Конспект занятия по познавательному развитию на тему: Домашние животные. Младшая группа


Конспект занятия по познавательному развитию на тему: Домашние животные. Младшая группа

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе детского сада «Дружелюбные хозяева»

Автор: Каменева Елена Ивановна Описание материала: Методическая разработка предназначена для воспитателей, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста Цель: Закрепление представлений о домашних животных. Задачи: Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах; закрепить внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи; закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитывать любовь и заботу о домашних животных.
Ход занятия

Воспитатель: Ребятки вы любите ходить в гости? Вот мы сегодня тоже поедем в гости. Я предлагаю вам отправиться в гости к нашим друзьям. А чтобы вы узнали, куда мы отправимся в гости, я предлагаю вам отгадать загадки.
Загадки. 1. Живу под крылечком, Хвостик колечком, С человеком дружу, Дом сторожу. (Собака.) 2. Кто, на привязи гуляя, Травку щиплет на холме, И, хозяйку ожидая, Одиноко блеет: «Ме-е-е»?(коза) 3. Кто пасётся на лужайке, Без панамки и без майки, Отгоняет вредных мух, И мычит протяжно: «Му-у-у»(корова) 4. Носик — круглым пятачком, А задорный хвост — крючком. Мама — хрюшка, папа — свин. Он у них любимый сын . (Поросенок) 5. Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу. Грива вьется на ветру. Кто это? (Конь.) 6. Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Грызет морковку. (Кролик) 7. С бородой, а не мужик, С рогами, а не бык. (Козел) 8. Лохматые лапки, На лапках царапки. (Кошка.) Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием. Догадались, о каких животных речь пойдет? (Ответы детей.) Воспитатель: Правильно о домашних животных, а почему они домашние? (Ответы детей.) Воспитатель: Все любят ласку и животные тоже, давайте назовем их ласково, чтобы им стало приятно». Речевая игра с мячом «Назови ласково».


Воспитатель: У каждого из вас есть дома кошка. Она очень ласковое животное. Когда ее гладишь, она очень любит мурлыкать. А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!” Координация речи с движением «Кошка». Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу, Понапрасно не обижу. Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно. Идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков. Вновь идут по кругу крадучись. Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти»


Воспитатель: Все животные разговаривают на своем языке. Давайте с вами вспомним, кто какие звуки издает. Игра «Кто как говорит?» Кто похлебку съел мою? Свинка хрюкает…(хрю-хрю) Как разговаривает свинья? Что она делает? («хрю» — хрюкает) Дайте свежей травке мне! – Блеет козочка… (ме-ме) Как разговаривает коза? Что она делает? («ме» — блеет) Молочка налили мало! Кот мяукал… (мяу-мяу). Как разговаривает кошка? Что она делает? («мяу» — мяукает) Хватай вора за рукав, Пес залаял…(гав-гав-гав). Как разговаривает пес? Что он делает? («гав-гав» — лает) Мой хозяин далеко! Ржет лошадка…(иго-го) Как разговаривает лошадка? Что она делает? («и-го-го» — ржет) Где теленок не пойму? Замычит корова…(му-у-у) Как разговаривает корова? Что она делает? («му» — мычит) Воспитатель: Вот у меня на столе домашние животные. Мы с ними поиграем. Игра «Кого не стало».


Воспитатель: У домашних животных есть детеныши. Давайте поиграем в игру «Детеныши домашних животных» и вспомним их. Игра «Детеныши домашних животных». Папа — бык, мама — корова, ребёнок- теленок. Папа козел, мама-коза, ребенок-козленок. Папа конь, мама-лошадь, ребенок-жеребенок. Папа-пес, мама-собака, ребенок-щенок. Папа-кот, мама-кошка, ребенок-котенок. Папа-баран, мама-овца, ребенок-ягненок. Папа- кабан, мама-свинья, ребенок-поросенок.


