре раннего развития. Хотелось бы только узнать на какой именно возраст рассчитан материал. Дальнейшего творческого Вам пути!
23.11.2006, 09:41
Светлана
Здесь все супер! Спасибо Вам.
24.01.2007, 14:02
Алекесандр
Все прекрасно. По доброму завидую гражданам России. У вас есть энтузиасты, которые заботятся не только о наполнении своих карманов но и о детях, о будущем.Не то что в Украине…
11.02.2007, 16:27
Редактор портала «Солнышко»
Завидовать гражданам России в данном случае ни к чему. Автор геосказок живет в Германии. Редакция портала «Солнышко» — в Эстонии. А в условиях интернета материал доступен всем вне зависимости от страны проживания. Оставайтесь с нами!
21.03.2007, 12:06
Ольга
14.08.2007, 17:05
Таня
Только открыла для себя сказки!!! Ребенку 3 года. Прочитали 1 урок, я добавила к уроку фото башен + Пизанскую (уж больно я ее люблю). Ко второму уроку хотела порекомендовать ссылку с фотками, но почему-то нельзя
16.08.2007, 22:05
Елена
31.08.2007, 16:27
Анна
Замечательная сказка про Москву. Спасибо!
03.09.2007, 20:43
петя
5+
18.09.2007, 08:14
Гаяне
Молодцы! Здорово придумали! Дети с удовольствием прочтут, да еще и знания получат, ведь ситуация с башнями так похожа на их ссоры и примирения.
02.10.2007, 13:31
Анна
Замечательная сказка. СПАСИБО.
11.10.2007, 19:39
Лена
Красотища!!!
29.10.2007, 20:23
Светлана
Благодарю, Вас! Очень нужный материал, и ко времени. Желаю, Вам как можно больше разрабатывать таких уроков. 29.10 07.
18.12.2007, 23:43
екатерина
спасибо.только тут очень нужны фотографии
13.02.2008, 09:49
Надежда
Спасибо большое за увлекательные уроки, очень познавательно и хорошо воспринимается ребенком.
23.02.2008, 14:26
[email protected]
Давно искала сказки для детей по географии. Работаю в детском саду с детьми 5-7 лет. География их очень интересует. СПАСИБО!!!
02.04.2008, 19:35
лена
народ присилайте побильше кросвордив а тики з одгатками
02.04.2008, 19:38
лена
вав вав вав вав впав вав вав вав вав вав вав вав вав вав вав
15.04.2008, 15:03
Любовь
Просто чудесно. Всё так просто и интересно. Спасибо за находку.
18.04.2008, 10:26
Луали
Провела игру со своим классом.Было здорово!Спасибо.
27.04.2008, 13:48
Мили Мю Мили Дю
Хоть я и учусь в четвёртом классе,с интересом прочитала всё от начала до конца!Привет,»СОЛНЫШКО»!!!
19.08.2008, 21:17
Алёна
20.11.2008, 10:02
Валентина
Спасибо вам большое за такой интересный сайт! С ним так легко подготовить ребенка к школе. Ну а геосказки просто супер
26.11.2008, 14:53
Светлана
Ваш сайт просто находка,супер,лучшего нет!!!
01.12.2008, 08:46
Светлана Анатольевна
НИЗКИЙ ПОКЛОН Вам!!! Спасибо от всего города Павлограда (Украина), а особенно от детей и родителей школы №12. Было бы здорово, если бы создали видеоматриал обучающий.
09.12.2008, 17:37
Наталья
Большое спасибо! Ваши геосказки очень помогают моим ученикам понимать географию. Спасибо за помощь!
19.12.2008, 02:10
Алина
Огромное Спасибо!!!!!!!
20.12.2008, 18:28
Елена Крампец
28.01.2009, 20:25
Надежда
Отличный материал для уроков окружающего мира.
30.01.2009, 08:52
Татьяна
Спасибо большое! Очень интересные сказки и задания! С удовольствием слушают и мой 8-летний сын, и моя 1,5годовалая дочка. И даже мой муж!
31.01.2009, 10:29
Оля 6 лет
Не люблю учиться, но в этой Виртуальной школе учиться одно удовольствие!!!
09.02.2009, 12:30
анна
сказки замечательные
09.02.2009, 12:31
брэнда стилл
потрясно !!!!!!!!!!
