Как развить навыки невербального общения?
Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:
- введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
- попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
- отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
- попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.
Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.
Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.
Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника
Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:
- Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
- Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
- Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
- Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
- Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
- Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.
Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.
Роль игры в социализации личности дошкольника
Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети образуют устойчивые игровые сообщества из 3 — 4 человек. В игре есть много действий, которые передают ролевые отношения ребенка с другими участниками игры. Роль в игре не только вызывается, существует расширенное ролевое обращение, направленное к другим участникам игры. Таким образом, ребенок говорит от имени персонажа в игре. Таким образом, через язык раскрывается природа ролевых отношений. Действия в игре извилистые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей этого возраста типично желание знать как можно больше о том, во что они играют. Основное место в игре занимают эпизоды из сказок, фильмов и мультфильмов, и особенно социальные действия. Содержание игровой деятельности, обусловленное знаниями об окружающей жизни, также является главным условием обучения ребенка игре. Конечно, не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Только «хорошая» игра может выполнить эту функцию. Можно выделить набор критериев, которые их характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте являются увлеченность играми, содержание которых отражает характерные социальные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения принятой роли взрослого); содержание целей игры; разнообразие тем и ролей (желание выполнять роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, удовольствие от общения, достигнутые результаты).
1) В игре ребенок учится полноценно общаться со сверстниками.
2) Ребенок учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Происходит соподчинение мотивов — «я хочу» начинает подчиняться «это невозможно» или «это необходимо».
3) Игра интенсивно развивает все психические процессы, формирует первые нравственные чувства (что такое плохо и что такое хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в независимости).
5) В игре формируются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего возраста и дошкольных учреждениях социализация детей в обществе сверстников и их развитие являются приоритетными, что позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Глава II Экспериментально-практическая работа по формированию социально-коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Диагностика стадии развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Данная диагностическая методика была проведена на группе детей старшего дошкольного возраста (группа кратковременного пребывания детей МБОУ «Сараевская общеобразовательная средняя школа») в количестве 12 человек. Возраст детей составлял 6-7 лет. Среди них было семь девочек и пять мальчиков.
Для целей исследования была использована методика «Масочный тест «Я — другой», разработанная А.М. Щетининой. Эта техника направлена на выявление общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе.
Стимулирующий материал. Набор из четырех нарисованных на бумаге масок, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к господству или подчинению.
Эффективное коммуникативное развитие – основы
Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.
Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:
- Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
- Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
- Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
- Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.
Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.
Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.