Воспитатель: А теперь вокруг себя повернемся и в кроликов превратимся. Физкуль Кролик потянулся Раз, два, три, четыре, пять Раз нагнулся, два нагнулся Лапки в сторону развел, Но морковки не нашел. Чтоб морковку нам достать, Надо на носочки встать.


Воспитатель: Ребята, животных надо кормить, поэтому давайте их угостим. Игра «Накорми животных». Чем ты угостишь корову? (Я угощу корову сеном.) Чем ты угостишь собаку? (Я угощу собаку косточкой и мясом.) Чем ты угостишь коня? (Я угощу коня травой.) Чем ты угостишь кота (Я угощу кота рыбой и молоком.) Чем ты гостишь козу (Я угощу козу сеном.) Чем ты угостишь кролика? (Я угощу кролика морковкой.) Чем ты угостишь свинью? (Я угощу свинью хлебом) Чем ты угостишь кошку? (Я угощу кошку рыбой). Воспитатель: А сейчас для вас самое трудное задание. Вам нужно собрать картинку домашнего животного и назвать его. Коллективное задание «Разрезная картинка».


Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Давайте еще раз вспомним о том, кого мы называем домашними животными. К домашним животным Мы тех отнесём, С которыми в тесном контакте живём; Коровы и лошади, Овцы и козы Мы их укрываем в тепле от мороза. Их кормим и поим, Коль надо стрижём, Их ласково гладим, всегда бережём. Они к нам привязаны, Очень послушны И к нашему голосу неравнодушны. Одни нам дают молоко и сметану. Другие нас возят везде неустанно.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в младшей группе «Как беречь зубы?» Занятие по описанию игрушек в младшей группе детского сада Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему «Домашние животные и их детён Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием ИКТ «Путешест

Похожие статьи:

Конспект физкультурного занятия в младшей группе «Весенние лужицы»

Конспект занятия по развитию речи и лепке в 1 младшей группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в 1-ой младшей группе

Конспект занятия по здоровьесбережению для второй младшей группы

Конспект занятия по ИЗО в 1 младшей группе

Цель: актуализация словаря по теме «Домашние животные».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять представления о домашних животных.
  • Уточнять, расширять активный словарь, обогащать пассивный словарь по теме «Домашние животные».
  • Развивать грамматический строй речи (согласовывать существительные в дательном падеже, единственном числе: «Кошке и котёнку»; существительные в родительном падеже единственного числа, предлог «у» в речи через упражнение «У кого кто?»; составлять простые и сложные предложения, правильно согласовывая слова)

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать диалогическую речь.
  • Развивать слуховое внимание, мышление, память, мелкую моторику, артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать чувство ответственности за домашних питомцев;
  • Предоставить ребенку возможность выбора.

Словарь:

Активный Существительные: животное, корова, теленок, лошадь, собака, щенок, кошка, котенок, овца, свинья, поросенок, сено.

Глаголы: мычит, мяукает, лает, хрюкает.

Пассивный Существительные: ягненок, жеребенок, овес, желуди, репа, редис.

Глаголы: ржет, блеет.

Оборудование: Столы, стулья, шкатулка, фигурки домашних животных, подушки на каждого ребенка, подушка для логопеда, рога из картона, шагающие фетровые домашние животные, дорожки, 5 мешочков с камешками марблс (10-15 шт.), звуковые планшеты, перчаточная кукла Собачка, картинки с изображением пищи для животных, бумажные платочки (для артикуляционной гимнастики), аудиозапись голосов домашних животных, бигуди, корзинка со щенками (5 штук).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Технологии, применяемые на занятии:

  • Здоровьесберегающие – артикуляционная гимнастика, самомассаж, упражнение на дыхание, элементы психогимнастики.
  • Информационно-коммуникационные – звуковые планшеты.
  • Игровые – сюжетная линия занятия, персонаж перчаточной Собаки, авторские шагающие игрушки.
  • Личностно-ориентированные – создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, предоставление ребенку права выбора, общение на равных.