13.02.2009, 11:41
Ксения. Харьков
ПОТРЯСАЮЩЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! И ЭТО НЕТОЛЬКО ОТ МОЕЙ ДОЧУРКИ, НО, И ОТ МЕНЯ. СПАСИБО!
18.02.2009, 22:07
Светлана
Спасибо, очень интересные занятия
19.02.2009, 11:09
оксана
очень интересно а главное доступно для детей, им очень нравиться
12.03.2009, 14:29
Елена
Замечательные уроки, скачала и с удовольствием буду читать своему сыну и выполнять задания. Правда не нашла рекомендации для какого возраста, но все-равно выборочно будем пробовать познавать новое.
13.03.2009, 18:01
юлия
мне очень понравился ваш урок, спасибо!
28.03.2009, 18:43
Зюре Исмаиловна
Очень интересная методика. Но скажите пожалуйста, для какого возраста предназначена она? ДЛя дошкольников разгадывание кроссвордов сложное задание. Оно рекомендуется для учащихя 1 класса. К тому же дошкольникам не понять что означает 14-17 века. Мы поясняем им , что это юыло очень давно. Рекомендую разъяснить что означают названия медресе. Тилля кори — позолоченое. Шер дор- медресе с тиграми. При рассказе об орнаменте обратить внимание, что рисунки все разные и не повторяются. Я родилась и прожила до 15 лет в Самарканде. Мама была экскурсоводом.Поэтому очень много знаю об истории. В настоящий момент заведую кафедрой дошкольной педагогики в Крымском инженерно-педагогическом университете города Симферополя. Буду рада сотрудничеству!
02.04.2009, 13:30
Денис
03.04.2009, 18:44
юлия
супер и класс
10.04.2009, 18:08
юлия
Хороший расказ о планетах солнечной системы.
13.04.2009, 18:08
Светлана
13.04.2009, 18:34
Светлана Видерхольд
Спасибо огромное за отзывы! Вдохновляет! По поводу сотрудничества, замечания можно писать на мой адрес: [email protected] До следующих встреч в виртуальной школе!
14.05.2009, 20:07
Екатерина
Спасибо за Ваш портал. Ваши виртуальные уроки просто супер
15.05.2009, 15:15
валерия
прикольно мне все понравилось
23.05.2009, 17:06
Битно Галина
Занимаюсь с малышами, обучаю их чтению, математике, очень нравится Ваш творческий подход в развитии детей с помощью геосказки. Написала разработки уроков для малышей по чтению в том числе и на материале биологии. Хотела бы аналогично поработать и в географии. С уважением. Галина.
24.05.2009, 23:37
Редактор портала «Солнышко»
Галина, а Вы бы поделились опытом, прислали бы свои разработки для публикации на сайте! А?
27.05.2009, 10:28
Ольга
Спасибо за помощь в развитии будущего поколения!!!
29.05.2009, 16:14
юлия
рассказ о рыбах классный.!!!!!!
04.06.2009, 12:26
юлия
классно!! очень жду следующего урока.!!
05.06.2009, 10:41
юлия
очень интересный рассказ спасибо!!!!!
27.06.2009, 21:37
Снежана
Классно! И обучение и развлечение!Спасибо!
26.08.2009, 16:21
юлия
расказ про день и ночь хороший
30.08.2009, 15:00
Ирина
Огромное спасибо за доброе и чуткое отношение к географии.Если можно, то напишите геосказку «Путешествие капельки» или «Путешествие песчинки», думаю детям будет интересно сравнить Вашу версию и свою, ведь такое задание есть в школьной программе.
10.10.2009, 16:49
Алёна
Здравствуйте.Хочу выразить ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ этому сайты за такой прекрасно подобранный материал.Т.к. я учитель экономики мне очень пригодились сказки из раздела ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.Но я еще учитель музыки и было бы прекрасно , если бы появился раздел посвященный музыке.Большое Спасибо.
22.10.2009, 16:15
Елена
Очеь интересно как малышам так и родителям! Хорошо, что узнала о вашем существовании! Спасибо!
07.11.2009, 20:40
Тамара
Спасибо большое! Я сама географ по образованию, очень рада, что смогу своему ребенку в увлекательной форме рассказать об этой замечательной науке.
06.12.2009, 18:12
марина
жаль, что в школах наши учителя не делают ничего подобного, может. дети охотнее учились и лучше знали географию
10.12.2009, 13:07
Лена Гизатуллина
Очень интересно и позновательно,продолжайте нас и наших детей радовать.Ждем продолжения.Молодцы!!!!
