ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРИРОДЫ
Борисова Евгения АлексеевнавоспитательМБДОУ ДС № 72 «Акварель»Старооскольского городского округа
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРИРОДЫконспект занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе
Задачи: выявить объём представлений, знаний по данной теме;
- закреплять и углублять у детей представления о растительном и животном мире леса: деревьях, насекомых, птицах, растениях;
- закреплять умение различать животных и птиц, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями;
- воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности;
- совершенствование грамматического строя речи – образование относительных прилагательных (берёзовые серёжки);
- способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
- развивать познавательную активность детей.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных и растений; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Кто мы?», «Где растет?», «С какого дерева лист?»; экскурсии в парк и лес.
Оборудование: карточки к дидактическим упражнениям – «Берегите природу», «С какого дерева плод?», «Зимующие и перелётные птицы», «Четвёртый лишний», «Рога, копыта, зубы».
Рекламное сообщение
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в мир природы. Природа имеет огромное значение в жизни каждого человека. Она даёт то, без чего жить невозможно.
- А что именно вам подскажут загадки:
Ну-ка кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт,Не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печёт. (солнце)
Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем. (воздух)
А без воздуха можем мы прожить?
Подмигнул тебе украдкой из травы фонарик сладкий. (ягода)
Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (гриб)
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,Похлопочет над цветком и поделится медком. (пчела)
Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыба)
Солнце, вода, воздух, ягоды, грибы, пчела, рыба, и всё это – природа. Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?
- Дидактическое упражнение «Берегите природу».
Педагог раздаёт детям картинки с изображением проблемных ситуаций в природе, дети должны рассказать о том, как надо правильно поступать.
Наше путешествие продолжается в лесу. В лесах растёт много разных деревьев. Знаете ли вы их названия?
- Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»
Дети получают карточки с изображением деревьев и находят карточку с изображением плода дерева. Называют дерево и плод.
Мы попали на птичий остров. Здесь живут две стаи птиц: зимующие и перелётные, но они все перепутались. Давайте наведём порядок.
- Дидактическое упражнение «Зимующие и перелётные птицы»
Дети получают карточки с изображением разных птиц. Дети с карточками, с изображением перелётных птиц подходят к надписи «Перелётные птицы», а у кого карточки с изображением зимующих птиц – к надписи «Зимующие птицы».
На этом острове очень много насекомых.
- Малоподвижная игра «Летает – не летает»
Педагог называет насекомых (пчела, шмель, оса, муха, стрекоза, бабочка майский жук, комар, мотылёк и др.) и других нелетающих разных животных и насекомых, а дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда педагог назовёт летающее насекомое.
Наше путешествие продолжается по долине животных.
- Дидактическое упражнение «Четвёртый лишний»
На мольберте карточки с изображением четырёх животных, дети должны указать, кто лишний и почему.
- Дидактическое упражнение «Рога, копыта, зубы».
Педагог предлагает отобрать карточки с изображением диких животных. Даёт задание рассказать, как животные защищаются от врагов в дикой природе.
Наше путешествие в мир природы подошло к концу, но это только сегодня, потому что впереди вас ждёт ещё много увлекательных путешествий. Только не забывай те самое главное – берегите природу, она наше богатство.
Материал размещен в печатном сборнике
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» февраль – 2019
Конспект занятия для подготовительной группы «Планета Земля»
ГБОУ СОШ №10 г.о. Кинель структурное подразделение детский сад «Лучик», г. Кинель, Самарская область
Старший воспитатель
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ладина Р.С. Конспект занятия для подготовительной группы «Планета Земля» // Совушка. 2016. №2. URL: https://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030043.html (дата обращения: 03.01.2022 ).
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие». Интегрированные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Дать детям представления об уникальности планета Земля. Развивать познавательные интересы, потребность в самостоятельной поисковой деятельности.
Интеграция образовательных областей | Задачи |
«Познавательное развитие» | Формировать представление о планете Земля, об условиях жизни на Земле. Через поисково-познавательную деятельность выявить и закрепить свойства воздуха, воды Развивать логическое мышление, зрительную память, целостное восприятие и произвольное внимание. |
«Речевое развитие» | Развивать связную диалогическую и монологическую речь. Вызывать речевую активность у ребенка через игру. Воспитывать любовь и интерес к художественному слову. |
«Социально-коммуникативное развитие» | Воспитывать чувство гордости за свою планету Земля. Развивать экологическую грамотность детей, воспитывать желание беречь свою планету и природу. Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом и со взрослым. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, миру природы. Восприятие музыки, художественной литературы. |
«Физическое развитие» | Развивать согласованность движений, внимания, быстроты реакции. Снятие эмоционального напряжения. |
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические. Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-эстетическая, восприятие художественной литературы. Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, чтение художественной и научной литературы, просматривание презентаций и видеороликов по теме. Материалы и оборудование:
- Глобус
- Предметные картинки с изображением Земли в космическом пространстве и правил поведения в природе.
- Аудиозапись звуков природы (шум моря), космической музыки, песни «Родная Земля»
- Прозрачные стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
- Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
- Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.).
- Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная
- Сырое яйцо
- Ложка
- Ноутбук
- Костюм для инопланетянина
Логика образовательной деятельности
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое. Здравствуй, небо голубое. Здравствуй, вольный ветерок. Здравствуй, милый мой дружок. Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую. Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить: Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется…(земля) Дети: Земля. Звучит космическая музыка и в зал влетает инопланетянин: «Здравствуйте, я прилетел с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому я решил переселиться на другую планету. Я путешествую по Вселенной. Я был на Юпитере — там слишком холодно, а на Венере – жара и углекислый газ, а на Юпитере ветра ужасные, на Меркурии очень жарко. Путешествуя, я заметил вашу необычную голубую планету и решил увидеть ее изнутри, как она называется, что она из себя представляет? Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашему гостю, как называется наша планета и какие условия существуют на ней для жизни. А ты, дорогой наш гость, присаживайся и слушай. 1 ребенок:
Наша Земля – голубая планета, Воздухом свежим и солнцем одета. Нет, вы поверьте, Земли голубей От синевы рек, озёр и морей. Горы, равнины, леса и поля – Всё это наша планета Земля. Ветры поют, с облаками играя, Ливни шумят… И от края до края Вы не найдёте чудесней на свете Нашей прекрасной и доброй планеты!!!
Воспитатель: (картинки с изображением Земли в космическом пространстве на экране) Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь. Воспитатель: ставит глобус на стол. А что же это такое? Дети: Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша. Воспитатель: Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!». Воспитатель: Давайте расскажем гостю, что есть на нашей планете. Есть ли на земле воздух? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли — атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания? Какой он? Дети: На Земле есть воздух, он нужен всем: человеку, растениям, животным. Воздух окружает нас везде, он невидимый. Воспитатель: Дети, давайте покажем инопланетянину, как мы дышим. Дети подходят к столу, на котором находятся полоски легкой бумаги, прозрачные стаканы с водой и коктейльные соломинки. Воспитатель: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека. Воспитатель: Какой же мы сделаем вывод? Дети: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать. Физминутка:
Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю. Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю. (поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф – Ф — Ф») Воспитатель: Есть ли на Земле вода? Обратите внимание, что на глобусе много голубого цвета. Что это обозначает? Дети: вода. Дети показывают на глобусе океаны, реки и озёра. Воспитатель: Да у нас много рек, морей и океанов. А кому нужна вода? Дети: Человеку, животным, птицам, растениям, деревьям. Воспитатель: Да на Земле нет ни одного организма, который смог бы прожить без воды. Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня, Как там живется (трудно) Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Четыре стихии». Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если скажу слово «вода», то вытянуть руки вперёд, на слово «воздух» — поднять руки вверх, на слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся – считается проигравшим. Воспитатель: В каких местах есть пресная вода? Дети: В реках, в озёрах . Воспитатель: А в каких местах нашей планеты много воды? Покажите на глобусе. Дети: в океанах и морях . Воспитатель: Она пригодна для питья? Дети: Нет, потому что она горько-солёная . Воспитатель: Да правильно, самое главное- она соленая. А пьем мы с вами простую воду. Вот сейчас вам покажу, чем соленая вода отличается от простой воды. Опыт «Соленая- не соленая вода» Воспитатель: Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я мы не знаем. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим. Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая (в одной емкости в пресной водой оно потонет, в соленой будет плавать). Физминутка «А над морем мы с тобой» (под звуковое сопровождение «Шум моря») Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобой! (дети машут руками словно крыльями) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (дети делают плавательные движения руками) Воспитатель: Итак ребята. Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми. И представлена суша в виде материков. Их всего 6. Назовите мне их Дети: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка.(показывают на глобусе) Воспитатель: Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы. Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно (показ детьми на глобусе полярных зон: Арктика и Антарктика) Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде? В каких местах очень жарко? (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно? (степи, лесостепи, леса). А сейчас мы вспомним, что же мы должны делать, чтобы красота нашей планеты Земля не пропала. Поиграем в игру «Правила поведения в природе» Я буду вам называть поступки, если они хорошие, вы говорите «Да». Если поступки неправильные, отвечайте «Нет». Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) Если съем я пирожок И выброшу бумажку (нет) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю (да) Если ветку подвяжу Колышек подставлю (да) Если разведу костер А тушить не буду? (нет) Если сильно насорю И убирать забуду? (нет) Если мусор уберу Банку закопаю (да) Я люблю свою природу Я ей помогаю (да) Воспитатель: Ребята, прочитайте стихи о том, как беречь природу, для нашего гостя. 2 Ребенок: Я обнял глобус – шар земной. Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги». В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги». Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги». И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги». Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу» 3 Ребенок: Давайте, люди. Дружить друг с другом, Как птицы с небом, Как ветер с лугом. Как парус с морем Трава с дождями Как дружит солнце Со всеми нами. Давайте, люди, Любить планету Во всей вселенной Похожей нету! Воспитатель: Дорогой пришелец! Земля — единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. На планете Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух — можно дышать, есть пресная вода — можно пить, есть чем питаться. Оставайся с нами, и ты также полюбишь её, как и все мы, земляне» Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель напоминает детям, что скоро день рождения планеты Земля – 22 апреля. Дети встают в хоровод под песню «Родная земля», затем вместе с пришельцем уходят из зала.