Методы и приемы:

  • Наглядные (использование изображений и фигурок животных и их детёнышей)
  • Словесные (чтение стихотворения, беседа, игра-драматизация «Спор животных», упражнение «У кого кто?», использование различных типов вопросов (прямых, направляющих, подсказывающих, наводящих; повторение (воспитателем, ребенком, хоровое); )
  • Практические (элементы психогимнастики, показ положения органов артикуляции при выполнении артикуляционной гимнастики, дидактическая игра «Помоги маме дойти до своего детеныша», самомассаж)

Ход занятия

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия)

Дети заходят, становятся в круг. Логопед предлагает поздороваться друг с другом, выполняя движения по тексту.

Встанем рядышком, по кругу, Дети и педагог стоят в кругу
Скажем «Здравствуйте! » друг другу. Дети и педагог разводят руки в стороны
Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »

Дети и педагог передают рукопожатие по кругу
Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Все улыбаются друг другу

Логопед: Доброе утро, ребята, я очень рада видеть вас! Присаживайтесь на подушки.

Подушки расположены полукругом, под ними – игрушки домашних животных (кошка, коза, свинья, баран, корова, лошадь). У логопеда под подушкой фигурка дикого животного. Если дети не обращают внимание на то, что под подушкой что-то есть, логопед сам отмечает, что что-то мешает, ему неудобно сидеть – все достают свои фигурки.

Логопед: Давайте поставим все фигурки, которые мы нашли, в центр круга (на крышку от средней коробки, чтобы всем было видно). Кто это? (животные) Есть ли среди них лишнее животное? (медведь, убирает лишнюю фигурку) Какие животные остались? (ответы детей). Если дети не назовут обобщающего слова «домашние»: Эти животные живут рядом с человеком, значит, они…. (домашние). Человек заботится о них.

Хотите познакомиться с домашними животными поближе? Давайте послушаем, как мычит корова? (звучит голос собаки). Дети с помощью педагога отмечают, что корова не лает, а мычит.

То же самое происходит при прослушивании голосов всех животных (у них место своего голоса – голос собаки).

Логопед: Ребята, как вы думаете, что произошло? (ответы детей) Может быть, мы найдем ответ в этой шкатулке?

Ставит в центр круга шкатулку, открывает ее. Там – перчаточная игрушка Собака. Логопед надевает ее на свою руку и дальше ведет диалог с детьми от имени Собаки.

Логопед: Ах, вот кто лаял!

«Собака»: Гав-гав! Здравствуйте, ребята, меня зовут Дружок. Что у вас случилось? (ответы детей). Нужно вернуть животным их пропавшие голоса. В этой шкатулке спрятаны задания, готовы их выполнить? (ответы детей).

Логопед открывает коробку, внутри которой еще 2 коробки, обращает внимание детей на один из кармашков с изображением жеребёнка.

«Собака»: Гав-гав! Как вы думаете, кому поможет вернуть голос задание в этом кармашке? (лошади и жеребёнку).

Первое задание находится в одном из кармашков маленькой (внутренней) коробки. Логопед достает из кармашка картинку «артикуляционная гимнастика».

Логопед: Я знаю, что это за задание! Хотите, я расскажу вам историю о том, как Язычок гостил в деревне? А вы мне помогайте!

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. Собачка выполняет движения в соответствие с артикуляционными упражнениями.

Проснулся утром Язычок, открыл дверь (широко открыть рот), вышел на улицу (высунуть язык), увидел лошадку и решил на ней покататься (упражнение «Лошадка»). На лугу он увидел корову, которая жевала траву (имитация пережёвывания пищи с закрытым ртом). А рядом паслась коза. Язычок хотел подойти ближе, но коза бодается! (напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то у правую щеку). Испугался Язычок, вскочил на лошадку и поскакал домой (упражнение «Лошадка»). Возле будки он увидел, как собака грызет кость (кусаем язычок зубами). У корыта чавкает свинья (имитация пережевывания пищи с открытым ртом). А маленький котенок лакает молоко из мисочки (кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим вглубь рта). Язычок тоже решил позавтракать, зашел домой и закрыл дверь (закрыть рот).