03.01.2010, 22:52
Полик
Мне понравились первая и двенадцатая!
08.01.2010, 17:09
Евгения
Спасибо.
30.01.2010, 06:36
Светлана
05.02.2010, 13:23
Екатерина
Это просто супер!!! Вы такая молодец!!! Ждём с нетерпением продолжения. Спасибо огромное за Вашу работу!!!
16.02.2010, 16:58
данила
хорошии уроки
16.03.2010, 15:56
Аня ( школьница)
Мне очень понравилис все истории если мне уже 14 лет и мне тоже иетерестно то я даже не знаю как интересно детям помладше меня)) вобщем спасибо))))Бравао)) на бис)))
28.03.2010, 12:31
крапива
Марктус то был настоящий,не на кого не похожий,и даже без чипав колючках.Таких воту нас и ругают…
30.03.2010, 15:14
[email protected]
Здорово,спасибо.Вы умница!
28.04.2010, 16:06
Ангелина
Огромное спасибо, Ваши занятия просто супер!!!
11.05.2010, 19:43
Евсевия
Это все просто замечательно!!! Я еду вожатой в детский лагерь с географическим уклоном, и это как раз то, что я искала!»!!
28.06.2010, 17:00
Наталья Ахрёмочкина, учитель Вышеславской оош.Я.О
Светлана, большое спасибо за такие интересные уроки, я на многие вещи взглянула по другому, обязательно буду использовать в своей работе. Творческих успехов!
12.07.2010, 11:51
дочка айша
супер
03.09.2010, 10:56
ЛЮДМИЛА
ВСЁ ХОРОШО,ПОЗНАВАТЕЛЬНО,НО Я ПЕРВЫЙ РАЗ СЛЫШУ,ЧТО КАВКАЗСКОЙ РАСЕ ПРИНАДЛЕЖАТ РУССКИЕ, НЕМЦЫ,АНГЛИЧАНЕ. НАДО ИСПРАВИТ!
06.09.2010, 13:42
Редактор портала «Солнышко»
Людмила, то, что ВЫ об этом слышите первый раз, еще не означает, что это не так и что «надо исправить». Европеоидная раса — то же самое, что кавказская, кавказоидная (от англ. Caucasian race) или евразийская. Посмотрите в литературе или в Интернете, если еще остались сомнения.
04.12.2010, 05:02
лариса
супер супер супер!!!!!!здорово!!!!хочу еще и про японию!!! и вообще это очень !!!интересно!!!!
13.01.2011, 15:23
баба оля
ето очень интересно
13.01.2011, 15:30
даша
ето очень интересно так как я сама геолог.
30.01.2011, 08:42
Юлия
Мне очень понравилось.
13.02.2011, 16:13
мария
понравилось
23.02.2011, 14:05
Филюза
СПАСИБООООООООООООООО!!!!!!!!!
24.02.2011, 11:40
Елена
Мне кажется, что в первом уроке,нужны рассказы или о башнях,или о городах,чтоб не путать ребенка. Столица и ребенок в «шоке»! Может я ошибаюсь?
16.03.2011, 11:52
Библиотекарь
17.03.2011, 15:23
даша
це дуже цикаво так як я сама геолог
18.03.2011, 21:55
тамара
замечательные сказки спасибо
04.04.2011, 21:17
Валентина
Замечательные, познавательные сказки, в доступной форме для детей. большое спасибо!
08.04.2011, 19:40
Женя
Интересная Чтучка Мне очень очень очень понравились Задания Просто молодец
09.04.2011, 18:17
Светлана
Огромное спасибо! Супер!!!
17.04.2011, 19:23
Ольга
Спасибо за работу!. Очень интересный материал
18.04.2011, 11:27
Альбина
Светлана, огромное Вам спасибо….Ваши замечательные рассказы прото находка для нас мам и особый интерес для наших малышей….
06.05.2011, 11:29
перепечина людмила
Очень понравилось!можно использовать на уроках!
26.05.2011, 23:24
Юлия
Огромное спасибо за Ваш труд!
31.05.2011, 21:16
фломи
суперрррррррр-пуперрррррррррррр.Не сказка а познавательный урок какойто!!!