При необходимости логопед предлагает детям с повышенной саливацией вытереть рот бумажной салфеткой, убирает салфетки в контейнер.

«Собака»: Гав-гав! Первое задание выполнили, можно убрать картинку. Кому же поможет вернуть голос следующее задание? (корове и теленку).

Второе задание находится в одном из кармашков маленькой (внутренней) коробки Собака достает из кармашка конвертики-рожки (по 2 шт. на каждого ребенка).

Логопед: Давайте превратимся в коров, наденем на указательные пальцы рожки.

Дыхательное упражнение «Корова» (по Б. Толкачёву) выполняется стоя.

Приставим указательные пальцы с «рожками» к голове. Сделаем глубокий вдох через нос, немного задержим дыхание и на выдохе продолжительно тянем «му-у-у….». Стараемся, чтобы звук был ровным. Давайте попробуем еще раз (упражнение повторяется 2-3 раза).

«Собака»: Гав-гав! У всех получилось превратиться в корову? Мы справились с этим заданием, давайте уберем рожки.

Дети садятся на подушки.

Логопед: Вы уже догадались, кому поможет вернуть голос следующее задание? (свинье и поросенку).

Логопед вынимает маленькую коробку из средней. Третье задание находится в одном из кармашков средней коробки. Достает из кармашка бигуди и раздает всем детям по одной штуке.

Логопед: Давайте представим, что это – мочалка, которой мама-свинья будет тереть спинку поросенку. Положите мочалку на ладонь, накройте второй ладошкой.

Сначала выполняется самомассаж одной ладони, потом – второй, под речевое сопровождение.

Поросёнку мама-свинка В луже трёт мочалкой спинку. Сын в ответ: «Благодарю, Как приятно! Хрю-хрю-хрю!»

«Собака»: Гав-гав! И с этим заданием мы справились! Можно убрать наши «мочалки».

А кому же поможет вернуть голос задание в этом кармашке? (кошке и котенку).

Четвертое задание находится в одном из кармашков средней коробки Логопед достает из кармашка фетровые шагающие игрушки (кот, собака, лошадь, коза, овца, корова) и раскладывает в центре.

Логопед: Посмотрите, как много домашних животных на хозяйском дворе. И каждого из них свой характер. Давайте встанем и изобразим ласковую кошку, грустную собаку, сердитую корову, обиженную козу, веселую свинью.

Дети стоя выполняют элементы психогимнастики.

Логопед предлагает детям выбрать для себя игрушку, надеть на пальцы (показывает). Задание выполняется лёжа животом на подушках.

Развитие связной речи, психогимнастика. Сочинение сказки «Спор животных».

Логопед: Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека.

Собака залаяла: «Гав-гав. Я самая нужная, потому что… я умею громко лаять (обращаясь к ребенку, у которого фигурка собаки). Например: «Я самая нужная, потому что я охраняю дом».

Кошка ласково замяукала: (предлагает ответить ребенку, у которого фигурка кошки). Например: «Мяу-мяу, я самая нужная, потому что я ловлю мышей».

Тут в спор вмешалась добрая корова. Она замычала: (предлагает ответить ребенку, у которого фигурка коровы). Например: “Му-у-у. Я самая нужная, потому что я даю молоко».

А лошадь, сердито заржала: (предлагает ответить ребенку, у которого фигурка лошади). Например: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.

Выслушав лошадь, овца радостно заблеяла: (предлагает ответить ребенку, у которого фигурка овцы). Например: «Бе-е-е. Это я – самое нужное животное, потому что я даю замечательную теплую шерсть!»

«Собака»: Гав-гав! Ребята, а как думаете вы, какое животное самое нужное? (ответы детей). Если детям трудно будет ответить на вопрос, дать подсказку, что все животные нужны человеку, потому что все приносят пользу.

Шагающая фигурка остается на руке у ребенка.

«Собака»: Гав-гав! Кому поможет вернуть голос задание из этого кармашка? (овце и ягненку).

Пятое задание находится в одном из кармашков средней коробки Логопед достает из кармашка камешки марблс и предлагает детям сесть за столы, на которых приготовлены карточки с дорожками.

«Собака»: Гав-гав! Мамы потеряли своих детенышей. Помогите построить дорожку от мамы к детенышу. Вы можете сделать такую дорожку, какую хотите.

Дети с помощью камешков прокладывают свою дорожку от мамы к детенышу.

Логопед: Возьмите фигурку того животного, которому вы помогали строить дорожку. Пройдите по дорожке.

Упражнение «У кого кто?».

Логопед: У всех получилось справиться с заданием? Давайте теперь проверим, у кого кто? Саша, у кошки кто? (котенок) и т.д.

Логопед задает вопрос «У свиньи, лошади, коровы, … кто?», дети отвечают полным предложением. После того, как задание выполнено, логопед предлагает детям сложить камешки в мешочки, оставить фигурки, карточки и мешочки на столе, пройти на ковер и сесть на подушки.

Логопед: Перед тем, как мы узнаем, вернулись ли голоса к домашним животным, нужно выполнить еще одно заданием. Возьмите фигурки животных, которые мы нашли под подушкой

Логопед ставит в центр контейнер с животными, дети выбирают по одной фигурке. Затем логопед достает из мешочка 5 звуковых планшетов. На каждом из них – картинка с изображением пищи, которую ест какое-то домашнее животное. Планшеты раскладывает в центре (по кругу, лицом к детям).

Логопед: Чем можно угостить домашнее животное, которое вы выбрали? Выберите планшет с подходящей картинкой и положите его рядом с собой (дети выполняют задание). Чем ты угостишь кошку, Саша? (молоком).

Логопед задает подобный вопрос каждому ребенку.

«Собака»: Гав-гав! Ребята, вы справились со всеми заданиями! Хотите проверить, вернулись ли голоса к животным? Только давайте будем делать это по очереди! Саша, подними картинку и нажми на кнопку, которая спряталась под картинкой.

Дети по очереди выполняют задание. Голоса животных, заранее записанные на звуковых планшетах, звучат правильно.

Логопед: (после того, как ребенок нажал на кнопку и все услышали голос животного). Например: Вернулся ли голос к кошке? Как она подает голос? (мяукает) Как подает голос собака? (лает) Как подает голос корова (мычит) и т.д.

«Собака»: Гав-гав! Спасибо, ребята, что вы вернули голоса моим друзьям – домашним животным.

После того, как задание выполнено, логопед предлагает детям убрать планшеты и животных в коробку.

Оценка результатов деятельности (Рефлексия).

Логопед: Какое задание было самым трудным? Если вам понравилось занятие, можно громко похлопать в ладоши, а если нет – хлопать не нужно. Вам понравилось занятие?

«Собака»: Ой, ребята, а вы ничего не слышите? (делает вид, что прислушивается). По-моему, звуки доносятся отсюда!

Логопед с «собакой» на руке подходит к корзине, незаметно включает колонку: раздается писк щенков.

Логопед: Кто же здесь? (поднимает одеяльце, под ним – 5 щенков, сделанных из перчаток в той же технике, что и Собака).

«Собака»: Это же мои щенки! Им было так интересно, что все занятие они тихо сидели в корзинке и слушали. Вы так им понравились, что они захотели с вами подружиться! А вы хотите с ними подружиться? Ну что ж, выбирайте себе дружка!

Дети выбирают щенков, надевают на руку.

Логопед: У каждого появился свой дружок. Саша, что ты вместе с ним будешь делать? (играть, гулять, заниматься, веселиться….)

Спрашивает у каждого ребенка о том, чем он будет заниматься со своим другом-щенком.

«Собака»: Не обижайте своих новых друзей! Заботьтесь о них, играйте с ними. Давайте я провожу вас в группу!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]