02.06.2011, 22:39
здорово!!!!Спасибо огромное
17.08.2011, 09:47
Елена
Светлана, Вы просто умница
05.11.2011, 15:16
Ольга
Светлана, СПАСИБО за удивительные, интресные сказки! Ждем продолжение. Напишите для нас сказку про Байкал!
12.11.2011, 12:15
Зоя
здорово моя дочка теперь знает и про башни и про города спасибо занятия продолжим
18.03.2012, 10:19
Елена
Большое спасибо за отличный материал! Удачи Вам в следующих проектах.
02.05.2012, 18:27
Юлия Геннадьевна
Очень замечательные уроки, познавательные,просто супер! Работаю воспитателем, хочу использовать в своей кружковой работе интеллектуального кружка. Я просто в восторге!
06.05.2013, 21:43
KatrinaZ
Просто прелесть! Большое спасибо за сказку!
31.01.2014, 06:00
кунакбаева эльза
Здравствуйте! Большое спасибо за интересный и познавательный материал с использованием мультимедиа технологии.
04.02.2014, 10:37
Раиля Зиатдинова
большое спасибо.супер материал.
18.02.2014, 06:52
Мария Лямина
Вы делаете великое дело! Огромное спасибо, это то, что нигде не найти!!! Искала почти пол года такую интересную и доступную информацию по географии!!! А главное увлекательную!
18.02.2014, 12:22
Кира
Добрый день! Начали читать ваши сказки, дети слушают с интересом, но в третьей сказке резануло слух: страна Америка. Я не географ, но такой страны нет, исправьте на материк, пожалуйста!
19.04.2014, 11:35
Татьяна
Очень интересно! Невозможно не запомнить! Спасибо!
15.05.2014, 19:23
Анна
Хотелось-бы добавить картинок. А так супер.
17.08.2014, 15:23
Зинаида
Светлана, очень благодарна Вам и организаторам сайта за такой чудесный материал.
18.10.2018, 23:07
Наталья
Благодарю Вас! Чудесные сказки!
08.02.2021, 10:25
Настя
Сказка-супер! на ребус разгадка=чум. Мы как раз его в школе проходим!
08.12.2021, 00:35
art-iq.com.ua
Благодарю Вас! Чудесные сказки!
Цветные моря
Наверное ваш кроха уже знает, что синим цветом на карте обозначаются реки, озера, моря и океаны. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных» морей. Малышу будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое и даже Желтое море. Отыщите их на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды. А Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.
А может быть кроха захочет нарисовать эти цветные моря? Возле каких стран они находятся? Какие люди там живут? Возможно малыш уже побывал на каком-то из этих морей (например, на Черном или Красном) или вы вот-вот собираетесь отправиться в путешествие. Тогда ему будет вдвойне интересно побольше узнать об этих удивительных морях.
А потом находите на карте и рассматривайте и другие моря. И тоже пытайтесь разобраться в происхождении их названий. Это не только расширит географические знания малыша, но и потренирует мышление, смекалку и фантазию. Ведь можно выдвигать и фантастические версии. А потом вместе с мамой найти информацию в детской энциклопедии или в Интернете и проверить свои догадки. Ведь почему Средиземное море назвали именно так, ребенок наверняка догадается и сам. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту. Не вызовут затруднения и, например, Японское и Южно-Китайское моря. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать.
Предмет изучения
География детям с малых лет в простой и доступной форме доносит знания о планете Земля. Она включает в себя элементы физической, социально-экономической, политической географии, немножко геологии, ботаники и зоологии.
Нужно исходить из потребностей конкретного ребенка, делая больше уклон в ту или другую сторону. С чем знаком малыш четырех, пяти лет, изучающий детскую географию?
- Он знаком с глобусом и картой, изображающим планету на которой живет.
- Различает на глобусе и карте материки, океаны, моря, части света.
- Знает различные формы рельефа и природные зоны: равнины и горы; леса, степи, пустыни, реки.
- Отличает смену времен года, месяцев и времени суток.
- Знает название сторон света – север, юг, запад, восток, положение их на карте и на местности.
- Знаком с шестью материками и четырьмя океанами. Знает об отличиях климата на разных материках, уникальном животном и растительном мире.
- Имеет понятие о существовании разных стран, в которых живут люди других национальностей со своими обычаями. Может показать на карте несколько стран, знает их столицы.
Малышу рассказали кратко о самом интересном и необычном (достопримечательностях, праздниках, людях, блюдах национальной кухни, сказках).
Если вы изучаете с ребенком географию, постарайтесь придерживаться такого плана подачи знаний.
Самых маленьких детей полутора лет нужно заинтересовать обучением. Научить задавать вопросы, видеть окружающую красоту. Знать, что такое песочек, какая земля. Почему растет травка, какого она цвета и т.
д.
География на прогулке
Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию. Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. Вы идете в путешествие. А что нужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы? Тогда в путь!
Не имеет такого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке или к пруду. Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке. А что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор?
В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное кроха уже знает, что утром солнышко восходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны — на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта?
Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в рукax и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north — север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева — запад, справа — восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлении вы движетесь.
Прямо на ходу можно играть в игру «Я знаю 5 названий…». Мама задает тему: «Я знаю 5 городов…». А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: «Москва — раз, Киев — два…». Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: «Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…» Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания.
Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке «клад» — плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими «сокровищами». Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.
Разговаривая с малышом о таких непростых вещах, как устройство Земли, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды, во время прогулки, пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднимал бетонные плиты. «А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?» Я не сразу поняла, о чем речь. Какие плиты в земле? «Ну те, которые сталкиваются между собой и землетрясение получается». Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле да и сталкиваются время от времени, видимо от скуки. Просто других плит она в своей жизни не видела и не смогла представить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницы в детских головках не избежать.
Страны мира – объяснение для детей
Есть страны большие, а есть крохотные. Люди из разных стран ездят друг к другу в гости. Если страны находятся недалеко друг от друга, можно добраться до них на машине или поезде, а если далеко – на самолете. Самолет летит очень быстро и может доставить нас в любую точку мира. Еще люди любят ездить в другие страны мира отдыхать. Каждая страна – особенная и интересная. Если малыш с Вами уже посещал другую страну, обязательно обсудите это. Вспомните, что необычного там было: погода/животные/растения/ водоемы/еда/дома, как выглядели люди, во что были одеты? В каждой стране – свой язык, поэтому мы не понимаем, о чем говорят жители других стран. Любой язык можно выучить, если захотеть. Для этого люди ходят на занятия или самостоятельно учат язык по книгам. Также продаются специальные книги, в которых чужой язык переводится на родной. Бывает, что люди из разных стран встречаются. Понимать друг друга им помогает переводчик (человек, знающий несколько языков).
Принцип матрешки или «от малого к большому»
Важно, чтобы малыш усвоил понятия: «дом», «улица», «город», «материк», «планета Земля».
Постепенно знакомьте его с ними: мы живем на планете Земля, на ней есть материки (рассмотрите глобус), на материках находятся разные страны, в каждой стране есть много городов. Подробнее читайте в статье: География для детей. Материки Гуляя, разговаривайте с ребенком, обращайте его внимание на то, что вы живете в определенном городе, в нем много домов, дома находятся на разных улицах. Используйте в игре
«принцип матрешки»
, чтобы малышу было понятнее: самая маленькая матрешка – дом; далее матрешка-улица, матрешка-город, матрешка-страна, матрешка-материк, матрешка- Земля, (самая большая). Можно сделать и по-другому: нарисовать дом, улицу, город и пр., вырезать каждый элемент и последовательно положить друг на друга (самая большая картинка – Земля, самая маленькая – дом). Картинки должны быть простыми и схематичными:
- рисуем в круге домик (дом) («Домик всего один»);
- рисуем в круге 3 домика в ряд, дорогу (улица); («Домиков побольше, они все рядом»);
- рисуем по кругу 5 домиков, из центра к ним ведут дороги (город); (Много-много домов в разных местах: тут и там!»);
- рисуем в одном большом круге несколько «лужиц» с домиками, как в пункте 4 (страна) («Много стран, а в них – много-много домиков»);
- вырезаем материк, схематично изображаем на нем страны в виде лужиц («На материке много стран»);
- вырезаем планету Земля (большой круг) («на нашей планете много материков»).
Экспедиции с Винни-Пухом
Для малышей с их развитой фантазией и бурным воображением географическим приключением может стать любое незначительное на наш взгляд событие. Помните, как Кристофер Робин вместе со своими друзьями Винни-Пухом, Пятачком, Осликом и Кроликом отправились в «искпедицию», чтобы отыскать и открыть Северный полюс?
Вся наша искпедиция Весь день бродила по лесу. Искала искпедиция Везде дорогу к полюсу…
А ведь и вы можете отправиться на поиски полюса. И не только Северного, но и Южного тоже. Только сначала покажите малышу эти полюса на глобусе и расскажите о земной оси — придуманной линии, которая как бы протыкает Землю насквозь. Те точки, через которые проходит наша воображаемая ось, называются полюсами. Верхний полюс называют Северным, а нижний — Южным. На полюса солнечного тепла попадает меньше всего, поэтому здесь находятся самые холодные места на нашей планете. Конечно, поиски полюса будут воображаемыми, и никакой земной оси на самом деле не существует. Зато, гуляя, вы сможете обсудить множество важных и интересных вещей: что называют Арктикой, а что Антарктикой, кто из животных на каком полюсе живет, что такое полярный день и полярная ночь, какие на полюсах зима и лето, что такое айсберги, для чего нужны ледоколы, что изучают полярные экспедиции и многое другое.
А в следующий раз можно отправиться на поиски экватора. И, конечно, поговорить о том, что экватор — это тоже придуманная линия. Она как будто поясом окружает нашу Землю по серединке. Туда солнечных лучей попадает больше всего, а значит на экваторе всегда жарко. Зимы здесь не бывает. Вспомним о жарких экваториальных странах и их жителях, о песчаных пустынях и густых джунглях, о тропических ливнях и засухе и конечно об удивительных животных, которые здесь живут.
Сказочная история
С изучением детской географии замечательно помогают сказочные герои. В русских народных сказках главный герой все время путешествует в поисках своего счастья, изучая обычаи и культуру других стран, и рельеф местности по пути. Можно купить «сказочную» географическую карту или сделать ее самостоятельно.
В России некоторые сказочные герои имеют постоянные места прописки, например, Чебурашка живет в Москве, дом Деда Мороза стоит в городе Великий Устюг и т. д. Можно «селить» сказочных персонажей в той стране, где была написана сказка.
Повесив карту на стену, и рассматривая ее каждый день вместе с ребенком, называйте материки, океаны, страны и их столицы. Вы можете быть уверены, что ваш малыш никогда не перепутает Швецию со Швейцарией, и не будет искать Амазонку в Африке на уроке географии в школе.
Полезные ископаемые
Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное «ископаемое» — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые.
Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.
Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др.
Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место.
«Развитие географических представлений у детей дошкольного возраста»
«Развитие географических представлений у детей дошкольного возраста»
Слайд 1
«Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…»И.И. Ландо
География сопровождает нас с момента нашего рождения. Ведь мы рождаемся в определенной стране, в каком-то городе или селе, живем на определенной улице и доме. Вот здесь, у порога нашего дома, и начинается география.
Поэтому я решила выбрать для себя эту научно-методическую проблему:«Развитие географических представлений у детей дошкольного возраста».
Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет, и это я постараюсь показать в своей работе. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, расширять кругозор детей, формировать географические представления и создать для этого условия, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже усвоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».
Начиная работу по данной проблеме, я провела диагностику уровня знаний детей по разделу «формирование элементарных географических представлений дошкольников». Проанализировав полученные результаты, пришла к выводу, о необходимости интеграции задач по развитию географических представлений во все виды детской деятельности
Изучение географии в детском саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, настольные игры, ресурсы интернета….очень любим смотреть видео материал из серии «Шишкина школа» , развивающие мультики «Уроки Тетушки Совы»
Отобрав доступное содержание и методы, учитывая общие задачи, составила перспективное планирование по ознакомлению детей с географическими представлениями.Прежде всего, я начала знакомить детей с нашей удивительной планетой: «У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения».
Настоящая сокровищница географических знаний — это разнообразная детская литература. Разнообразная детская литература несет в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. (фотографии ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
Например, путешествие по карте сопровождается чтением художественных произведений, которые написаны сказочниками разных стран: Братья Гримм – Германия, Шарль Перро – Франция.. Так, читая о проделках Карлсона, найдем на карте страну Швецию. Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции. Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдем на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари. Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии. Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки. Очень хорошо, если книги богаты иллюстрациями, биологическими и историческими объектами.
Моя работа состоит из проектной деятельности, которая направлена на изучение уголков мира, континентов, материков,морей океанов и т.д. Определяем продолжительность темы по заинтересованности детей , примерно 1-2 недели. Вот одни из них : «Путешествие по материкам Земли», «Богатства недр Земли» (Минералы, мел, земля, вода, песок, глина). , «Северный полюс», «Страна в которой всегда лето», «Путешествие по океану», «Подводный мир» и т.д
В игровой форме детям дошкольного возраста гораздо легче осваивать природные и культурные символы разных частей света: например путешествуя поАнтарктиде узнаем про айсберги, пингвинов, проводим опыт со льдом , выявляем почему в Антарктиде всегда холодно, закрепляем знания рисованием, выполнением оригами
В загадочнойИндиидетям понравились храмы, Храм Тадж-Махал.Красочность национальной одежды. Мы даже выучили индийский танец. Научились рисовать ранголи – рисунок счастья из круп, цветного риса, муки .Узнали о символе- слоне с поднятым хоботом, приносящий благополучие, здоровье в дом, вылепили его из соленого теста.Такие путешествия помогают освоить стороны света, познакомиться с компасом, выучить названия морей и океанов, сравнивать растительный и животный мир разных климатических зон, узнать, какие живут там люди, чем занимаются, какие у них дома, архитектурные памятники.
Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с дошкольниками. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Занимаясь вместе с детьми рисованием, рассказываю, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.
В работе по изучению географии в ДОУ, я затрагиваю разные области образовательного процесса по ФГОСТ. Изучая красоту природы, закаты , рассветы мы научились рисовать пейзажи по методике С.В.Погодиной, очень интересные приемы рисования.
Очень любят дети географические загадки-шутки:- Какой город может находиться в воздухе? (Орел)- Какой город самый сердитый? (Грозный)- Какой город самый сладкий? (Изюм)- Какой остров считает себя одеждой? (Ямайка)- Между какими двумя буквами можно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название страны, острова? (Япония)- По какому городу течет кровь? (По Вене)
Какие моря носят цветные названия, почему им дали такие названия?. Название «Черное» мореполучило из-за того, что в древности это слово имело значение «негостеприимный»: так
Обязательное условие для выполнения целей проекта – работа с родителями. Родители должны знать о том, чему обучают детей педагоги, поддерживать детский интерес и любознательность. :
Проводила с ними консультации, тренинги, совместные выставки, открытые просмотры, организация развивающей среды, темы
Некоторых консультаций: «География для малышей», «Не сходить ли в зоопарк?», «География в кастрюле» и т.д. Познавательную литературу, буклеты, развивающие журналы, детские работы по данной теме размещала на информационном стенде. На родительском собрании познакомила с объемом знаний в области географии.
Интересный прием при ознакомлении с географией – предлагать детям рассказывать о своих путешествиях в другие города и страны, что они так видели интересного, что их поразило больше всего, какие сувениры привезли оттуда, показать детям фотографии памятных мест. Дети заново переживают эмоции от путешествия, учатся рассказывать о них своим товарищам.
Изучение родного края на примере нашего города, района.Родной край — это маленький мир, с которого начинается знакомство ребенка с миром большим. Очень важно сформировать у детей понимание того, что их родной край является частичкой великой державы. И когда дети учатся любить и сохранять тот край, где они живут, они так же будут относиться к разным красивым местностям всей страны.
Кроме занятий, игр, где еще можно изучать науку о Земле? Конечно, на прогулке. Просто обращаем внимание детей на окружающий мир и рассказываем. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется, какие растения на нем растут. Какие растения растут на песке? Что лучше для растений: чернозем, песок или глина? Чем они отличаются по своим свойствам? На прогулку можно взять с собой компас – необходимый прибор для путешественника. Это отличный повод познакомить детей с частями света. Дети должны знать, что утром солнце восходит на Востоке, а вечером садится с другой стороны – на Западе
При условии систематической работы по окончанию учебного года ожидаются такие результаты:- Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле;- Повышение интереса к природе и бережное отношение к планете Земля;- Дети используют в своей речи специальную терминологию, пополняют свой словарный запас географическими понятиями;- У детей повышается рост уровня наблюдательности; — Дети умеют делать выводы, выдвигать гипотезы; Завершающим этапом является педагогический мониторинг отслеживаемых показателей. В целом можно отметить положительный результат работы, выразившийся не только в росте объема географических представлений у дошкольников, расширению общих представлений о процессах развития и становления географии, накоплении географических сведений, но и в пробуждении интереса к окружающей природе, осознанию связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию любви к Родине, родному краю.Изучая географию, мы учим дружбе всех народов Земли!